Энциклопедия «Авиация» (1998)

САМОЛЁТ С КРЫЛОМ ИЗМЕНЯЕМОЙ В ПОЛЁТЕ СТРЕЛОВИДНОСТИ

Рис. 1. Изменение конфигурации самолёта.

самолёт с крыло́м изменя́емой в полёте стрелови́дности. Возникшая потребность в многоцелевых и, следовательно, многорежимных (в основном боевых) самолётах привела к необходимости создать летательный аппарат, аэродинамические свойства которого удовлетворяли бы самым различным, часто противоречивым, требованиям (рис. 1). Широкая номенклатура и значительная масса боевой нагрузки при приемлемой длине взлетно-посадочной полосы предполагают использование толстого прямого крыла с эффективной щелевой механизацией. Для достижения большой дальности и продолжительности полёта на высоте на больших дозвуковых скоростях (Маха число полёта M= 0,7—0,9) необходимо относительно толстое крыло с достаточно большим удлинением и небольшой стреловидностью; для продолжительного полёта на малых высотах при M≈0,7 оптимально крыло умеренных удлинения и стреловидности с большой удельной нагрузкой. Наиболее высокие манёвренные характеристики на до- и околозвуковых скоростях обеспечивает крыло умеренных удлинения и стреловидности с наплывом, обладающее высокими несущими свойствами и аэродинамическим качеством на больших углах атаки. При сверхзвуковых скоростях эффективно тонкое крыло малого удлинения с большой стреловидностью; на малых высотах при предельных скоростных напорах оптимально крыло относительно малой площади с низкими несущими свойствами.

Требуемый характер изменения геометрических характеристик крыла (удлинение, угол стреловидности χ, относительная толщина) и связанных ними аэродинамическими и лётно-техническими характеристик обеспечивается изменением угла стреловидности в плоскости от режима полёта (рис. 2).

Поворот консолей крыла, однако, сопряжен со значительным смещением фокуса аэродинамического. Это неблагоприятное явление, затрудняющее балансировку летательного аппарата и ухудшающее его устойчивость и управляемость, устраняется размещением поворотного шарнира вне фюзеляжа в неподвижном наплыве (рис. 3). Конструктивные особенностиС. с к. и. в. п. с.— наличие поворотного шарнира, привода поворота консолей, относительно большое строительное удлинение консолей крыла, наличие поворотных подкрыльевых пилонов для размещения подвесного вооружения (чтобы при изменении стреловидности крыла сохранить их ориентацию по потоку) — приводят к увеличению массы конструкции по сравнению с самолётом, имеющим неподвижное крыло, и выигрыши в дальности полёта и манёвренных характеристиках несколько снижаются. Особенностью управленияС. с к. и. в п. с.является комбинированное использование интерцепторов (при малой стреловидности) и дифференциальное отклонение стабилизатора (в основном при большой стреловидности) для создания крена.

Первые серийныеС. с. к. и. в п. с.— Дженерал дайнемикс F-111A (США) — см. рис. 4 и МиГ-23 (СССР) — см. рис. 5.

Р. Д. Иродов, Л. А. Курочкин.

Рис. 2. Зависимости максимального значения аэродинамического качества.

Рис. 3. Зависимость разности относительных координат положения аэродинамического фокуса.

Рис. 4. Истребитель-бомбардировщик Дженерал дайнемикс F‑111.

Рис. 5. Истребитель МиГ‑23.

  1. самолёт с крылом изменяемой в полете стреловидностиСамолт с крылом изменяемой в полете стреловидности Возникшая потребность в многоцелевых и следовательно многорежимных в основном боевых самолтах привела к необходимости с...Энциклопедия техники