Энциклопедия «Авиация» (1998)

"САМОЛЁТ"

«Самолёт»— одно из первых советских авиастроительных предприятий. Берёт начало от завода, основанного в 1914 в Москве итальянским предпринимателем и конструктором Ф. Моска и строившего самолёты «Фарман IV» (французская модель) и «Моска» (собственная разработка). После национализации (1918) предприятие, ставшее Государственным авиационным заводом № 5 и получившее позднее название «Самолёт», занималось ремонтом самолётов, в 1923 освоило изготовление учебного самолёта У-1 (его производство было затем передано на завод «Красный лётчик»), а в 1925 первым в стране приступило к серийному строительству цельнометаллических самолётов (Р-3). Награждено орденом Трудового Красного Знамени РСФСР (1923). В 1927 произошло разделение предприятия: персонал и оборудование, связанные с выпуском самолёта Р-3, передали на завод № 22, а на старой территории был образован опытный завод № 25, ставший производственно-технической базой КБ Н. Н. Поликарпова. Этим КБ, в котором работали также С. А. Кочеригин, А. Н. Рафаэлянц, В. П. Яценко, В. В. Никитин, М. К. Тихонравов и др., в 1927—1929 были созданы самолёты У-2, И-3, Р-5 (см. статью Поликарпова самолёты). В 1930 завод № 25 вошёл в состав Московского авиационного завода № 39.

-----------------------------------

Рис. 1. Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-96-300.

самолёт(устар. — аэроплан) — летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного крыла, на котором при движении в воздушной среде образуется аэродинамическая подъёмная сила. Неподвижность крыла, которая отличаетС.от винтокрылых летательных аппаратов, имеющих «вращающееся крыло» (несущий винт), и от летательного аппарата с машущими крыльями (махолётов), в некоторой степени условна, так как в ряде конструкцийС.крыло может изменять в полёте угол установки, угол стреловидности и т. п. КонцепцияС., зародившаяся в конце XVIII — начале XIX вв. (Дж. Кейли) и предполагавшая осуществление полёта летательного аппарата с помощью разделённых по функциям движителя (воздушного винта) и несущей поверхности (крыла), в ходе развития летательной техники оказалась наиболее удачной по совокупности лётных характеристик и эксплуатационных качеств, иС.получил наибольшее распространение среди летательных аппаратов с различными принципами создания подъёмной силы и конструктивными способами их воплощения (см. также Авиация).

Классификация самолётов.По назначению различают гражданские и военныеС.К гражданским относятся пассажирские, грузовые и грузопассажирские, административные, спортивные, сельскохозяйственные и другиеС.для народного хозяйства. ПассажирскиеС.подразделяются на магистральные самолёты иС.местных воздушных линий. ВоенныеС.включают истребители (воздушного боя, истребители-бомбардировщики, истребители-перехватчики, многоцелевые), штурмовики, бомбардировщики (фронтовые, дальние, межконтинентальные), разведчики (тактические, оперативные, стратегические), военно-транспортные (лёгкие, средние, тяжёлые), противолодочные,С.боевого обеспечения (радиолокационного дозора и наведения, постановщики помех, воздушные пункты управления, заправщики топливом в полёте и др.). В состав военной и гражданской авиации входят учебные, учебно-тренировочные, санитарные, патрульные, поисково-спасательныеС.По типу движителяС.относят к винтовым или реактивным. В соответствии с типом двигателейС.часто называют поршневым, турбовинтовым, реактивным (в частности, ракетным), а по числу двигателей — например, двух-, трёх-, четырёхдвигательным. В зависимости от максимальной скорости полётаС.подразделяют на дозвуковые (Маха число полёта M< 1), сверхзвуковые (M> 1) и гиперзвуковые (M≥ 1; часто принимают M≥ 4—5). По условиям базирования различаютС.сухопутного базирования, корабельныеС., гидросамолёты (летающие лодки или поплавковые) иС.-амфибии, а по требованиям к длине взлетно-посадочной полосы —С.вертикального, короткого и обычного взлёта и посадки. Различная способность к маневрированию (максимальное значение эксплуатационной перегрузки) отличает манёвренные, ограниченно манёвренные и неманёвренныеС.По стадии освоенияС.относят к экспериментальным, опытным и серийным, а по отличию от исходного образца — к модернизированным и модифицированным.С.с экипажем называют пилотируемыми, а без экипажа беспилотными. Для некоторых типов пилотируемыхС.(истребителей, штурмовиков, учебных) часто указывают число членов экипажа (одно- или двухместный).

Многие названияС.определяются их конструктивным исполнением и аэродинамической схемой. По числу крыльев различают монопланы, бипланы (в том числе полуторапланы), трипланы и полипланы, а монопланы, в зависимости от расположения крыла относительно фюзеляжа, могут быть низкопланами, среднепланами и высокопланами. Моноплан без наружных подкрепляющих элементов крыла (подкосов) называется свободнонесущим, а моноплан с крылом, установленным на подкосах выше фюзеляжа, называется парасоль.С.с изменяемой в полёте стреловидностью крыла часто называютС.изменяемой геометрии, в зависимости от расположения оперения выделяютС.нормальной схемы (с хвостовым оперением),С.типа «бесхвостка» (горизонтальное оперение отсутствует) иС.типа «утка» (с горизонтальным оперением, расположенным впереди крыла). По типу фюзеляжаС.может быть однофюзеляжным и двухбалочным, аС.без фюзеляжа называют «летающим крылом».С.с диаметром фюзеляжа более 5,5—6 м называют широкофюзеляжными. Свою классификацию имеют самолёты вертикального взлёта и посадки (с поворотными винтами, поворотным крылом, подъёмными или подъёмно-маршевыми двигателями и т. д.). Некоторые понятия классификации, такие, как, например, «лёгкий», «тяжёлый», «дальний» и т. п., являются условными, не всегда имеют строго очерченные границы и дляС.различных типов (истребители, бомбардировщики, транспортныеС.) могут соответствовать существенно отличающимся числовым значениям взлётной массы и дальности полёта.

Аэродинамика самолёта.Подъёмная сила, поддерживающаяС.в воздухе, образуется вследствие несимметричного обтекания крыла воздушным потоком, имеющего место при несимметричной форме профиля крыла, ориентации его под некоторым положительным углом атаки к потоку или под влиянием обоих этих факторов. В этих случаях скорость потока на верхней поверхности крыла больше, а давление (в соответствии с Бернулли уравнением) меньше, чем на нижней; вследствие этого создаётся разность давлений под крылом и над крылом и возникает подъёмная сила. Теоретические подходы к определению подъёмной силы профиля крыла (для идеальной несжимаемой жидкости) отражены в известной Жуковского теореме. Действующую наС.при его обтекании воздушным потоком полную аэродинамическую силуRA(её называют аэродинамической силой планёра) в скоростной системе координат можно представить в виде двух составляющих — аэродинамической подъёмной силы Yaи силы лобового сопротивления Xa(в общем случае возможно также наличие и боковой силы Za). Сила Yaопределяется в основном подъёмными силами крыла и горизонтального оперения, а противоположно направленная по отношению к скорости полёта сила Xaобязана своим происхождением трению воздуха о поверхностьС.(сопротивление трения), разности давлений, действующих на лобовые и кормовые части элементовС.(сопротивление давления, см. Профильное сопротивление, Донное сопротивление), и связанному с образованием подъёмной силы скосу потока за крылом (индуктивное сопротивление); кроме того, при больших скоростях полёта (около- и сверхзвуковых) добавляется волновое сопротивление, вызываемое образованием скачков уплотнения (см. Сопротивление аэродинамическое). Аэродинамическая сила планёраС.и её составляющие пропорциональны скоростному напору q = ρV2/2 (ρ — плотность воздуха, V — скорость полёта) и некоторой характерной площади, в качестве которой обычно принимают площадь крыла S: Ya= cyaqS, Xa= cxaqS, причём коэффициент пропорциональности (коэффициент подъёмной силы cyaи коэффициент лобового сопротивления cxa) зависят в основном от геометрических форм частейС., ориентации его в потоке (угла атаки), Рейнольдса числа, а на больших скоростях и от числа M. Аэродинамическое совершенствоС.характеризуют отношением подъёмной силы к суммарной силе лобового сопротивления, называемой аэродинамическим качеством: K = Ya/Xa= cya/cxaВ установившемся (V = const) горизонтальном полёте вес самолёта G уравновешивается подъёмной силой (Ya= G), а тяга Р силовой установки должна компенсировать лобовое сопротивление (P = Xa). Из получающегося соотношения G = KP следует, например, что реализация в конструкцииС.более высокого значения K позволила бы при фиксированном значении G снизить для той же скорости полёта потребную тягу и, следовательно, расход топлива, а в некоторых других случаях (например, при том же значении Р) увеличить грузоподъёмность или запас топлива наС.В ранний период (до начала 20-х гг.)С.имели грубые аэродинамические формы и значения аэродинамического качества у них были в пределах K = 4—7. НаС.30-х гг., имевших прямые крылья и скорость полёта 300—350 км/ч, были получены значения K = 13—15. Это было достигнуто в основном благодаря применению схемы свободнонесущего моноплана, усовершенствованных профилей крыла, фюзеляжей обтекаемой формы, закрытых кабин, жёсткой гладкой обшивки (взамен матерчатой или гофрированной металлической), уборке шасси, капотированию двигателей и т. д. При последующем создании более скоростныхС.возможности повышения аэродинамического качества стали более ограниченными. Тем не менее на пассажирскихС.80-х гг. с большими дозвуковыми скоростями полёта и стреловидными крыльями максимальные значения аэродинамического качества составили K = 15—18. На сверхзвуковыхС.для снижения волнового сопротивления применяют крылья тонкого профиля, с большой стреловидностью или другие формы в плане с малым удлинением. Однако уС.с такими крыльями аэродинамическое качество на дозвуковых скоростях полёта меньше, чем уС.дозвуковых схем.

Конструкция самолёта.Она должна обеспечивать высокие аэродинамические характеристики, обладать необходимыми прочностью, жёсткостью, живучестью, выносливостью (сопротивлением усталости), быть технологичной в производстве и обслуживании, иметь минимальную массу (это один из основных критериев совершенстваС.). В общем случаеС.(рис. 1 и 2) состоит из следующих основных частей: крыла, фюзеляжа, оперения, шасси (все это вместе называют планёромС.), силовой установки, бортового оборудования; военныеС.имеют также вооружение авиационное.

Крыло является основной несущей поверхностьюС., а также обеспечивает его поперечную устойчивость. На крыле располагаются средства его механизации (закрылки, предкрылки и др.), органы управления (элероны, элевоны, интерцепторы), а при некоторых компоновкахС.закрепляются также опоры шасси и устанавливаются двигатели. Крыло состоит из каркаса с продольным (лонжероны, стрингеры) и поперечным (нервюры) силовым набором и обшивки. Внутренний объём крыла используется для размещения топлива, различных агрегатов, коммуникаций и т. д. Важнейшими моментами в развитииС., связанными с конструкцией крыла, были завершившийся в 30-х гг. переход от схемы биплана к свободнонесущему моноплану и начавшийся в конце 40-х — начале 50-х гг. переход от прямого крыла к стреловидному. На тяжёлыхС.с большой дальностью полёта, для которых важным является увеличение аэродинамического качества, схема моноплана позволила увеличить в этих целях размах крыла, а для более энерговооруженныхС.(истребителей) — использовать уменьшение площади крыла и лобового сопротивления для повышения скорости полёта. Создание свободнонесущих монопланов стало возможным благодаря успехам в строительной механике конструкции и профилировке крыла, а также применению высокопрочных материалов. Применение стреловидного крыла позволило реализовать потенциальные возможности дальнейшего увеличения скорости полёта при использовании газотурбинных двигателей. При достижении некоторой скорости полёта (критического числа М) на крыле образуются местные сверхзвуковые зоны со скачками уплотнения, что приводит к появлению волнового сопротивления. Для стреловидного крыла вследствие скольжения принципа возникновение таких неблагоприятных явлений отодвигается в область более высоких скоростей полёта (критическое число Мбольше, чем у прямого крыла); а при сверхзвуковом обтекании интенсивность образующихся скачков уплотнения более слабая. Угол стреловидности χ крыла дозвуковогоС.обычно составляет 20—35°, а у сверхзвуковогоС.достигает 40—60°.

В 50—80-х гг. создано большое числоС.различных типов с турбовинтовыми двигателями и турбореактивными двигателями, различающихся скоростью и профилем полёта, манёвренностью и другими свойствами. Соответственно этому на них нашли применение крылья, разнообразные по форме в плане, удлинению, относительной толщине, конструктивно-силовой схеме и т. д. Наряду со стреловидным широкое распространение получило треугольное крыло, сочетающее в себе благоприятные для больших сверхзвуковых скоростей полёта свойства большой стреловидности (χ ≈ 55—70°), малого удлинения и малой относительной толщины профиля. В связи с возникшей необходимостью обеспечить для некоторых типовС.высокие аэродинамические характеристики в широком диапазоне скоростей полёта были созданы самолёты с крылом изменяемой в полёте стреловидности (χ ≈ 15—70°), на которых реализуются достоинства прямого крыла сравнительно большого удлинения (взлётно-посадочные режимы и полёт на дозвуковых скоростях) и крыла большой стреловидности (полёт на сверхзвуковых скоростях). Разновидность этой схемы — цельноповоротное антисимметричное крыло. На манёвренныхС.нашло применение крыло с переменной стреловидностью по передней кромке, включающее трапециевидную часть с умеренной стреловидностью и корневые наплывы крыла большой стреловидности, которые улучшают несущие свойства крыла на больших углах атаки. СхемаС.с крылом обратной стреловидности (КОС) не получила широкого распространения из-за аэроупругой неустойчивости (дивергенции) крыла при повышенных скоростях полёта. Появление композиционных материалов открыло возможности устранить этот недостаток путём обеспечения необходимой жёсткости крыла без заметного утяжеления конструкции, и КОС, обладающее благоприятными аэродинамическими характеристиками на больших углах атаки, стало в конце 70-х и в 80-х гг. объектом широких теоретических и экспериментальных исследований.С.различного скоростного диапазона отличаются удлинением крыла λ = l2/S (l — размах крыла). Для повышения аэродинамического качества увеличивают λ, для снижения волнового сопротивления — уменьшают. Если удлинение дозвуковых стреловидных крыльев составляет обычно λ = 7—8 для пассажирских и транспортныхС.и λ = 4—4,5 для истребителей, то у сверхзвуковых истребителей λ = 2—3,5. Для обеспечения необходимой поперечной устойчивостиС.консоли крыла устанавливаются (при виде спереди) под некоторым углом к горизонтальной плоскости (так называемое поперечное V крыла). Улучшение аэродинамических характеристик крыла во многом обязано совершенствованию его профиля. На различных этапах развитияС.выбор профиля крыла определялся аэродинамическими или конструктивными требованиями и уровнем научных знаний. Плоское крыло встречалось в ранних проектахС., однако все первые летавшиеС.уже имели профилированные крылья. Для получения большей подъёмной силы сначала применялись тонкие изогнутые крылья (С.раннего периода), а позднее — крылья с толстым профилем (свободнонесущие монопланы 20-х гг.). По мере увеличения скорости полёта использовались менее изогнутые и более тонкие профили. В конце 30-х гг. велись работы по так называемым ламинарным профилям малого сопротивления, однако большого распространения они не получили, так как обеспечение ламинарного обтекания предъявляло высокие требования к качеству отделки и чистоте поверхности крыла. В 70-х гг. для дозвуковыхС.разработаны сверхкритические профили, позволяющие повысить значение критического числа М. НаС.с большой сверхзвуковой скоростью полёта для снижения волнового сопротивления применяются крылья с малой относительной толщиной профиля ( = 2—6%) и острой передней кромкой. Геометрические параметры крыла переменны вдоль его размаха: оно имеет сужение, значения . уменьшаются к концам крыла, используется аэродинамическая и геометрическая крутка крыла и т. п.

Важная характеристикаС.— удельная нагрузка на крыло, равная G/S = cyρV2/2. На всех этапах развитияС.она возрастала — на быстроходныхС.вследствие уменьшения площади крыла в целях снижения сопротивления и повышения скорости полёта, а на тяжёлыхС.из-за опережающего роста массыС.При увеличении удельной нагрузки на крыло соответственно увеличивается скорость на взлёте и посадке, возрастает потребная длина взлетно-посадочной полосы, а также усложняется пилотированиеС.на посадке. Снижение скорости отрыва и посадочной скорости обеспечивается механизацией крыла, позволяющей при отклонении щитков и закрылков увеличить максимальные значения коэффициента cy, а для некоторых конструкций — также площадь несущей поверхности. Устройства механизации крыла начали разрабатываться в 20-х гг., а широкое распространение получили с 30-х гг. Сначала применялись простые щитки и закрылки, позднее появились выдвижные и щелевые закрылки (в том числе двух- и трёхщелевые). Некоторые виды механизации крыла (предкрылки и др.) применяются также в полёте, при маневрированииС.Идея согласования формы профиля крыла с режимом полёта лежит в основе адаптивного крыла. В 50-х гг. для увеличения подъёмной силы крыла на малых скоростях полёта стало использоваться управление пограничным слоем, в частности сдув пограничного слоя посредством выдувания отбираемого от двигателя воздуха на верхние поверхности носков крыла и закрылков. В 70-х гг. стали создаваться самолёты короткого взлёта и посадки (СКВП) с так называемой энергетической механизацией крыла, основанной на использовании энергии двигателя для увеличения подъёмной силы посредством обдувания крыла или закрылков реактивной струёй двигателей.

Фюзеляж служит для объединения в одно целое различных частейС.(крыла, оперения и др.), для размещения кабины экипажа, агрегатов и систем бортового оборудования, а также, в зависимости от типа и конструктивной схемыС., пассажирских салонов и грузовых кабин, двигателей, отсеков вооружения и шасси, топливных баков и т. д. На ранних этапах развитияС.его крыло соединялось с оперением с помощью открытой фермы или ферменного фюзеляжа коробчатой формы, закрытого полотняной или жёсткой обшивкой. На смену ферменным фюзеляжам пришли так называемые балочные фюзеляжи с различными сочетаниями силового набора — продольного (лонжероны, стрингеры) и поперечного (шпангоуты) и «работающей» обшивкой. Такая конструкция позволила придавать фюзеляжу различные хорошо обтекаемые формы. Длительное время преобладали открытая или защищённая передним козырьком кабины экипажа, а на тяжёлыхС.их вписывали в обводы фюзеляжа. С ростом скорости полёта кабины лёгкихС.стали закрывать обтекаемым фонарём. Выполнение полётов на больших высотах потребовало создания герметичных кабин (на боевых и на пассажирскихС.) с обеспечением в них параметров воздуха, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. На современныхС.получили распространение различные формы поперечного сечения фюзеляжа — круглая, овальная, в виде пересечения двух окружностей и др. На фюзеляже с поперечным сечением, близким к прямоугольному, и со специально спрофилированным днищем можно получить некоторую дополнит, подъёмную силу (несущий фюзеляж). Площадь миделевого сечения фюзеляжа лёгкихС.определяется размерами кабины экипажа или габаритами двигателей (при установке их в фюзеляже), а на тяжёлыхС.— размерами пассажирской или грузовой кабины, отсеков вооружения и т. п. Создание во второй половине 60-х гг. широкофюзеляжныхС.с диаметром около 6 м позволило значительно повысить грузоподъёмность и пассажировместимость. Длина фюзеляжа определяется не только условием размещения перевозимой нагрузки, топлива, оборудования, но также требованиями, связанными с устойчивостью и управляемостьюС.(обеспечение необходимого положения центра тяжести и расстояния от него до оперения). Для снижения волнового сопротивления фюзеляжи сверхзвуковыхС.имеют большое удлинение, заострённую носовую часть, а иногда в зоне сопряжения с крылом фюзеляж «поджат» (при виде сверху) в соответствии с так называемым площадей правилом. БольшинствоС.выполнено по однофюзеляжной схеме. ДвухбалочныеС.строились сравнительно редко, ещё реже — бесфюзеляжныеС.

Оперение обеспечивает продольную и путевую устойчивость, балансировку и управляемостьС.Большинство созданныхС., особенно дозвуковых, имело нормальную схему, то есть с хвостовым оперением, состоящим обычно из неподвижных и отклоняемых (управляющих) поверхностей: стабилизатор и руль высоты образуют горизонтальное оперение (ГО), а киль и руль направления — вертикальное оперение (ВО). По конструктивно-силовой схеме оперение аналогично крылу, причём на скоростныхС.ВО и ГО, как и крыло, выполняются стреловидными. На тяжёлых дозвуковыхС.для облегчения балансировки стабилизатор иногда делают переставным, то есть с изменяемым углом установки в полёте. На сверхзвуковых скоростях полёта эффективность рулей уменьшается, поэтому на сверхзвуковыхС.стабилизатор и киль могут быть управляемыми, в том числе цельноповоротными (ГО и ВО без рулей). Наиболее распространено однокилевое оперение, но создаются такжеС.с разнесенным ВО. Известна конструкция V-образного оперения, выполняющего функции ГО и ВО. Достаточно большое числоС., особенно сверхзвуковых выполнено по схеме «бесхвостка» (ГО отсутствует). По схеме «утка» (с передним ГО) построено небольшое числоС.однако она продолжает привлекать к себе внимание, в частности, благодаря преимуществу, состоящему в использовании для балансировкиС.положительной подъёмной силы, создаваемой передним ГО.

Шасси служит для перемещенияС.по аэродрому (при рулёжке, взлёте и посадке), а также для смягчения ударов, возникающих при посадке и движенииС.Наиболее распространено колёсное шасси, однако на лёгкихС.в зимних условиях иногда применяется лыжное шасси. Предпринимались попытки создания гусеничного шасси, оказавшегося слишком тяжёлым. Необходимая мореходность и устойчивость на воде гидросамолётов обеспечиваются поплавками или лодкой-фюзеляжем. Сопротивление шасси может достигать 40% лобового сопротивленияС., поэтому в начале 40-х гг. для повышения скорости полета стали широко применять убирающееся шасси. В зависимости от конструкции фюзеляжаС.шасси убирается в крыло, фюзеляж, гондолы двигателей.С.с малой скоростью полета иногда строятся с неубирающимся шасси, которое легче и проще по конструкции. Для обеспечения устойчивого положенияС.на земле его шасси включает не менее трёх опор. Ранее в основном применялось трёхопорное шасси с низкой хвостовой опорой, а реактивныеС.оборудуются шасси с передней опорой, обеспечивающим более безопасное приземление на повышенных скоростях и устойчивое движениеС.на разбеге и пробеге. Кроме того, горизонтальное положение фюзеляжа (при передней опоре) способствует снижению воздействия реактивной струи двигателей на аэродромное покрытие. На рядеС.применено велосипедное шасси с двумя основными опорами вдоль фюзеляжа и вспомогательными опорами на концах крыла. Одно из преимуществ такой схемы состоит в отсутствии на крыле гондол для уборки шасси, ухудшающих аэродинамические характеристики крыла. На тяжёлом бомбардировщике М-4 было применено «вздыбливание» передней стойки велосипедного шасси на взлёте, что увеличивало угол атакиС.и сокращало длину разбега. Опора шасси обычно включает в себя стойку, жидкостно-газовый или жидкостный амортизатор, подкосы, механизмы уборки-выпуска и колёса. Колёса основных опор, а иногда и передних опор оборудуются тормозами, которые используются для сокращения длины пробега после посадкиС., а также для удержанияС.на месте при работающих двигателях (перед разбегом на взлёте, при опробовании двигателей и т. п.). Для обеспечения руленияС.передняя опора имеет ориентирующееся колесо. Управление движениемС.на земле при малых скоростях обеспечивается раздельным торможением колёс основных опор, а также созданием несимметричной тяги двигателей. Когда такой способ малоэффективен или невозможен (велосипедное шасси, однодвигательная компоновка в сочетании с малой колеёй шасси и т. п.), передняя опора выполняется управляемой. Тяжёлые пассажирские и транспортныеС.оборудуются многоопорными и многоколёсными шасси для снижения нагрузок и давлений на аэродромное покрытие. На расширение возможностей базированияС.направлен поиск новых, в частности неконтактных, взлётно-посадочных устройств (например, шасси на воздушной подушке).

Силовая установка самолёта.Создаёт необходимую тягу во всём диапазоне эксплуатационных условий и включает двигатели (см. Двигатель авиационный), воздушные винты, воздухозаборники, реактивные сопла, системы топливопитания, смазки, контроля и регулирования и др. Почти до конца 40-х гг. основным типом двигателя дляС.был поршневой двигатель внутреннего сгорания с воздушным или жидкостным охлаждением. Важные этапы в развитии силовых установок с поршневыми двигателями — создание винтов изменяемого шага (эффективных в широком диапазоне полётных режимов); повышение литровой мощности благодаря увеличению степени сжатия, что стало возможным после существенного повышения антидетонационных свойств авиационного бензина; обеспечение необходимой мощности двигателей на высоте путём их наддува с помощью специальных нагнетателей. На снижение аэродинамического сопротивления силовой установки было направлено закрытие звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения кольцевыми профилирующими капотами, а также уборка радиаторов поршневых двигателей жидкостного охлаждения в тоннели крыла или фюзеляжа. Мощность авиационного поршневого двигателя была доведена до 3160 кВт, а скорость полётаС.с поршневым двигателем — до 700—750 км/ч. Однако дальнейшему росту скорости препятствовали резкое возрастание аэродинамического сопротивления самолёта и снижение КПД воздушного винта вследствие увеличивающегося влияния сжимаемости воздуха и связанный с этим рост потребной мощности двигателя, в то время как возможности уменьшения его массы и размеров были уже исчерпаны. Это обстоятельство стимулировало разработку и внедрение более лёгких и мощных газотурбинных двигателей (турбореактивных двигателей и турбовинтовых двигателей).

На боевыхС.получили распространение турбореактивные двигатели, а на пассажирских и транспортных — турбовинтовые двигатели и турбореактивные двигатели. Ракетные двигатели (жидкостные ракетные двигатели) не получили широкого распространения из-за малой располагаемой продолжительности полёта (на бортуС.необходимо иметь не только горючее, но и окислитель), хотя они применялись на ряде экспериментальныхС., на которых были достигнуты рекордные скорости полёта. Тяговые, экономические и весовые характеристики авиационных газотурбинных двигателей непрерывно совершенствовались путём повышения параметров рабочего процесса двигателя, применения новых материалов, конструктивных решений и технологических процессов. Повышение скоростей полёта вплоть до больших сверхзвуковых (M= 3) было достигнуто при использовании турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, позволяющей значительно (на 50% и более) увеличить тягу двигателя. На экспериментальныхС.испытывались силовые установки, состоящие только из ПВРД (старт сС.-носителя), а также комбинированные установки (ТРД + ПВРД). Силовые установки с ПВРД обеспечивают дальнейшее расширение скоростного диапазона примененияС.(см. Гиперзвуковой самолёт). На дозвуковых пассажирских и транспортныхС.нашли применение экономичные турбореактивные двухконтурные двигатели сначала с малой, а позднее (в 60—70-х гг.) с большой степенью двухконтурности. Удельный расход топлива на сверхзвуковомС.достигает 0,2 кг/(Н·ч) на полётных форсажных режимах, у дозвуковыхС.на крейсерских режимах полёта доведён до 0,22—0,3 кг/(кВт·ч) для турбовинтовых двигателей и 0,07—0,058 кг/(Н·ч) для турбореактивных двухконтурных двигателей. Создание высоконагруженных воздушных винтов, сохраняющих высокий кпд до больших скоростей полёта (M≈ 0,8), положено в основу разработки турбовинтовентиляторных двигателей, которые на 15—20% экономичнее турбореактивных двухконтурных двигателей. Двигатели пассажирскогоС.оборудуются устройствами реверсирования тяги на посадке для сокращения длины пробега и выполняются малошумными (см. Нормы шума). Число двигателей в силовой установке зависит главным образом от назначенияС., его основных параметров и требований к лётным характеристикам. Суммарная мощность (тяга) силовой установки, определяемая необходимой стартовой энерговооружённостью (тяговооружённостью)С., выбирается исходя из условий непревышения заданной длины разбега при взлёте, обеспечения набора высоты при отказе одного двигателя, достижения максимальной скорости полёта при заданной высоте и т. д. Тяговооружённость современного сверхзвукового истребителей достигает 1,2, у дозвукового пассажирскогоС.обычно находится в пределах 0,22—0,35. Существуют различные варианты размещения двигателей наС.Поршневые двигатели обычно устанавливались на крыле и в носовой части фюзеляжа. Аналогично располагают двигатели на турбовинтовыхС.На реактивныхС.компоновочные решения более разнообразны. На лёгких боевыхС.один или два турбореактивных двигателя обычно устанавливают в фюзеляже. На тяжёлых реактивныхС.практиковалось размещение двигателей в корневой части крыла, но большее распространение получила схема подвески двигателей на пилонах под крылом. На пассажирскомС.двигатели (2, 3 или 4) часто размещают на хвостовой части фюзеляжа, причём в трёхдвигательном варианте один двигатель помещают внутрь фюзеляжа, а его воздухозаборник — в корневую часть киля. К преимуществам таких компоновок относятся снижение шума в пассажирской кабине, повышение аэродинамического качества за счёт «чистого» крыла. Трёхдвигательные варианты пассажирскихС.выполняются также по схеме с двумя двигателями на пилонах под крылом и одним в хвостовой части фюзеляжа. На некоторых сверхзвуковыхС.мотогондолы располагаются непосредственно на нижней поверхности крыла, при этом специальная профилировка внешних обводов гондол позволяет использовать систему образующихся скачков уплотнения (повышение давления) для получения дополнительной подъёмной силы на крыле. Установка двигателей сверху крыла применяется в схемах самолёта короткого взлета и посадки с обдувом верхней поверхности крыла.

В авиационных двигателях используется жидкое углеводородное топливо — бензин в поршневых двигателях и так называемое реактивное топливо (типа керосина) в газотурбинных двигателях (см. Топливо авиационное). В связи с истощением природных запасов нефти могут найти применение синтетические топлива, криогенные топлива (в 1988 в СССР создан экспериментальный самолёт Ту-155, использующий в качестве топлива водород и сжиженный газ), а также авиационные ядерные силовые установки. Создан ряд лёгких экспериментальныхС., использующих энергию солнечных батарей (см. Солнечный самолёт), из которых наиболее известен «Солар челленджер» (США); на нём в 1981 был совершён перелёт Париж — Лондон. Продолжаются постройки демонстрационныхС.с мускульным приводом воздушного винта (см. Мускулолёт). В 1988 дальность полёта на мускулолёте достигла около 120 км при скорости с

  1. самолетлетательный аппаратstrong самолет летательный аппарат с наклонными крыльями и двигателем.моноплан самолет имеющий одно крыло расположенное по обе стороны фюзеляжа.парас...Идеографический словарь русского языка
  2. самолетсамолеuт м...Болгарско-русский словарь
  3. самолётСАМОЛТ устар.аэроплан летательный аппарат тяжелее воздуха для полтов в атмосфере с помощью двигателей и неподвижных как правило крыльев. Благодаря большой скорости грузоп...Большая советская энциклопедия
  4. самолётустаревшее аэроплан летательный аппарат тяжелее воздуха для полтов в атмосфере с помощью двигателей и неподвижных как правило крыльев. Благодаря большой скорости грузопо...Большая Советская энциклопедия II
  5. самолетм. aereo apparecchio m разг. velivolo m книжн. aeroplano уст. реактивный самолет aviogetto m двухмоторный четырехмоторный реактивный самолет bigetto m quadrigetto m т...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. самолетмFlugzeug nвоенный самолет Militrflugzeug nпассажирский самолет Verkehrsflugzeug nсамолетистребитель Jagdflugzeug nучебный самолет Schulflugzeug nдвухместный самолет ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. самолетсамолетFlugzeugСинонимы авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомбовоз бо...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. самолетсамолетFlugmaschineСинонимы авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомбово...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. самолётсамолт м Flugzeug n a военный самолт Militrflugzeug n пассажирский самолт Verkehrsflugzeug n самолтистребитель Jagdflugzeug n учебный самолт Schulflugzeug n двухместный с...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. самолётм.aeroplano mem avin mрский самолт avin de pasajerosдывательный самолт avin de reconocimientoвный самолт avin reactivo avin de propulsin a chorroй самолт avin de a tu...Большой русско-испанский словарь
  11. самолетсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  12. самолётм. avion m пассажирский самолт avion de ligne разведывательный самолт avion de reconnaissance учебный самолт avioncole m pl avionscoles самолт связи avionestafette m ...Большой русско-французский словарь
  13. самолётБить по самолтам.strong Жарг. спорт. футб. Шутл.ирон.em Бить намного выше ворот. РТ . Пойти посссмотреть как сссамолты сссадятся.strong Жарг. мол. Шутл.em Сходить в туале...Большой словарь русских поговорок
  14. самолетУвидели во сне след оставленный самолетом в небе потеряете то что очень важно для вас сейчас. И это при том что будете прилагать максимум усилий к тому чтобы все было хо...Большой универсальный сонник
  15. самолетм.avion mпассажирский самолет avion de ligneразведывательный самолет avion de reconnaissanceучебный самолет avioncole m plem avionscolesсамолет связи avionestafette m...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. самолётлетат. аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой для создания тяги и неподвижным крылом на кром при наличии постулат скорости образуется аэродинамическая подъмная сила...Большой энциклопедический политехнический словарь
  17. самолетлетательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере спомощью силовой установки и крыльев в ряде случаев с изменяемойгеометрией. Различают гражданские военные винт...Большой энциклопедический словарь II
  18. самолетСАМОЛЕТ летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев в ряде случаев с изменяемой геометрией. Различают гражданские во...Большой энциклопедический словарь III
  19. самолетСАМОЛЕТ летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев в ряде случаев с изменяемой геометрией. Различают гражданские в...Большой Энциклопедический словарь V
  20. самолётустар. аэроплан ЛА тяжелее воздуха для полтов в атмосфере с помощью силовой установки создающей тягу и несущих поверхностей крыло и оперение ЛА образующих аэродинамич. по...Военный энциклопедический словарь
  21. самолётлетательный аппарат использующий для полетов в атмосфере тягу силовой установки и аэродинамическую подъемную силу крыла. Различают военные истребители бомбардировщики и д...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  22. самолетЕсли вам приснился самолет такой сон говорит о том что ваши сексуальные отношения с партнером ни от кого не зависят все идет своим ходом. И не стоит превращать свою спаль...Интимный сонник
  23. самолётсамолт пассажир самолту пассажирский самолт согуштук самолт военный самолт самолт жасоо или самолт куруу самолтостроение....Киргизско-русский словарь
  24. самолётсамолт самолтный ввлытм да самолт сверхскоростной самолткуим мотора самолт трхмоторный самолтуна местаа самолт многоместный самолтсамолт бж хвостовая рулевая часть с...Коми (зырянский)-русский словарь
  25. самолётрус. самолт ср. учакъ тайяре...Крымскотатарско-русский словарь II
  26. самолетСамолт aeroplanum реактивный самолет aeronavis retroversa inversa vi contraria vi impulsa...Латинский словарь
  27. самолёта м.em Летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью двигателей и крыльев.Многомоторный самолет. Реактивный самолет. Звено самолетов.em В это вре...Малый академический словарь
  28. самолетСАМОЛЕТ Aeroplane airplane aircraft принятое в наших армии и флоте название аэроплана см. Самойлов К. И.Морской словарь. М.Л. Государственное Военноморское Издательство...Морской словарь
  29. самолеткорень САМ соединительная гласная О корень ЛЕТ нулевое окончаниеОснова слова САМОЛЕТВычисленный способ образования слова Сложение основ САМ соединительная гласная О ...Морфемный разбор слова по составу
  30. самолетНачальная форма Самолет винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  31. самолетсамолт м. Летательный аппарат тяжелее воздуха с двигателем и неподвижными крыльями....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. самолетсамолт самолт а...Орфографический словарь
  33. самолётu мu мн.u самолты Р.u самолтов авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомб...Орфографический словарь русского языка
  34. самолетша...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  35. самолётсм. хаедтаехаег....Осетинско-русский словарь
  36. самолет.Самолет. Воздушное судно тяжелее воздуха приводимое в движение силовой установкой подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций ...Официальная терминология
  37. самолётavion...Политехнический русско-французский словарь
  38. самолётсамолт самолты самолта самолтов самолту самолтам самолт самолты самолтом самолтами самолте самолтах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  39. самолётОрфографическая запись слова самолт Ударение в слове самолт Деление слова на слоги перенос слова самолт Фонетическая транскрипция слова самолт [самалот] Характеристика в...Полный фонетический разбор слов
  40. самолётсамолт аСинонимы авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомбовоз бомбоштур...Русский орфографический словарь
  41. самолетvliegtuig eo aeroplano...Русский-африкаанс словарь
  42. самолетМ tyyar коврсамолт uan xala nallarda....Русско-азербайджанский словарь
  43. самолетplane airplane...Русско-английский аэрокосмический словарь
  44. самолетaircraft...Русско-английский морской словарь
  45. самолётсм.u доставлять на самолте Синонимы авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик...Русско-английский научно-технический словарь
  46. самолетairplane plane самолт м.u в соответствии с определением ИКАО aeroplane амер.u airplane Примечание. Согласно ИКАО aircraft летательный аппарат вертолтstrong и др. не поп...Русско-английский политехнический словарь
  47. самолетсамолт м.iaircraft aeroplane airplane plane пассажирский тж.i airliner самолт связи liaison plane бомбардировочный самолт bombing aircraft bomber bombardment airplane а...Русско-английский словарь
  48. самолетсамолт м. aircraft aeroplane plane разг. самолтный aircraft attr....Русско-английский словарь II
  49. самолётm. авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомбовоз бомбоштурмовик борт воз...Русско-английский словарь математических терминов
  50. самолетairplane...Русско-английский словарь по авиации
  51. самолётм.airplane aeroplane реактивный самолт сверхзвуковой самолт...Русско-английский словарь по физике
  52. самолетaircraft...Русско-английский словарь по электронике
  53. самолетaircraft airplane plane...Русско-английский словарь политической терминологии
  54. самолетairplane vessel...Русско-английский строительный словарь
  55. самолетaeroplane aircraft airplane вести самолет винтовой самолет военный самолет выравнивать самолет высотный самолет гиперзвуковой самолет гражданский самолет грузовой самолет...Русско-английский технический словарь
  56. самолетN...Русско-армянский словарь
  57. самолётСамалт транспортный самолт транспартны самалт спортивный самолт спартыны самалт учебный самолт вучэбны самалт военный самолт ваенны самалт самолтистребитель самалтзн...Русско-белорусский словарь
  58. самолётсамалт муж.iтранспортный самолт транспартны самалтспортивный самолт спартыны самалтучебный самолт вучэбны самалтвоенный самолт ваенны самалтсамолтистребитель самалтз...Русско-белорусский словарь II
  59. самолетСамолеuт м...Русско-болгарский словарь
  60. самолётreplgp авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомбовоз бомбоштурмовик бо...Русско-венгерский словарь
  61. самолётсамолт м...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  62. самолётсамолт [ ] Синонимы авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомбовоз б...Русско-ивритский словарь
  63. самолётavin самолт грузовой...Русско-испанский автотранспортный словарь
  64. самолётм. aeroplano m aereo m velivolo m самолт вертикального взлта и посадки aereo posacoda самолт с крылом изменяемой геометрии самолт с крылом переменной стреловидности aer...Русско-итальянский политехнический словарь
  65. самолетша транспортный самолет транспорт шаы спортивный самолет спорт шаы военный самолет скери ша самолетистребитель жойын салатын ша самолетбомбардировщик бомбалайтын ша разве...Русско-казахский словарь
  66. самолетша...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  67. самолётм. самолт транспортный самолт транспорттук самолт двухмоторный самолт эки мотордуу самолт военный самолт согуштук самолт коврсамолт фольк. учма килем жомоктордо айтылуучу...Русско-киргизский словарь
  68. самолётfijсамолт гражданской авиации военный самолт реактивный самолт рейсовый самолт учебный самолт пассажирский самолт транспортный самолт авиалайнер авиетка авион аль...Русско-китайский словарь
  69. самолётUaq...Русско-крымскотатарский словарь
  70. самолётучакъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  71. самолётlidmana...Русско-латышский словарь
  72. самолетlktuvas...Русско-литовский словарь
  73. самолетНисэх онгоц харуулдаах хавтгай тэгш хальтрах твшин хаяа гулсах...Русско-монгольский словарь
  74. самолетFlugzeug Maschine...Русско-немецкий политехнический словарь
  75. самолетсамолтм. Flugzeug n лететь на самолете самолетом mit dem Flugzeug fliegen vi s....Русско-немецкий словарь
  76. самолётVliegtuig...Русско-нидерландский словарь
  77. самолетсамолетм реактивный санитарный транспортный пассажирский самолетснаряд ....Русско-новогреческий словарь
  78. самолетflymaskin авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомбовоз бомбоштурмовик б...Русско-норвежский словарь
  79. самолёт...Русско-персидский словарь
  80. самолетsamolot...Русско-польский словарь
  81. самолетсамолтavio m авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомбовоз бомбоштурмови...Русско-португальский словарь
  82. самолётEropleni ndege...Русско-суахили словарь
  83. самолётсамолт самолт тайра...Русско-таджикский словарь
  84. самолётм самолет очкыч пассажирский с. пассажир самолеты реактивный с. реактив самолет...Русско-татарский словарь
  85. самолётuak uak самолтшпион casus ua авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомб...Русско-турецкий словарь
  86. самолетuak tayyare пассажирский самолет реактивный самолет транспортный самолет...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  87. самолёттехн. лтак ка беспилотный самолт бесхвостый самолт винтовой самолт газотурбинный самолт гиперзвуковой самолт двухмоторный самолт многомоторный самолт одноместный ...Русско-украинский политехнический словарь
  88. самолётmть самолтом matkustaa lentokoneella...Русско-финский словарь
  89. самолётм avion самолт для перевозок средней дальности avion rgional самолт для дальних перевозоксамолт для коммерческих перевозокбыстротрансформируемый самолт грузовой самолт п...Русско-французский экономический словарь
  90. самолетaeropln letadlo letoun...Русско-чешский словарь
  91. самолетсущ.муж.самолт реактивный самолт реактйвл самолт гости прибыли самолтом хнасем самолтпа все кйлч...Русско-чувашский словарь
  92. самолет.strong flygplan et .strong plan flyg...Русско-шведский словарь
  93. самолётflygplan.strong flygplanplan.strong plan...Русско-шведский словарь
  94. самолетFlygplan plan...Русско-шведский словарь II
  95. самолётlivtkaливтяка...Русско-эрзянский словарь
  96. самолетLennuk...Русско-эстонский словарь
  97. самолетСон в котором вы летали на самолете означает что вас не устраивает ваша нынешняя жизнь однако вы не пытаетесь чтолибо изменить в ней. Вы живете будто репетируете перед сп...Сексуальные сны
  98. самолетсамолет авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомбовоз бомбоштурмовик бор...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  99. самолётсамолт а авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан блерио боинг бомбардировщик бомбовоз бомбоштурмовик бо...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  100. самолётлетательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой для образования тяги я крылом создающим при движении в атмосфере подъмную силу. Различают С. гражданские и военны...Словарь военных терминов
  101. самолетлетательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев гражданские военные С. различаются также по типу движителя винтовые реа...Словарь исторических терминов
  102. самолетсм.uКак в самолете всех мутит рвет тошнит а не выйдешьСинонимы авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэробус аэроплан аэропыл биплан ...Словарь русского арго
  103. самолётСАМОЛТstrong а м.Состояние головокружения обычно при алкогольном опьянении вертолт.Синонимы авиалайнер авиетка авион альфаджет алюминиевая птица аннушка антей антонов аэр...Словарь русского арго
  104. самолетсамолет аэроплан моноплан биплан триплан стратоплан самолетик воздушное судно авиалайнер аэробус борт крылатая машина крылатый воздушный грузовик корабль стальная алюмини...Словарь синонимов II
  105. самолетсамолет аэроплан моноплан биплан триплан стратоплан самолетик воздушное судно авиалайнер аэробус борт крылатая машина крылатый воздушный грузовик корабль стальная алюмини...Словарь синонимов
  106. самолётСАМОЛТ летательный аппарат использующий для полетов в атмосфере тягу силовой установки и аэродинамическую подъемную силу крыла. Различают военные истребители бомбардировщ...Современная энциклопедия
  107. самолетСАМОЛЕТ летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев в ряде случаев с изменяемой геометрией. Различают гражданские во...Современный энциклопедический словарь
  108. самолетЛететь на самолете. Такой сон может быть одновременно и обыденным и показательным поскольку одни люди относятся к полетам спокойно в то время как другие панически их боят...Сонник Лоффа
  109. самолетСон в котором вы поднимаетесь по трапу на борт трансконтинентального авиалайнера который перенесет вас в Риоинженейро вашей мечты это предвестие событий которые как и ге...Сонник от А до Я
  110. самолётлетящий в чистом небе знак исполнения желаний. Видеть падающий напрасные ожидания. Самому управлять признание успех если удачно приземлился....Сонник Странника
  111. самолетЛетать во сне на самолете вам кажется что ваша сегодняшняя жизнь это чтото вроде черновика который потом можно будет переписать набело. При этом вы почемуто не принимае...Сонник Фрейда
  112. самолетисполнение желаний осуществление притязаний сам управляешь внезапная перемена с исполнением желаний если не было катастрофы...Сонник Цветкова
  113. самолётсамолт сущ.em м.em употр. часто Морфология нет чего самолтаstrong чему самолтуstrong вижу что самолтstrong чем самолтомstrong о чм о самолтеstrong мн. что самолтыstrong н...Толковый словарь Дмитриева
  114. самолетСАМОЛТ самолта м. нов. То же что аэроплан. Самолтистребитель. Военный самолт. Эскадрилья самолетов. а Коверсамолет нар.поэт. в сказках волшебный ковер на кром герои ска...Толковый словарь русского языка II
  115. самолетсамолет самолт а м. Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом создающим подъмную силу аэроплан. Военный с. Гражданский с. Сверхзвуковой с. Реактив...Толковый словарь русского языка II
  116. самолётСАМОЛТ а м. Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом создающим подъмную силу аэроплан. Военный самолт Гражданский самолт Сверхзвуковой самолт Реа...Толковый словарь русского языка
  117. самолетСАМОЛЕТ м. Летательный аппарат тяжелее воздуха с двигателем и неподвижными крыльями....Толковый словарь русского языка
  118. самолётБезударные гласные в слове самолт...Ударение и правописание
  119. самолётRzeczownik самолт m Transport samolot m...Универсальный русско-польский словарь
  120. самолётсамолт самолты самолта самолтов самолту самолтам самолт самолты самолтом самолтами самолте самолтах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синони...Формы слова
  121. самолетСоте Сом Смола Смета Смело Сма Слот Слом Слет Слам Сет Семо Сема Самолет Сало Отел Ост Оса Омлет Омет Омела Олеат Мтс Мот Стела Стем Стол Мост Метол Метла Мета Место Мес ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  122. самолетСамолет или самолетный станi ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока см. Ткацкий станок....Энциклопедический словарь
  123. самолетСАМОЛЕТ летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев в ряде случаев с изменяемой геометрией. Различают гражданские в...Энциклопедический словарь естествознания
  124. самолетили самолетный станem ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока см. Ткацкий станок....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  125. самолетСАМОЛЕТлетательный аппарат опирающийся в полете на крылья и движущийся с помощью силовой установки. Самолеты управляемые летчиком или летчиками перевозят полезную нагрузк...Энциклопедия Кольера II
  126. самолетлетательный аппарат опирающийся в полете на крылья и движущийся с помощью силовой установки. Самолеты управляемые летчиком или летчиками перевозят полезную нагрузку т.е. ...Энциклопедия Кольера
  127. самолётсамолт летательный аппарат тяжелее воздуха с крылом на котором при движении образуется аэродинамическая подъмная сила и силовой установкой создающей тягу для полта в атмо...Энциклопедия техники