Энциклопедия «Авиация» (1998)

РАЗРЫВНОЕ УСТРОЙСТВО

Схема управления разрывным устройством на свободном тренировочном аэростате.

разрывно́е устро́йствоаэростата — устройство для быстрого выпуска подъёмного газа из оболочки привязных и свободных газонаполненных аэростатов и нежёстких дирижаблей. Выпуск газа черезР. у.на дирижаблях и привязных аэростатах производится при аварийных ситуациях либо при их разоружении (разборке с выпуском газа) на площадках или в эллингах. На свободных аэростатахР. у.используется для быстрого выпуска газа при посадке с целью предохранения аэростата от тренажа (волочения). Чтобы не допустить сильного удара гондолы о землю, обычноР. у.вскрывают на высоте 3—4 м от земли.

Р. у.размещается в верхней части оболочки; представляет собой большую щель (см. рис.) или треугольный вырез, вскрываемые особым приспособлением экипажем или автоматически. Размер вскрытого отверстия должен обеспечить полный выход газа из оболочки дирижабля за время не более 10 мин. Размер и конструкцияР. у.на свободных аэростатах должны обеспечивать выход 2/3 находящегося в оболочке газа в течение не более 1 мин.Р. у.щелевого типа на дирижаблях и привязных аэростатах может состоять из ряда отверстий, закрываемых общей лентой, или представлять собой особые клапаны, открываемые автоматически. На некоторых конструкциях автоматических свободных аэростатов (см. Дрейфующий аэростат) применяютР. у.щелевого типа, вскрываемые при отцепе подвески от оболочки. ВскрытиеР. у.на привязном аэростате происходит автоматически при обрыве привязного троса.