Энциклопедия «Авиация» (1998)

ПЕРЕЛЁТЫ

Перелёты.

перелётына самолётах.П., в особенности беспосадочные, показывают на каждом этапе развития авиации предельные возможности авиатехники по дальности, продолжительности и крейсерской скорости полёта и по выносливости конструкции. Они характеризуют мастерство и мужество лётчиков. ФАИ регистрирует дальность полёта по прямой и по замкнутому маршруту в числе семи видов абсолютных мировых рекордов, а также в числе рекордов по классам, группам и категориям летательных аппаратов (см. Рекорды авиационные). Ранее регистрировались также рекорды дальности за сутки, по ломаной линии, с пассажирами, с грузом, женские. Поэтому многиеП.были рекордными. Как показатель возможностей авиацииП.имеют большое общественное значение, а в первые десятилетия развития самолёта они были ещё и важным стимулом его совершенствования. В таблице приводятся сведения об основныхП.отечественных лётчиков и некоторыеП.зарубежных лётчиков.

Таблица. Перелёты отечественных и зарубежных лётчиков.

ДатаМаршрут; расстояние, времяЭкипаж; самолётЗначение перелёта
Основные перелёты отечественных лётчиков
03(16).07.1910Одесса - Дофиновка;

16 км за 15 мин

С. И. Уточкин;

Фарман IV

1-й русский перелёт на самолёте сухопутного базирования над морем
09(22).10.1910Петербург - Гатчина;

64 км за 56 мин

Е. В. Руднев, С. Плотников;

Фарман III

Всероссийские рекорды дальности и продолжительности полёта по прямой
29.11(12.12).1910Елизаветполь - Тифлис (Гянджа - Тбилиси);

188 км за 1 ч 47 мин

А. А. Васильев; Блерио XIВсероссийские рекорды дальности и продолжительности полёта по прямой
10-11(23-24).07.1911Петербург - Новгород - Валдай - Торжок - Подсолнечная - Москва;

725 км за 24 ч 41 мин 14 с (9 ч 30 мин лётного времени)

А. А. Васильев;

Блерио XI (другие участники перелёт не завершили)

1-й перелёт по этому маршруту. Этап Петербург - Подсолнечная (667 км за 15 ч) - мировой рекорд дальности за сутки;

1-й мировой рекорд русского лётчика

16-17(29-30).06.1914Петербург - Орша - Копысь - Киев; 1280 км за 30 ч 30 мин (12 ч 50 мин лётного времени)И. И. Сикорский, X. В. Пруссис, Г. И. Лавров, В. С. Панасюк;

«Илья Муромец»

1-й перелёт на самолёте отечественной конструкции.

Мировые рекорды дальности: с 2 и 3 пассажирами - 750 км (Петербург - Орша) и за сутки с 3 пассажирами - 830 км (Петербург - Колысь)

28.06(11.07).1914Киев - Новосокольники - Петербург;

1200 км за 14 ч 38 мин (13 ч 5 мин лётного времени)

И. И. Сикорский, Г. И. Лавров, В. С. Панасюк; «Илья Муромец»Мировой рекорд дальности за сутки с 2 пассажирами
08(21).08.1914Вдоль западного берега Новой Земли;

448 км за 4 ч 20 мин

Я. И. Нагурский, Е. В. Кузнецов;

«Морис Фарман»

Первый полёт в Арктике
02.04.1918Петроград - Москва; 650 км за 4 ч 10 минН. И. Петров, Шнор;

«Сопвич»

1-й советский перелёт и 1-й беспосадочный перелёт по этому маршруту.
12-15.04.1919Винница-Будапешт с двумя посадками;

1062 км за 8 лётных часов

В. А. Ходорович с пассажиром Д. Фодором;

«Эльфауге»

Перелёт в Венгерскую Советскую Республику. 1-й советский международный перелёт
14-18.01.1921Полторацк (ныне Ашгабад) - Каган - Керки - Термез и обратно;

2450 км за 22 ч 45 мин лётного времени

Б. К. Веллинг, Н. П. Грунин; «Эльфауге»1-й советский дальний перелёт
10-22.07.1924Москва - Нижний Новгород - Казань и обратно;

1500 км за 12 ч 10 мин лётного времени

А. И. Томашевский, А. И. Сидоров, Н. А. Камышов, В. Л. Александров; АК-11-й перелёт самолёта советской конструкции
10.06-13.07.1925Москва - Улан-Батор- Пекин с посадками; 6476 км за 52 лётных часаМ. М. Громов, Е. В. Родзевич;

Р-1

М. А. Волковойнов, В. П. Кузнецов;

Р-1.

А. Н. Екатов, Ф. П. Маликов;

Р-2

И. К. Поляков, И. В. Михеев;

Ю-13 «Правда»

Н. И. Найденов, В. В. Осипов;

Ю-13 «Красный камвольщик»

А. И. Томашевский, В. П. Камышев;

АК-1 «Латышский стрелок»

1-й советский групповой дальний перелёт. Выполнен на разнотипных самолётах в трудных условиях - над тайгой, горными хребтами и пустыней Гоби. Успешно прошли испытания самолёты советской постройки Р-1, Р-2, АК-1
31.08-02.09.1926Москва - Кенигсберг - Берлин - Париж - Рим - Вена - Прага - Варшава - Москва;

7150 км за 34 ч 15 мин лётного времени

М. М. Громов, Е. В. Родзевич;

АНТ-3 «Пролетарий»

Скоростной облёт западноевропейских столиц. Продемонстрированы успехи СССР в серийном металлическом самолётостроении
19.07.1927Севастополь - Москва;

1420 км за 15 ч30 мин

Ю. И. Пионтковский;

АИР-1

1-й дальний беспосадочный перелёт советского лёгкого самолёта. Неофициальные мировые рекорды дальности и продолжительности для легких самолётов 3-й категории
20.08-01.09 и 10-22.09.1927Москва - Токио и обратно с посадками;

22 тыс. км за 153 лётных часа

С. А. Шестаков, Д. В. Фуфаев;

АНТ-3 «Наш ответ»

Выдающийся по дальности перелёт на самолёте советской конструкции с двигателем советского производства
10.07-08.08.1929Москва - Берлин - Париж - Рим - Марсель - Невер - Лондон - Париж - Берлин - Варшава - Москва;

9037 км за 53 часа полёта

М. М. Громов, В. П. Русаков, 9 пассажиров;

АНТ-9 «Крылья Советов»

2-й облёт европейских столиц. Демонстрация новых достижений советской авиационной промышленности
23.08-01.11.1929Москва - Нью-Йорк через Сибирь и Аляску, с посадками;

21 242 км за 141 ч 45 мин лётного времени, в том числе 8 тыс. км над океаном

С. А. Шестаков, Ф. Е. Болотов, Б. Ф. Стерлигов, Д. В. Фуфаев;

АНТ-4 «Страна Советов»

1-й перелёт из СССР в США, исключительный по дальности и сложности. Выполнен на самолёте советской конструкции
06.09.1929Минеральные Воды - Москва;

1750 км за 10 ч 23 мин

А. И. Филин, А. Ф. Ковальков;

АИР-3 «Пионерская правда»

Неофициальный мировой рекорд дальности для лёгких самолётов 1-й категории
20-22.07.1936Москва - остров Удд (ныне остров Чкалов) через Северный Ледовитый океан и Камчатку;

9374 км за 56 ч 20 мин

В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков;

АНТ-25

Неофициальный мировой рекорд дальности по ломаной линии и проверка возможностей АНТ-25 перед полётом через Северный полюс
18-20.06.1937Москва - Северный полюс - Ванкувер (США);

9130 км (по прямой 8582,96 км) за 63 ч 16 мин, в том числе 5900 км над океанами

В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков;

АНТ-25 (РД-2)

1-й в истории беспосадочный перелет из СССР в США. Всесоюзный рекорд дальности по прямой
12-14.07.1937Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США); 11 500 км (по прямой 10 148 км) за 62 ч 17 мин, в том числе 5500 км над океанамиМ. М. Громов, А. Б. Юмашев, С. А. Данилин;

АНТ-25 (РД-1)

2-й беспосадочный перелёт из СССР в США. Мировые рекорды дальности по прямой (первый советский абсолютный мировой рекорд) и ломаной линии
26.08.1937Москва - Севастополь - Свердловск - Москва (беспосадочный);

5018,2 км за 16 ч

В. К. Коккинаки;

ЦКБ-26

Мировые рекорды скорости (325,257 км/ч) по замкнутому маршруту 5000 км без груза и с грузом 0,5 т и 1 т
23-24.09.1937Москва - Красноярск; 3318,198 км за 19 ч 59 минА. Н. Гусаров, В. Л. Глебов;

САМ-5-2бис

Мировой рекорд дальности по прямой для лёгких самолётов 1-й категории
24.10.1937Москва - Актюбинск;

1444,722 км за 7 ч 26 мин

В. С. Гризодубова, М. М. Раскова; АИР-12Женский мировой рекорд дальности по прямой для лёгких самолётов 1-й категории
27-28.06.1938Москва - Спасск-Дальний;

7580 км (по прямой 6850 км) за 24 ч 36 мин

В. К. Коккинаки, А. М. Бряндинский;

ЦКБ-30 «Москва»

Выдающийся по дальности и средней скорости (307 км/ч) перелёт бомбардировщика
02.07.1938Севастополь - Архангельск;

2371,990 км (по прямой 2241,501 км) за 10 ч 33 мин

П. Д. Осипенко, В. Ф. Ломако, М. М. Раскова;

МП-1

Женские мировые рекорды дальности по ломаной линии и по прямой для гидросамолётов
24-25.09.1938Москва - посёлок Керби (ныне село имени Полины Осипенко Хабаровского края);

6450 км (по прямой 5908,61 км) за 26 ч 29 мин

В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко, М. М. Раскова;

АНТ-37бис «Родина»

Женский мировой рекорд дальности по прямой
28-29.04.1939Москва - остров Мискоу (Миску) (Канада);

8 тыс. км (по прямой 6516 км) за 22 ч 56 мин

В. К. Коккинаки, М. X. Гордиенко;

ЦКБ-30 «Москва»

1-й советский трансатлантический перелёт
28.08.1939Москва - Свердловск - Севастополь - Москва (беспосадочный)Н. П. Шебанов, В. А. Матвеев, Н. А. Байкузов;

«Сталь-7»

Мировой рекорд скорости (404,936 км/ч) по замкнутому маршруту 5000 км без груза
22.03.1956Москва - Лондон;

более 2 тыс. км за 3 ч

А. К. Стариков, И. К. Багрич, Н. К. Беляев, Н. В. Кочетков, Г. И. Гончаренко;

Ту-104

1-й международный перелёт советского реактивного пассажирского самолёта
28.06.1959Москва - Нью-Йорк; 8191 км за 11 ч 6 минА. Н. Якимов, К. П. Сапелкин, М. А. Нюхтиков и др.;

Ту-114

1-й беспосадочный перелёт СССР-США на турбовинтовом самолёте
18.06.1975Москва - Северный полюс - Сиэтл (США);

9480 км за 10 ч 54 мин

А. К. Витковский, Ю. И. Зеленков и др.;

Ил-62М

Беспосадочный перелёт по маршруту перелёта 18-20.06.1937 с пассажирами (Г. Ф. Байдуковым, А. В. Беляковым, И. В. Чкаловым)
06-07.05.1987Москва - Касимов - Сиротинская - Зензели - Чардара - Байково - залив Креста - Мурманск - Юхнов - Жданов - Москва (беспосадочный); 20150,921 км за 24 ч 32 минВ. И. Терской, Ю. П. Ресницкий с экипажем;

Ан-124 «Руслан»

Мировой рекорд дальности по замкнутому маршруту для реактивных самолётов
Некоторые перелёты зарубежных лётчиков
30.10.1908Буйи - Реймс;

27 км за 20 мин

А. Фарман (Франция);

«Буазен»

1-й внеаэродромный полёт
25.07.1909Кале - Дувр;

38 км за 37 мин

Л. Блерио (Франция);

Блерио XI

1-й перелёт через Ла-Манш
07-17.08.1910Париж - Труа - Нанси - Дуэ - Амьен - Париж;

810 км за 12 ч 1 мин 1 с лётного времени

А. Леблан (Франция);

Блерио XI

1-й групповой круговой перелёт. Из восьми лётчиков финишировали двое
23.09.1913Сен-Рафаэль (Франция) - Бизерта (Тунис);

730 км за 7 ч 53 мин, в том числе более 500 км над морем

Р. Гарро (Франция);

«Моран Сольнье»

1-й беспосадочный перелёт через Средиземное море
08-31.05.1919Рокавей (США, штат Нью-Джерси) - Плимут (Великобритания);

6315 км за 57 ч 16 мин лётного времени

А. С. Рид с экипажем (США) Кёртис NC-4 (гидросамолёт)1-й трансатлантический перелёт. Посадки в США, Канаде, на Азорских островах, в Португалии и Испании (всего 7 посадок)
14-15.06.1919Сент-Джон (остров Ньюфаундленд) - Клифден (Ирландия);

3040 км за 16 ч 27 мин (от берега до берега - 15 ч 57 мин)

Дж. Алкок, А. У. Браун (Великобритания);

Виккерс «Вичи»

1-й беспосадочный трансатлантический перелёт (не межконтинентальный)
02-03.05.1923Нью-Йорк - Сан-Диего;

4088 км за 26 ч 50 мин

О. Г. Келли, Дж. А. Макриди (США);

Фоккер Т-2

1-й беспосадочный трансконтинентальный перелёт через США
06.04-28.09.1924Из Сиэтла в западном направлении - Сиэтл;

42 398 км за 363 ч 7 мин лётного времени

Л. X. Смит. Л. П. Арнолд и Э. X. Нильсон, Дж. Хардинг (США);

два самолёта Дуглас «Уорлд крузер» («Чикаго» и «Нью-Орлеан»)

1-й кругосветный перелёт. Выполнен на двух однотипных самолётах с 66 посадками
09.05.1926Остров Шпицберген - район Северного полюса и обратно;

2575 км за 15 ч 30 мин

Р. Бэрд и Ф. Беннетт (США);

Фоккер F. VIIA-3m «Джозефина Форд»

1-й удачный полёт к Северному полюсу (но полюс, возможно, не был достигнут)
20-21.05.1927Нью-Йорк - Париж;

5809 км за 33 ч 30 мин

Ч. Линдберг (США);

Райан NYP «Спирит оф Сент-Луис»

1-й беспосадочный трансатлантический перелёт в одиночку и от континента до континента; мировой рекорд дальности по прямой
04-06.06.1927Нью-Йорк (США) - Эйслебен (Германия);

6294 км за 43 ч

К. Д. Чемберлен, Ч. А. Левин (США);

Райт-Белланка «Колумбия»

Беспосадочный трансатлантический перелёт с установлением мирового рекорда дальности по прямой
31.05-09.06.1928Сан-Франциско (США) - Гонолулу (Гавайи) - Сува (Фиджи) - Брисбен (Австралия);

11 260 км за 83 ч 38 мин лётного времени

Ч. Кингсфорд-Смит с экипажем (Австралия, США);

Фоккер F. VIIA-3m «Саутерн кросс»

1-й перелёт через Тихий океан из США в Австралию, с посадками
28-29.11.1929База Литл-Америка (Китовая бухта) - район Южного полюса и обратно;

2575 км за 18 ч 39 мин

Р. Бэрд с экипажем (США);

Форд 4-АТ «Флойд Беннетт»

1-й полёт к Южному полюсу
15-22.07.1933Нью-Йорк - Берлин - Кенигсберг - Москва - Новосибирск - Иркутск - Рухлово - Хабаровск - Флат - Фэрбенкс - Эдмонтон - Нью-Йорк;

25 099 км за 186 ч 49 мин

У. Пост (США);

Локхид «Вега» («Уинни Мей»)

1-й кругосветный перелёт в одиночку с посадками
05-07.11.1938Исмаилия (Египет) - Дарвин (Австралия);

11 520,421 км за 48 ч

Экипажи Р. Г. Келлета и А. Н. Комба (Великобритания);

два Виккерс «Уэлсли»

Мировой рекорд дальности по прямой (последний перед 2-й мировой войной)
29.09-01.10.1946Перт (Австралия)-Колумбус (шт. Огайо, США);

18081,99 км за 55 ч 14 мин

Т. Д. Дейвис с экипажем (США);

Локхид Р2У-1 «Нептун» («Тракьюлент тёртл»)

Мировой рекорд дальности по прямой для поршневых самолётов (до января 1962 - для всех групп самолётов)
26.02-02.03.1949Из Форт-Уэрта (США) в восточном направлении - Форт-Уэрт;

37742 км за 94 ч 1 мин

Дж. Галлахер с экипажем (США);

Боинг В-50А

1-й беспосадочный кругосветный перелёт с четырьмя дозаправками в полёте
10-11.01.1962Остров Окинава - Мадрид;

20 168,78 км за 22 ч 10 мин

К. П. Эвели с экипажем (США);

Боинг-B-52H

Мировой рекорд дальности по прямой
11-23.12.1986Из авиабазы Эдуардс (США) в западном направлении - Эдуардс;

40 212,139 км за 216 ч 3 мин 44 с

Д. Рутан, Дж. Йигер;

«Вояджер»

1-й беспосадочный кругосветный полёт без дозаправки в полёте - действующий абсолютный мировой рекорд дальности по прямой и по замкнутому маршруту
29-30.01.1988Сиэтл-Афины-Тайбэй-Сиэтл; 37034 км за 36 ч 54 мин 15 с со средней скоростью 1003,53 км/чК. Лэси, В. Джобст с экипажем и пассажирами (США);

Боинг7475P «Френдшип уан»

Кругосветный перелёт с 2 посадками. Мировой рекорд скорости вокруг света (в западном направлении)
26-28.02.1988Хьюстон - Шаннон - Дубай - Тайбэй - Мауи - Хьюстон;

37 092 км за 36 ч 8 мин 34 с со средней скоростью 1026,34 км/ч

А. Э. Полсон, Р. К. Смитс с экипажем (США);

Гольфстрим аэроспейс «Гольф стрим» G-IV

Кругосветный перелёт с 4 посадками. Мировой рекорд скорости вокруг света (в восточном направлении)
23.04.1988Ираклион (остров Крит) - остров Тира (Сантория) в Эгейском море; 119 км за 3 ч 54 минК. Канелопулос (Греция);

мускулолёт «Дедал» Массачусетсского технологического института (США)

Рекордный по дальности и продолжительности полёт летательного аппарата с мускульным приводом; маршрут мифологического полёта Дедала и Икара
Ю. В. Засыпкин.

  1. перелетыприставка ПЕРЕ корень ЛЕТ окончание Ы Основа слова ПЕРЕЛЕТВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный ПЕРЕ ЛЕТ Ы Слово Перелеты содержит с...Морфемный разбор слова по составу
  2. перелетыПерелеты и переметчикиi i так называли в Смутную эпоху по свидетельству Авраамия Палицына перебежчиков попеременно служивших то царю Василию Шуйскому то Тушинскому вору....Энциклопедический словарь
  3. перелетыи переметчикиem так называли в Смутную эпоху по свидетельству Авраамия Палицына перебежчиков попеременно служивших то царю Василию Шуйскому то Тушинскому вору. Некоторые...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона