Энциклопедия «Авиация» (1998)

ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЁТ

Пассажи́рский самолёт— гражданский самолёт для перевозки пассажиров, их багажа, почты и грузов. ХарактеристикиП. с., их двигателей и оборудования должны удовлетворять Нормам лётной годности. Основные требования кП. с.: безопасность полётов, экономичность эксплуатации, надёжность систем, обеспечивающих полёт, минимальный уровень шума на местности и комфорт для пассажиров, который создаётся кондиционированием воздуха, минимальным уровнем внутрикабинного шума, оформлением интерьера, удобными креслами, устройствами для развлечения и т. п. (см. Класс пассажирского салона).

Конструктивные особенностиП. с.: высокая степень резервирования систем и агрегатов; высокая эксплуатационная живучесть конструкции; большие герметизированные фюзеляжи; вместительные багажные помещения; шасси, обеспечивающие мягкую посадку; двигатели, имеющие минимальный расход топлива на крейсерских режимах полёта.

КлассификацияП. с.может быть выполнена по следующим признакам: дальность полёта, тип двигателей, поколение самолёта. В зависимости от дальности полёта различаютП. с.местных линий (дальность до 1000 км) и магистральные самолёты (дальность от 1000 до 11 000 км и более). За рубежом выделяется также так называемая авиация общего назначения. К ней относятся самолёты с числом мест не более 30 (учебные, административные, аэротакси), а также планёры и гражданские вертолёты. По типу двигателей различают поршневые, турбовинтовые и турбореактивные (реактивные)П. с.РеактивныеП. с.могут быть с одно- и двухконтурными (турбовентиляторными) двигателями.П. с.1950—1980-х гг. в СССР подразделяли на 3 поколения, отличающиеся главным образом типом двигателей.П. с.первого поколения оснащались турбовинтовыми двигателями и одноконтурными турбореактивными двигателями.Для второго поколения характерны двухконтурные турбореактивные двигатели с умеренной степенью двухконтурности, для третьего — с высокой степенью двухконтурности. К другим характерным признакам относятся: схема размещения двигателей (в крыле, в хвостовой части фюзеляжа, на пилонах под крылом), диаметр фюзеляжа (у самолётов первых двух поколений он был не более 4 м, уП. с.третьего поколения превысил 6 м), техническое совершенство систем бортового оборудования.

Основные направления развитияП. с.указанных поколений — значительное увеличение производительности самолёта и, следовательно, его экономической и топливной эффективности, повышение уровня аэродинамического, весового, конструктивного и технологического совершенстваП. с.каждого последующего поколения. Достигалось это на каждом этапе различными средствами: для самолётов первого поколения — увеличением крейсерской скорости полёта при экономически оправданных расходах топлива; для второго поколения — применением более экономичных двухконтурных двигателей и повышением плотности компоновки салонов, для третьего — значительным увеличением пассажировместимости, а также улучшением комфорта с целью привлечения пассажиров.

Основная проблема созданияП. с.90-х гг., то есть самолётов четвёртого поколения, состояла в сокращении расхода топлива, приходящегося на единицу транспортной работы (на один пассажиро-км). Главными направлениями её решения стали повышение аэродинамического качества, уменьшение массы самолёта и улучшение экономичности двигателей (использование сверхкритических профилей крыла, увеличение удлинения крыла, применение активных систем управления и композиционных материалов, совершенствование двигателей и т. д.). Кроме того, решались проблемы дальнейшего повышения безопасности полёта, охраны окружающей среды, уменьшения шума на местности и др.

Историческая справка. РазвитиеП. с.в СССР началось с поршневых одномоторных самолётов с малыми пассажировместимостью и грузоподъёмностью. Первый отечественныйП. с.АК-1 был создан в 1924. В 30-е гг. строилисьП. с.различных типов, но выпуск каждого обычно не превышал нескольких десятков машин. В большом количестве производились восьмиместныеП. с.К-5 (К. А. Калинина); 9-местные АНТ-9 (А. Н. Туполева). Самым распространённымП. с.за рубежом в 30-е гг. был DC-3 фирмы «Дуглас» (США). В СССР этот самолёт под названием «Ли-2» строился по лицензии (выпущено более 2 тыс. машин). Он был основнымП. с.ГВФ в те годы (до него —П. с.К-5). После Великой Отечественной войны в СССР были созданы двухдвигательный 27-местныйП. с.Ил-12 (1945), а затем Ил-14 (1950). Эти самолёты послужили основой формирования массовой воздушно-транспортной системы СССР. В 50-х гг. в СССР и за рубежом появились турбовинтовые и турбореактивныеП. с.

На характеристикиП. с.различных классов оказывало влияние появление новых типов двигателей. В период поршневыхП. с.взлётная масса, а также грузоподъёмность и пассажировместимость постепенно возрастали. Например, взлётная масса самолёта К-5 составляла 3,75 т, Ли-2 — 10,7 т, Ил-14 — 17,5 т. РазработкаП. с.с турбовинтовыми двигателями началась созданием средних магистральных самолётов (взлётная масса 50—80 т) Ил-18 и Ан-10 (СССР); Виккерс «Вайкаунт» и «Авангард», Бристоль «Британия» (Великобритания); Локхид «Электра» (США). Затем были созданы ближние магистральныеП. с.(15—20 т) Ан-24 (СССР), Фоккер F.27 «Френдшип» (Нидерланды); «Авро-748», Хэндли Пейдж «Гералд» (Великобритания), «Потез-842» (Франция). В классе дальних магистральныхП. с.был построен советский самолёт Ту-114. С появлением турбореактивных двигателей развитиеП. с.шло от «тяжёлых» к «лёгким». Причиной такой последовательности созданияП. с.явилось то, что реактивныеП. с.отличались большой скоростью полёта, но при этом и большим расходом топлива. Экономический эффект от полётов с большими скоростями, компенсирующий повышенный расход топлива, достигается лишь при большой дальности полёта на многотоннажныхП. с., у которых велика коммерческая отдача. Средние и ближние магистральныеП. с.с турбореактивными двигателями создавались, как правило, позже на базе более экономичных двигателей.

Рост пассажировместимости, грузоподъёмности, скорости и дальности полёта, сопровождающийся возрастанием взлётной массыП. с., приводит к повышению их производительности и эффективности. Изменение этих характеристик происходило плавно — при использовании одного типа двигателей путём совершенствования аэродинамикиП. с.и газодинамических процессов двигателя и скачкообразно — при появлении новых типов двигателей.

Литература:

Яковлев А. С., Советские самолёты, М., 1982.

В. М. Шейнин.

  1. пассажирский самолётсамолт для перевозки пассажиров оснащнный пасс. креслами буфетнокухонным и санитарнотехнич. оборудованием системой наддува и вентиляции кабин и т. д. Различают магистраль...Большой энциклопедический политехнический словарь
  2. пассажирский самолетampLTaeron.ampGT passenger aircraft passenger airplane...Русско-английский технический словарь
  3. пассажирский самолётпассажирский самолт...Русско-ивритский словарь
  4. пассажирский самолётaereo per passeggeri...Русско-итальянский политехнический словарь
  5. пассажирский самолетVerkehrsflugzeug...Русско-немецкий политехнический словарь
  6. пассажирский самолетpassasjerfly...Русско-норвежский словарь
  7. пассажирский самолетyolcu ua...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  8. пассажирский самолётпасажирський лтак...Русско-украинский политехнический словарь
  9. пассажирский самолётavion de transport de passagers...Русско-французский экономический словарь
  10. пассажирский самолетdopravn letadlo...Русско-чешский словарь
  11. пассажирский самолетПассажирский самолет гражданский самолт для перевозки пассажиров их багажа почты и грузов. Характеристики П. с. их двигателей и оборудования должны удовлетворять Нормам л...Энциклопедия техники