Энциклопедия «Авиация» (1998)

ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА

Летающая лодка.

лета́ющая ло́дка— гидросамолёт с фюзеляжем в виде лодки (см. рис.). Из гидросамолётов всех типовЛ. л.обладает наиболее оптимальным сочетанием гидродинамических и аэродинамических качеств. Лодка воспринимает все гидростатические и гидродинамические нагрузки, обеспечивает безопасное нахождение летательного аппарата на плаву, остойчивость, непотопляемость, ходкость и устойчивость движения по воде, а также необходимые мореходные характеристики. Лодке придают по возможности плавнообтекаемую, заострённую к носу и корме форму, отличающуюся килеватой формой днища, с резко выраженным волнорезом в носовой части.

На днище лодки располагаются поперечные реданы, обычно два: один — вблизи центра масс, другой — в кормовой части лодки.Область сопряжения днища с бортами лодки (так называемые скуловые образования) имеет острую кромку. При движении по воде поперечные реданы и острые скулы способствуют установлению на днище лодки струйного течения с отрывом потока и струй с редана и скул без замывания бортов и зареданной области и тем самым повышают гидродинамическое качество (см. Глиссирование гидросамолёта).

В целях повышения мореходности на носовой части днища лодки иногда располагают продольные реданы. Высокое положение центра массЛ. л.обусловлено верхним положением двигателей и крыла для защиты этих частей от воздействия волн и водяных струй. Вследствие высокого расположения центра массЛ. л.неостойчива в поперечной плоскости. Поэтому она снабжается двумя подкрыльными поплавками или жабрами. Широко применяются поддерживающие поплавки малого объема, расположенные на концах крыла. Реже употребляются несущие поплавки большого объёма ближе к корпусу лодки. Подкрыльные поплавки обычно имеют плоскокилевую форму и один поперечный редан. Жабры применяют очень редко.

Средняя часть днища лодки несёт основную гидродинамическую нагрузку; межреданная часть является своего рода стабилизаторомЛ. л.по углу наклона в продольной плоскости при движении по воде. Как правило, межреданная частьЛ. л.устанавливается под некоторым углом к носовой (так называемый угол продольной килеватости межреданной части). Такое взаимное расположение носовой и межредакной частей обеспечивает взлёт и посадкуЛ. л.на возможно большем угле атаки, то есть с меньшей скоростью, а также ее глиссирование на одном редане с поднятой над водой межреданной частью, то есть движение с уменьшенным водяным сопротивлением.

Для обеспечения непотопляемости объёмЛ. л.разбивают водонепроницаемыми переборками на герметичные отсеки, которые дают ей возможность сохранять плавучесть и остойчивость при повреждении конструкции и затоплении некоторых отсеков.

А. И. Тихонов.

  1. летающая лодкаГидросамолт с emводоизмещающим корпусом в виде лодки где размещаются экипаж пассажиры и установлено необходимое навигационнопилотажное оборудование....Большая Советская энциклопедия II
  2. летающая лодкаЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА Flying boat термин для обозначения гидроаэроплана лодочного типа. Самойлов К. И.Морской словарь. М.Л. Государственное Военноморское Издательство НКВМФ Со...Морской словарь
  3. летающая лодкаavion coque...Политехнический русско-французский словарь
  4. летающая лодкаflying boat...Русско-английский морской словарь
  5. летающая лодкаboatplane...Русско-английский политехнический словарь
  6. летающая лодкаавиац. idrovolante m a scafo centrale...Русско-итальянский политехнический словарь
  7. летающая лодкаFlugboot...Русско-немецкий политехнический словарь
  8. летающая лодкаltajc lun...Русско-чешский словарь
  9. летающая лодкагидросамолет фюзеляж которого выполнен в виде лодки отсюда название обладает достаточным запасом плавучести и мореходностью. Известны Л. л.амфибии....Словарь военных терминов
  10. летающая лодкаЛетающая лодка см. в ст. Гидросамолт....Энциклопедия «Техника»
  11. летающая лодкалетающая лодка см. в ст. Гидросамолтem. dd Энциклопедия Техника. М. Росмэн. Летающая лодка гидросамолт с фюзеляжем в виде лодки.Из гидросамолтов всех типов Л. л. обладае...Энциклопедия техники