Энциклопедия «Авиация» (1998)

КАЛИНИНА САМОЛЁТЫ

Рис. 1. К-5.

Кали́нина самолёты. В период 1922—1938 К. А. Калининым было создано 11 самолётов. Некоторые из них строилась серийно, в том числе в нескольких модификациях, другие остались опытными и внесли свой вклад в отработку рациональных конструкций для серийных образцов или в проверку оригинальных технических решений. Основные данные некоторых самолётов приведены в таблице.

К-1 — опытный пассажирский самолёт, создан в 1925 на Ремонтно-воздушном заводе № 6 в Киеве. Его схема и конструкция типичны для пассажирских самолётов Калинина. Это подкосный высокоплан с крылом эллиптической формы в плане, одним двигателем, закрытой кабиной экипажа и неубирающимся шасси. Конструкция смешанная, деревянно-металлическая. Фюзеляж ферменный, сварной из стальных труб, с алюминиевой и полотняной (за пассажирской кабиной) обшивкой. Крыло и оперение с деревянным каркасом и обтяжкой из полотна. Самолёт успешно прошёл испытания. Для дальнейшего развития работ Калинин получил производственную базу в Харькове.

К-2 создан в 1927, по схеме подобен К-1 но цельнометаллической конструкции (в порядке опыта, не получившего продолжения) и с более мощным двигателем. Построен в нескольких экземплярах.

К-3 — санитарный самолёт, предназначенный для перевозки двух лежачих больных, на носилках и одного сопровождающего. Создан в 1927. Первый в стране самолёт такого типа.

Несколько экземпляров использовались в санитарной авиации.

К-4 — многоцелевой самолёт, создан в 1928. Построено 22 экземпляра в пассажирском, санитарном и аэрофотосъёмочном вариантах с двигателями БМВ-IV, Юнкерс L.5 и М-6. В 1929 лётчик М. А. Снегирёв, штурман И. Т. Спирин и бортмеханик С. В. Кеглевич выполнили на самолёте К-4 «Червона Украина» сложный для того времени перелёт протяжённостью свыше 10 тысяч км (с посадками).

К-5 создан в 1929, подобен предшествующим самолётам, но увеличенных размеров (рис. 1 и рис. 4).Построено около 260 экземпляров с двигателями М-15, М.-22, М-17Ф. В 30-е гг. широко применялся для пассажирских и грузовых перевозок, а также как санитарный самолёт и для десантирования парашютистов.

К-6 — почтовый самолёт, создан в 1930 по схеме подкосный парасоль с использованием крыла, оперения, шасси и некоторых другие узлов от К-5. Доставлял из Москвы в Харьков матрицы газеты «Правда». Серийно не строился.

К-9 (создан в 1930) и К-10 (создан в 1931, см. рис. 2) предназначались для применения в качестве лёгких связных, сельскохозяйственных, спортивных, учебно-тренировочных самолётов. Имели смешанную конструкцию, складывающиеся крылья (для хранения в небольших постройках), но отличались по схеме: К-9 — подкосный парасоль, К-10 — свободно-несущий моноплан. В серии не строились.

К-7 — тяжёлый семидвигательный бомбардировщик двухбалочной схемы (рис. 5), один из крупнейших самолётов своего времени, создан в 1933. В центроплане толстого крыла располагались топливные баки и нагрузка (7—10 т бомб, а в транспортных вариантах — 100 парашютистов или 120 пассажиров). Шесть двигателей были установлены в носках крыла и один в его задней части между балками. Шестиколёсное шасси неубирающееся. Круговая оборона обеспечивалась 12 огневыми точками (4 пушки, 8 пулеметов), расположенных в различных зонах самолёта. Конструкция типовая для бомбардировщиков Калинина — каркас из труб металлическая и полотняная обшивка. На завершающем этапе заводских испытаний самолёт потерпел катастрофу. Предполагалось построить еще два К-7 на авиационном заводе в Воронеже, куда в 1934 было переведено КБ Калинина, однако эти работы не были завершены.

К-12 — бомбардировщик схемы «бесхвостка» (рис. 3), создан в 1936. Кили с рулями направления располагались на концах крыла, а органы управления по крену и тангажу — вдоль задней кромки крыла. Характеристики устойчивости и управляемости предварительно были изучены на специально построенном планёре аналогичной схемы. Вооружение: носовая и кормовая стрелковые установки, бомбы (до 500 кг). Самолёт построен в нескольких экземплярах.

К-13 — бомбардировшик-среднеплан с бипланным горизонтальным и двухкилевым вертикальным оперением, создан в 1937. Шасси, как и на К-12, убирающееся. Самолёт проходил лётные испытания, но в связи с арестом Калинина в 1938 работы были прекращены.

Литература:

Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР до 1938 г., 3 изд., М., 1985;

Из истории авиации и космонавтики, в. 26, 37, М., 1975—1979;

Харьковскому авиационному — 60 лет. М., 1986.

Самолёты К. А. Калинина.

Основные данныеПассажирский К-1Аэрофото-съёмочный К-2СанитарныеПассажирский К-5ПочтовыйК-6МногоцелевыеБомбардировщики
К-3К-4К-9К-10К-7К-12К-13
Первый полёт, год19251927192719281930193019311933193619371931
Число, тип и марка двигателей1 ПД «Сальмсон»1 ПД БМВ-IV1 ПД БМВ-IV1 ПД М-61 ПД «Юпитер-IV»1 ПД «Вальтер»1 ПД М-117 ПД М-34Ф2 ПД М-222 ПД АМ-34Ф1 ПД М-22
Максимальная мощность двигателя, кВт12517717725030944,180,9610353610353
Длина самолёта, м10,7211,2511,2311,3511,657,597,0328,1910,3213,415,36
Размах крыла, м16,716,716,716,717,511,9610,75320,952320,5
Площадь крыла, м2404040404822,617,48457,772,578,766
Взлётная масса, т1,9722,32,32,42,620,7451,035364,27,63,9
Масса пустого самолёта, т1,4521,61,561,541,720,4920,721,43,074,72,4
Число пассажиров3—4333—11———8
Максимальная скорость, км/ч161152150180210138175204219407208
Практический потолок, м30003680388055006000300035003630710090004800
Максимальная дальность полёта, км60094068011001250—510303011001500820
Экипаж, чел.1-222221112332

Рис. 2. К-10.

Рис. 3. К-12.

Рис. 4. Пассажирский самолёт К‑5.

Рис. 5. Экспериментальный бомбардировщик К‑7.

  1. калинина самолётыКалинина самолты В период К. А. Калининым было создано самолтов. Некоторые из них строилась серийно в том числе в нескольких модификациях другие остались опытными и вне...Энциклопедия техники