Энциклопедия «Авиация» (1998)

ЗАБРОС ПО ПЕРЕГРУЗКЕ

Рис.

забро́с по перегру́зке— характеристика устойчивости летательного аппарата и его управляемости. Термин«З. по п.»обычно используют при рассмотрении короткопериодического продольного движения, описываемого характеристическим уравнением вида p2+ 2ξp + ω02= 0 (ξ — декремент затухания колебаний, ω0— недемпфированная частота колебаний летательного аппарата). В практике обычно пользуются понятием относительного заброса по нормальной перегрузке () на ступенчатое отклонение xврычага управления продольным движением:

,

где Δny max— значение приращения (относительно ny= 1,0) перегрузки в первом максимуме (см. рис.), Δnyуст— установившееся значение приращения перегрузки после окончания переходного процесса, то есть, после практически полного затухания колебаний летательного аппарата.зависит от относительного демпформирования :

.

Для обеспечения приемлемого качества переходных процессов к значениюЗ. по п.предъявляются требования: ≤ 0,2—0,5. В случае апериодического продольного движения летательного аппарата понятиеЗ. по п.теряет практический смысл. Однако требования в отношении малости заброса в этом случае выполняются автоматически. При маневрированииЗ. по п.будет в значительной мере определяться манерой пилотирования: чем резче движения рычагом управления по тангажу, тем больше заброс. Для полёта летательного аппарата со сверхзвуковыми скоростями характерно увеличениеЗ. по п., особенно на больших высотах. В некоторых случаях значениеЗ. по п.может оказаться сравнимым со значением установившейся перегрузки. Это приводит к ухудшению качества переходных процессов, значительно усложняет выполнение задач, требующих точного пилотирования, особенно при соизмеримости времени переходного процесса с периодом собственных колебаний летательного аппарата. Большое значениеЗ. по п.нежелательно также и потому, что делает необходимым введение лётчиком дополнительных перемещений рычагом продольного управления для демпфирования движения. С другой стороны, увеличениеЗ. по п.обычно сопровождается уменьшением времени срабатывания (времени от момента смещения ручки управления до момента, когда перегрузка впервые принимает значение Δnyуст), что улучшает «хождение» летательного аппарата за ручкой и воспринимается лётчиком как улучшение управляемости летательного аппарата.

Для повышения точности и обеспечения простоты пилотирования используются автоматические устройства, наиболее простым из которых является демпфер колебаний по тангажу.

Литература:

Пашковский И. М., Динамика и управляемость самолёта, 2 изд., М., 1987.

Ю. Б. Дубов.

  1. заброс по перегрузкеЗаброс по перегрузке характеристика устойчивости летательного аппарата и его управляемости. Термин З. По п. обычно используют при рассмотрении короткопериодического прод...Энциклопедия техники