Энциклопедия «Авиация» (1998)

ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Гидравли́ческое обору́дованиелетательного аппарата — предназначается для привода в действие различных бортовых функциональных систем — потребителей.Г. о.содержит источники давления (насосы, гидроаккумуляторы), баки с рабочей жидкостью, трубопроводы, арматуру, различные клапаны, фильтры, гасители пульсаций, приборы контроля, защиты и сигнализации. В число потребителей гидравлической энергии входят исполнительные механизмы отклонения органов управления (гидроусилители, рулевые приводы, рулевые машинки), уборки и выпуска шасси, управления воздухозаборниками двигателей, тормозные механизмы колес шасси и т. д. Работа насосов без кавитации при полёте летательного аппарата в разреженной атмосфере или космосе достигается созданием герметичногоГ. о.с избыточным давлением внутри него.Поддержание рабочего давления в заданных пределах осуществляется стабилизаторами давления (регуляторами насосов, автоматами разгрузки). Для защитыГ. о.от перегрева используются топливожидкостные теплообменники. В целях безопасности полётовГ. о.обычно выполняется с резервированием (кратность 2—4). На некоторых летательных аппаратах дополнительно устанавливают аварийноеГ. о., которое при отказе основной системы приводится в действие ветродвигателями, выдвигаемыми в воздушный поток, электродвигателями или газовыми турбинами с приводом от вспомогательной силовой установки.

МассаГ. о.составляет 1—1,5% взлётной массы для тяжёлых, 2—3% для лёгких манёвренных самолётов и 1—2% для вертолётов. Установочная мощностьГ. о.различных летательных аппаратов от 0,75 кВт до 2 МВт, давление от 7 до 28 МПа, объём рабочей жидкости от 6 до 850 л, длина трубопроводов от 40 до 5000 м, рабочий диапазон температур от ‑60 до 180°С. ПреимуществаГ. о.перед электрическими и пневматическими системами заключаются в достижении значительных удельных сил и мощностей, в широких пределах плавного изменения скоростей перемещения механизмов и высокой степени устойчивости к внешним нагрузкам. До 40-х гг. в основном применялись простейшие гидропередачи с ручным приводом. С середины 30-х гг. до середины 50-х гг. в военной авиации и ракетной технике использовалосьГ. о.с комплексными автономными электрогидравлическими приводами, питаемыми бортовой электросетью. С 50-х гг. широкое распространение получилоГ. о.с приводом от маршевого двигателя, включающее насосы постоянной подачи с автоматом нагрузки или насосы переменный подачи.Г. о.с приводом от электродвигателей применяется на летательных аппаратах с невысокой мощностью насосов. С 80-х гг. внедрены насосы переменный подачи с электромагнитным клапаном разгрузки.

А. Г. Тер-Симонян.

  1. гидравлическое оборудованиеmatriel hydraulique...Политехнический русско-французский словарь
  2. гидравлическое оборудованиеhydraulic equipment...Русско-английский автомобильный словарь
  3. гидравлическое оборудованиеhydraulic equipment...Русско-английский политехнический словарь
  4. гидравлическое оборудованиеn hydraulic equipment...Русско-английский словарь стекольной промышленности
  5. гидравлическое оборудованиеattrezzature idrauliche impianto idraulico...Русско-итальянский политехнический словарь
  6. гидравлическое оборудованиесHydraulikausrstung fem...Русско-немецкий словарь стекольной промышленности
  7. гидравлическое оборудованиеГидравлическое оборудование летательного аппарата предназначается для привода в действие различных бортовых функциональных систем потребителей. Г. о. содержит источники...Энциклопедия техники