Энциклопедия «Авиация» (1998)

БРОНЯ АВИАЦИОННАЯ

Броня́ авиацио́нная— средство защиты членов экипажа и жизненно важных узлов боевых летательных аппаратов от поражающих средств воздушного и наземного оружия. ВпервыеБ. а.была применена в Италии в 1911. После 1-й мировой войны проблемой бронирования самолётов занимались конструкторы американских и немецких фирм. Эти попытки носили частный характер и не привели к кардинальному решению проблемы: броня оказывалась либо слишком тяжёлой, либо малоэффективной. В 20-х гг. авиаконструкторы США практически отказались от идеи бронирования самолётов. Новая попытка бронирования самолётов была предпринята в середине 30-х гг., когда С. В. Ильюшин приступил к разработке бронированного штурмовика.

Опыт воздушных боёв середины 30-х гг.показал, что возросшая огневая мощь истребителей обусловила значительные потери лётчиков, что потребовало их защиты, и к началу 2-й мировой войныБ. а.в форме броневых спинок стала обязательным элементом боевых самолётов.

Важным этапом в историиБ. а.явилось создание С. Т. Кишкиным и Н. М. Скляровым гомогенной стальной брони марки АБ-1, сочетавшей высокую стойкость против пуль всех типов стрелкового оружия калибра 7,62 мм с весьма высокой технологичностью (закалка на воздухе и под штампом позволяла изготовлять детали двойной кривизны, сложных аэродинамических контуров). Используя свойства этой брони, Ильюшин создал штурмовик Ил-2 с цельно броневым фюзеляжем — «летающий танк», обеспечив практически полную его неуязвимость от стрелкового оружия того времени и в значительной степени от снарядов осколочного и фугасного действия.

СовременнаяБ. а.рассматривается как элемент, повышающий боевую живучесть летательного аппарата. Различают следующие типыБ. а.: по конструктивному применению — входящая в силовую конструкцию и навесная (сюда же относятся и средства индивидуальной защиты членов экипажа — бронежилеты, броневые нагрудники, заголовники, шлемы); по типу поражающего средства — противопульная, противоснарядная, противоосколочная; последняя может быть двух типов: против элементов боевых частей ракет (упрощённо называемых осколками) и против собственно осколков, образующихся при действии поражающего средства на конструкцию летательного аппарата или на броню; по строению — монолитная (из цельной плиты) и составная (из набора отдельных плит); в тех случаях, когда в наборном парном пакете обусловлены определенное расстояние между плитами и свойства материалов (например, расстояние не менее длины снаряда и твёрдость лицевой плиты больше твёрдости материала снаряда при высокой вязкости тыльной плиты),Б. а.называется экранированной; при расстояниях между плитами в пакете больше двух длин снаряда (или другого поражающего средства)Б. а.относится к типу разнесённых боевых преград; по материалу — стальная, титановая, алюминиевая; при этом различается броня гомогенная, гетерогенная (цементованная, односторонне закалённая, односторонне отпущенная) и слоистая, то есть состоящая из двух или более слоев — (см. Многослойные металлические материалы); по размещению — наружная и внутренняя; стойкость последней определяется не только характеристикой самой брони, но и защитными свойствами обшивки и других элементов конструкции летательного аппарата, находящихся перед бронёй.

Н. М. Скляров.

  1. броня авиационнаяБроня авиационная средство защиты членов экипажа и жизненно важных узлов боевых летательных аппаратов от поражающих средств воздушного и наземного оружия. Впервые Б. а. ...Энциклопедия техники