Энциклопедия «Авиация» (1998)

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСАДКИ

Минимальный состав технических средств автоматизации посадки и их использование на различных этапах посадки в соответствии с категориями ИКАО.

автоматиза́ция поса́дки— передача части функций лётчика на различных этапах посадки системе автоматического управления (САУ) самолётом, а также последовательная полная автоматизация выполнения этих этапов (в данной статье в понятие «посадка» включены заход на посадку и собственно посадка).Потребность вА. п.возникла из-за необходимости расширения эксплуатационных метеоминимумов самолётов при одновременном повышении безопасности выполнения посадки, так как при посадке происходит почти 50% всех авиационных происшествий (в том числе катастроф), причём значительная их часть является следствием ошибок пилотирования.

Первые опыты поА. п.начали проводиться в Великобритании с 1923. Первая автоматическая посадка (до касания взлётно-посадочной полосы) с применением радиотехнических средств была выполнена в 1948. С конца 50-х гг. в различных странах начался процесс интенсивного исследования и внедрения в эксплуатацию автоматизированных систем посадки (АСП). Несколько позже для пассажирской авиации Международная организация гражданской авиации установила три категории погодных минимумов, регламентирующих степеньА. п.(состав технических средств, см. рис.), требования к наземным (курсовой и глиссадный радиомаяки, светотехнические системы аэродрома и т. д.) и бортовым (курсовой и глиссадный приёмники, радиовысотомер малых высот, система воздушных сигналов и т. д.) системам обеспечения посадки, а также требования к квалификации экипажа и системам отображения информации.

Вначале категории Международной организации гражданской авиации были основаны только на понятиях высоты принятия решения (ВПР) или высоты нижней границы облаков и дальности видимости на взлётно-посадочной полосе (ДВ). В дальнейшем требования становились жёстче и дополнялись, например были введены ограничения на скорость ветра вдоль и поперёк взлётно-посадочной полосы (см. Минимум погодный). При работах поА. п.параллельно развивались две концепции: лётчик — активное звено АСП, он принимает решения и участвует в управлении; лётчик — пассивное звено, он только контролирует исправность система автоматического управления. В САУ, разработанных с применением первого подхода, лётчик выполнял ряд функций по управлению самолётом, например парирование бокового сноса. При втором подходе разрабатывались АСП, полностью автоматизирующие выполнение как отдельных этапов, так и всей посадки. Такая автоматическая система посадки реализована на «Буране». Последовательное применение этих концепций привело к разработке и внедрению АСП, соответствующих категории III Международной организации гражданской авиации, в которых за лётчиком остаётся право принятия решения об уходе на второй круг и переходе на ручное управление самолётом (см. Совмещённое управление).

Литература:

Белогородский С. Л., Автоматизация управления посадкой самолёта, М., 1972.

И. Н. Титовский.

  1. автоматизация посадкионуды автоматтандыру...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  2. автоматизация посадкитр. онуды автоматтандыру...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  3. автоматизация посадкиАвтоматизация посадки передача части функций лтчика на различных этапах посадки системе автоматического управления САУ самолтом а также последовательная полная автоматиз...Энциклопедия техники