Энциклопедия античных писателей

СОФОКЛ

Софокл, Sophokles, 496–406 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Родился в аттическом округе Колон; сын Софилла, владельца мастерской, где работали рабы. Еще будучи молодым человеком он завоевывал награды в музыкальных и легкоатлетических состязаниях. После битвы под Саламином руководил хором юношей, исполнявшим пеан в честь этой победы. В 443/442 г. был одним из казначеев Афинского Морского Союза. Дважды был стратегом (вместе с Периклом во время войны с Самосом в 441–439 гг. и в 428 г. до н. э.), а в 413–411 гг. до н. э. – входил в число так называемых пробулов, представителей олигархии, подготавливавших изменение государственного устройства Афин. Поддерживал близкие отношения с Периклом, Геродотом и другими выдающимися личностями своей эпохи. Сыграл важную роль в введении в Афинах культа Асклепия (в честь которого написал пеан), за что после смерти сам был провозглашен героем под именем Дексиона. От брака с Никостратой имел нескольких сыновей, один из которых, Иофон, также был трагиком, а от его союза с Феоридой родился Аристон, сын которого, тоже Софокл, поставил уже после смерти деда его последнюю трагедию Эдип в Колоне. Впервые С. выступил в трагическом агоне в 468 г. до н. э., одержав победу над Эсилом. Он написал свыше 120 драм, то есть приблизительно 30 тетралогий, из которых 20 (или 24) произведения получили первые награды, оставшиеся – вторые, и ни одно никогда не было на третьем месте. С. был также автором не сохранившихся элегий и прозаического произведения о хоре. Сюжеты своих драм он брал из знаменитых мифологических циклов: троянского, фиванского, циклов об Атридах и о Геракле. Полностью сохранилось 7 трагедий, а на папирусе – значительная часть сатировой драмы Преследователи (Ichneutai), в драматической форме передающей содержание гомерова гимна о младенце Гермесе, изобретателе лиры.В нашем распоряжении имеется также несколько сотен фрагментов из погибших пьес. Аякс, драма, которую считают самой ранней из сохранившихся трагедий, представляет историю самоубийства героя, который почувствовал себя оскорбленным судом своих товарищей по оружию, присудивших оружие Ахилла не ему, но Одиссею. Охваченный безумием, он убивает баранов, принимая их за ахейских вождей. Однако все эти события разыгрываются за сценой, в трагедии речь идет прежде всего о честь Аякса, который решается на самоубийство, чтобы ее себе вернуть. Стержнем второй части драмы является тот же вопрос, но с точки зрения греков. Они должны решить, имеет ли Аякс право на погребение. Здесь выступает типичный для воззрений С. мотив бессилия человека перед судьбой, которой можно лишь подчиниться. Антигона, предположительно, поставленная в 442 г. до н. э., противопоставляет древние неписаные законы тем, что предписывает людям государство. Вопреки запрету нового правителя Фив Креона, Антигона, дочь Эдипа, хоронит своего брата Полиника, который погиб, сражаясь против собственной родины. Замурованная живьем, кончает жизнь самоубийством, в то время как наконец сокрушенный Креон приказывает сообщить ей о помиловании. Но Креон платит за свою гордыню (hybris – переход границ, заповеданных человеку) личной катастрофой. От собственной руки погибают его сын Гемон, жених Антигоны, и жена Эвридика. Антигона – одна из знаменитейших трагедий Еврипида (в особенности великолепен спор Креона и Антигоны, противопоставляющих друг другу свои позиции, в ходе которого Антигона произносит свою известную реплику:«Я рождена любить – не ненавидеть»). Эдип царь (Oidipus tyrannos), пьеса, поставленная ок. 430 г. до н. э., тоже является трагедией рока, показывающей бессилие человека, даже благородного и полного энергии, перед волей богов. Эдип, сделавший все, чтобы избежать предсказанного ему оракулом Аполлона преступления, в поисках средства помочь охваченному эпидемией государству, сам того не подозревая, шаг за шагом идет к страшной правде. Благодаря композиционному мастерству автора, напряжение возрастает вплоть до так называемой перипетии, переломного момента действия, когда известие о смерти мнимого отца Эдипа, которое должно освободить его от страха перед отцеубийством, делает очевидным то, что это именно он, Эдип, является сыном предшествующего царя Фив. Лая, и его супруги Иокасты,а следовательно, не только убийцей Лая, которого ищут, но и отцеубийцей, живущим в преступном союзе с собственной матерью. Иокаста кончает жизнь самоубийством, а сам Эдип ослепляет себя. Пьеса отмечена трагической иронией, основанной на том, что то, что говорят на сцене герои драмы, всегда имеет второй смысл, понятный только зрителям. Электра, поставленная в 415 г. до н. э., поднимает тему матереубийства Ореста, которую до того затронул Эсхил в Плакальщицах, но здесь на первый план выходит фигура главной героини, оплакивающей отца и живущей только надеждой на возвращение брата, который придет за него отомстить. У этой пьесы сложная интрига (рассказ о мнимой кончине Ореста), в ней присутствует сцена узнавания. В отличие от Эсхила и Еврипида (Электра, Орест), С. полагает, что действие, совершенное по приказу Аполлона, не может возбуждать нравственных колебаний, поэтому его трагедия кончается благополучно для обоих героев и в ней нет места Эриниям, преследующим Ореста. Трахинянки (Trachiniai), названные так по хору девушек той местности, где происходит действие, рассказывают о смерти Геракла, причиной которой случайно становится его жена Деянира: стремясь вернуть чувства неверного мужа, посылает ему одеяние, пропитанное кровью кентавра Несса, будучи твердо убеждена, что это волшебное средство, вызывающее любовь. Эта«одежда Деяниры»сжигает тело Геракла живым огнем. Трагедия заканчивается его смертью, которую опережает добровольная смерть Деяниры. В основу Филоктета (Filoktetes; 409 г. до н. э.), быть может, наиболее психологичной трагедии С. (влияние Еврипида?), поэт положил известный миф троянского цикла. Одиссей и не выносящий притворства юный сын Ахилла Неоптолем прибывают на Лемнос, чтобы привести под Трою оставленного здесь греками Филоктета, без которого троя не может быть взята. Одиссей пытается достичь цели обманом, но Неоптолем, которого он предварительно с большим трудом убедил, в конце концов все же не выдерживает и говорит правду. Филоктет отказывается ехать под Трою, но поскольку из мифа известно, что он тем не менее туда поехал, С. должен был в последний момент (по образцу Еврипида) ввести божество («deus ex machina»), которое убеждает героя это сделать. В Эдипе в Колоне (Oidipus en Kolono), поставленном после смерти С. в 401 г. до н. э., старый поэт вновь возвращается к истории Эдипа, чтобы показать, что человек, столь сурово преследуемый богами, был также их избранником. После тяжких странствий он со смертью обретает высшее бытие, становится героем, который из своей гробницы в священной роще в Колоне отныне хранит от зла жителей округи. Спутником Эдипа в его последнем пути становится афинский царь Тесей, он является единственным свидетелем его таинственной кончины. Эта вовсе лишенная действия пьеса обладает, однгако огромной силой эмоционального воздействия, которая делает ее одной из прекраснейших греческих трагедий. Особенно знаменит хор, восхваляющий Колон, родину поэта. Аристотель отметил три принципиальных новшества С.: он ввел третьего актера, расщирил хор с 12 человек до 15 и первым воспользовался нарисованными декорациями. Важнейшим из них был, разумеется, третий актер, позволивший поэту увеличить число лиц, выступающих в драме, что, в свою очередь, сделало возможным большее разнообразие характеров и позволило усложнить действие. С. искусно использует имеющихся актеров, создавая, например, сцену, где три героя, находясь в одинаковой ситуации, переживают ее совершенно различным образом: таков в Электре рассказ гонца о смерти Ореста, предназначенный обмануть Клитемнестру и облегчить Оресту совершение мести. Для Клитемнестры эта новость означает освобождение от постоянного страха, для Электры же – конец ее надеждам. С. порвал с традицией объединять в трилогии пьесы, связанные между собой по содержанию. Это заставило его усовершенствовать композицию трагедии, ибо в одной теперь надо было сказать все то, что ранее раскрывалось в трилогии, где всегда первая пьеса представляла экспозицию, а последняя была эпилогом для целого (ср., например, Орестею Эсхила). Трагедии С. по большей части построены таким образом, что все действие стремится к катастрофе, перед которой наступает некоторая (всегда обманчивая) перемена к лучшему, еще более углубляющая грозовую атмосферу наступающего непосредственно вслед за ней трагического финала. Хор у С. является выразителем взглядов поэта и неким идеальным зрителем, который интерпретирует сценическое действие в соответствии с замыслом автора. Но этим его роль не исчерпывается. Часто она обусловлена драматически, но порой поэт изменяет характер хора и пишет чисто лирические партии. Иногда вместо хора фигурируют так называемые«коммосы», то есть партии, где поочередно поют актер и хор. Из трагедий С. величайшее влияние на позднейшую литературу оказал Эдип царь, который считался совершенным произведением. У него нашлось много подражателей, среди них Корнель, Расин и Вольтер. Антигона тоже оставила свой отпечаток, в основном в новейшее время ( Ж. Ануй, Б. Брехт).

М.В. Белкин, О. Плахотская.Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,1998

  1. софоклдо н. э. Софокл родился в селении Колоне под Афинами в семье богатого предпринимателя. Был хранителем казны Афинского морского союза стратегом была такая должность при Пе...100 великих писателей
  2. софоклСофокл ок. до н. э.Гениальный афинский трагик друг Геродота и Перикла. Софокл написал драмы из которых сохранились семь трагедий Аякс Антигона Эдип царь Трахинянки Элек...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. софоклгреческий трагический поэт. Родился в аттическом округе Колон сын Софилла владельца мастерской где работали рабы. Еще будучи молодым человеком он завоевывал награды в муз...Античные писатели. Словарь
  4. софоклгреч.u Sophoklesок. до н.э. греческий поэт драматург и общественный деятель жил и творил в Афинах дружил с Периклом и Фидием. В г. С. был казначеем Афинского морского...Античный мир. Словарь-справочник
  5. софоклСОФОКЛ Sophokles ок. до н. э. древнегреческий драматург. Род. в предместье Афин Колоне. Избирался на важные гос. должности был близок к кругу Перикла. iПо антич. свидет...Большая советская энциклопедия
  6. софоклSophokles около до н. э. Древнегреческий драматург. Родился в предместье Афин Колоне. Избирался на важные государственные должности был близок к кругу Перикла. По антич...Большая Советская энциклопедия II
  7. софоклвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  8. софоклок. до н. э. древнегреческий поэтдраматург один изтрех великих представителей античной трагедии занимающий по времени жизнии характеру творчества место между Эсхилом и ...Большой энциклопедический словарь II
  9. софоклСОФОКЛ ок. до н. э. древнегреческий поэтдраматург один из трех великих представителей античной трагедии занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Э...Большой Энциклопедический словарь V
  10. софоклок. до . э. древнегреческий драматург....Даты рождения и смерти известных людей
  11. софоклок. до н.э. др.греч. поэтдраматург. Жил и писал в Афинах был близок к Периклу. В казначей Архе Афинской в стратег. Из прибл. трагедий и сатировских драм С. до на...Древний мир. Энциклопедический словарь
  12. софоклок. до н.э. др.греч. поэтдраматург. Жил и писал в Афинах был близок к Периклу. В казначей Архе Афинской в стратег. Из прибл. трагедий и сатировских драм С. до на...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  13. софоклоколо до нашей эры древнегреческий поэтдраматург один из трех великих представителей античной трагедии занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Э...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. софоклгг. до н. э. один из трех великих афинских трагиков родился в Колоне близ Афин. Он был моложе Эсхила тридцатью годами и на пятнадцать лет старше Эврипида. Двадцати семи ...Краткий словарь античности
  15. софоклsophokles ок. до н. э. Колон Аттика до н. э. Афины древнегреческий драматург. Вместе с Эсхилом и Еврипидом составляет триаду величайших античных трагиков. В г. до н. ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  16. софоклsophokles ок. до н. э. Колон Аттика до н. э. Афины древнегреческий драматург. Вместе с Эсхилом и Еврипидом составляет триаду величайших античных трагиков. В г. до н. ...Литературная энциклопедия
  17. софоклСОФОКЛ или до н. э. древнегреческий поэтдраматург политический деятель Афин близок к Периклу. Написал ок. драматич. соч. из крых сохранились трагедий Аякс до Антиг...Литературный энциклопедический словарь
  18. софоклок. гг. до н.э. древнегреческий драматург один из трех великих античных трагиков. По различным свидетельствам Софокл написал драмы из которых полностью сохранилось сем...Мировая художественная культура. Словарь
  19. софоклНачальная форма Софокл множественное число мужской род неодушевленное родительный падеж...Морфологический разбор существительных
  20. софоклСофокл ла лов гр. письм....Правописний словник Голоскевича
  21. софоклSophcles . трагик афинянин родился в демосе Колоне вероятно в г. а не в г. до Р. X. Отец его назывался Софил или вернее Софилл был человек зажиточный и состоятельный и...Реальный словарь классических древностей
  22. софоклСофокл ок. гг. до н.э. афинский драматургтрагик На свете все когдато было в первый раз.Не восхваляй его пока он жив!Софокл говорил что сочиняет людей такими как они долж...Сводная энциклопедия афоризмов
  23. софоклгреч.em Sophokles лат. Sophocles род. ок. до н. э. в аттич. селении Колоне под Афинами в семье богатою фабриканта ум. до н. э. в Афинах. Один из трех великих античных т...Словарь античности
  24. софоклСофокл ок. до н. э. древнегреческий драматург автор трагедий Антигона Эдип в Колоне Эдипцарь....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  25. софоклок. до н. э. др.греч. поэт драматург см. тж СОФОКЛЛЕСОРУБ Не дари не дари не дари мне Диадему с мертвого лба. Скоро мне нужна будет лира Но Софокла уже не Шекспира. На ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  26. софоклСОФОКЛ ок. до н. э. др.греч. поэт драматург см. тж СОФОКЛЛЕСОРУБ Не дари не дари не дари мне Диадему с мертвого лба. Скоро мне нужна будет лира Но Софокла уже не Шекспи...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  27. софоклSopoklns ок. до н. э. др.греч. поэтдраматург. Жил и писал в Афинах был близок к Периклу. В казначей Архе Афинской в стратег. Из прибл. трагедий и сатировских дра...Советская историческая энциклопедия
  28. софоклСОФОКЛ около до нашей эры древнегреческий поэтдраматург один из трех великих представителей античной трагедии занимающий по времени жизни и характеру творчества место ...Современная энциклопедия
  29. софоклСОФОКЛ ок . до н. э. древнегреческий поэтдраматург один из трех великих представителей античной трагедии занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Э...Современный энциклопедический словарь
  30. софоклдо н.е.em грец. трагк збереглося трагедй С. серед яких Антгонаem та Цар Едпem численн нов елементи драми додав третього актора обмежив роль богв увв героя що усвдомлю вд...Універсальний словник-енциклопедія
  31. софоклОсок Скол Сок Софокл Флокс Око Фокс Лоск Локо Лок Кос Колос Коло Кол Фолк Фол Косо Оскол Осло Фок Соло Сокол...Электронный словарь анаграмм русского языка
  32. софоклСофокл сын Софилла афинянин вместе с Эсхилом и Еврипидом образующий триаду знаменитейших античных трагиков. Род. около г. до Р. Х. в афинском предместье Колоне вблизи ...Энциклопедический словарь
  33. софоклсын Софилла афинянин вместе с Эсхилом и Еврипидом образующий триаду знаменитейших античных трагиков. Род. около г. до Р. Х. в афинском предместье Колоне вблизи реки Кефи...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  34. софоклСОФОКЛок. до н.э. афинский драматург считающийся наряду с Эсхилом и Эврипидом одним из трех величайших трагических поэтов классической древности. Софокл родился в деревн...Энциклопедия Кольера II
  35. софоклСофоклSophocles . Второй по времени из трех великих афинских трагиков род в Колоне близ Афин в г. до Р. X. Он был моложе Эсхила тридцатью годами и на пятнадцать лет стар...Энциклопедия мифологии