Энциклопедия античных писателей

ПАВЕЛ АПОСТОЛ

Павел Апостол, Paulus, св., ок. 10-ок. 67 гг. н. э. Даты большинства событий жизни П. гипотетические. Он родился в Тарсе в Киликии, в еврейской семье, имевшей римское гражданство. Носил имя Савл и римское имя Павел (Paulus). Воспитывался в Тарсе, затем учился в Иерусалиме. Из обучения в еврейских школах он вынес отличное знание Ветхого Завета. Хорошо владел греческим языком. В Иерусалиме был ревностным приверженцем иудаизма, но внезапно обратился в христианство во время путешествия в Дамаск (между 34 и 37 гг.), куда был послан с целью преследования христиан. Принял крещение и несколько лет провел в уединении. Затем начал апостольскую деятельность, в ходе которой, в 44-58 гг., совершил несколько путешествий, основывая новые христианские общины. Сам себя считал языческим апостолом. Заключенный в Иерусалиме в тюрьму, как римский гражданин, обратился к цезарю и был выслан в Рим, где пробыл с 61 по 63 гг. Мученическую смерть, вероятно, принял в 67 г. в правление Нерона. — П. является автором 13 сохранившихся посланий, некоторое количество посланий, возможно, утрачено. Хронология посланий П. в нескольких пунктах вызывает споры. Их литературная форма не отклоняется от античных принципов эпистолографии, а само их появление обусловлено нуждами ранней Церкви и миссией самого П. автор пишет на всеобщем диалекте (койне) эллинистической эпохи, но ему не чужд и литературный язык. В посланиях мы также находим ритмическую прозу, гимны и даже цитаты из греческих поэтов. Послания П. мы перечисляем в той последовательности, в какой их назвала самая ранняя из принятых хронологий. Первое и Второе послание к Фессалоникийцам 50/51 гг. — самые древние книги Нового Завета. В них П. призывает новообращенных смотреть с христианской точки зрения на вопросы бренной и вечной жизни.В Послании к Галатам, написанном, вероятно, ок. 57 г. в Македонии, П. полемизирует с христианами, которые настаивают на отказе от связи с иудейской религией. В Первом послании к Коринфянам (написанном в 56/57 гг. в Эфесе) П. восстает против злоупотреблений, формулирует христианское учение о браке, девственности, причастии и Церкви. Гимн любви, содержащийся в гл. XIII Первого послания к Коринфянам является одним из прекраснейших отрывков древней эпистолографии. Второе послание к Коринфянам занимает особое место. Поскольку толчком к его написанию явился некий случай, действительно происшедший в общине, который позволил П. написать апологию себе самому. Послание к Римлянам (58/60 гг., написано в Коринфе) — важнейшее с точки зрения доктрины. Р. рассматривает в нем проблемы первородного греха, очищения верой, жизни христианина в Святом Духе. Послание к Филиппийцам, Послание к Колоссянам, Послание к Ефесянам и Послание к Филемону составляют«тюремную»группу посланий, ибо были написаны в заключении. В них автор обращает внимание на то, что не все предписания еврейской религии обязательны для христиан, провозглашает учение о связи Христа с Церковью и формулирует принципы христианской нравственности. Послание к Филиппийцам, по-видимому, было создано в Эфесе в 56/57 гг., Послание к Ефесянам — в Риме в 61-63 гг. Послание к Филемону, самое краткое из всех, представляет собой рекомендательное письмо. П. вступается в нем за беглого раба, определяя отношение раннего христианства к рабству. Послания: Первое и Второе к Тимофею и К Титу принадлежат к группе пастырских сочинений. П. дает в них ряд душеспасительных советов своим ученикам: Тимофею — главе Церкви в Эфесе, и Титу, руководящему общиной на Крите. Второе послание к Тимофею считается завещанием П. Послание к Евреям, со времен античности приписываемое Павлу, теперь считается произведением одного из его учеников.

М.В. Белкин, О. Плахотская.Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,1998

  1. павел, апостолНастоящее имя Павла данное ему при рождении было Савл. По обычаю того времени его латинизировали в Павел. Он родился в Тарсе в Малой Азии около г. и имел чисто иудейское...100 великих пророков и вероучителей
  2. павел, апостолсв. ок. ок. гг. н. э. Даты большинства событий жизни П. гипотетические. Он родился в Тарсе в Киликии в еврейской семье имевшей римское гражданство. Носил имя Савл и римс...Античные писатели. Словарь
  3. павел апостолменьший Деян. Деян. и проч. . Апостол Павел сначала носил Еврейское имя Савлem что значит выпрошенный вымоленный и уже спустя некоторое время после обращения ко Христу ...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. павел, апостолПавел Апостол особо избранный Богом служитель для возвещения Евангелия язычникам. Из Деян. подавал голос заключают что он был членом синедриона следовательно родился око...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. павел (апостол)Павелstrong в христианской мифологии один из апостолов. Согласно Деяниям апостолов П. родился в Тарсе в иудейской семье был ревностным гонителем христиан затем в результа...Большая Советская энциклопедия II
  6. павел апостолПавел апостолменьший Деян. Деян. и проч. . Апостол Павел сначала носил Еврейское имя Савл что значит выпрошенный вымоленный и уже спустя некоторое время после обращения...Полная популярная библейская энциклопедия
  7. павел, апостолПавел апостол величайший проповедник христианства в I в. среди язычников вследствие чего называется апостолом язычников. П. сын зажиточных иудейских родителей принадлежа...Энциклопедический словарь
  8. павел апостолвеличайший проповедник христианства в I в. среди язычников вследствие чего называется апостолом язычников. П. сын зажиточных иудейских родителей принадлежавших к партии с...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона