Энциклопедия античных писателей

ГНОСТИКИ

Гностики(гр. gnostikoi), авторы распространенных во II в. н. э. религиозно-философских сочинений. Большинство текстов сохранилась в виде греческих цитат у полемизировавших с ними христианских антигностических авторов (Иренея, Тертуллиана, Ипполита, Епифания) и в переводах целых произведений на коптский язык. После II Мировой войны в Египте, поблизости от Наг-Хаммади, были открыты 12 папирусных свитков, содержавших ок. 50 гностических произведений неизвестных авторов в коптских переводах.Вновь открытые свитки значительно увеличили круг доступных на тот момент источников изучения гностицизма. К самым известным гностикам следует причислить: Василида, работавшего ок. 120-145 гг. в Александрии; он был автором некоего апокрифического евангелия (фр.) и 24 книг Эгзегетики (фр.). Учеником Василида был его сын Исидор, произведения которого сохранились в немногочисленных отрывках. Их современником и величайшим гностиком был Валентин. Он происходил из Александрии, в 135-160 гг., основал валентинианские школы на Западе и Востоке. Многие названия приписываемых ему сочинений исходят, вероятно, от его учеников. К основным представителям италийской школы валентиниан принадлежал Птолемей (Ptolemaios), автор сохранившегося целиком Письма к Флоре, в котором излагает гностическую интерпретацию Ветхого Завета. К италийской школе принадлежал и Гераклеон. К восточной группе валентиниан причисляют Феодота, из произведений которого Климент Александрийский сделал 96 выписок. Среди текстов из Наг-Хаммади находятся среди прочих: Евангелие истины, Трактат о воскресении, два Апокалипсиса Иакова, Апокриф Иоанна, Апокалипсис Адама, герметические сочинения. По-видимому, это переводы с греческих оригиналов. Гностические сочинения по своей форме приближены к Ветхому и Новому Заветам, можно увидеть в них и влияние апокалиптической литературы. Гностики также использовали ряд библейских сюжетов, особенно из Книги Бытия. Проблематику всех гностических сочинений характеризует дуалистический взгляд на мир, пессимистическое отношение к бренной человеческой жизни и признание центральной роли спасительного знания, то есть гнозиса (gnosis). Гнозис, постигаемый озарением, откровением, являясь глубочайшим познанием сущности вещей, должен был привести гностика к спасению, к воссоединению с высшим бытием. Чтобы выразить это содержание, гностики использовали сюжеты, почерпнутые в других традициях, такими как странствия падшей души, мифом об архонтах — злых творцах зримого мира, мифом о первочеловеке андрогине. Они пользовались также такими оппозициями, как свет — тьма, жизнь -смерть, душа (дух) — тело. К этическим вопросам гностики относились, как правило, безразлично, хотя больше склонялись к аскезе и моральному ригоризму, чем к нравственному либерализму. Движение гностиков оказало огромное влияние на многие явления в религиозной жизни древности. В христианстве оно привело к возникновению ряда ересей, в некоторой степени вдохновило крайнюю ригористическую аскетическую и монастырскую литературу. Как религиозное движение гностицизм просуществовал до конца античности. В средние века он отразился во многих религиозно-философских течениях, характеризующихся крайним идеализмом и дуализмом.

М.В. Белкин, О. Плахотская.Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,1998

  1. гностикигр. gnostikoi авторы распространенных во II в. н. э. религиознофилософских сочинений. Большинство текстов сохранилась в виде греческих цитат у полемизировавших с ними хри...Античные писатели. Словарь
  2. гностикиот греч. gnostikds имеющий знание представители религ.теософич. движения поздней античности получившего позднее название гностицизм. Различают гностицизм иуд. языч. и свя...Атеистический словарь
  3. гностикиот греч. gnostikds имеющий знание представители религ.теософич. движения поздней античности получившего позднее название гностицизм. Различают гностицизм иуд. языч. и св...Атеистический словарь II
  4. гностикипоследователи религ.филос. течения вв. возникш. в Сирии и Месопотамии и проникш. в Рим. империю. Учение Г. представл. смесь христ. идей вост. религий мистики и антич. ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  5. гностикипоследователи религ.филос. течения вв. возникш. в Сирии и Месопотамии и проникш. в Рим. империю. Учение Г. представл. смесь христ. идей вост. религий мистики и антич. ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  6. гностикипоследователи гностицизма смеси раннего христианства с греческой идеалистической философией под восточным соусом strong . на создание одного протона идет сто миллиардов б...Мир Лема - словарь и путеводитель
  7. гностикикорень ГНОСТИК окончание И Основа слова ГНОСТИКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ГНОСТИК И Слово Гностики содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  8. гностикиГреч. Философы которые формулировали и учили Гнозису или Знанию см. Они процветали в первые три столетия Христианской эры широко известными были Валентин Василид Маркион ...Религиозные термины
  9. гностикиГНОСТИКИ Последователи гностического учения см. гностика. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ГНОСТИКИ в первые два века христианства...Словарь иностранных слов русского языка
  10. гностикигреч. gnoitixoi познающие последователи религ.филос. течения вв. возникшего в Сирии и Месопотамии и проникшего в Рим. империю. Учение Г. представляло смесь христ. идей...Советская историческая энциклопедия
  11. гностикигностики последователи гностицизма....Толковый словарь иностранных слов