Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

ЭКВАДОР. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Каменный барельеф.

1000—1500.

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Эквадор. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура.

На западе страны и в бассейне Амазонки найдены руины каменных укреплений, храмов, домов. Наибольший размах строительной деятельности приходится на вторую половину XVI - первую половину XVII вв. Формы позднего испанского Возрождения (эрререско) в наружном облике храмов и в отделке их интерьеров (собор в Кито, 1557-1667; церковь Сан-Франсиско в Кито, 1534-1650) сочетаются с мотивами арабского зодчества (наборные деревянные потолки, аркады внутренних двориков) и даже готики (стрельчатые своды на нервюрах). В Кито - крупном художественном центреЭ. - работали в 80-е гг. XVI в. Ф. Бесерра и в середине XVII в. А. Родригес, творчество которого - яркий пример типичного дляЭ. слияния ренессансной и мавританской традиций. В XVII в. вЭ. началось строительство храмов, перекрытых каменными сводами; по традиции они богато украшались резьбой с мавританскими мотивами. XVIII в. - эпоха расцвета пышной архитектуры барокко. Столичная школа ориентировалась на барокко Рима (церковь Ла Компаньия в Кито: фасад - 1760-1765, ретабло - XVIII в.), в провинциальных городах принципы архитектуры барокко сливались с местными традициями плоской орнаментальной резьбы (жилые дома и церкви XVIII в. в Куэнке). В XIX - первой половине XX веков архитектураЭ. продолжала подражать старым образцам, переживала застой. Лишь с 50-х годов XX в. она начинает приближаться к современному уровню. Современные здания - Министерство иностранных дел, отель «Кито» и др. (архитекторы С. Дуран Бальен, р. 1919, А. Леон, р. 1929, М. Барраган, р. 1935).

Изобразительное искусство.

За 3-2 тыс. лет до нашей эры на побережье создавались гротескные статуэтки, расписная керамика. На севере побережья делали металлические украшения, керамические фигуры. Поздняя культура Мантеньо интересна каменной скульптурой (статуи из прямоугольных блоков). Школа Кито стала в XVI-XVII вв. одним из главных художественных центров Латинской Америки. Религиозная живопись П. Бедона (1556-1621), Ф. де ла Круса (1591-1646), М. де Сантьяго (1626-1706), М. Саманьего-и-Харамильо (1767-1824) формировалась под влиянием испанской и итальянской, а позже фламандской живописи. Среди скульпторов XVIII в. выделяется индеец М. Чили (1723-1796), прозванный Каспикара, деревянные полихромные группы которого отмечены лиризмом и ясностью форм.

В искусстве XIX в. господствует европейский академизм. Художники этого времени - А. Салас (1795-1860), X. Маносальвас (1840-1906), А. Сальгеро (1864-1920) обращаются и к светской тематике. Впервые к национальной тематике обратился X. Пинто (1842-1906).

В начале XX в. вЭ. начинается борьба за создание национального народного искусства. В тот же период распространяется импрессионизм (К. Эгас, 1899-1962). В 30-х гг. под влиянием революционного искусства Мексики создаётся Синдикат Эквадорских писателей и художников с целью защиты национальной культуры от иностранных влияний. Инициаторы движения за национальную культуру - Д. Паредес (1915-1968), Э. Кингман (р. 1913), О. Гуаясамин и др. возглавляют многочисленную группу художников реалистического направления (Л. Москосо, р. 1915; М. Рендон, р. 1894; Г. Павон и др.), творчество которых во многом определяет современное искусствоЭ. К ним принадлежат также график Г. Галесио (р. 1912) и скульптор X. Андраде Москосо (р. 1913). В своих остросоциальных произведениях они отражают жизнь Эквадорских негров и индейцев. В романтическом стиле Эквадорского искусства преломляются элементы индейского и негритянского фольклора, преобладают обобщённые, выразительные формы, яркие цвета. В 60-е гг. вЭ. появились модернистские течения - сюрреализм (М. Левит, р. 1940), абстракционизм (Э. Табара, р. 1930).

Литература:

Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;

Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972;

Navarro I. G., Artes plásticas ecuatorianas, Méx., 1945;

Vargas J. M., Arte religioso ecuatoriano, Quito, 1956;

Buschiazzo M. J., Historia de la arquitectura colonial en Iberoamérica, B. Aires, 1961.

Г. Е. Клеченов.

А. Родригес.

Портал капеллы Вильясис монастыря Сан-Франсиско в Кито.

1659.

Звонница церкви богоматери Гуадалупе в Томебамбе.

1722.

Ретабло в церкви Ла Компаньия в Кито.

XVIII в.

Дворец юстиции в Кито.

Здание «Банко Сентраль дель Экуадор» в Кито.

Отель «Кито» в г. Кито.

О. Гуаясамин.

«Материнство».

Раскрашенная фигурка.

Керамика.

750—1000.

Серро-Хабонсильо (провинция Манаби).

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Фигурка стоящей женщины.

Керамика.

250 до н. э.—250 н. э. Баия-де-Каракес (провинция Манаби).

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Фигурка человека, жующего листья коки.

Керамика.

750—1250.

Сан-Габриель-Монтуфар (провинция Карчи).

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Х. Рикке, А. Родригес.

Церковь Сан-Франсиско в Кито.

1534—1650.

Фасад.

Л. Дейблер.

Фасад церкви Ла Компаньия в Кито.

Окончен в 1765.

О. Гуаясамин.

«Засуха».

1951.

Клуатр монастыря Сан-Агустин в Кито.

1650.