Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

УРУГВАЙ. МУЗЫКА

Уругвай. Музыка

Уругвайская народная музыка в силу особенностей исторического развития страны имеет много общего с аргентинской. Музыкальное искусство коренного населенияУ.(индейцев) постепенно исчезло. Хранителями национального фольклора были странствующие певцы - паядоры, исполнявшие романтические баллады и любовные песни под аккомпанемент гитары. Распространённые песенные жанры - тристе, милонга, эстило; танцевальные - перикон, являющийся национальным танцемУ., сьелито, монтонеро, танго. В первой половине XIX в. возникли патриотические песни, вызванные к жизни Войной за независимость испанских колоний в Америке 1810-26.

Профессиональная музыка, в значительной степени связанная с музыкальным искусством Италии и Испании, начала развиваться сравнительно поздно. В 1793 был открыт первый театр - Дом комедии (в Монтевидео), репертуар которого включал небольшие мелодрамы и комедийные пьесы с песнями и музыкой в духе испанских тонадилий. После образования самостоятельного государства (1830) возникли предпосылки для становления музыкальной культуры. Однако главенствующая роль в музыкальной жизни страны принадлежала иностранцам (с 1830 проходили спектакли итальянской оперной труппы). Большое место в городском быту занимала церковная музыка, а также салонное музицирование (исполнение на гитаре, фортепиано, арфе менуэтов, гавотов, паспье и др.).

Среди уругвайских композиторов XIX в. - Ф. Х. Дебали (венгр по национальности; автор национального гимна), Д. Коста, Л. Самбусети (автор первой уругвайской симфонии), Л. Рибейро. Многих композиторов, работавших в области фортепьянной музыки, воспитал австрийский пианист З. Тальберг, живший некоторое время в Ла-Плате. В начале XX в. складывается национальная композиторская школа, одним из основоположников которой является Э. Фабини. Это направление представляют композиторы А. Брокуа (автор первых национальных опер - «Табаре», 1910, «Крест господень», 1918, а также многочисленных обработок уругвайских народных песен), К. Педрель, В. Асконе, К. Эстрада (основатель камерного оркестра, 1936), А. Сорьяно.

Большое значение для развития музыкальной жизниУ.имела деятельность музыковеда Ф. К. Ланге - директора Межамериканского института музыковедения (с 1938 - в Боготе) и Межамериканского музыкального издательства в Монтевидео, автора многих работ по истории латиноамериканской музыки; под его редакцией вышли 6 томов «Латиноамериканского музыкального бюллетеня» (1935-46). Ценным вкладом в изучение музыкальной культурыУ.являются труды Л. Аестарана.

Культурная жизньУ.сосредоточивается главным образом в Монтевидео. К началу XX в. здесь было 15 театров, в большинстве которых ставились музыкальные спектакли (часто испанские сарсуэлы), несколько консерваторий (типа училищ), в 1907 основан Муниципальный духовой оркестр, в 1913 - Национальная ассоциация камерной музыки, в 1920 - Национальная ассоциация симфонических оркестров. Развитию музыкальной культуры способствовало создание в 1929 Государственной службы радиопередачи публичных концертов (ныне Государственная служба радиовещания и телевидения - SODRE), включавшей солистов, симфонический оркестр, хор, танцевальную группу, камерные ансамбли и др. В 30-50-х гг. большое внимание уделялось хоровому делу. Возникли многие коллективы - хоры SODRE, «Монтевидео», «Гуарда и Паса» и др.; проводятся национальные хоровые фестивали (с 1953). Улучшается музыкальное образование: создана система городских музыкальных школ, в Монтевидео открыта Национальная консерватория (1954).

Среди современных музыкантов - композитор и дирижёр Э. Тосар (с 1969 возглавляет симфонический оркестр), композитор П. Ипуче Рива, дирижёр X. Протаси, пианисты У. Бальсо и Н. Мариньо, певица В. Кастро, гитарист X. М. Оянгурен.

Литература:

Ayestarán L., Fuentes para el estudio de la música colonial uruguaya, Mont., 1947;

его же, La música en el Uruguay, Mont., 1953.