Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

САЛЬВАДОР. ЛИТЕРАТУРА

Сальвадор. Литература

ЛитератураС. развивается на испанском языке. До начала XIX в. была преимущественно религиозной. Национальный характер начала обретать во второй половине XIX в. после завоеванияС. в 1841 независимости. Поэзия, преобладающая в XIX в., в основном романтическая: Э. Ойос (1810-1859), X. Х. Каньяс (1826-1918, национальный гимн), Ф. Кастаньеда (1856-1924), К. Веладо (1857-1927), Р. Кабрера (1860-1886) и др. На смену романтизму пришёл модернизм, зачинателем которого в литературеС. стал поэт Ф. Гавидия (1863-1955; сборники «Стихи», 1878, «Стихи и думы», 1884), стремившийся национальные проблемы раскрывать в новаторских художественных формах. В 1900-х гг. выступил один из крупнейших сальвадорских модернистов - поэт, прозаик и философ А. Масферрер (1868-1932), автор сборников «Воспоминания детства» (1900), «Семь струн лиры» (1926). В прозе в конце XIX - начале XX вв. утверждается костумбризм: «Рассказы и фантазии» (1895), «Книга тропиков» (1907-18) А. Амброджи (1875-1936), пьеса «Кандидат» (1931) и роман «Смерть голубки, или Злоключения корреспондента» (1932) X. М. Перальты Лагоса (1873-1944). В 20-е гг. влияние европейского авангардизма заметно в творчестве X. Э. Авилы (р. 1892; сборник «Поэт-эгоист», 1922), К. Бустаманте (1890-1952), Р. Контрераса (р. 1896; сборник «Внутренние гармонии», 1919; сценическая поэма «Печальная принцесса», 1925), В. Росалеса-и-Росалеса (р. 1894; сборники «Лес Аполлона», 1929, «Золотая пасха», 1947), К. Бранно (псевдоним - Клаудия Ларе, 1899-1974; сборник «Звёзды в колодце», 1934), X. Вальдеса (1893-1934; сборник «Чистая поэзия», 1923). Стихи А. Эспино (1900-1928) отличали черты местного колорита, национального своеобразия. В 30-е гг. выступил С. Саласар Арруэ (р. 1899), произведения которого содержат описания национальных нравов и обычаев: роман «Чёрный Христос» (1927), сборники рассказов «Глиняные рассказы» (1933), «Не только это» (1940), «Меч и другие повести» (1960). В 1940 возникла поэтическая «Группа 6», в творчестве представителей которой звучат социальные мотивы. Произведения писателей «Группы Октябрь», созданной в 1950 (И. Лопес Вальесильос, р. 1932, «Биография печального человека», 1954; В. Чавес Веласко, р. 1925, научно-фантастические «Рассказы о сегодня и о завтра», 1963. А. Менендес Леаль, р. 1931. «Короткие и чудесные рассказы», 1963, и др.), отличались антиимпериалистической и антивоенной направленностью. Традиции философской лирики развивал У. Линдо (р. 1917; сборник «Летящая река», 1963).

В 60-70-х гг. в условиях активизации демократического движения усилились позиции писателей, выдвигающих на первый план общественную роль литературы: Р. Дальтон Гарсия (1935-1975; сборники стихов «Море», 1962; «Таверна и другие места», 1969), М. Аргета (р. 1936; сборник поэм «На освещённой стороне», 1968; антиимпериалистический и антиолигархический роман «Канерусита в "красной зоне"», 1977), Р. Армихо (р. 1937), X. Р. Сеа (р. 1939), А. Эрнандес (р. 1948), Э. Монтано (р. 1950), Д. Эрнандес (р. 1955). Под влиянием контрастов и противоречий современного буржуазного общества проявились и мотивы трагического одиночества человека (И. Лопес Вальесильос; сборник стихов «Опись одиночества», 1977). Среди поэтов выделяются У. Кихада (р. 1940; сборник стихов «Великий метод», 1972) и Д. Эскобар Галиндо (р. 1943; «Первая антология», 1977). Политика репрессий против революционных сил, проводимая правительством А. А. Молины (1972-77), К. У. Ромеро Мены (1977 - октябрь 1979), а затем военно-гражданской хунтой, способствовала тому, что социально-критические произведения писателейС. публикуются в основном за пределами страны.

Литература:

Toruño J. F., Desarrollo literario de El Salvador, San Salvador, [1958];

Gallegos Valdés L., Panorama de la literatura salvadoreña, 2 ed., San Salvador, 1962.

А. А. Кабанов.