Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

НАУКА И КУЛЬТУРА. ФИЛОСОФИЯ

Наука и культура. Философия

Философская мысль Латинской Америки имеет многовековую традицию. В мифологии народов древних цивилизаций Центр, и Южной Америки (тольтеков, майя, ацтеков и инков) складывались философские представления и понятия, формировались зачатки методов познания и научные знаний.

В колониальный период философская мысль развивалась под непосредственным влиянием господствующих в метрополиях философских доктрин, прежде всего так называемой поздней испанской схоластики (Ф. де Витория, Д. де Сото, М. Кано, Л. де Молина и др.). Преподавание и изучение философии было сосредоточено в университетах Санто-Доминго, Мехико, Лимы, Кито, Кордовы, Боготы и др., а также в колледжах, созданных религиозными орденами. Наибольшим влиянием пользовался томизм (направление католической философии, основанное Фомой Аквинским), последователями которого были доминиканцы. Его представители - А. де ла Веракрус, Т. Меркадо, Ф. Наранхо (территория современной Мексики), Д. Г. Карнейру, М. ду Дестерру (территория современной Бразилии), X. Перес де Меначо, X. де Акоста, Д. де Авенданьо, М. де Хауреги (Перу), X. А. Буэнавентура (территория современной Колумбии) и др. Некоторые философы были последователями испанского иезуита Ф. Суареса, создателя неосхоластического учения: А. Ариас, А. Рубио (территория современной Мексики), X. де Урбина, X. А. Варильяс (территория современной Колумбии), X. Перлин (Перу).

Определённое распространение получили взгляды европейского философа-схоласта Иоанна Дунса Скота, нашедшие отражение в работах А. Брисеньо, А. де Кеведо-и-Вильегаса, Т. Валеро, X. А. Наваррете (территория современной Венесуэлы), Г. Мадри ди Деуса (территория современной Бразилии), X. Маркоса (территория современной Колумбии), М. Чамбо (территория современного Уругвая) и др.

В середине XVI - начале XVII вв. в Латинскую Америку проникли идеи европейского гуманизма. С гуманистических позиций рассматривали явления латиноамериканской действительности Б. де Лас Касас, К. де Сигуэнса-и-Гонгора, X. И. де ла Крус (территория современной Мексики), Гарсиласо де ла Вега, X. Эспиноса Медрано (Перу); их выступления против засилья схоластики и догматизма часто были облечены в теологическую форму.

В годы правления Карла III в Испании (1759-88) и Жозе I в Португалии (1750-77) началось проникновение в Латинскую Америку идей Просвещения, рационализма, сенсуализма и метафизического материализма. Схоластику критиковали передовые мыслители и учёные: X. А. Альсате-и-Рамирес, X. И. Бартолаче, А. Ривера (территория современной Мексики), X. С. Мутис, Ф. Х. де Кальдас, Д. А. Морено-и-Эскандон (территория современной Колумбии), Ф. Варела (Куба), X. И. Унануэ, X. Э. Льяно де Сапата, П. де Олавиде-и-Хауреги, X. Бакихано-и-Каррильо (Перу), К. Х. Монтеро (территория современной Аргентины), X. А. де Рохас, Ф. А. Пинто (Чили) и др. Значительную роль в переходе от философских идей схоластики к философии нового времени в странах Латинской Америки сыграл картезианский рационализм (учение французского философа Р. Декарта), на основе которого возникло эклектическое философское направление, сочетавшее схоластическую онтологию с научными методами познания (X. Б. Диас де Гамарра-и-Давалос, Мексика; X. А. Кабальеро, Куба).

К началу XIX в. под влиянием идей Великой французской революции и Войны за независимость в Северной Америке 1775-83 сформировалась социально-политическая идеология периода борьбы за независимость стран Латинской Америки. Виднейшими её представителями были А. Бельо, С. Боливар, С. Родригес (Венесуэла), Ф. Х. де Кальдас, А. Нариньо (Колумбия), М. Бельтрано, М. Морено, Б. Монтеагудо (Аргентина), X. М. Местре, X. Лус-и-Кабальеро (Куба) и др.

Свержение колониального гнёта на большей части территории Латинской Америки, образование независимых государств и связанный с этим рост национального самосознания дали толчок дальнейшему развитию философии, права, истории и других общественных наук. Во многих странах создавались национальные академии, архивы, музеи и библиотеки, ставшие базой научных исследований.

В 30-х гг. XIX в. в Аргентине появились первые работы (Э. Эчеверрия, «Социалистическое учение Майской ассоциации», 1838) и организации («Майская ассоциация», руководители - Э. Эчеверрия, X. Б. Альберди, В. Ф. Лопес и др.), пропагандировавшие принципы утопического социализма. В других странах идеи социалистов-утопистов стали известны несколько позднее; их сторонниками были Ф. Вивасета, С. Мартинес-и-Торо, М. Пальма, Ф. Бильбао (Чили), Ф. де Гонсалес Вихиль (Перу), А. П. ди Фигейреду (Бразилия), Ф. Торо (Венесуэла) и др. Определённое распространение получили идеи мелкобуржуазного социализма П. Ж. Прудона (чилиец С. Аркос, колумбиец М. М. Мадьедо и др.). В 40-х гг. XIX в. прогрессивный аргентинский мыслитель, политический деятель и просветитель Д. Ф. Сармьенто сформулировал концепцию «варварство-цивилизация», согласно которой определяющими факторами исторического развития являются географическая среда и просвещение народа.

В середине XIX в. идеалистическая философия в Латинской Америке приобрела новые формы. Наряду с неосхоластическими направлениями получило некоторое распространение эклектическое учение французского философа В. Кузена.

Вместе с тем укрепление национальной буржуазии в экономической и политической жизни региона способствовало проникновению в Латинской Америку утилитаризма И. Бентама и позитивистских идей О. Конта и Г. Спенсера. Во второй половине XIX в. в философии, как и в других общественных науках, сложилось либерально-позитивистское направление: П. Скалабрини, В. Мерканте, Л. Эррера, К. О. Бунхе (Аргентина), Г. Барреда, X. Сьерра Мендес (Мексика), Л. П. Баррету, М. Лемус, Р. Тейшейра Мендис, Б. Констан Ботелью ди Магальяйнс (Бразилия), Э. Х. Барона (Куба), Р. Вильявисенсьо (Венесуэла) и др.

В 70-90-х гг. XIX в. усилился интерес к естественнонаучному материализму, представители которого, восприняв эволюционные идеи Э. Геккеля и Ч. Дарвина, критически относились к традиционной схоластической культуре и позитивизму. Большую роль в распространении естественнонаучного материализма сыграли ресифская школа, основанная при университете г. Ресифи в Бразилии (Т. Баррету ди Менезис, С. Ромеру, Ж. П. ди Граса Аранья, К. Бевилакуа и др.); Ф. Амегино, X. Инхеньерос (Аргентина), Э. Х. Барона, X. П. Варела (Уругвай) и др. Возникло революционно-демократическое направление в общественной мысли, сыгравшее прогрессивную роль в развитии философии и общественных наук в целом: Х. Х. Марти (Куба), М. Гонсалес Прада (Перу), А. Молина Энрикес (Мексика), Т. Баррету ди Менезис, С. Ромеру и др.

В конце XIX в. получили распространение идеи научного социализма. Первыми пропагандистами научного социализма были С. Вильянуэва, Ф. Салакоста, А. Эррера (Мексика), Э. Ройг Сан-Мартин, К. Балиньо (Куба), Э. да Кунья, С. Фонтас (Бразилия), Л. Э. Рекабаррен (Чили), А. Кун, Э. Г. Мюллер, X. Б. Хусто (Аргентина) и др.

Огромное воздействие на рост влияния марксизма оказала победа Октябрьской революции в России. Распространение марксистской философской мысли в этот период связано с подъёмом рабочего движения и созданием коммунистических партий в большинстве стран Латинской Америки в 1918-30. На марксистские позиции встали X. Инхеньерос и А. Н. Понсе. Плеяда пропагандистов марксизма пополнилась такими деятелями латиноамериканского коммунистического движения, как В. Кодовилья, Р. Гиольди, X. К. Мариатеги, X. А. Мелья, Р. Мартинес Вильена, А. Перейра и др.

Марксистская философская и общественно-политическая мысль Латинской Америки активно противостояла буржуазной философии. Однако идеологи латиноамериканской буржуазии, окончательно порвавшие с материалистическими традициями, пытались укрепить свои позиции с помощью новейших идеалистических учений западноевропейской философии (Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, А. Бергсона и др.), для распространения которых в Латинской Америке возникли благоприятные условия в связи с кризисом позитивизма. Борьба против марксистской идеологии велась ими в этот период под флагом борьбы с позитивизмом, с которым отождествлялся марксизм.

Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазной философии в первые десятилетия XX в. был интуитивизм (мексиканцы А. Касо и X. Васконселос, перуанец А. Деустуа, уругваец К. Вас Феррейра и др.). Определённое распространение получило неокантианство. Его представители - А. Корн (отдельные буржуазные историки философии считают его основоположником современной аргентинской философии), Р. Риварола, К. Альберини (Аргентина), Ф. Ларройо (Мексика). Значительным влиянием пользовался неотомизм, для которого характерны апология средневековой схоластики, борьба против материализма, марксизма (Ж. Арковерди ди Албукерки Кавалканти, Р. Фариас Бриту, Л. Франка, Ж. ди Фигейреду, А. Аморозу Лима, Э. К. ди Лима Вас, Бразилия; Н. де Анкин, Т. Д. Касарес, О. Н. Дериси, X. Р. Сепич, Аргентина; К. Финлайсон, X. де ла Куадра, Чили, и др.).

В середине 20-х гг. зародилось одно из ведущих течений латиноамериканского национал-реформизма - апризм (основатель - В. Р. Айя де ла Торре), философской основой которого явился релятивизм в сочетании с вульгарным механицизмом. С 30-х гг. началось распространение экзистенциализма: К. Астрада (позднее перешедший на позиции, близкие к марксизму), В. Фатоне, М. Вирасоро (Аргентина), В. Феррейра да Силва, Ж. Борнхейм (Бразилия), X. Гаос (Мексика), Р. Гарсия Барсена (Куба). В ряде стран экзистенциалисты занимали крайне реакционные позиции, выступали против социализма и демократии (В. Феррейра да Силва).

В период 2-й мировой войны и в первые послевоенные годы в связи с подъёмом демократия, и антиимпериалистического движения в странах Латинской Америки возросло влияние марксистско-ленинской философии. Вместе с тем с конца 40-х гг. в условиях наступления реакционных сил под флагом антикоммунизма происходило усиление позиций буржуазных философских учений, в частности неопозитивизма (бразилец Д. Менезис и др.). В латиноамериканской философии второй трети XX в. нашли отражение идеи прагматизма, феноменологии (аргентинцы Л. Х. Герреро, К. Косио, бразилец Л. В. Вита, перуанец Ф. Миро Кесада, венесуэлец Э. Маис Вальенилья), персонализма (аргентинец А. Васальо, чилиец X. Мильяс, уругваец К. Бенвенуто), неотомизма (аргентинец А. Катурельи). Под влиянием философской антропологии, феноменологии и иррационалистического течения «философия жизни» формировались взгляды Ф. Ромеро, Р. Фрондиси, А. Санчеса Реулета (Аргентина); сочетание элементов неокантианства, феноменологии и экзистенциализма свойственно философии культуры бразильца М. Реали, экзистенциализма и неотомизма - философским взглядам аргентинца М. Г. Касаса; стремление синтезировать инструментализм, логический позитивизм и семантику характерно для философских воззрений бразильца Э. Канабравы и др.

Отражением глубинных процессов, происходящих в общественном сознании латиноамериканских народов в XX в., явилось создание так называемой ибероамериканской философии (основы её были заложены в 20-30-е гг. мексиканцами X. Васконселосом и А. Касо). Её идейный фундамент составляют взгляды X. Ортеги-и-Гасета, О. Шпенглера, А. Тойнби, Г. Кайзерлинга. Представители этой школы пытаются доказать возможность и необходимость разработки «ибероамериканской» («континентальной», или «национальной») философии, отражающей якобы особый способ бытия латиноамериканца вообще и мексиканца, перуанца, уругвайца и т. п. в частности. В социально-политических и идеологических аспектах эта концепция служит обоснованием идеи исключительности исторических судеб латиноамериканских стран, неприемлемости марксистской философии в специфических условиях Латинской Америки. Наиболее законченным выражением идей «национальной исключительности» является философия «мексиканской сущности» (С. Рамос, Л. Сеа, А. Вильегас и др.).

Во франко- и англоязычных странах Латинской Америки с преимущественно негритянским населением (начиная с 30-х гг.) получила распространение расово-националистическая доктрина негритюда (см. Негритюд в Латинской Америке), идейно-теоретической основой которой явилась концепция культурной самобытности «чёрной расы» - Ж. Прис-Марс (Гаити), Э. Сезер (Мартиника), Э. Лежитимус (Гваделупа), Л. Дамас (Французская Гвиана), Дж. Лемминг (Барбадос), К. Мак-Кей, М. М. Гарви (Ямайка). В 40-50-х гг. идеология негритюда испытала значительное влияние экзистенциализма (особенно Ж. П. Сартра) и сюрреализма (авангардистское направление в художественной культуре XX в.). В ней появились мотивы «мессианской миссии» негров. В 60-70-х гг. идеи «исключительности» негритянской расы, подхваченные правым крылом сторонников негритюда, обернулись в политической практике чёрным расизмом, террором против инакомыслящих (например, в Гаити).

В середине XX в. широкое распространение получил хустисиализм (см. Перонизм), эклектически сочетающий идеи корпоративизма, национал-реформизма и социального христианства. Современный хустисиализм - идеологически пёстрое движение националистического типа, включающее как левые, так и правые течения.

В буржуазной социологии, становление которой в Латинской Америке связано с развитием капиталистической индустриализации и влиянием научно-технической революции, с конца 40 - начала 50-х гг. получили распространение реформистская концепция «периферийного развития» (Р. Пребиш, Аргентина) и связанная с ней теория «нового среднего класса» - X. Вега (Чили), В. Альба (Мексика) и др. В 60-е гг. сложилась так называемая «интегрально-элитарная школа» (названная так по двум основным концепциям: «интегрального общества» и «функциональных элит»). Представители этой школы - Дж. Джермани, Т. ди Телья (Аргентина) и др. - отстаивают «необходимость» капиталистического (по образцу США) пути развития латиноамериканских стран. В разработанной ими модели «интегральное общество» делится на так называемые функциональные группы, при этом отвергается классовое содержание социальных процессов. Концепции идеологов «интегрально-элитарной школы» с леворадикальных позиций критикуют Ф. Кардозу, О. Ианни (Бразилия), X. Сильва Мичелена (Венесуэла) и др. В 60-70-е гг. буржуазная социология переживает идеологический и методологический кризис в связи с общим кризисом буржуазно-реформистской идеологии в Латинской Америке, которой активно противостоит марксистско-ленинская идеология.

В острой идейной борьбе с различными направлениями современной буржуазной философии, оппортунизмом социал-демократов и мелкобуржуазными концепциями ультралевых «теоретиков» латиноамериканские философы-марксисты - Э. Агости, Э. Тройсе, Б. Перельстейн (Аргентина), А. ди Фария (Бразилия), А. Санчес Васкес (Мексика) и др. - разрабатывают актуальные проблемы диалектического и исторического материализма, национальной культуры, способствуя укреплению позиций марксистско-ленинской идеологии в Латинской Америке и усилению влияния социалистических идеалов среди трудящихся масс.

Первостепенная роль в развитии марксистской общественно-политической и философской мысли в Латинской Америке принадлежит коммунистическим партиям. Новый этап в революционной борьбе латиноамериканских народов, наступивший после победы Кубинской революции, остро поставил вопрос об особенностях и основных путях освободительного движения на континенте, об этапах, характере и закономерностях революционных преобразований. Творческое решение этих важнейших проблем содержится в программах, принятых латиноамериканскими компартиями, а также в работах руководителей и видных деятелей коммунистических партий.

Исследования в области марксистской философии ведутся на Кубе, в общественных науках которой полностью восторжествовало марксистско-ленинское мировоззрение. Большая заслуга в разработке актуальных идеологических вопросов Кубинской революции, строительства социализма и международных отношений принадлежит компартии Кубы.

Литература:

История философии, т. 1-5, М., 1957-61;

Сеа Л., От романтизма к позитивизму в Латинской Америке, «Вестник истории мировой культуры», 1960, № 3;

Шульговский А. Ф., Романтизм и позитивизм в Латинской Америке, там же, 1960, № 4;

его же, Средние городские слои и идеологическая борьба, в кн.: Средние городские слои Латинской Америки, М., 1974;

Современная философия и социология в странах Западной Европы и Америки, М., 1964;

Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки, М., 1967;

Агости Э. П., Философия полутора столетий независимости, «Новая и новейшая история», 1967, № 2;

Коваль Б. И., Новые веяния в буржуазной социологии, «Латинская Америка», 1971, № 5;

Шестопал А. В., Миражи Эльдорадо в XX веке, М., 1974;

Стеценко А. К., Идеология негритюда и проблемы антильского освободительного движения, «Латинская Америка», 1976, № 4;

Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории, т. 2, М., 1976;

Мариатеги Х. К., Семь очерков истолкования перуанской действительности, [пер. с исп.], М., 1963;

Прогрессивные мыслители Латинской Америки (XIX - начало XX в.), пер. с исп. и португ., М., 1965;

Gaos J., El pensamiento hispanoamericano, Méx., 1944;

Sánchez Reulet A., La filosofía latinoamericana contemporánea, Wash., 1949;

Zea L., Dos etapas del pensamiento en Hispanoamérica, Méx., 1949;

его же, El pensamiento latinoamericano, t. 1-2, Méx., 1965;

Romero F., Sobre la filosofía en América, B. Aires, 1952;

Kempff Mercado М., Historia de la filosofía en Latinoamérica, S., 1958;

Larroyo F., La filosofía americana, Méx., 1958;

Carrillo Narváez A., La trayectoria del pensamiento filosófico en Latinoamérica, Quito, 1959;

Crawford W. R., A century of Latin-American thought, Cambridge (Mass.), 1961;

Davis H. E., Latin American social thought, [2 ed.], Wash., 1966;

Ardao A., Filosofía de lengua española, Mont., [1963];

Antología del pensamiento social у político de América Latina, Wash., 1964;

Larroyo F., Escobar E., Historia de las doctrinas filosóficas en Latinoamérica, Méx., 1968;

Salazar Bondy A., Sentido у problema del pensamiento filosófico hispanoamericano, Lawrence, 1969;

его же, &Iquest;Existe una filosofía de nuestra América?, Méx., 1969;

Rama С. М., Soaiología de América Latina, B. Aires, 1970.

А. А. Кабанов.