Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

ИНДЕАНИЗМ

Индеани́зм(indigenismo, indianismo), распространённое в латиноамериканских странах общественное течение, ставящее целью улучшение положения коренного населения Латинской Америки — индейцев. Возникло в середине XIX в. Своим предтечей большинство индеанистов считает Б. де Лас Касаса. Первоначально важная роль вИ.принадлежала представителям революционно-демократических мелкобуржуазных кругов и либеральной интеллигенции (М. Гонсалес Прада, К. Мато де Турнер в Перу; М. И. Бельсу в Боливии; X. М. Урбина, Л. Кордеро в Эквадоре; М. Ороско-и-Берра и Ф. Пиментель в Мексике). Новый этап в развитииИ., наступивший с 20-х гг. XX в., отмечен обострением противоречий между его реформистским и революционным направлениями. Значительное влияние на последователейИ.оказали опыт решения национального вопроса в СССР и подъём революционной борьбы латиноамериканского пролетариата. Глубокий теоретический анализИ.с марксистских позиций дал X. К. Мариатеги, который показал, чтоИ.может стать эффективным течением, лишь сближаясь с пролетарским движением. В 1940 в Пацкуаро (Мексика) состоялся Первый Межамериканский индеанистский конгресс, на котором был создан Межамериканский индеанистский институт.

Среди современных представителей этого течения — известные учёные и общественные деятели: А. Липшиц (Чили); М. Гамио, А. Касо, М. Леон Портилья (Мексика); Д. А. Браво (Аргентина); С. Гуардия Майорга (Перу); В. Г. Гарсес, Г. Рубио Орбе (Эквадор), принадлежащие к различным идейно-политическим течениям.

Ю. А. Зубрицкий.

И.в литературе и искусстве — направление, в основе которого лежит изображение жизни коренного индейского населения. Появление литературыИ.(чаще называвшегося индихенизмом) относится к периоду романтизма, когда в связи с ростом национального самосознания и под влиянием европейских образцов в латиноамериканской литературе появляется идеализированный образ индейца. Первые писатели-индеанисты: аргентинец Э. Эчеверрия (поэма «Пленница», 1837), бразилец А. Гонсалвис Диас (поэмы «И-Жука-Пирама», «Индеец», 1844, и «Песнь Тамойо», 1846), венесуэлец X. Р. Епес (1822—81; «Анайды»), эквадорец X. Л. Мера (роман «Куманда», 1879) и др. Обратившись к национальной теме, писатели-индеанисты XIX в. подготовили становление реалистической литературы. Новый этап литературыИ.открывается романом перуанской писательницы К. Мато де Турнер «Птицы без гнезда» (1889), в котором впервые отражена социальная трагедия индейского населения.И.в его социально-разоблачительной разновидности получил наибольшее развитие в литературе андских стран — Эквадора, Перу, Боливии. Реалистические романы и рассказы об индейцах А. Аргедаса, С. Алегрии, X. Икасы, X. М. Аргедаса и др., в отличие от ранних произведений индеанистов-романтиков, лишены ложного экзотизма и содержат протест против угнетения и бесправного положения индейцев.

Особый характер носилИ.в литературе Мексики после Мексиканской революции 1910—17. Под её непосредственным воздействием были созданы значительные индеанистские романы, исполненные социальной критики, — «Индеец» (1935) и «Неподвижные странники (1944) Г. Лопеса-и-Фуэнтеса и др.

В 1920-х гг. в Перу сложилось направление живописцев-индеанистов (X. Сабогаль, X. Винатеа Рейносо, К. Блас, X. Кодесидо, Т. Карвальо), обратившееся к народной жизни, индейским традициям и фольклору, создавшее яркие поэтические образы жизни индейцев. Оно было поддержано Мариатеги и марксистским журналом «Амаута» («Amauta»). Экспрессивное, драматичное воплощение тем индейского быта дали О. Гуаясамин и Э. Кингман в Эквадоре, С. Гусман де Рохас в Боливии. Темы трудовой жизни индейцев и их освободительной борьбы играют важную роль в искусстве Мексики (Д. Ривера, Ф. Гойтия), Бразилии (К. Портинари) и ряда других стран Латинской Америки.

В первые десятилетия XX в. в различных странах Латинской Америки выделились группы композиторов индейской ориентации, которые опирались на сохранившиеся в наиболее «чистом виде» образцы индейского фольклора и стремились на его основе создать национальный стиль (см. Общий обзор. Музыка).

Б. В. Лукин, А. М. Кантор.

Литература:

Кутейщикова В. Н., Мексиканские романы об индейцах, в кн.: Мексиканский реалистический роман XX века, М., 1960;

её же, Роман Латинской Америки в XX в., М., 1965;

Зубрицкий Ю. А., Лас-Касас и современный индеанизм, в сборнике: Бартоломе де Лас-Касас. К истории завоевания Америки, М., 1966;

Тертерян И., Бразильский индеанизм, в сборнике: Формирование национальных литератур Латинской Америки, М., 1970;

Мариатеги Х. К., Семь очерков истолкования перуанской действительности, перевод с испанского, М., 1963;

Rubio Orbe G., Promociones indígenas en América, Quito, 1957;

Garces V. G., Indigenismo, Quito, 1957;

Caso A., Indigenismo, Méx., 1958;

Cometta Manzoni A., El indio en la poesía de América Española, B. Aires, 1939;

её же, El indio en la novela de América, B. Aires, 1960;

Melendez C., La novela indianista en Hispanoamérica (1832—1889), Rio Píedras, 1961;

Comas J., Antropología social aplicada en México. Trayectoria у antología, Méx., 1964;

Lipschütz A., Perfil de Indoamérica de nuestro tiempo, La Hab., 1972;

Bibliografía indigenista de México у Centro-América, Méx., 1954.

  1. индеанизмНачальная форма Индеанизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  2. индеанизмМина Мизида Миди Мид Миаз Мзда Менд Мена Медина Медиа Медан Мед Манин Мание Ман Мазнин Маз Инна Индеанизм Индан Инд Имид Измена Изм Изида Издание Изд Иена Ида Знание Зини...Электронный словарь анаграмм русского языка
  3. индеанизмИндеанизм идеология коренного населения Латинской Америки в основе которой лежат почти полное отрицание всех норм и установлении европейской цивилизации а также тезис о...Энциклопедия культурологии