Энциклопедический справочник «Африка»

УГАНДА. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Фильтр для процеживания бананового вина.

Дерево, растительное волокно.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Ленинград.

В сельских поселениях Уганды круглые (на севере) и прямоугольные (в центральной части и на юге) в плане, островерхие хижины либо располагаются по кругу, либо вытянуты в одну линию. Каркас хижины из жердей и прутьев оплетается соломой или травой. Крыши спускаются почти до земли, образуя приподнятый у входа навес. Близ хижин плетёные зернохранилища в виде перевёрнутых корзин на подпорках. Характерны усыпальницы вождей (кабаки) конической формы на каркасе из толстых деревянных столбов, крытые соломой (увеличенный вариант жилища). В 1870-х гг. появились первые европейские здания: 1-2-этажные жилые дома с белёными стенами и двускатными черепичными крышами, мечети и церкви (в основном в Кампале и Энтеббе). К строительству привлекались английские архитекторы и специалисты из других стран. В 1945-1957 вУ.работал немецкий архитектор Э. Май, который составил проекты планировки Кампалы, промышленного центра Джинджи и рабочего посёлка Накаве и разработал тип сборных жилых домов из бетонных плит в форме двускатного шалаша. В 50-х - начале 60-х гг. широко используются новые строительные материалы. После 1962 ведётся большое строительство стандартных жилищ, школ, больниц, промышленных сооружений (ГЭС близ Джинджи).

Среди художественных ремёсел вУ.наиболее развита резьба по дереву. Ею украшают мебель, музыкальные инструменты. Из дерева вырезают скамейки, подголовники с узким изогнутым ложем для шеи, большие горшки, украшенные символическими изображениями из металла (меди, латуни, олова, перегородчатые чаши на изящных дугообразных ножках, двойные блюда. Изготовляются также разнообразные керамические сосуды с процарапанным и раскрашенным или выдавленным с помощью верёвки или папочек орнаментом (зигзагообразные линии, треугольники, ёлочки), калебасы с выжженным или вырезанным символическим узором. Из луба, камыша, волокон пальмы, прутьев, соломы, травы, папируса, ползучих растений (натурального цвета или окрашенных в красный и чёрный цвета) плетут корзины, циновки, щиты, заборы, зернохранилища, декоративные корзиночки и даже сосуды для питья (особо плотного плетения). Из коры фикусовых деревьев выделывается тонкая и прочная шелковистая материя мбугу, из которой шьют одежду, украшенную цветным бисером, раковинами каури и узкими металлическими полосками, скатерти, салфетки. Высоким качеством отделки отличаются изделия из металла (копья с несколькими лезвиями, украшения) и бисера.

В 1936 была организована художественная школа (см. Макерере колледж), однако искусство не приобрело национального характера. Работы местных мастеров, хотя и посвящены отражению народной жизниУ., являются подражанием европейским образцам (скульпторы Ж. Какооса, Г. Малоба, живописцы М. О. Булума, И. Капанзи, Д. Себегал, график В. Энваки и др.).

Сосуд.

Плетение.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Ленинград.

Блюдо.

Дерево.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Ленинград.

Упаковка для кофе.

Зиба.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Ленинград.

Сосуд для молока.

Дерево.

Зиба.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Ленинград.

Плетёная корзинка.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Ленинград.

Усыпальница кабаки.

Маска.

Дерево.

Зиба.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Ленинград.

Грегор Малоба.

«Птица-предок».

Мыльный камень.

Конец 1960-х годов.

Батик.

Погремушка из игл дикобраза.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Ленинград.

Уд.