Энциклопедический справочник «Африка»

НАЦИОНАЛЬНООСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Национа́льно-освободи́тельное движе́ниев Африке.Н.-о. д., которое рассматривается советскими учёными как совокупность всех форм борьбы африканских народов против колонизаторов — стихийных и организованных, локальных и массовых, мирных и вооружённых. ЧащеН.-о. д.рассматривается как сопротивление африканских народов в период после территориального раздела Африки, как борьба против системы колониального подчинения, за политическое освобождение и подлинную независимость, против сил империализма и неоколониализма. Исторические перспективыН.-о. д.были впервые определены К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые рассматривали национально-колониальный вопрос как составную часть учения о пролетарской революции. В. И. Ленин впервые определил роль и местоН.-о. д.в мировом революционном процессе, обосновал неизбежность национальных войн угнетённых народов против империализма, поставил вопрос о праве колониальных народов на самоопределение и независимость (см. в ст. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. об Африке).

Основываясь на социально-классовых критериях (социальная база движения, руководящая им социальная группа или класс, цели движения), советские учёные выделяют три основных типаН.-о. д.в Африке.

Первый тип — это массовые народные движения, направленные против военных колониальных захватов, зачастую облекаемые в форму вооруженной борьбы, которые после военной победы колонизаторов трансформировались в сопротивление экономической, политической и духовной колонизации. Во главе таких движений чаще всего стояли представители феодальных, традиционных общинных и религиозных верхов. Ко второму типу относятся движения, требующие пересмотра сложившейся системы колониального управления в сторону её «либерализации». Их возглавляют национально-либеральные элементы. После 2-й мировой войны получают распространение движения, направленные на достижение сначала внутренней автономии колоний, а затем и политической независимости. Их массовая база включает крестьян, рабочих, городские средние слои. Такие движения, возглавляемые мелкой буржуазией и национальной интеллигенцией, сочетают мирные, так называемые легальные, методы борьбы с немирными, нелегальными, в том числе вооружёнными. Каждый из типовН.-о. д.является наиболее характерным, преобладающим для определённого исторического периода (становление и развитие, кризис и распад колониальной системы).

После 2-й мировой войны вН.-о. д.укрепляется новая тенденция — пролетарская, особенно проявляющаяся в ходе современных национально-освободительных революций.

Исторические особенности возникновения и развитияН.-о. д.тесно связаны с уровнем и спецификой общественного развития народов Африки, формами и методами колониального управления в различных частях континента. Важным внутренним факторомН.-о. д.стали этнические и национальные особенности, устойчивость традиционных общественных институтов. Сдерживающее воздействие на его развитие оказала отсталость Африки, в значительной мере усугубленная разрушительными последствиями работорговли и колониализма.

Сопротивление народов Африки европейским завоевателям началось в конце XV—начале XVI вв. в северной и восточной частях континента. Организованное и длительное сопротивление колонизаторам оказали централизованные государства Северной, Северо-Восточной, Восточной и Западной Африки, крупные политические объединения и отдельные племена Восточной, Центральной, и Южной Африки. В конце XIX — начале XX вв. в антиколониальную борьбу были вовлечены широкие слои населения, выступавшие против земельных экспроприаций, введения принудительного труда, налогообложения и т. д. Организаторы и руководители антиколониальной борьбы (феодальные правители, вожди и другие представители господствующих слоев и групп доколониальных африканских обществ) стремились прежде всего к сохранению или восстановлению традиционного общественного строя и своих руководящих позиций. Это предопределяло известную социальную ограниченность движений первого типа, однако в целом они имели объективно прогрессивную направленность.

В доклассовых и раннеклассовых африканских обществах религиозные представления и верования нередко становились не только идеологической базой антиколониальных вооруженных выступлений, но и средством мобилизации населения на борьбу против колонизаторов. В XIX—начале XX вв. примерами выступлений первого типа были матабеле и машона восстание и маджи-маджи восстание, выступления махдистского типа — антиколониальные войны Абд аль-Кадира в Алжире (см. в ст. Абд аль-Кадира государство), Самори в Западном Судане, махдистов восстание в Судане, нама и гереро восстание 1904—1907 в Южной Африке. Исход вооружённого антиколониального сопротивления чаще всего был предопределён военно-техническим превосходством колонизаторов. В ряде случаев (битва при Эль-Ксар-эль-Кебире в 1578, сражение при Исандлвана в 1879, битва при Адуа в 1896 и др.) африканцам удавалось одерживать военные победы. Некоторые африканские правители и вожди пытались предотвратить колониальные захваты, используя противоречия между империалистическими державами, заимствуя методы европейской военной и технической организации вооруженного сопротивления.

Во второй половине XIX—начале XX вв. началось формирование в колониях идеологии национализма и складывание политических форм антиколониальной борьбы. Носителями националистических идей были в основном представители новых общественных слоев — интеллигенции и мелкой буржуазии. Националистическая идеология в Северной Африке развивалась преимущественно в рамках мусульманских общественных течений (реформаторских, просветительских, ортодоксальных), часто имевших антиевропейскую направленность. Широкое распространение в Северной и Северо-Восточной Африке получили идеи панарабизма и панисламизма.

В Африке южнее Сахары в формирующейся идеологии африканского национализма значительное место заняли расовые вопросы. Реакцией на колониальное порабощение и расовое угнетение были выдвинутые в Западной Африке во второй половине XIX в. лозунг «духовной деколонизации», идеи о единстве судеб народов негроидной расы, исключительности «африканской личности» и «африканской самобытности» (см. Африканской исключительности концепция), ставшие позднее основой идеологии панафриканизма (см. Блайден, Джонсон, Краутер, Хортон).

Развитие политических форм национально-освободительной борьбы было связано с появлением первых африканских политических организаций и антиколониальной прессы. Определённое влияние оказали выступления рабочих-европейцев в Северной Африке, европейцев и индийцев в Южной Африке, а также деятельность негров-реэмигрантов в Западной Африке. В конце XIX—начале XX вв. на западе, севере и юге континента возникли первые политические организации коренного населения — Национальное политическое общество фанти и Общество защиты прав аборигенов Золотого Берега (Гана), Партия отечества и Национально-исламская партия в Египте, Африканский национальный конгресс в Южной Африке и т д.

Огромное идейно-политическое воздействие наН.-о. д.в Африке и во всём мире оказала Великая Октябрьская социалистическая революция. Начался новый этапН.-о. д., протекавший в условиях нарастания общего кризиса капитализма, резкого усиления экономической эксплуатации и национального угнетения порабощённых народов Африки. Антиколониальные выступления на континенте приобретали антиимпериалистический характер.

В 1918—начале 20-х гг. по многим странам Африки прокатилась волна массовых антиколониальных выступлений: крестьянские восстания в Нигерии, Сьерра-Леоне, Гамбии, Дагомее (современный Бенин), Конго, демонстрации под политическими лозунгами с участием рабочих в Кении, Камеруне, Того и других странах Тропической Африки. Широкий размах приобрелоН.-о. д.на севере континента. В 1919 и 1921 произошли массовые стихийные выступления в Египте, вынудившие Великобританию в 1922 формально отменить протекторат над этой страной. В результате вооруженного восстания рифских племён под руководством Абд аль-Крима в 1921 возникла Рифская республика. В ряде стран Тропической Африки появляются антиколониальные политические организации (Национальный конгресс Британской Западной Африки, первые африканские партии в Восточной Африке, на Мадагаскаре и др.), которые, однако, были организационно слабы и разобщены, у них отсутствовала чёткая идейная программа, а выдвигавшиеся требования не выходили за рамки «улучшения» и «демократизации» колониального режима. Тем не менее организованное антиколониальное движение ширилось и нарастало. Новой политической силой становится коммунистическое движение в Африке. В начале 20-х гг. возникли компартии в Южной Африке и Египте, секции Коммунистической партии Франции в Алжире и Тунисе (см. Общий раздел. Коммунистическое движение). Сближению международного рабочего иН.-о. д., политическому пробуждению масс, распространению в Африке идей марксизма способствовала деятельность Коммунистического Интернационала, выдвинувшего практическую программу интернационального сотрудничества в борьбе против расового и национального гнёта. Двойственное воздействие наН.-о. д.оказали идеи и политическая программа панафриканизма. Они способствовали, с одной стороны, усилению реформистских настроений у части антиколониального руководства, с другой — привлечению внимания мировой общественности к положению в Африке и установлению политических контактов между антиколониальными организациями разных стран континента.

После 2-й мировой войны и образования мировой социалистической системыН.-о. д.в Африке вступило в свой решающий этап. Начался распад колониальной системы империализма. Во время войны и в первые послевоенные годы резко усилилась империалистическая эксплуатация Африки, важного источника сырья и продовольствия для европейских метрополий, ещё более возросла её зависимость от мирового капиталистического рынка. Ускорились социальные процессы: формирование рабочего класса, национальной буржуазии, городских мелкобуржуазных слоев и т. д. Заметно расширилась социальная базаН.-о. д., возросла политическая активность рабочего класса, крестьянства, мелкобуржуазных слоев. В большинстве стран континентаН.-о. д.превратилось в подлинно массовое.

В то же время усилилось размежевание в руководствеН.-о. д.Часть его руководителей оказалась на реформистских пробуржуазных позициях. Некоторые лидеры, выражавшие интересы традиционалистских кругов, превратились фактически в союзников колонизаторов. Другая часть антиколониального руководства, главным образом представители мелкобуржуазных слоев, возглавила радикальное крылоН.-о. д., которое наиболее последовательно выступало за осуществление решительных массовых действий, включая вооруженную борьбу, для достижения независимости. С конца 40-х гг. вооруженная борьба активизируется. В ходе антиколониального Малагасийского восстания 1947—1948, вооружённого восстания 1952—1956 в Кении и особенно национально-демократической революции в Алжире в 1954—62, завершившейся завоеванием политической независимости, проявились организационные потенции мелкобуржуазных слоев, их способность к активному взаимодействию с крестьянством и рабочим классом.

В 60-е гг. распад колониальной системы вступил в завершающую фазу. Вслед за странами Северной Африки политической независимости добились народы большинства английских и французских колоний в Тропической Африке. Активная поддержка СССР и стран социалистического содружества оказала большое влияние на успешное развитиеН.-о. д.По инициативе СССР на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Большую роль сыграли движение солидарности народов Африки в борьбе против колониализма, Конференции народов Африки, подготовившие почву для образования в 1963 Организации африканского единства (ОАЕ), а также движение афро-азиатской солидарности.

В первой половине 60-х гг. развернулся заключительный этап крушения колониальной системы. Национально-освободительная война ангольского народа в 1961—74, национально-освободительная война мозамбикского народа в 1964—74 и вооружённая борьба гвинейского народа в 1963—74 привели соответственно Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау и Острова Зелёного Мыса к независимости.

Успехи партизанской войны зимбабвийского народа в 1980 сделали возможным последующее политическое урегулирование. Освободительная борьба в ЮАР и Намибии продолжается.

После политического освобождения рольН.-о. д.в Африке продолжала возрастать. В ряде странН.-о. д.приобрело антифеодальный, а также антиимпериалистический характер. Выделились группы государств капиталистической и социалистической ориентации; во многих странах происходит перегруппировка социально-классовых сил, идёт острая внутриполитическая борьба по вопросу определения пути общественного развития. Эти общественно-политические процессы являются отражением и частью происходящей на международной арене борьбы двух общественных систем. Различаясь формами проявления и разной степенью интенсивности в разных странах континента, современная революционная борьба направлена на социальное освобождение, является закономерным продолжением борьбы африканских народов против колониального владычества.

Литература:

Антиимпериалистическая революция в Африке, М., 1967;

Великий Октябрь и Африка, М., 1980;

Вооруженная борьба народов Африки за свободу и независимость, М., 1974;

Брутенц К. Н., Современные национально-освободительные революции, М., 1974;

История национально-освободительной борьбы народов Африки в новое время, М., 1976;

История национально-освободительной борьбы народов Африки в новейшее время, М., 1978;

Ульяновский Р. А., Очерки национально-освободительной борьбы, М., 1976;

Национализм в современной Африке, М., 1983.

А. М. Пегушев.

  1. национальноосвободительное движениеборьба угнетнных и зависимых наций и народов за нац. самоопределение гос. суверенитет и самостоят. экон. и культурное развитие против иностр. господства колониализма и не...Военный энциклопедический словарь
  2. национальноосвободительное движениеnational liberation movement...Русско-английский экономический словарь
  3. национальноосвободительное движениеmovimento di liberazione nazionale...Русско-итальянский юридический словарь
  4. национальноосвободительное движениеnationale Befreiungsbewegung....Русско-немецкий словарь
  5. национальноосвободительное движениеKansallinen vapautusliike...Русско-финский словарь
  6. национальноосвободительное движениеборьба за независимость этнической группы или всего населения колонии а также борьба за экономическую и политическую самостоятельность части населения многонациональной с...Словарь понятий и терминов по истории
  7. национальноосвободительное движениетермин который в последнее время используется для оправдания различного рода масштабных преступлений против человечества связанных с межнациональной ненавистью. Естествен...Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
  8. национальноосвободительное движениеодна из движущих сил совр. социального прогресса. Н.о. д. получившее мощный стимул развития благодаря победе Октябрьской социалистической революции в России приобрело шир...Философский энциклопедический словарь