Энциклопедический справочник «Африка»

МАДАГАСКАР. ЛИТЕРАТУРА

Развивается на малагасийском и французских языках. Фольклор малагасийцев представлен жанрами поэтических речей («кабари»), стихотворных импровизаций на различные темы («айнтени»), песен-речитативов («тунункалу»), исполнявшихся странствующими певцами-сказителями, а также жанрами легенды и сказки. Первые памятники письменной литературы относятся к XII в. - исторические хроники («сурабэ»), записанные на малагасийском языке арабской графикой. Литературный язык стал развиваться после введения латинского алфавита (1823). Был осуществлён перевод Библии на малагасийский язык (1835); изданы сборники сказок (1870, составитель Рабезандрина; 1877, составитель Л. Даль), в 1870-х гг. - сборники религиозных гимнов. Распространение образования способствовало развитию литературы. В появившейся в 1860-80-х гг. периодической печати на малагасийском языке публиковались первые произведения прозаиков и поэтов, образцы народной поэзии. В 1872-83 была издана многотомная историческая хроника Ф. Калле «История королей». Первые романы [«Андрозикели» (1896) А. Равуадзанахари; «Зефина и Арманд» и «Дитя Южного Океана» (оба - 1897) Ц. Радзаунаха] имели просветительскую направленность.

В поэзии конца XIX - начала XX вв. совершенствуются традиционные стихотворные формы и разрабатываются новые правила стихосложения, основанные на европейской силлаботонической системе. Многие прогрессивные поэты и писатели Мадагаскара (Жасмина Рацимисета, Ни Авана, Родлиш и другие), объединившись вокруг газет «Басивава» («Basivava») и «Лаку-луси Вуламена» («Lakolosy Volamena»), редакторами которых были поэты Э. Андриандзафитриму и Ж. Райнизанабулулуна, вошли в общество «Ви, вату, сакелика» (ВВС). После разгрома ВВС (1915) строгая цензура надолго парализовала развитие литературы: в ссылку были сосланы многие поэты и писатели (Андриандзафитриму, Рацимисета, Ни Авана, Родлиш и др.).

Середина 20-х гг. в литературе названа периодом «покинутых деревень»: в 1922 началась эпидемия чумы, длившаяся несколько лет. Вымершие деревни, разрушенные дома символизировали в литературе потерю национальной самобытности. К этому периоду относится творчество выдающихся поэтов С. Ратани (1901-1926), Ж. Наривуни (1898-1978), начинающего Докса. В конце 20-х гг. началось пробуждение самосознания малагасийского народа. Существенно содействовало этому и литература. Ж. Ж. Рабеаривелу и Ш. Радзуэлисулу (1896-1979) и Ни Авана возглавили движение за сохранение национальной культуры (девиз - «искать утерянное»). В литературе защищается своеобразие национальных литературных форм, воспевается природа страны, народные обычаи и подвиги героев прошлого.

В 1930-40-х гг. развивается поэзия на французском языке. Крупнейшие поэты, писавшие на французском языке - Ж. Ж. Рабеаривелу, Ф. Ранайву, Ж. Ж. Рабеманандзара. Почти все поэты этого периода в той или иной степени испытали влияние как классической, так и декадентской французской поэзии. В 1952 был создан Союз поэтов и прозаиков Мадагаскара, который возглавил известный писатель и педагог Р. Радземиса-Раулисун (р. 1913).

40-е гг. были периодом расцвета творческой деятельности Э. Д. Андриамалалы, крупнейшего малагасийского писателя, автора романов «Зов» (1943), «Русалка» (1944), «Прах» (1945), «Коварство» (1945), «Запретный плод» (1951) и дрдругих, ставших классикой малагасийской литературы.

Литературная жизнь после завоевания независимости (1960) характеризуется развитием литературы в основном на малагасийском языке. Появляются произведения, воспроизводящие сложные перемены в современном малагасийском обществе [творчество К. Рацифандрихамананы; романы Андри Андрайны (р. 1922) «Вула» (1977), Равелуарисуна «Восхождение» (1980), Эстер Рандриамамундзи (р. 1933) «Утро придёт» (1983)], а также произведения, повествующие о тяжёлых временах колониального господства (роман Андри Андрайны «Земля стонет», 1979). Мотив взаимоотношений людей различных национальностей затрагивается в романах Андриама-лалы («Город мечты», 1970) и Равелуарисуна. В поэзии выделяется творчество Ле Миозотиса (настоящее имя - Шарль Рацарауэлина, р. 1910; сборник «Свет и тень», 1971). В поэзии конца 70-х гг. важное место занимают жанры политической, гражданственной лирики. Борьба за национальный суверенитет народов Африки, за равноправие людей всех оттенков кожи, всех рас находит отражение в поэзии Рацифандрихамананы, Раду (настоящее имя - Жорж Аднриаманантена, р. 1923; сборник «В поте лица», 1973), С. Рабендзы, Н. Валитера, Э. Лаланди (настоящее имя - Р. Андриамалала), А. Рацифехеры и других поэтов и писателей, вошедших в Ассоциацию революционных писателей и деятелей искусства Мадагаскара (1979).

Л. А. Карташова.