Энциклопедический справочник «Африка»

КЕНИЯ. МУЗЫКА

Музыкальная культураКении включает музыку многочисленных народностей, населяющих страну. Отсюда разнообразие музыкальных стилей, форм, инструментария. Каждая этническая группа культивирует присущие только ей виды вокально-инструментальной музыки. В то же время прослеживается определенная общность музыкальной культурыК.и других восточно-африканских стран (Судана, Эфиопии, Танзании, Сомали).

Богат музыкальный инструментарийК.Широко бытуют ударные инструменты, прежде всего барабаны различного вида (цилиндрические, конические, 1-, 2-мембранные и т. д.), издавна служившие символом королевской власти. Многие народы применяют трещотки, скребки, бубенчики при исполнении церемониальных танцев. Среди струнных инструментов - музыкальный лук унгу (своего рода 1-струнная арфа у тесо, живущих как вК., так и в Уганде), разнообразные арфы, в том числе 8-струнные тум (у народа луо) и абокано (у кисиев). 7-струнная литунгу (у лухья), подобные инструменты у других народов имеют 4-6 струн. Многие ритуалы сопровождаются игрой на большой трубе конической формы, изготовленной из тыквы (бытует главным образом у луо). Нилоты широко используют духовые инструменты - продольные флейты, трубы. Типичны ансамбли из духовых, применяющих гокетную технику (в общем мелодическом рисунке каждый инструмент исполняет только один определенный звук).

Пение и игра на музыкальных инструментах сопровождают многие обряды, ритуалы. В музыке народов банту (особенно Центральной и ЗападнойК.) существенное место занимает игра на ударных инструментах, которые являются ведущими в музыкальных ансамблях. Ритмические ухищрения в партии ударных сочетаются с различными ритмами (простыми, сложными, смешанными) других участников ансамбля, благодаря чему порой возникает полиритмия. Песни и танцы моторного характера обязательно сопровождаются ударными. В некоторых районахК.сохранился архаический вид инструментальной музыки - сольные ритуальные наигрыши, исполняющиеся на больших цилиндрических барабанах. Популярностью пользуются пьесы для арфы (зачастую певец и арфист - одно и то же лицо). За вступительными разделами композиции, демонстрирующими совершенство инструментальной игры, следует сольное пение под аккомпанемент арфы (особым приёмом исполнения служит постукивание по корпусу резонатора). Такие пьесы, как правило, импровизируются: музыкант выбирает традиционную музыкальную тему, дальнейшее развитие является его творческим самовыражением. Исполнитель этого вида музыки должен обладать также поэтическим даром. Пьесы традиционного стиля требуют от музыканта высокого профессионализма. Игре на музыкальных инструментах обучают с раннего детства (в частности, так готовились музыканты для церемониальных оркестров).

Для вокальной музыки банту характерны смешанные хоры, пение в унисон с октавными удвоениями. Среди песенных жанров - ритуальные (в некоторых песнях заметно воздействие христианских песнопений), военные, церемониальные (выделяется цикл песен-танцев, связанный с обрядом инициации), трудовые, охотничьи, гимнические. Неотъемлемой частью художественного воплощения большинства песен служат сопутствующие их исполнению движения. Песни нилотов по сравнению с банту отличаются более развитыми музыкальными формами и использованием разнообразных приёмов вокальной техники. Для кушитов типично хоровое пение в унисон. Вокально-инструментальная музыка банту, а также нанди, масаев, туркана и др. основывается преимущественно на пентатонике, музыка нилотов, живущих по берегам озера Виктория, - на 7-ступенных ладах главным образом мажорного наклонения. Диатонические лады характерны и для кушитов, которые широко используют мелизматику. В музыке народностей восточного побережья страны (здесь издревле сложилась суахилийская цивилизация) прослеживаются значительные арабо-мусульманские влияния. В частности, в этих районах бытует духовой инструмент арабского происхождения - бунго.

В XX в. в музыкальной культуреК.наблюдается сложный процесс взаимодействия региональных музыкальных стилей, создание на основе синтеза музыкальных традиций многочисленных народов новых видов традиционной музыки. Многие формы традиционного музыкального исполнения существуют как на уровне сельских, так и городских аудиторий. Одарённые традиционные музыканты получают статус профессионально концертирующих исполнителей.

После достиженияК.независимости (1963) особое развитие получило самодеятельное творчество, которому отводится значительное место в общественной жизни страны. Раньше каждое селение имело своих музыкантов, ныне образуются центры традиционной музыкальной культуры, привлекающие большое число любителей музыки как кенийцев, так и из других стран. ВК.созданы профессиональные учебные заведения и музыкальные организации, деятельность которых направлена на развитие традиционной культуры страны. Важная роль в музыкальной жизниК.принадлежит Восточно-африканской консерватории (основана в 1944 в Найроби европейскими музыкантами), которая с 70-х гг. значительное внимание уделяет воспитанию национальных кадров - специалистов как в области традиционной, так и западноевропейской музыки. Активно пропагандирует национальное искусство Музыкальное общество Найроби: ведает концертной жизньюК., проводит ежегодные музыкальные фестивали, музыковедческие семинары. Процесс общей урбанизации повлёк за собой проникновение массовой культуры Запада. Радио и телевидение наряду с кенийской народной музыкой популяризирует рок-ансамбли, прежде всего английские и американские. Возникают местные поп-ансамбли. Однако среди широких слоев населения страны по-прежнему пользуются успехом традиционные виды музыкального искусства, в частности популярны концерты Национального ансамбля песни и танцаК.«Бомас».

Б. Ю. Тихомиров.