Энциклопедический справочник «Африка»

ЗАИР. МУЗЫКА

Рог сигнальный из бивня.

Азанде.

Музыкальная культура Заира включает музыку многочисленных народов. При всём многообразии традиционной музыкиЗ.выделяются два крупных пласта - музыкальная культура народов банту и музыкальная культура пигмеев.

Среди музыкальных инструментов широко распространены барабаны (с резонаторами и без них, разнообразные по форме - котлообразные, цилиндрические и др.). Барабаны току, локука и др. - ведущие инструменты в ансамблях. Не менее популярны ксилофоны линзи, эндара, мбока, нгука, манза. Струнные представлены музыкальным луком, арфами, лютнями, в том числе однострунной, различными цитрами (палочными, дощечными, лоточными), духовые - рожками, свистульками, флейтами; у пигмеев мбути встречаются деревянные свистульки пики и сегбе, деревянные трубы молимо. Распространены также колокольцы, гонги, пигмеи мбути применяют в качестве ритмического аккомпанемента пению деревянные трещотки нгбенгбе, эпопо, коко и так называемая банджа (пара ударяемых друг о друга палок).

Музыку народов банту, живущих вЗ., отличают прежде всего энергичный ритм, «напористость». Песни и танцы сопровождают трудовые процессы (рыбную ловлю, греблю на лодках, сельскохозяйственные и другие работы) и различные церемонии (свадебные, похоронные обряды, рождение ребёнка и т. д.), музыке принадлежит большая роль в быту. Для песен банту характерны короткие музыкальные фразы, сложная ритмика, полиритмия (наложение одного ритмического рисунка на другой), чёткое деление на сольную и хоровую партии (типично пение в терцию), импровизационность, инструментальное сопровождение. Своеобразное строение имеют песни пенде: излагается основная тема, затем следуют свободные вариации нэ неё и возвращение к основной теме - своего рода реприза, в которой основной мотив звучит тоном выше или ниже первоначального.

Музыка пигмеев, судя по исследованиям ряда авторов, - наиболее древний слой африканской музыки. Пигмеи обычно сопровождают пение игрой на ударных инструментах - банджа, трещотках, а также отбиванием ритма хлопками в ладоши, по телу и притоптыванием. Для песен типичны короткие фразы с нисходящим движением мелодии, перекрещивание в хоровых партиях до 3 ведущих голосов, благодаря чему возникает полифония (часто используется канон), полиритмия - наложение различных ритмических рисунков вокальных партий (солистов, хора) на ритмическое остинато инструментального сопровождения. Характерными ладами являются трихорд, тетрахорд, и в особенности пентатоника. Применяется так называемая гокетная техника исполнения (в общем мелодическом рисунке каждый исполнитель воспроизводит только один определенный звук), а также йодлирование, повторы в виде эха и др. К основным песенным жанрам пигмеев принадлежат песни охотников и сборщиков мёда (исполняются как мужчинами, так и женщинами), песни инициации (исполняйся преимущественно женщинами, а также девушками и юношами; песни этого обряда могут исполняться и по случаю других важных событий в жизни человека, например свадьбы, рождения ребёнка), а также похоронные песни-плачи (их поют и в другие критические моменты, грозящие человеку бедой, например во время болезни, неудачной охоты и т. п.). Имеются также колыбельные, игровые и другие песни.

На музыкуЗ.в своё время оказали воздействие арабы, о чём свидетельствуют некоторые музыкальные инструменты (в частности, однострунная лютня), а также бытующий у ряда народов Восточного Заира так называемый арабский вокальный стиль. Европейское, американское и латиноамериканские влияния проявились в создании своеобразных музыкальных стилей, в том числе популярного танцевального, который долгое время назывался «Конго мьюзик» (сочетание африканской музыки с элементами румбы, болеро, ча-ча-ча и др.). В 50-х гг. XX в. в стране возникли многочисленные музыкальные ансамбли, в составе которых помимо традиционных инструментов (барабаны, трещотки, ксилофоны) - электрогитары, саксофоны и др.

После завоевания независимости (1960) особое внимание стало уделяться африканской музыкальной культуре. Создано свыше 20 профессиональных и 60 фольклорных ансамблей, которые выступают в стране и за её пределами (в частности, участвуют в фестивалях африканского искусства). Развивается молодая композиторская школа. Известность завоевали исполнители песен Лвамбо Макиади, Табу Лей, а также певцы Абети Масикинл и Мпонго Лав. Профессиональные кадры готовит театрально-музыкальное училище - Национальный институт искусств.

Л. О. Голден.

Гонг.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Ленинград.