Энциклопедический справочник «Африка»

ЗАИР. ЛИТЕРАТУРА

Литература развивается на французском языке и местных - луба, лингала, киконго и др. НародЗ.имеет давнюю и богатую традицию устного народного творчества. Запись и публикация фольклора начались с конца XIX в., главным образом силами миссионеров. В целях распространения христианства бельгийские колониальные власти содействовали созданию письменности на местных языках Первое произведение письменной литературы - «Песня памяти мучеников Уганды» (о гибели христиан-африканцев в религиозной борьбе в Уганде в конце XIX в.) аббата С. Каозе (изд. в Бельгии, 1921, на французском языке).

После 2-й мировой войны вЗ.большое место заняла религиозная поэзия, отразившая в определённой своей части настроения кимбангизма. В 1960 один из представителей этого движения А. Нсамбу опубликовал сборник антиколониалистских псалмов с параллельными текстами на языке киконго и французском языке («Песни. Пророк Симон Кимбангу о церкви Иисуса Христа на земле»). Из поэтов Заира наиболее значительны О. Нгонго, представитель религиозной поэзии, и А. Р. Боламба (Локоле Болаиба). Стихи Боламбы, близкие к фольклору, отличаются оригинальностью образов и воссоздают романтические картины африканского быта (сборники «Первые опыты», 1947; «Эсанзо. Песни для моей страны», 1955). Боламбе принадлежат также новеллы и работы по фольклору народовЗ.В канун провозглашения независимости (1960) в поэзии прочно утвердилась антиколониалистская тема. Особое место занимает творчество П. Лумумбы, выступившего в 1960 с глубоко патриотическими стихами.

В прозе, получившей своё развитие в 1940-50-х гг., преобладают произведения на фольклорную и морально-бытовую темы. Наиболее известные писатели: Д. Мутомбо, автор повестей о патриархальном прошлом «Победа любви» (1943), «Наши предки» (1948), и А. Р. Бокванго, написавший проникнутые христианским духом повести «И пришёл белый человек» (1957), «Монгондомбела, непобедимый воин брусса» (историческая повесть, исполненная сентиментальной идеализации прошлого). Бокванго издал сказки нгала на лингала и французском языке П. Ломами-Чибамбе помимо статей о народном искусстве и фольклоре народовЗ.принадлежат новеллы историко-этнографического характера и фантастическая повесть «Нгандо» («Крокодил», первая премия на колониальной ярмарке в Брюсселе, 1948). С начала 50-х гг. усиленно развивается национальная драматургия. Основоположник её - А. Монжита, художник и организатор творческого объединения по изучению литературы и фольклора народов Заира, автор многих пьес на лингала и на французском языке Известностью пользуются Ж. Дизази, автор комедий нравов на лингала и французском языке (пьеса «Мы не вмешиваемся», 1956), и Бондекве, драматург из Шабы, пишущий на французском языке (пьеса «Атанас и профессор», 1957).

В современной франкоязычной литературе Заира (70-е - начало 80-х гг.) большое место занимает тема неудовлетворённости интеллигенции состоянием страны после завоевания независимости. Трагедия индивидуалистического сознания, идейные метания африканской интеллигенции отражены в произведениях Сангу Сонсы и В. И. Мудимбе.

В литературе 70-х гг. заметное место продолжала занимать религиозная тематика: в философской драме «Во власти течения, или Крушение ориентиров» (1973) Сангу Сонсы она преломляется в духе идей негритюда. В романе Мудимбе «Унесенный течением. Бог, священник, революция» (1973) религиозная тематика освещается в русле социально-философского анализа африканской действительности. Проблеме взаимоотношений африканской интеллигенции и народа посвящены романы «Джамбатист Вико» (1976) и «Блуждание» (1979) Нгала Мбвила а Мпанга. Социальным реализмом отмечены новеллы Туинамо-Вумбы: сборник «Из-за пальмового ореха» (1973), повести Батукезанги Заменги. В 1972 создан Союз писателей.

Н. Д. Ляховская.