Энциклопедический справочник «Африка»

ЕГИПЕТ. ЛИТЕРАТУРА

На территории Египта развивались древнеегипетская литература и коптская литература.

Литература VII-X вв.

В литературеЕ.господствовали традиционные поэтические жанры - панегирик (мадх), оплакивание (риса), описание (васф); с IX в. появляются любовная лирика (газель), «винная поэзия» (хамрийат), стихотворения философско-аскетического содержания. В IX-X вв. возникает местная школа историков, среди которых особо выделяется Ибн Абд аль-хакам. В IX в. появляются истории, труды христианских учёных на арабский язык, посвящённые истории церкви и содержащие сведения по истории арабов и византийцев. Крупнейшим христианским поэтом был патриарх Александрии, врач и историк Евтихий. В X в. развивается новый жанр - биографическая хроника. Ибн Даджа - автор жизнеописания правителяЕ.Ахмеда ибн Тулуна и его сына Хумаравайха. В некоторых сочинениях, например у аль-Кинди, биографии реальных людей перемежаются со сведениями из общей истории.

Литература XI - середины XIII вв.

Каир становится самостоятельным центром духовной жизни, вокруг которого складывается самобытная культура. Во 2-й половине XII в. наибольшего расцвета достиг эпистолярный жанр. Его основоположником был каирский кади аль-Фадиль, стиль которого и в последующие века считался образцом деловой переписки. Большую популярность в XII в. приобрели поэты круга Ибн Руззика, автора религиозных стихов. Придворная поэзия фатимидского периода имела в основном панегирический характер; в ней культивировались также жанры поэтической хулы (хиджа) и оплакивания. Высоко ценилось творчество поэта и учёного Рашида ибн аз-Зубейра, а также творчество его брата - поэта аль-Мухаззаба ибн аз-Зубейра и панегириста Ибн аль-Калакиса. В конце XII - начале XIII вв. среди поэтов, писавших в духе придворной панегирической традиции, резко выделились Ибн Сана аль-Мульк аль-Мисри и Омар ибн аль-Фарид. С именем Ибн Саны аль-Мулька связана первая попытка утверждения в восточно-арабской литературе новой поэтической формы - строфической поэзии мувашшах, пришедшей из Андалусии. С XII в. мувашшах занял видное место в арабской поэзии. Стихотворения Омара ибн аль-Фарида (особенно «Винная поэма» и «Поэма восхождения») написаны в форме любовной лирики, однако в соответствии с суфийской традицией объектом любви поэта неизменно является бог. Стихи придворного поэта XIII в. Баха ад-Дина Зухейра отличаются простым и доступным языком, глубиной, искренностью поэтического чувства и изяществом.

В XI-XII вв. значительное развитие получили исторические жанры, главным образом хроника. Важнейшие события правления халифа Муизза (953-975) зафиксированы в хронике Абу-ль-хасана аль-Искандарани. Частично дошла до нас историяЕ., принадлежавшая перу одного из виднейших фатимидских хронистов Убайдаллаха ибн Ахмеда аль-Мусаббихи. Большое сочинение по истории Арабского халифата написал Ибн Зафар аль-Азди аль-Мисри. Ибн аль-Кифти составил в алфавитном порядке биографический словарь арабских учёных, а также свод биографий известных грамматистов. Среди работ христианских историков - сочинения Абу Салиха аль-Армани о христианских церквах и монастыряхЕ.и сопредельных стран. Слава Салаха ад-Дина как защитника ислама нашла отражение в многочисленной историко-биографической литературе. Тема борьбы с крестоносцами внесла новую струю в городскую литературную традицию, вызвав различные повествования и рыцарские романы, героем которых был Салах ад-Дин.

Литература середины XIII - XV вв.

Для литературы XIII-XV вв. характерно бурное развитие устной городской прозы. Особой популярностью пользовались многочисленные героические эпопеи, бытовые и фантастические новеллы, волшебные сказки.

В творчестве поэтов XIII-XIV вв. аль-Азази, аль-Варрака, аль-Газзара, аль-Ваззана, Ибн Даниала преобладали такие жанры, как любовное послание, «винные» стихи, элегия с жалобами на жизнь и судьбу, шутовская эротика. В поэзии были распространены мистические мотивы, суфийская символика. Среди поэтов-суфиев популярностью пользовался Амин ад-Дин аль-Арбили. В традиционном духе классической касыды аль-Бусири создал поэму религиозного содержания «Бурда». Ибн Нубата аль-Мисри прославился панегириками и стихотворениями, полными горьких жалоб на жизнь. В условиях подъёма городской культуры большого развития достигла поэзия на диалекте арабского языка. В XIII-XIV вв. в Каире были известны народные поэты Ибрахим аль-хаик, ан-Насир аль-хаммами, Шариф ибн Асад аль-Мисри, стихи которых, как правило, носили характер любовных куплетов или шуточных миниатюр, насыщенных эротическими образами и непристойными словечками. Большого расцвета достиг эпистолярный жанр. Особый интерес представляет руководство для секретарей аль-Калькашанди.

Успешно развивался поощряемый мамлюкскими правителями жанр биографической хроники. Большое распространение получили биографические словари, а также сборники биографий выдающихся учёных, богословов, судей, врачей (например, свод Ибн Хаджара аль-Аскалани и др.). Крупнейшим представителем этого жанра был Ибн Халликан. Созданный им биографический словарь «Даты кончин знаменитых людей и сведения о сынах времени» служит наиболее достоверным источником изучения домонгольского периода арабской истории и культуры. Центральное место среди историков XV в. занимает аль-Макризи. Ибн Тагриберди создал многотомную летопись политической и культурной жизниЕ.от мусульманского завоевания до середины XV в. ас-Суюти - последний крупный литератор и учёный-энциклопедист средневековогоЕ.

Продолжалось развитие христианской исторической традиции (двухтомная история Ибн аль-Амида, общая история Ибн ар-Рахиба аль-Кубти).

Из произведений назидательно-дидактической прозы большой популярностью с середины XV в. пользовалась литературная антология каирца аль-Абшихи. Многочисленные изречения и афоризмы аль-Абшихи быстро вошли в литературный обиход.

В XIV-XV вв. завершилось составление в Каире выдающегося памятника арабской литературы - свода «1001 ночь». Достигло расцвета искусство народных повествователей; сложился героический роман о султане Бейбарсе и его борьбе с крестоносцами. Прочное место в репертуаре сказителей занимали также более ранние народные романы - «Повесть о племени Хиляль», «Жизнеописания Антары», «Жизнеописание Сайфа, сына Зу-Язана» и др.

Литература XVI-XVIII вв.

Это время отмечено появлением многочисленных трудов в области филологии и истории, суфийских трактатов и произведений дидактической литературы. Значительное место в арабской лексикографии занимает толковый словарь Мухаммеда Муртада аз-Зубайди, составленный как комментарий к словарю аль-Фирузабади. Иноязычным заимствованиям в арабском языке посвящён труд аль-хаффаджи по филологии.

Наряду с многочисленными сочинениями по общей истории появляются труды, освещающие события турецкого завоеванияЕ.и казни последнего мамлюкского правителя Туман-бея. Эти события нашли отражение в обширной исторической хронике Ибн Ийяса, в трудах Ибн Занбала ар-Раммала и Ибн Аби ас-Сурура аль-Бакри. ИсториюЕ.от середины VII в. до 1623 создал аль-Исхаки. Как и при мамлюках, в этот период широко распространена мистическая литература. В суфийских трактатах шейха Абд аль-Ваххаба аш-Шарани описываются тяжёлые испытания, выпавшие на долю египтян в годы чужеземного господства.

В XVII в. появляются сборники литературно обработанных анекдотов и занимательных историй, идущие в русле назидательной литературы («адаб»): сборник «Навадир», составленный врачом аль-Кальюби, и др.

Тенденция к употреблению диалекта арабского языка в литературных произведениях нашла выражение в сочинениях литератора 2-й половины XVII в. Юсуфа аш-Ширбини, в котором автор пародийно воспроизвёл быт и нравы египетского крестьянства. Вторая часть повествования написана исключительно на народном диалекте арабского языка и изобилует анекдотами и речевыми снижениями, характерными для средневековой народной литературы.

В народной культуре XVI-XVIII вв. развивались жанры, становление которых происходило в предшествующие периоды. Одновременно возникают новые явления народно-зрелищной культуры, как, например, театр бродячих актёров - мухаббизов, кукольный театр Арагоз (см. Карагёз).

В период позднего средневековья классическая традиция в литературеЕ.переживала глубокий упадок до 2-й половины XIX в.

И. В. Тимофеев.

Литература 2-й половины XIX - XX вв.

Литература формировалась в условиях становления капиталистических отношений, сопровождавшегося усилением борьбы египетского народа за национальную независимость. Процесс развития литературы был связан с деятельностью ранних буржуазных просветителей - поэтов и публицистов Шихаб ад-Дина, Р. ат-Тахтави, А. Мубарака, Абдаллаха Факри и др. Определяющее влияние на общественную мысль и становление египетской литературы оказали Джемаль ад-Дин аль-Афгани, М. Абдо, К. Амин, М. Камиль и др. Наряду с публицистикой развивалась идейно с ней связанная, но традиционная по форме поэзия: поэты и публицисты М. С. аль-Баруди, Я. Санну, Адиб Исхак, В. Йекун, А. Шауки и др. В 80-х гг. создаются оригинальные историко-патриотические драмы «Отечество» и «Арабы» (обе - 1880) А. Надима, «Завоевание Андалусии» (1893) Камиля и др. Зачинателями жанра исторического романа стали ливанские эмигранты Дж. Зейдан («Беглый мамлюк», 1891; «Гассанидка», 1895-96, и др.) и Фарах Антун («Новый Иерусалим, или Взятие Иерусалима арабами», 1904). В начале XX в. появляются просветительские повести М. Хафиза Ибрахима, М. аль-Мувайлихи и др. на современные сюжеты, стилистически близкие традиционные макаме. Важной вехой на пути к современной реалистической прозе являются повесть «Зейнаб» (1914) М. Х. Хайкаляи особенно сборник рассказов «Что глаза видят» (1918) основоположника школы египетских новеллистов Мухаммеда Теймура, Тема раскрепощения женщины отразилась в сентимент. повестях М. Л. аль-Манфалути. В начале XX в. некоторые публицисты и писатели стали пропагандировать идеи социализма: Шибли Шмайиль, М. Салама и др.

С подъёмом национально-освободительного движения в 1919-21 открывается новейший период в истории литературыЕ.Он ознаменовался обновлением поэтических форм, намеченным ранее в творчестве Х. Мутрана и утверждением романтизма в поэзии. Появляются литературные группы «Поэты Дивана» (А. М. аль-Аккад, Абд ар-Рахман Шукри и др.), «Поэты Водопада» (Осман Хильми и др.), позже - «Аполло» (А. З. Абу Шади, Ибрахим Наги, А. М. Гаха и др.). Происходит становление реализма в прозе: сборники рассказов «Шейх Джума» и «Дядюшка Митвалли» (оба - 1925) Махмуда Теймура, повести «Дни» (ч. 1-2, 1926-39, ч. 3 - 1973) и «Зов горлицы» (1934) Таха Хусейна. Значит, роль в развитии реалистической прозы сыграли новеллисты Ахмед Хейри Сайд, Махмуд Тахир Лашин, Я. Хакки и др. Они познакомили арабских читателей с русской классикой.

В драматургии 20-х - начала 30-х гг. наряду с исторической появляется современная тематика: пьесы «Незваный гость» (1918) Тауфика аль-хакима, «Пропасть» (1921) Мухаммеда Теймура, «Буря в доме» (1924) и «Жертвы» (1925) Антуна Язбека и др. В то же время в прозе развивается и романтическое направление: патриотический роман «Возвращение духа» (1927, опубликован 1933) Тауфика аль-хакима, роман «Ибрахим-журналист» (1931) И. А. К. аль-Мазини. В 30-х гг. в литературе появляются пессимистические настроения, мотивы ухода от жизни: символистские драмы «Спящие в пещере» (1933), «Шехерезада» (1934) Тауфика аль-Хакима, повесть «Зов неведомого» (1939) Махмуда Теймура. Одновременно в литературе усиливается социально-критическое начало: повесть «Записки провинциального следователя» (1937) Тауфика аль-Хакима.

После 2-й мировой войны ведущее место в литературе занимают писатели, ставившие перед собой цель демократизации литературы, утверждения принципов реализма. Их творчество получило развитие после победы национально-освободительной революции 1952. Основные темы «новых реалистов» - жизнь, труд и борьба простых людей: сборники рассказов Ибрахима Абд аль-Халима («Запах нашей жизни», 1946), А. аль-Хамиси («Окровавленные рубашки», 1953; «Эта кровь не высохнет», 1956), Ю. Идриса («Самые дешевые ночи», 1954; «Не так ли?», 1957; «Край света», 1961; повесть «Грех», 1959), романы А. аш-Шаркауи («Земля», 1954; «Окраинные улицы», 1958; «Феллах», 1968). В развитии жанра социального романа главная роль принадлежит Н. Махфузу, в послевоенных романах которого дана широкая панорама жизни египетского общества 1-й половины XX в. («Новый Каир», 1945; «Начало и конец», 1949; трилогия «Бейн-аль-Касрейн», 1956). Романтические мотивы, наряду с элементами поэтики, свойственными «массовой литературе», характерны для творчества Ю. ас-Сибаи, И. аль-Куддуса, Ахмеда Абд аль-Халиля Абдаллы.

В поэзии 50-х гг., в творчестве аш-Шаркауи, С. Абд ас-Сабура, Ахмеда Хигази и др. утверждается свободный стих. Получает развитие поэзия на народном арабском языке: Салах Джахин, Фуад Хаддад и др. С пьесами социально-политического характера выступают писатели старшего поколения Тауфик аль-Хаким («Нежные руки», 1953; «Сделка», 1956), Али Ахмед Бакасир («Гвоздь Гохи», 1953) и драматурги Н. Ашур («Люди, которые внизу», «Люди, которые наверху» - обе 1958), А. Фараг («Полицейские и воры», 1964).

Махфуз создал серию социально-философских романов, в которых, пользуясь приёмами аллегории, ставил проблемы социальной справедливости («Дети нашего квартала», 1959; «Вор и собаки», 1961), поисков путей национального развития («Осенние перепела», 1962; «Путь», 1964), роли интеллигенции и её долга перед народом («Нищий», 1963; «Болтовня над Нилом», 1966; «Пансион "Мирамар"»). Как и в прозе, в драматургии утверждаются условные, метафорические формы, заимствованные у египетского народного уличного театра и современной европейской драматургии. Наиболее значительны пьесы Ю. Идриса («Фарфуры», 1964; «Земная комедия», 1966), А. Фарага («Багдадский цирюльник», 1964; «Сулейман аль-Халаби», 1965; «Али Джанах ат-Табризи и его слуга Каффа», 1969), С. Д. Вахбы («Мост москитов», 1967; «Лестничный пролёт», 1966). Отход от социальной проблематики, замыкание в рамках субъективных переживаний, мотивы отчуждения характерны для новеллистики Мухаммеда Хафиза Рагаба (сборник «Мяч и голова человека», 1967), Дни аш-Шаркауи (сборник «Поездка в поезде повседневности», 1966), Ибрахима Аслана (сборник «Вечернее озеро», 1969) и др. Со временем большая часть писателей «новой волны» сумела преодолеть субъективистский взгляд на мир, попыталась осмыслить опыт национального и общественного развитияЕ.после революции 1952 с народно-демократических позиций: романы «Аз-Зейни Баракят» (1971) Гамаля аль-Гитани, «Зимний сон» (1974) М. Ю. аль-Куайида, «Августовская звезда» (1976) Саналлы Ибрахима. Искания и эксперименты 60-х гг. в области формы значительно расширили художественные возможности прозы, обогатили её в жанровом отношении. Реалистическая проза 70-х гг. сочетает углублённый психологизм с использованием фольклорной образности, документальность с приёмами гротеска. Вместе с тем появились произведения, обличающие капиталистические порядки и возрождающие традиции передовой литературы 50-х гг.: сатирический роман «Хроника улицы аз-Заафарани» (1976) аль-Гитани, документальные повести «Это происходит в Египте в наши дни» (1977) и «Война на земле Египта» (1978) аль-Куайида.

В 1955 основан Союз писателей. Функции Совета по делам литературы, искусства и науки, существовавшего с 1956, переданы в 1978 Министерству культуры. Издаются художественные и общественно-политические журналы «Аль-Хиляль» (с 1892), «Аш-Шиар» (с 1964), «Аль-Катиб» (с 1960), общественно-литературные журналы «Фусуль» (с 1981) и «Ибда» (с 1983).

Изданы в русском переводе:

Стихи поэтов Египта, М., 1956;

Египетские новеллы, М., 1956;

Место на земле. Рассказы, М., 1957;

Современная арабская поэзия, М., 1961;

Шесть гиней. Новеллы египетских писателей, М., 1964;

Живи, Египет! Рассказы, М., 1973.

Н. К. Коцарев, В. Н. Кирпиченко.