Энциклопедический справочник «Африка»

ЕГИПЕТ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. КОНЕЦ IV НАЧАЛО XVI ВВ.

Историю Е. с древнейших времён см. в статье Египет Древний.

Египет в конце IV - начале XVI вв.С 395, после раздела Римской империи на Восточную и Западную,Е.стал провинцией Византии. Протест народных масс против гнёта государственно-административных, фискальных органов облекался в форму религиозной схизмы: почти всё населениеЕ.поддерживало движение монофиситов (яковитов, см. Монофиситство), выступавших против официальной византийской православной церкви (мелькитов). После кратковременной оккупацииЕ.войсками сасанидского Ирана (616-626) византийскому императору Ираклию пришлось восстанавливать позиции православия и греческой аристократии силой. Восставшие яковиты обратились за помощью к арабам-мусульманам. Халиф Омар направил вЕ.небольшие военные арабские отряды под командованием Амра ибн аль-Аса, который 15 июля 640 в сражении при Гелиополе (Айн-Шамс) разбил византийскую армию. 9 апреля 641 капитулировал греческий гарнизон Вавилона (территория Старого Каира, Фустат), 8 ноября - столицыЕ.Александрии. Коренное население встретило арабов как освободителей и помогло Амру ибн аль-Асу утвердить свою власть вЕ.

Страна была превращена в наместничество Арабского халифата, столица перенесена из Александрии в Фустат (Вавилон) - центр египетских яковитов. Официальным языкомЕ.стал язык коренного населения - коптский.

В составе халифатаЕ.стал одной из наиболее богатых провинций. Управление страной находилось в руках амира, или вали (наместника халифа), командовавшего войсками и стоявшего во главе гражданской администрации амиля. В социальной и культурной жизни доминировала яковитская церковь. Возглавлял её патриарх (резиденция в Александрии), избиравшийся церковными иерархами и утверждавшийся наместником халифа. При условии своевременной уплаты налогов яковиты пользовались свободой вероисповедания. Мелькиты подвергались гонениям, платили подушную подать в двойном размере. По мере исламизации росло значение мусульманских правоведов - факихов и кади, являвшихся нередко независимыми от официальных властей. До середины IX в. представители арабской военной знати, в частности аристократического племени курейш, родственники халифов занимали ключевые посты в армии и администрации, назначались наместниками. С 856 власть вЕ.перешла в руки военачальников тюркского происхождения, основавших две династии: Тулунидов и Ихшидидов, лишь номинально признававших сюзеренитет халифов.

VII-X вв. - период наивысшего расцвета средневековогоЕ.Отдельные агрикультурные нововведения римской эпохи получили всеобщее распространение; усовершенствование технологии орошения и использование многопольных севооборотов позволяли ежегодно собирать по несколько (2-4) урожаев сельскохозяйственных культур с каждого возделываемого участка, были внедрены так называемые индийские культуры (сахарный тростник, рис, хлопок и др.). Выросли торговля и ремесленное производство. В 643-765 функционировал так называемый старый Суэцкий канал, связывавший Красное и Средиземное моря через Фустат, превратившийся в один из крупнейших городов халифата.

Социальная структура имела раннефеодальный характер и в своих основных чертах не отличалась от центральных областей халифата. Земля принадлежала государству, торговля и ремесленное производство были сосредоточены в руках частных лиц. Класс феодалов состоял из представителей высшей бюрократии и военной знати. Большую роль играло купечество. Эксплуатация непосредственных производителей, в основном свободных крестьян, осуществлялась путём взимания ренты-налога. На трудоёмких работах, особенно в ирригационном строительстве, было занято большое количество рабов.

На рубеже VII-VIII вв. начался медленный, особенно в деревне, процесс арабизацииЕ., происходивший в первую очередь путём приобщения коренного населения к ценностям арабской цивилизации, а также путём смешанных браков, переселения вЕ.небольших групп арабов. В 706 арабский язык был объявлен государственным языкомЕ., однако фактически, по крайней мере до середины X в., существовало двуязычие. Коптский язык был языком деловой документации (вплоть до XIV в. большинство чиновников были коптами-христианами), преобладал в культурной жизни. С середины X в. он начал вытесняться арабским языком, с XI-XII вв. коптский язык постепенно превращается в язык исключительно христианской общины.

Параллельно арабизации происходила исламизацияЕ.До середины X в. мусульмане составляли меньшинство населения: не более 7-8% при Омейядах, около1/3в начале X в. Ислам исповедовали верхушка государственного аппарата, армия, социальные низы (главным образом в городах). Религиозная борьба отражала социально-политические противоречия раннефеодального общества. Фанатично настроенные низы городского населения поддерживали преследования иноверцев, преимущественно христиан и иудеев, занимавших, как правило, более высокое социальное и имущественное положение. С VIII в. вЕ.преобладал маликитский толк ислама, в начале X в. господствующее положение заняли шафииты. Большим влиянием пользовались хариджиты и различные группировки шиитов. Хариджиты возглавили крупные народные восстания (в 754, 759, 783, 794, 802), поддержанные выступлениями шиитов и крестьян-коптов (самое крупное восстание коптов - в 829-831).

На рубеже IX-X вв. активизировались представители одного из крайних шиитских течений - исмаилиты, проповедовавшие мессианские идеи о близком пришествии Махди, который восстановит правду и социальную справедливость. Опираясь на берберские племена кутама, в 909 они установили свою власть в Северной Африке (Магрибе), а в 969 захватилиЕ.Исмаилитское государство возглавили халифы из династии Фатимидов. В 973 его столица была перенесена в Фустат (с этого времени носит название Каир).

Е.стал центром халифата Фатимидов, включавшего также Палестину, Сирию, Сицилию, страны Магриба, Красноморское побережье Судана, Хиджаз и прибрежные районы Йемена. Социально-экономическая структура общества претерпела серьёзные изменения. Торговля, транспорт и ремесленное производство от частных лиц перешли под контроль государства. В собственности казны находились жилые дома, лавки и мастерские. В полотняном, шёлк, и некоторых других отраслях ремесла были основаны крупные государственные мануфактуры (тираз); мелкие производители работали по заказам и под контролем властей (своего рода рассеянная государственная мануфактура). Организацией производства ведали специальные правительственные чиновники - назиры, арифы и т. п. В деревнях были созданы правительственные имения - аваси, управлявшиеся агентами государства, а позднее сдававшиеся на откуп. Крестьяне были превращены в государственных крепостных, обработка земли считалась государственной повинностью. Поощрялась деятельность исмаилитских миссионеров, были основаны богословский университет аль-Азхар и др. «дома знания». Главными внутренними и внешними врагами считались сторонники Аббасидов. Устраивались гонения против христиан, евреев и мусульман-суннитов, особенно жестокие при халифе Хакиме.

В середине XI в. начался процесс разложения теократии Фатимидов. Наблюдалась всеобщая коррупция, постоянная борьба военно-дворцовых группировок за власть (с 1058 её исход зависел преимущественно от тюркской гвардии и суданской пехоты). Начался упадок хозяйственной жизни. Приходили в негодность ирригационные системы, сокращалась площадь обрабатываемых земель, уменьшалась численность населения, пустели города и селения. Большой ущерб наносили стихийные бедствия (голод в 1066-72 и др.).

С середины XI в. происходит распад Фатимидского халифата. Отделились Тунис (1048) и другие страны Северной Африки. Возникла угроза иноземных вторжений. В 1061-91 норманны завоевали Сицилию. На Востоке главными противниками Фатимидов были сунниты-сельджуки. В 1064 они вторглись в Сирию и Палестину, взяли Иерусалим (1071) и Дамаск (1076). В 1076 Хиджаз, Мекка и Медина признали сюзеренитет Аббасидов. В конце XI - начале XII вв. крестоносцы захватили прибрежные области Сирии и Палестины, утвердились в Иерусалиме (1099). Совместно с норманнами они совершили несколько нападений наЕ., разграбили Тиннис (1153 и 1155), Александрию (1155), предприняли осаду Каира (ноябрь 1168). Лишь вступление сельджукских войск предотвратило захват страны крестоносцами. Население, в большинстве приверженное суннизму или яковитской церкви, поддержало приход тюрок. В 1171 халифат Фатимидов был уничтожен основавшим династию Айюбидов Салах ад-Дином, военачальником сельджукского правителя Сирии Нур ад-Дина. Салах ад-Дин ликвидировал социально-политические и идеологические структуры Фатимидского халифата. В качестве официальной доктрины был восстановлен суннизм. Социальная и духовная жизньЕ., искусство и литература подверглись влиянию тюркско-персидских традиций Сель-джукидов.

При Салах ад-Дине и Айюбидах сложились основные социальные, политические и военной институты позднего средневековья, получившие дальнейшее развитие при султанах из династий тюркских, или бахритских (1250-1382), и черкесских, или бурджитских (1382-1517), мамлюков. Бюрократический централизм сменился менее централизованной удельной системой правления, основанной на династических связях, затем на военно-земельной иерархии мамлюкских феодалов. Реформа 1181 положила начало системе земельных пожалований за военную службу (икта), господствовавшей в XIII-XV вв. Получили развитие и другие формы феодального землевладения: вакфы (ахбас), ризки, мульки, рост которых наблюдался в XIV-XV вв. Увеличилось значение частнохозяйственных отношений. Отмечались снижение уровня эксплуатации крестьянства, развитие свободного ремесла и частной торговли при сохранении государственной регламентации и монополий в отдельных отраслях экономики. Однако коррупция чиновников и дезорганизация государственного аппарата, произвол феодалов, налоговый гнёт, закрепощение крестьян, разрушение ирригационных сооружений вели к дальнейшему упадку земледелия и запустению целых сельскохозяйственных районов (Верхний Египет в XIV в.). По некоторым подсчётам, площадь обрабатываемых земель в стране к XV в. сократилась втрое (с 9,5 млн. федданов в римскую эпоху до 3 млн.). Резко уменьшилась численность населения, которая к началу XVI в. не превышала 4-4,5 млн. человек.

В XIV в. завершился процесс арабизацииЕ.Последние литературные памятники на коптском языке относятся к XIII - началу XIV вв., ещё некоторое время (отдельные очаги вплоть до XVII в.) разговорный коптский язык сохранялся как язык локальных групп (главным образом в деревне). Арабский язык стал языком культуры, науки и повседневного общения. К эпохе Салах ад-Дина относится подъём арабской культурыЕ., который вместе с Сирией и Йеменом стал главными наследником арабской цивилизации раннего средневековья. От айюбидской и мамлюкской эпохи сохранились тысячи арабских сочинений по истории, географии, астрологии и математике, суфизму, богословию, грамматике и др.; переживала расцвет литература.

Арабский характер египетской культуры был закреплён завершением исламизации основной массы населения, в частности крестьянства. Началось распространение суфизма и дервишских культов, воспринявших многие доисламские традиции и верования. Со 2-й половины XIII в. возобновились гонения на христиан, которые были вытеснены из общественной и государственной жизни. С середины XIV в. они устойчиво составляли не более 7-8% населения.

В области внешней политики главной задачей айюбидские и мамлюкские султаны считали защиту суннитского ислама, а наиболее опасных врагов видели в монгольских ильханах-хулагуидах, захвативших в 1258 Багдад (христиане рассматривались как их союзники). В 1260-1322 в ходе упорной борьбы с ними мамлюки одержали ряд значительных побед (в битвах при Айн-Джалуте, 3 сентября 1260, при Мердж-эс-Суффаре, 20 апреля 1303, и др.) и отстояли Сирию иЕ.от монгольского нашествия. В то же время была устранена угроза с Запада. Салах ад-Дин в сражении при Хиттине (3-4 июля 1187) разбил крестоносцев, овладел Иерусалимом и занял большую часть Иерусалимского королевства. В 1219-21 и в 1249-50 были отбиты нападения «франков» (5-й и 7-й крестовые походы) наЕ.6 апреля 1250 в битве при Фарискуре (близ Эль-Мансуры) был взят в плен возглавлявший 7-й крестовый поход французский король Людовик IX Святой. В 1291 мамлюки овладели Акрой - столицей так называемого 2-го Иерусалимского королевства, Тиром, Сайдой, Бейрутом и полностью очистили от крестоносцев побережье Сирии и Палестины. В 1400-05 было отражено нашествие войск Тимура, взявшего Халеб (Алеппо) и Дамаск. Вернув эти города, мамлюки восстановили империю, включавшую помимоЕ.Палестину, Сирию, Киликию, Киренаику, Красноморское побережье Судана, а также находившиеся в вассальной зависимости Хиджаз, Йемен и два туркменских государства Малой Азии.

Мамлюки рассматривали своё государство как центр ислама и образец мусульманского общества. Их правители носили титул «султан ислама» и претендовали на вселенский имамат. Ещё Салах ад-Дин присвоил себе халифские прерогативы и принял титул «хадим аль-хурамейн» («служитель обоих священных городов»), сохранявшийся и за последующими правителямиЕ.В 1261 султан Бейбарс (1260-77) предоставил убежище бежавшему из Багдада представителю (действительному или мнимому) халифского рода Аббасидов и как глава мусульман учредил в Каире посты верховных кади (шейх уль-исламов) всех четырёх толков суннитского права.