Энциклопедический справочник «Африка»

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ. КУЛЬТУРА

Хлебопеки.

Деревянная раскрашенная статуэтка.

Около 2000 до н. э.

Королевский шотландский музей.

Эдинбург.

Просвещение.

Школы будущих писцов создавались при дворе фараона, при храмах и при крупных государственных учреждениях. В школах обучались мальчики 5-16 лет; начиная с 12 лет ученики выполняли работу писцов в канцеляриях. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера; в школе царила суровая дисциплина, применялись телесные наказания. Основными предметами были чтение, письмо и счёт. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Писали тонкой тростниковой палочкой чёрной краской; красной краской начинали новый абзац (отсюда выражение «красная строка»). Сначала писали на черепках глиняных сосудов и обломках известняка. Когда ученик овладевал письмом, ему разрешали писать на длинном узком (16 свитке папируса. Тексты для переписки подбирались с таким расчётом, чтобы содержание способствовало воспитанию чиновника (наставления, пронизанные бюрократической моралью; религиозные тексты, гимны и т. п.). Большое внимание уделялось счёту. Найдены школьные «тетради» с решением задач, имеющих узкопрактический характер (вычисление объёмов закромов и амбаров, площади поля, определение необходимого количества рабочей силы для разного рода работ, вычисление площади и объёма различных фигур и т. п.). В школе обучали также гимнастическим упражнениям и плаванию. Существовали особые школы при храмах (так называемого дома жизни), где помимо элементарного образования давали специальное религиозное, обучали астрономии и медицине.

Наука.

Потребности ирригации, строительства и государственного управления со сложной системой исчисления податей и земельных наделов обусловили развитие математических и астрономических знаний, которые имели чисто эмпирический, прикладной характер, никогда не поднимаясь до обобщений и теоретических выводов, как, например, в Древней Греции. Ежегодные разливы Нила, начало которых совпадало с восхождением над горизонтом звезды Сириус, заставляли следить за движением небесных тел, что привело к зарождению начатков астрономии и возникновению, возможно ещё в 4-м тысячелетии до н. э., календаря. Год делился на 3 сезона (разлив, жатва, засуха) и 12 месяцев по 30 дней, по истечении которых добавлялось ещё 5 дней без учёта часов и минут, что давало каждые 4 года расхождение в 1 день между астрономическим и календарным годом. Жрецы и писцы, накапливавшие в течение столетий научные знания и опыт, определяли с помощью простейших инструментов (отвес, линейка) положение планет и звёзд, группируя последние в созвездия. Для измерения времени применялись солнечные и водяные (клепсидры) часы. Составлялись схематические примитивные карты с учётом расстояния между населёнными пунктами и планы городов.

Дошедшие до нас математические папирусы, в основном сборники задач, доказывают, что египтяне не только ввели впервые десятичную систему счисления, но и знали дробные числа, однако лишь такие, у которых числитель - единица. Сложение и вычитание производились обычным путём, умножение сводилось к сложению, а при делении определялось число, на которое следовало умножить делитель, чтобы получить делимое. Были известны арифметическая и геометрическая прогрессии. В эпоху Среднего царства возникают элементарные алгебраические представления, решаются уравнения с 2 неизвестными. Высоки были познания египтян и в области планиметрии, особенно стереометрии: исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга (с достаточно высокой степенью точности), поверхность и объём простой и усечённой пирамиды.

Бальзамирование умерших способствовало ознакомлению с анатомией и накоплению хирургического опыта. Были изучены функции сердца, кровообращение, имелись некоторые представления о функциях мозга. С периода Древнего царства намечается специализация врачей, лечивших болезни и повреждения различных органов. Они производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, накладывали хирургические шины, для чего имелись наборы хирургических инструментов. Однако вполне рационалистические представления переплетались с верой в магию, колдовство, заклинания. Мумификация, изготовление благовоний, лекарств, красок и т. п., а также опыт, полученный при выделке стекла и фаянса, благоприятствовали развитию химии. Для окрашивания стеклянных сосудов применялись в качестве примесей марганец, кобальт, окись цинка. Военные экспедиции, направлявшиеся с периода Древнего царства на Север - в Сирию и на юге - по Нилу в Куш и по Красному морю в Пунт, обусловили накопление и расширение географических познаний. Исторические события фиксировались вплоть до эпохи эллинизма лишь в погодных летописях (Палермский камень) и сводились затем иногда в каноны, например списки царей (Туринский папирус). Велись анналы походов отдельных фараонов (например, Тутмоса III) или составлялись реляции с описанием их побед (надписи Аменхотепа II и Рамсеса II). Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной науки. Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.

Религия и мифология

египетская мифология начала формироваться в 6-4-м тысячелетии до н. э. В каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т. д. Сам ном также персонифицировался в образе божества (например, покровительницей гермопольского нома была богиня Унут, почитавшаяся в образе зайца). Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома (например, фиванская триада - Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны; мемфисская - Птах, его жена Сехмет - богиня войны, их сын Нефертум - бог растительности, и др.).

Характерная черта египетской религии - обожествление животных. Воплощённые в животных божества первоначально считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных относились быки и коровы. Культ быка (в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени) с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона. В ранних текстах царь назывался тельцом. На палетке царя Нармера фараон в образе быка разрушает крепость врага. Многие животные считались живым воплощением богов и богинь: бык - Апис, Мневис, Бухис, Бата, корова - Хатор, Исида, Мут, баран - Амон, Хнум, крокодил - Себек, ибис - Тот, шакал - Анубис, кошка - Баст и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными (например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот - в виде человека с головой ибиса и т. д.).

В двух богословских трактатах - гелиопольском и мемфисском по-разному трактуется происхождение Вселенной. По гелиопольской версии, бог Нун (хаос, первозданная пучина вод) родил Атума. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя), Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух - Шу и влагу - Тефнут. Те произвели другую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у которых родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют гелиопольскую эннеаду («девятку»), почитавшуюся во всём Египта и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта. В мемфисском трактате, созданном во время правления VI династии Древнего царства, когда столицей был г. Мемфис, глава мемфисской эннеады бог-демиург Птах создал первых восьмерых богов, а затем приступил к творению мира. Птах задумал в своём сердце (сердце - «седалище мысли») и дал название каждой вещи. Таким образом, мыслью и языком Птаха был создан весь мир - земля и небо, люди и животные, растения, города, ремёсла, искусство, храмы. Птах сотворил таким же образом всех богов и учредил их почитание.

С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. В них отражены представления о смене времён года и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворённых в образах чудовищ. Наступление 50 дней знойного ветра пустыни Сахары связывается с мифом о богине Тефнут (она - око солнечного бога Ра, его дочь). Согласно мифу, страшное время засухи, увядания всей растительности произошло из-за ухода Тефнут в Нубию после ссоры с отцом (иногда дочерью Ра называют Хатор). Ра послал за Тефнут Шу и Тота, принявших образ павианов (в раннем мифе Тефнут возвратил Онурис). По возвращении Тефнут вступает в брак со своим братом Шу. Праздник возвращения Тефнут из Нубии («день виноградной лозы и полноты Нила») отмечался во всём Египте.

В другом мифе Ра борется с огромным змеем Апопом, олицетворением мрака и зла. Днём Ра на своей дневной барке Манджет плывёт по небесному Нилу и освещает землю. К ночи Ра переходит на ночную барку и спускается под землю, но там его встречает Апоп, который выпивает всю воду подземного Нила, и лодка не двигается. Начинается борьба между Ра и Апопом. Она заканчивается победой Ра, Апоп изрыгает всю выпитую воду, и Ра следует своим путём, чтобы утром вновь появиться на небе. Так объясняли египтяне смену дня и ночи.

Большую роль в египетской религии играли представления о загробном мире, о возрождении умерших и вечной жизни после смерти в царстве Осириса. Жизнь в загробном мире считалась непосредственным продолжением жизни на земле, но для этого, как считали египтяне, необходимо сохранить тело умершего, чтобы с ним в могиле могли соединиться его «ка» - духовный двойник, его изображали в виде человека с поднятыми руками, согнутыми в локтях, - и «ба» - духовная сила человека, изображавшаяся в виде птицы. Поэтому египтяне бальзамировали умершего, заворачивали мумию в тонкие полотняные пелены, укладывали в гроб (саркофаг) и хоронили в заранее построенной крепкой гробнице. Фараоны строили каменные пирамиды, а знать сооружала «мастаба» - гробницы в форме усечённой пирамиды (высотой двухэтажного дома). С покойным клали сокровища, пищу, всё, что могло понадобиться человеку для жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки («ушебти» - ответчики). Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. На стенах гробниц изображали умершего, его семью, слуг и вообще всё, что окружало его при жизни. При погребении совершались религиозные похоронные обряды, они записывались на стенах пирамид, на саркофагах, на свитках папирусов, положенных в гроб. После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от которых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержащихся в «Книге мёртвых» - неотъемлемой части погребального инвентаря. Перед лицом верховного судьи загробного мира Осириса происходила психостасия - взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощённое грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей; праведники, сердца которых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай - «поля Пару». В связи с развитием заупокойного культа бог Осирис стал почитаться во всём Египте как бог, обеспечивающий возрождение человека после смерти и вечную жизнь в загробном царстве. Вместе с ним почитались по всему Египту его жена Исида и их сын Гор. Другие боги возвышались в связи с политической обстановкой (в Древнем царстве, когда правили цари V династии, происходившие из Гелиополя, главным богом был гелиопольский бог Ра; в период Нового царства, с возвышением XVIII (фиванской) династии (XVI-XIV вв. до н. э.), главным богом стал отождествлявшийся с Ра фиванский бог Амон (Амон-Ра), которого называли царём всех богов.

Теология Древнего Египта получила большое распространение в религиях античного мира и оказала значительное влияние на христианскую догматику, иконографию, обрядность (изображение древнеегипетского загробного суда - на христианскую иконографию «Страшного суда», изображение Анубиса - на изображение св. Христофора с головой собаки, Исиды с младенцем Гором - на иконографию богоматери с младенцем).

Литература.

Древнейшие памятники литературы датируются 3-м тысячелетием до н. э., последние - I в. н. э. Произведения литературы дошли до нас в виде многочисленных иероглифических, иератических и демотических текстов, весьма разнообразных по содержанию и жанрам. Как и для других древневосточных литератур, для древнеегипетской литературы характерна анонимность текстов. Основные жанры этой литературы: сказки, «повествования», гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактические произведения («поучения»), лирика, басни и др.

Египетские сказки насыщены яркой, образной фантазией, горячей симпатией к человеку, убеждением в окончательной победе добра и справедливости над силами зла. Многие из них носят явный отпечаток фольклора (например, сказка о двух братьях, о Правде и Кривде) и представляют собой результат творчества талантливых авторов, имена которых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение - древнейший в мире образец приключенческой литературы).

«Повествования», изложенные от первого лица как воспоминания рассказчика, имели отношение к правящей династии и писались по заказу двора в интересах поднятия престижа центральной фараонской власти: автобиографическая повесть египтянина Синухета, считающаяся образцом исторического жанра в мировой литературе. Автобиографические надписи в гробницах сановников подробно повествуют о жизни и деятельности, военных подвигах, близости к фараону (надписи Уны, Хуэфхора и др.). Среди повествований выделяется также папирус середины XI в. до н. э., содержащий отчёт о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ, - одно из лучших древнеегипетских произведений, в котором содержатся интересные сведения о странах восточного побережья Средиземного моря.

В дидактических произведениях, так называемых «поучениях», как правило, упоминается автор - реальный (Ани, Аменемопе) или вымышленный (в последнем случае - какой-либо известный мудрец или фараон; «поучения» Птахотепа, царя Аменемхета I). «Поучения» нередко содержат утилитарные назидания, мудрые советы, относящиеся к повседневной жизни.

В Египте сложилась богатейшая религиозная и магическая литература, отразившая религиозно-мифологические представления египтян. Заговоры, молитвы, толкования, гимны, призывы богов оформлялись в сборники («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мёртвых» и др.).

Литература Древнего Египта оказала влияние на литературы других народов древности, в том числе на греческую (особенно в греко-римский период). Некоторые египетские сюжеты через греков проникли в литературу европейских народов.

Издано в русском переводе:

Путешествие Ун-Амуна в Библ. Изд. текста и исследование М. А. Коростовцева, М., 1960;

Поэзия и проза Древнего Востока, М., 1973;

Сказки и повести Древнего Египта, Л., 1979.

Музыка.

Истоки египетской музыки восходят к концу 4 - началу 3-го тысячелетия до н. э. Музыке принадлежала важная роль в жизни Египта: она сопровождала придворные и храмовые ритуалы и церемониалы, а также была одним из средств развлечения различных слоев населения (древнеегипетское название музыки «хи» означает «удовольствие»).

Музыкальное искусство Египта возникло ещё в доклассовом обществе. Музыкальный звук рассматривался с точки зрения его сакрально-магической функции. Уже тогда появились примитивные музыкальные инструменты - погремушки, в том числе систры, колотушки, а затем и ранние формы аэрофонов - свистки, флейты. В периоды Раннего, Древнего и Среднего царств обогатился музыкальный инструментарий, получили распространение тростниковые свирели (тип кларнета), продольные флейты уффата, трубы, дуговые арфы, различные виды барабанов, систров, трещоток (в том числе прямые, изогнутые, в форме человеческих рук, нередко сделанные из дорогих материалов, с художественной отделкой). Исследователи на основе анализа конструкций музыкальных инструментов высказали предположения о пентатонной звукорядной системе египетской музыки эпохи Древнего и Среднего царств. К этому времени относятся первые опыты нотации (пиктографической - рисуночной) и первые труды, раскрывающие космологическую теорию связи музыки и танца с небесными светилами.

Особое значение имела храмовая музыка, в которой большая роль отводилась ритуалам, посвящённым культам богов Осириса, Исиды и Тота (они считались творцами музыкального искусства). Её исполнителями были жрецы. В периоды Древнего и Среднего царств гимны, различные культовые напевы исполнялись, как правило, группой певцов (обычно антифонно) и инструментальным ансамблем, состоявшим из арф и продольных флейт, а также систров и трещоток.

Музыкальная культура Египта включала также музицирование при дворах правителей, в богатых домах и народное творчество, одной из наиболее ярких форм которого были представления, связанные с культом богов. В них хоровые песни, женские Песни-плачи, танцы перемежались с шествиями и драматическими эпизодами. В Египте уже в 3-м тысячелетии до н. э. получила распространение хейрономия, то есть условная жестикуляция, применявшаяся при управлении хором и указывающая певцам направление, ритм, характер мелодии. Этот своеобразный способ дирижирования выполнял, по-видимому, функцию устной нотации.

Уже в эпоху Древнего царства возник социальный слой профессиональных музыкантов (обычно придворных), среди которых славились Хемре (руководительница группы придворных музыкантов), Хуфу-Анх (певец, флейтист, глава придворном капеллы) и многие другие.

В период Нового царства в музыкальной культуре Египта усилились азиатские влияния, в особенности сирийское (при египетском дворе, например, находилась капелла из сирийских музыкантов). Обогатился музыкальный инструментарий: получили распространение гобои (двойные и простые), угловые арфы, лиры, лютни, кифары, различные виды барабанов и др. Ставшая более совершенной конструкция многих инструментов позволяла извлекать на них практически полный хроматический звукоряд. Среди музыкантов того времени - руководители придворной капеллы и певцы Аменемхеб-Ме, Та, Хетауи, певец и лютнист Хармозис, певицы Аменхотеп, Бакит, Вабет, Иринефер, Вези, Небнеферт.

Египетская музыка в греко-римский период значительно обновилась благодаря влиянию греческой культуры. Широко стали употребляться такие музыкальные инструменты, как авлос (одинарный и двойной), поперечная флейта, туба, буццина, разновидности лиры, губная гармоника, различные мембранофоны и идиофоны (барабаны, трещотки, бубенчики и т. д.). В III в. до н. э. в Александрии был изобретён гидравлос (водяной орган) - предшественник современного органа. Немаловажную роль сыграл обмен музыкантами между Египтом и греко-римским миром: некоторые египтяне находились в Греции и Риме в качестве учителей и придворных музыкантов, в то же время в Египте работали многие греческие музыканты, теоретики, учёные. Древнеегипетское музыкальное искусство благодаря высоким достижениям, особенно в области инструментария, оказало большое влияние на музыкальную культуру древнего мира.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Древнеегипетское искусство, призванное обслуживать главным образом потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме. Оно пережило сложную эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сложилась канонизированная схема изображения человеческой фигуры на плоскости - одновременно в фас (глаз, плечи) и профиль (лицо, грудь, ноги). Сформировались локальные художественные школы. Древнеегипетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре; ритм.

Особенности древнеегипетского искусства: функциональность предмета, простота и строгость форм, монолитность объёмов - проявились уже в эпоху неолита (сосуды, ритуальные ножи, украшения из погребений культур Тасийской, Меримде-Бени-Саламе, Бадарийской); памятники отличаются мастерством обработки камня, художественным осмыслением фактуры базальта, диорита, алебастра, гранита, порфира, шифера и др., искусным сочетанием различных материалов. В эпоху неолита появилась одноцветная лепная керамика. В период энеолита (вторая половина 5-го - 4-е тысячелетие до н. э.) керамические изделия украшали геометрическим орнаментом (штриховка, «ёлочки», зигзаги), росписью со схематическими изображениями сцен охоты и др. Примитивные жилища из глины и тростника постепенно сменились прямоугольными в плане постройками из дерева и кирпича-сырца. Изобразительное искусство додинастического Египта отразило элементы магии. Изображения символичны (вождя представляют в образе быка или льва, победителя - в образе льва или птицы и пр.), пространство условно («Плита коршунов»). Для живописи характерны упрощённые, схематизированные изображения, не связанные единой композицией, размещённые группами, нередко в разных планах (стенопись из гробницы вождя в Иераконполе, конец 4-го тысячелетия до н. э.). Рельефы (преимущественно каменные) на рукоятях ножей, шиферных палетках, булавах развёрнуты по регистрам, вертикально или горизонтально; их композиция благодаря лаконизму и завершённости (иногда - симметрии) напоминает геральдическую («Палетка с шакалами», конец 4-го тысячелетия до н. э.). К рубежу 4-3-го тысячелетия до н. э. усилились ритмическая упорядоченность композиции и графическая чёткость силуэтов, фигура зождя выделяется размером и величественной позой (плита фараона Нармера). По мнению некоторых исследователей, особенности каменной древнеегипетской архитектуры были заложены в додинастический период в искусстве мебели. В изготовлении кроватей, носилок, столиков, табуретов, стульев, кресел, ларей и сундуков древнеегипетские мастера следовали простым геометрическим формам прямоугольника, квадрата, круга и треугольника. Разнообразие художественных форм достигалось варьированием размеров, материалов (глина, различные породы дерева, слоновая кость, алебастр) и украшений (ножки кроватей и сидений, вырезанные в виде бычьих ног или львиных лап, декоративные элементы в виде связок стебельков лотоса с полураскрытыми цветками, костяные и золотые пластинки с рельефными изображениями связок тростника). Большое значение придавалось цвету - контрастному сопоставлению тонов, которое достигалось инкрустацией мозаикой (наборные деревянные шкатулки, лари), росписью, обкладкой деталей мебели металлом. В росписи и резьбе чаще использовались узоры плетений, унаследованные от более древнего искусства плетения циновок, сосудов и пр. В богатых погребениях начала 3-го тысячелетия до н. э. обнаружены туалетные коробочки в виде бегемота, слона и др. животных. В разнообразных изделиях из камня (сосуды, печати, палетки, гребни-амулеты, туалетные ложечки, кольца, бусы и пр.), керамики (посуда, ларчики, украшения), дерева, слоновой кости, кожи (цилиндрические кожаные футляры с деревянными обручами, сандалии) древнеегипетские ремесленники проявили высокое мастерство обработки материалов, глубокое понимание и умелое использование в художественных целях их пластических свойств, особенностей фактуры, цвета. В конце 4-го тысячелетия до н. э. появились сосуды из египетского фаянса (обожжённая смесь мелкотолчёного кварца и связующего вещества), покрытого щелочной глазурью голубого или зелено-голубого тона (имитация бирюзы); фаянс использовался также для облицовки зданий и украшения мебели.

Основные принципы древнеегипетского искусства начали складываться в эпоху I и II династий. Ведущую роль приобрела архитектура. Господствующие в архитектуре, связанной с заупокойным культом (см. Мастаба), монументальность и статичность воплотили представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона. Архитектурные образы оказывали влияние на развитие скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тысячелетия до н. э.). Приёмы композиции и изображения, формы и типы изделий, орнаментальные и изобразительные мотивы, выработанные на ранней стадии развития древнеегипетского искусства, повторяемые на протяжении тысячелетий, постепенно канонизировались. Строгому соблюдению, канона способствовала организация художественного ремесла - наследственность должностей.

Во все эпохи сохранялось понимание декоративности как контрастного сочетания ярких тонов, сопоставления в одном предмете различных материалов (дерева и фаянса, золота и слоновой кости, камня и металла). Эта особенность древнеегипетского декоративного искусства выразилась в ювелирных изделиях (бусы, браслеты, пекторали, геммы со скарабеями), исполнители которых мастерски обыграли и подчеркнули красоту сердолика, бирюзы, лазурита и золота.

В период Древнего царства прежние художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Развитие идеи неограниченной власти, величия и божеств, сущности фараона нашло воплощение в создании нового типа царской гробницы - пирамиды. Первым сооружением этого типа была ступенчатая пирамида фараона Джосера в его поминальном комплексе в Саккаре. Завершённый тип пирамиды в виде гигантского геометрического тела с гладкими гранями представлен знаменитым ансамблем 3 пирамид в Гизе. Предельная простота форм в сочетании с колоссальными размерами создавала исполненный сверхчеловеческого величия архитектурный образ. Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами; строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. Поминальные храмы, огороженные стенами и внешне напоминающие мастабу, состояли из прямоугольных залов, потолки которых опирались на 4-гранные массивные столбы. Ритмически чередующиеся простые геометрические формы, гладкие, полированные поверхности стен, пола и потолка, сложенные из различных пород камня, служили фоном для застывших в неподвижности статуй фараона-божества. К концу Древнего царства композиция поминальных храмов усложнилась: добавился двор, окружённый рядом колонн с капителями в виде обобщённых изображений пальмы, папируса, лотоса. В эпоху Древнего царства возник тип храма, посвящённого главному божеству - богу солнца Ра (прямоугольного в плане, с открытым двором со святилищами по сторонам и обелиском, вершина которого была обита золотом). Изобразительное искусство Древнего царства тесно связано с заупокойным культом. В росписях и рельефах (обычно раскрашенные плоскостные барельефы) на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых, отражавшие черты реальной жизни знатных египтян) проявились свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красоты обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тысячелетия до н. э.). Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлению египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (человек, стоящий с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещёнными ногами, и др.), торжественно статичные портретные статуи отличались ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, из Гизы, XXVIII в. до н. э.; писца Каи). Объёмы изваяний обобщены. Тщательно выполненные головные уборы, детали одежды, ювелирные украшения играли роль декоративных элементов. В эпоху Древнего царства был установлен канон, определивший гармонические пропорции в изображении человеческой фигуры в круглой скульптуре, рельефе и росписи. Судя по находкам в погребениях, из видов художественного ремесла в этот период ведущим было изготовление мебели, каменных сосудов и ювелирных украшений. Кресла (ручки и спинки делали в форме лежащих львов, в виде сложных композиций из цветков лотоса или папируса и т. д.), носилки, ложа, выполненные из ценных пород дерева, украшали инкрустацией из слоновой кости, золота, раковин и разноцветных камней. Цилиндрические, остродонные, конические, яйцевидные и шаровидные сосуды, вазы, чаши, блюда создавали из алебастра, порфира, гранита, стеатита, яшмы. В ювелирном деле наряду с драгоценными камнями и золотом стали искусно применять вставки из цветного фаянса и стеклянных паст. Тончайшей работы золотые изделия найдены в так называемой потерянной пирамиде Сехемхета, сына фараона Джосера.

В эпоху Среднего царства в искусстве Египта появился ряд новых черт. Пирамиды утратили грандиозность. В архитектуре проявилось влияние провинциальных традиций - мастабы сменялись скальными гробницами с 2-4-колонными портиками (гробницы правителей номов - номархов в Асуане, Бени-Хасане). Колонны нередко имеют каннелюры, круглую базу и прямоугольный абак. Поминальные храмы часто отделены от гробниц, имеют удлинённую осевую композицию; в них значительное место отведено колоннадам и портикам (храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). Почти все сооружения эпохи Среднего царства разрушены. Наши представления о них основываются главным образом на археологических раскопках и реконструкциях. В Файюмском оазисе обнаружены каналы, плотины, дамбы, водохранилища, по которым можно судить о расширенном строительстве ирригационных сооружений, а также остатки города Кахун с предполагаемыми кварталами строительных рабочих. Эти кварталы, отделённые стеной от остальной части города, состояли из маленьких глинобитных хижин, резко отличавшихся от дворцовых построек из кирпича-сырца, с многочисленными прямоугольными помещениями с колоннами и портиками, галереями, дворами, службами, с росписями стен и потолков. При въезде в Файюм, недалеко от столицы Иттауи, при Аменемхете III (вторая половина XIX в. до н. э.) было построено огромное здание с запутанным сложным планом, имевшее тысячу помещений, галерей и коридоров, известное грекам под названием «Лабиринт» (возможно, заупокойный храм фараона). В изобразительном искусстве усиливались реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, появляются попытки передачи объёма, обогащается цветовая гамма. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, животных (росписи гробниц в Фивах, XXI в. до н. э., в Бени-хасане, XX в. до н. э.). В скульптурном портрете проявилось более индивидуализированное отношение к человеку. При сохранении канонов композиции остро фиксировались возрастные черты модели, делались попытки раскрыть её характер (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, XIX в. до н. э.). Намеренно обращаясь к твёрдым породам камня (диорит, гранит), виртуозно обрабатывая этот материал, древнеегипетский скульптор выявлял чёткую структуру лица, подчёркивал его суровость и придавал изображению драматическую экспрессию. Достоверностью, выразительностью форм и жестов отличаются произведения мелкой пластики. Погребальные статуэтки слуг и ремесленников, сюжетные композиции (для посмертного плавания на ладьях, приношения жертвенных даров), выполненные из дерева с росписью по грунту, красочны и изысканно декоративны. Позы статуэток людей каждой профессии при всём своём разнообразии строго каноничны. Декоративные принципы искусства Среднего царства наиболее полно воплотились в произведениях художественного ремесла (сосуды, фигурки животных и птиц из расписного фаянса, каменная погребальная утварь, мебель) и особенно в ювелирных изделиях. Золотые пекторали с именами фараонов XII династии Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета III (все - XIX в. до н. э.) композиционно воспроизводят форму портала храма; строгая повторяемость цветовых соотношений (сочетание бирюзы, сердолика, лазурита), равномерное ритмическое чередование горизонтальных и вертикальных элементов, монументализация символических мотивов (иероглифические знаки, пиктограммы) определяют строгость и архитектоничность этих памятников, обнаруживающих стилевую связь с культовым зодчеством своего времени.

После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов, искусство Египта переживало яркий расцвет в эпоху Нового царства. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменились утончённо-аристократическими. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности. Столица Египта - Фивы, с величественными храмами, грандиозными царскими дворцами и виллами знати, стала одним из самых блистательных городов древнего мира. В культовой архитектуре создавался новый тип храма (см. Карнак, Луксор), формы и композиция которого определились установлением культа верховного божества (Амон-Ра) и характером религиозных церемоний (процессии с ритуалом встречи на Ниле и перенесения в святилище ладьи богов фиванской триады). Развивалась идея грандиозной архитектурно-пространственной композиции, основными элементами которой стали развёрнутые по продольной оси, следовавшие друг за другом открытый солнцу и обнесённый колоннадой двор, затенённый гипостиль (колонный зал с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн) и погружённое во мрак святилище со статуей бога. Вход в храм оформлялся двумя пилонами с обелисками, гигантскими статуями богов и фараонов и флагами на мачтах перед ними. К храму подводила аллея с изваяниями сфинксов или священных баранов по сторонам. Многочисленные статуи и грандиозные настенные рельефы со сценами военных побед фараонов составляли единый монументальный и красочно-декоративный ансамбль с архитектурой. Разработанные зодчими Карнака и Луксора архитектурные приёмы (фланкирование фасадов пилонами, украшение дворов и залов портиками с двойным рядом колонн, заполнение центральных залов многочисленными колоннадами, применение капителей в виде цветков лотоса и папируса) широко использовались и в последующие времена. В архитектуре поминальных храмов, которые строились отдельно от усыпальниц, интересно сочетание наземных и скальных сооружений. Наиболее известен величественно развёрнутый в пространстве, в долине среди скал, храм царицы Х