Энциклопедический словарь

ШЕЛКОВЫЕ ТКАНИ

Шелковые ткани — благодаря выдающимся качествам Ш. нити: тонине, крепости, блеску и способности принимать окраску, шелк с древнейших времен служил материалом для изготовления самых ценных и роскошных тканей. Только за последние десятилетия, благодаря распространению механического ткачества гладких Ш. материй, некоторому удешевлению шелка, применению хлопчатого шелка и обработке диких шелков, гладкие Ш. ткани сделались товаром обиходным, доступным для среднего класса покупателей. Что касается переплетений, то для изготовления Ш. тканей применяются все способы, начиная от простейших до наиболее сложных. Каждый вид переплетения имеет целью воспользоваться теми или другими достоинствами Ш. нити. Так, в тканях наиболее простогополотняногопереплетения утилизуются главным образом тонина и крепость Ш. нити, позволяющие изготовлять в высшей степени тонкие, легкие, но прочные ткани, носящие общее названиетафты(см.). Основой их служит органсин 16-20 денье в 1 нитку, утком трам 20-36 денье в 1, 2 и 3 нитки. Более легкая разновидность тафты называетсяфлоранс(см.). Большая тяжесть достигается как увеличением плотности (числа нитей на 1 дюйм), так и применением более толстых, преимущественно уточных нитей. В зависимости от толщины последних получается ряд тканей, все более и более имеющих характеррепса(см.), в которых на виду находятся наиболее блестящие и красивые нити органсина (основы). Такой характер имеетфай(см.) и за ним целый ряд тканей, характеризующихся словом "гро" (Gros): гроденапль, гродетур, грогрен (Grosgrain), a также пу-де-суа. Они все отличаются применением более тонкой основы (органсин 20-26 денье, иногда в две нитки), плотностью 170-250 ниток простых, 150-190 двойных на дюйм, и гораздо более толстого утка (трам 20-32 денье, в 3 до 10 ниток), проложенного гораздо реже (80-140, а в более толстых еще меньше ниток на дюйм). Иногда (грогрен) применяется и бумажный уток. Впоплинеоснова шелковая (органсин), а уток хлопчатого шелка, могеровый или камвольный. В некоторых сортах основа составляется попеременно из более тонких и более толстых нитей (Gros des Indes и т. п.). Большая часть Ш. лент также имеет вид узкой репсовой ткани. Часто на эти ленты и ткани наносится так называемыймуар(см.), еще увеличивающий красивый вид поверхности.Тюркуазесть ткань с продольными репсовыми полосками, образованными толстой основой при тонком утке.Фуляр(см.) изготовляется из основы и утка не крученых, а лишь состоящих из пучка сырцовых нитей, с плотностью по основе и утку от 62 до 75 нитей на дюйм; еще менее плотный фуляр (50-62 нитей) называетсялунзин.Фуляр идет крашеным или, часто, набивным. Под именемче-су-чаиличе-чун-чаразумеется Ш. ткань полотняного переплетения, сотканная из толстых сырцовых нитей, не крашенных, вываренных уже в ткани. Первоначально она появилась из Китая, где изготовлялась из дикого шелка (тусса, см.), имеющего в вареном виде коричневатый цвет. Вследствие несовершенной размотки поверхность ткани покрыта узелками, шишечками и утолщениями. Теперь подражания ей изготовляются на Кавказе, из туземного сырца, а также из хлопчатой бумаги.Крепилифлер(см.), полотняного переплетения, из нитей невареного шелка, лежащих волнообразно. Своеобразный бороздчатый вид поверхности придается отделкой с помощью рифленых вальцов. Ткани саржевого переплетения используют более предыдущихблескШ. нити. Из них Satin-de-Lion представляет 3-ремизную саржу,левантин— 4-ремизную основную,батавия— 4-ремизную двухстороннюю.Круазе— 8-ремизная или основная, или двухсторонняя саржа.Дра-де-суа— очень плотная (290 двойных основных нитей на 1 дюйм), 3-х или 5-ремизная саржа. Еще больше блеск шелка проявляется в тканяхатласногоилисатиновогопереплетения. К ним принадлежат:сатин-тюрк(Satin turc) — представляющий 5-ремизный основной атлас, "Satin à la Reine" и "Rhadamé" — 6- ремизные, "Satin merveilleux" — 7-ремизный. Собственноатлас— 8-ремизный, с основой из лучшего органсина 18-28 денье, плотностью в 200-250 нитей для легких сортов, 300-425 для средних, до 750 для тяжелых. Уток — трам 22-32 денье в 1-3 нитки, иногда невареный, от 100 до 130 ниток на дюйм. В дешевых сортах уток бумажный (№ 100/2).Мебельный атлас— 10-ремизный, с 500-550 одиночными или 200-250 двойными основными нитями на дюйм, и с утком в 3-5 ниток. Один кв. метр легкого атласа весит около 40 грамм, тяжелого до 100 грамм и более. К гладким тканям относятся также игазовые(см.), из которых надо указать на газ для мельничных сит. В лучших сортах газовому переплетению с утком подвергаются все нити основы. В средних — только одна на 2-3 лежащие прямо. Дешевые сорта изготовляются полотняным переплетением. Основой и утком служит невареный шелк. Число нитей по основе и утку одинаковое. Плотность от 17 до 230 ниток на дюйм.Бареж— с основой из некрученого и невареного шелка и утком из камвольной пряжи. Вышеупомянутые ткани могут быть одноцветными, набивными (впрочем, кроме фуляров, редко) и пестроткаными: полосатыми и клетчатыми. Под именемшинев последнее время появляются ткани из основы, на которой до тканья напечатан узор. Узор этот выходит и на поверхность ткани, но в несколько расплывчатых очертаниях, что придает ему особенную мягкость и нежность. Этот прием применяется как при ткачестве гладких, так и узорчатых тканей, в последних иногда одновременно с цветным узором, образуемым переплетением нитей разных цветов, чем достигаются замечательные эффекты. Переходя к узорчатым переплетениям, надо упомянуть о 1) полосатых и клетчатых узорах, получаемых чередованием разных переплетений: например атласных полос с репсовыми или полотняными, и т. п.; 2) узорах, получаемых неправильным, как бы беспорядочным чередованием переплетений, отчего получается как бы рябая поверхность (сатинет, "mille-points", "satin Grec" и т. п.); 3) сложных узорах (даммассеи др.), получаемых на жакардовой машине чередованием двух разных переплетений, например атласа основного и уточного, производящих не одинаковые световые эффекты; 4) пестротканых репсах (гро), в которых переплетение повсюду одно и то же, узор же получается поднятием основных нитей различных цветов. Узор получается только с лица ткани. Дальнейшие эффекты получаются посредствомлансировки, т. е. употребления разноцветных утков при одноцветной основе. В этих тканях нити утка в тех местах, где они не выходят на лицо для образования узора, лежат свободно на обратной стороне и могут быть выстрижены (см. Шаль).Брошированнымитканями называются такие, в которых группы узора, разбросанные на гладком фоне, вырабатываются каждая особым челноком, во избежание потери материала на бесполезно лежащих на изнанке уточных нитях. При употреблении золотых и серебряных нитей одновременно с разноцветными Ш. получаются тканиброка(Brocat),лампа(Lampas) и т. п., в которых узор получается чередованием разноцветных узоров с золотым и серебряным фоном или наоборот.Парчойназывается ткань с Ш. основой и мишурным (золотым и серебряным) утком, покрывающим всю поверхность ткани.Глазетом— подобная же ткань исключительно с серебряным утком. Последние две ткани служат исключительно потребностям православного богослужения, между тем как облачения западного духовенства изготовляются из тканей вроделампа, брокаи т. п. Особым родом Ш. тканей являются тканиворсовые: бархатиплюш.С изнанки они представляют какое-нибудь простое переплетение, например полотно, лицевая же сторона покрыта торчащими кончиками Ш. нитей настолько тесно, что из-за них не видно переплетения ткани. Для изготовления этих тканей пользуются двумя основами: 1-я служит для образованиягрунтаткани, 2-я — для образованияворсаи берется в 4-6 раз длиннее первой. 1-я основа заправляется так, как если бы изготовлялось одно изнаночное (грунтовое) переплетение, например в случае полотняного переплетения требуются две ремизки, ввиду же большой плотности основы число ремизок удваивается, так что берутся 4 ремизки:g1,g2,g3иg4, поднимающиеся всегда попарно:g1сg3иg2сg4. 2-я основа заправляется также в две ремизкиp1иp2, поднимающиеся тоже вместе. Образование ткани идет так: для 1-го зева поднимаются ремизкиg1,g3и прокидывается уточная нить 1 (на фиг. 1 справа), для 2-го зева поднимаются ремизкиg2,g4иp1,p2и прокидывается уточина 2; для 3-го зева поднимаются ремизкиg1,g2, как для 1-го. Эти 3 зева называются грунтовыми. Фиг. 1. Для 4-го зева поднимаются одни ремизкир1,р2с ворсовой основой, и в зеве прокладываетсябулавка, т. е. латунная проволокаnплоского сечения. Для 5-го зева поднимают ремизкиg2,g4; для 6-го —g1,g3ир1,р2; для 7-го —g2,g4; 8-й зев опятьбулавочный.Далее подъемы повторяются. После того как заработано от 8 до 12 булавочных зевов, по 1-й булавке производится разрез ворса особым ножом, проходящим как раз по желобку на боковой стороне булавкиn. С заработкой каждого следующего булавочного зева разрезается следующий ряд ворса. Приизготовлениинеразрезногобархата булавки имеют овальное сечение и просто выдергиваются в бок, оставляя ряд петель. Изготовление бархата большей частью производится на ручных станках. Для изготовления фасонного бархата ворсовая основа пробирается в лицы жакардового механизма, который действует только во время образования булавочных зевов, так что получаются ворсовые нити, стоящие группами и разделенные гладкими, большей частью, атласными промежутками.Двойной бархатизготовляется на механических станках, на которых помещены 2 грунтовые основы (хотя бы на одном навое) и 1 ворсовая, пробранная в 2 противоположно двигающиеся ремизки. Фиг. 2 дает понятие о строении ткани. Фиг. 2. Разрезка по линииtпроизводится горизонтально движущимся ножом. Получающиеся две ткани навиваются на 2 отдельных наборных вала. Из сортов бархатных (ворсовых) тканей укажем на настоящийбархат, плотностью в 150-200 нитей грунтовой основы и 75-100 нитей ворсовой. На 1 дюйм приходится 35-40 булавочных зевов. Вполубархатегрунтовая основа и уток бумажные.Вельпельиплюшотличаются более длинным (наиболее у вельпеля), но более редким ворсом. По большей части полушелковые. На ворс у плюша идет обыкновенно шапп из дикого шелка. В заключение надо упомянуть об изделиях синелевых (см.), плетеных (см.), тюлевых (см.), кружевных (см.) и вязанных (чулочные и трикотажные изделия, см.), в которых шелк применяется для получения наиболее изящных и дорогих изделий.Литература(кроме показанных под ст. Ткацкое производство). W. Feldges, "Anleitung zur Kenntniss der Seidenstoffe" (Крефельд, 1868); Schneider, "Kurze Anleitung zur Decomposition und Calculation von seidenen Stoffen" (Цюрих, 1894); Lebois, "Les métiers à tisser le Ruban" (1899); Demmin, "Die Wirk- und Webekunst" (Висбаден).С.Ганешин.


  1. шелковые тканишелк. strongфлер.атлас. strongфуляр.бархат. strongтафта.плюш. strongковеркот.вельвет. strongсаржа.креп. strongтермалама.крепдешин. strongшифон.муар. strongфлер.га...Идеографический словарь русского языка
  2. шелковые тканижбек маталар...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  3. шелковые тканиблагодаря выдающимся качествам Ш. нити тонине крепости блеску и способности принимать окраску шелк с древнейших времен служил материалом для изготовления самых ценных и р...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона