Энциклопедический словарь

ЦИРК

Цирк (circus) — у древних римлян место конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов, травли зверей и т. п.), происходивших в известные праздничные дни и называвшихся ludi circenses. План цирка в Бовиллах (Италия). В начале существования Рима, при первых царях, таким местом было Марсово поле; затем, как гласит предание, Тарквиний Приск устроил за счет добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием "Великого Ц." (Circus Maximus). Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нем число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара, опустошившего Рим, выстроил Великий Ц. вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его еще более и даже Константин и его сын, Констанций, заботились об его украшении. Последние скачки в нем происходили в 549 году по Р. Х. Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и римской империи. Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы (см.). Арена Ц., после его перестройки Ю. Цезарем, имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трех сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (moeniana), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (podium), был назначен для сенаторов; тут же во времена императоров находилась их трибуна (pulvinar). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники, а остальные ярусы предоставлялись для людей других сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши, но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно. Circus Maximus. Внешний вид (реставрирован). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Ц. победители на скачках (porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Ц. (porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (саrceres) для колесниц и лошадей. По середине арены тянулась длинная и узкая платформа (spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный в Ц. Августом, высится теперь на Piazza del popolo; второй, еще больший, поставленный Константином Великим, перенесен в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (ova). По образцу старейшего римского Ц., "Великого Ц.", строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях, в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без здания подобного рода. В Риме, кроме "Великого Ц.", находилось еще три Ц.: построенный в 220 г. до Р. Х. на западе от Капитолия Ц. Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов, среди арены, наполненной водою; Ц. Нерона (называвшийся также Ц. Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Ц. Каракаллы, выстроенный, однако, не при нем, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция, и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешнею Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских Ц. Но еще лучше служить для этой цели могут открытые в 1823 г. остатки Ц. в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге. Ц. этот не велик, но представляет собою типичный образец римских Ц. и сравнительно хорошо сохранился.А. С — в. Цирковые игрыв древнем Риме. Слово Circus обозначает всякое кольцо (omnis ambitus vel gyrus), всякую фигуру без углов. Отсюда и место, на котором в Италии по греческому образцу устраивали конные ристания и которое в большинстве случаев было удлиненной долиной между двумя холмами, стали звать этим именем исходя не от назначения места, как в Греции (см. Гипподром), а из его наиболее обычной формы. С течением времени площади для конных ристаний обстраивались по образцу греческих гипподромов и италийских амфитеатров, появлялись места для зрителей, старт и т. п.; но и в то время, когда архитектурный тип Ц. совершенно выработался, целый ряд местностей принужден был довольствоваться более или менее приспособленной площадью с временными местами для зрителей. Подобных Ц. мы имеем немало в провинциях Запада (напр., в Африке). Объясняется это тем, что постоянные места для зрителей при колоссальном протяжении постройки должны были стоить огромных денег. Колоссальность здания объясняет и то, почему Ц. римский никогда не был сплошь каменным, а верхние его этажи всегда были деревянными. Образцом для Ц. послужил главный Ц. Рима, так называемый Circus maximus. Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима (так. назыв. ludi Romani). До 329 г. до Р. Х. мы ничего не слышим о каких бы то ни было приспособлениях для скачек; очевидно, кроме арены и временных мест для почетных зрителей, на месте цирка не было никаких построек. Весьма возможно, что долина обрабатывалась и давала урожаи, как показывают древнейшие святилища сельских богов (алтарь Конса, святилище триады Seia, Segetia, Tutilina), сохранившиеся и после обращения Ц. в определенное здание. Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы (в 366 г. l u di Romani фиксированы были на сентябрь). Только в 329 г. выстроен был старт — саrсеres — из дерева с пестрой окраской. Постоянной spina не было, меты были деревянные. Только после пунических войн мы слышим о постановке статуй, о постройке ворот, о возобновлении carceres и мет, о постановке аппарата с яйцами для счета туров (missus), о приобретении клеток для зверей (в Ц. давались не одни ристания) и т. п. При Цезаре расширена площадь Ц. и вырыт канал (euripus) вокруг арены. Своей постоянной архитектурной формой Ц. обязан Августу. Ряд мест на ближайших ступенях был предоставлен сенаторам и всадникам; зрителей пускали на основании особых, неномерованных бронзовых марок-билетов (тессеры). К этому времени относится описание Дионисия Галикарнасского (см.). Согласно этому описанию, нижний этаж мест для зрелищ был каменный, верхние два — деревянные; внешние аркады были одноэтажные, в них помещались лавки, трактиры и т. под. Carceres представляли из себя портик с двенадцатью арками для ворот и средним порталом. Клавдий создал мраморные carceres и золоченые меты; Нерон в 63 г. приказал засыпать Цезарев канал, чтобы дать больше места всадникам. Пожар 64 г. уничтожил, вероятно, только деревянные части; в 68 г. в Ц. вновь даются роскошные празднества. В 81 г. выстроены были Титом великолепные ворота на южной короткой стороне Ц. Эпохой в жизни Ц. было правление Траяна, расширившего места для зрителей в очень значительной мере, частью на месте выстроенной Домицианом, а теперь уничтоженной императорской ложи. И после Траяна значительная часть мест была сплошь деревянная, как показывают повторные случаи обвалов, стоившие жизни тысячам зрителей. При Константине Ц. был основательно реставрирован; spina украсилась новым обелиском, вывезенным из Гелионоля. Еще в VI в. Теодорих поддерживал цирк; последние игры дал Тотила в 549 г. Наиболее массивное сооружение Ц. — арка Тита — стояло до XII в., но уже в XVI в. от Ц. оставалось не более, чем мы имели до недавнего прошлого, когда долину Ц. застроили безобразными зданиями газовой фабрики. Почти полное разрушение Ц. объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть Ц. была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане Ц. (см. фиг. 5), и об его внутреннем убранстве — о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры Ц. Длина здания — 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Руководясь этими размерами, можно проверить указания авторов на вместимость Ц.: весьма возможно, что при Августе число мест достигало приблиз. 150000, а ко времени Константина увеличилось прибл. до 200000. О внутреннем убранстве Ц. можно судить на основании ряда римских памятников (рельефы, монеты, мозаики) и особенно на основании найденной в Барселоне мозаики, изображающей цирковые ристания (см. илл.). 1. Мозаика из Барселоны, изображающая римский цирк и цирковые ристания ("Annali dell‘Ist", 1863 2. Лампа Британского музея; изображен триумф коня-победителя (Ростовцев, "Римские свинцовые тессеры") 3. и 4. Тессеры — входные билеты в цирк; изображены голова возницы и мета, и возница-победитель и лошадь-победительница (Rostowzew, "Tessetae plumbeas", 1903 5. Circus Maximus (Hülsen y. Wissowa "Realencyclopaedie", III). Детали изображения почти сходны с изображениями на римских памятниках. На spina изображены здесь, кроме приспособлений для счета и обелиска, ряд святилищ, колонки со статуями Викторий, статуя Великой матери богов (верхом на льве), военные знамена, кроме того ряд атлетов и зверей — может быть, статуй, символизирующих те игры, которые давались в Ц. кроме ристаний. На других памятниках мы видим, кроме того, святилище трех богов, алтарь, трофеи с пленниками (ср. связанных людей на барселонской мозаике) и др. Главным зрелищем, собиравшим народ в Ц., были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота Ц. Во главе шел или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника, украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр, украшенный орлом; сзади него стоял или шел венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии — и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, — средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц. Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; легкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырех лошадей; почти все изображения скачек дают в определенной схеме из четырех состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы. Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и сдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, может быть, субсидируемые правительством. Предприятия эти содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя этих предприятий было factio; главный заведующий носил имя dommus factionis. Различались factiones между собою цветами. Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и носили поэтому имя: одна — russata, другая — albata. В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зеленые (factiones veneta и рrаsina); временно при Домициане имелись еще золотые и пурпуровые (purpureus pannus и auratus pannus). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зеленые; около них сосредоточился весь интерес посетителей Ц. Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок — все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы Ц. были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ — компаниях, поставщиках лошадей и возниц, — и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались повредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали ее в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на гипподроме Константинополя. Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии — возницам и лошадям, особенно квозницам,так как от их ловкости всего более зависела победа. Специализация вытеснила дилетантов из Ц.; рука об руку с нею шла выработка понятия о неуместности ее, как ремесла, для римской аристократии. Искони в цирк гоняли колесницы юноши знатных семей; они же, пока были еще pueri, там же показывали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так назыв. lusus Troiae. В последние века республики все это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (lu d i sevirales: участники — всадники, только что надевшие toga virilis; lusus Traiae: участники — дети лучших сенаторских семей). Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением Ц. Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц, их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону. Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые кучера из общества все-таки были исключением: тон давали в Ц. профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа или Диоклета, и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру. Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной легкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотаны были ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалии также обвернуты были ремнями, все это — чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не иметь такой одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязаны были к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож, для обрезания вожжей в случае падения. Умственное развитие возниц было ниже среднего, суеверие пустило в их среде глубокие корни. Амулеты покрывали сплошь сбрую лошадей, их носили на теле сами возницы. В гробницах Карфагена и Аппиевой дороги найдено немало свинцовых писем к подземным богам — писем, которые должен был доставить по назначению мертвец: возницы поручали здесь друг друга вниманию подземных богов, приглашая их наслать на противника всевозможные цирковые напасти. Большой интерес возбуждали и лошади. Все знали знаменитых левых пристяжных (funales), побеждавших по сотне раз. Испания, Африка, Италия, Греция, Каппадокия конкурировали высотою крови и скаковых качеств своих конских заводов. Потребление и спрос на лошадей были громадны; конские заводы, очевидно, давали крупным заводчикам хорошие доходы. Особенно крупные предприятия этого рода создали чудные пастбища Африки; немало сохранилось мозаик, свидетельствующих о любви к лошадям, интересе к ним и распространенности коннозаводства в этой римской провинции. Каждая лошадь имела свое имя и свою генеалогию; сотни имен переданы нам разнообразными памятниками, от мозаик и до свинцовых входных билетов-тессер. Лошади-победители на пути в свои конюшни справляли настоящие триумфы. Таковы были элементы, из которых слагалась цирковая жизнь. Одинаково страстно жили этой жизнью и Рим, и провинции. Антиохия или Лион не уступали в этом отношении Карфагену и Коринфу. Могли не знать в Риме, чем кончилась война с германцами или парфянами, но всякий знал, кто победил в последний цирковый день — синие или зеленые. См. Friedl änder, "Sittengeschichte (т. II, 6-е изд., 322 сл.; 7-е изд., без примечаний и экскурсов, но переработанное, стр. 22 сл.); Pascal, Bussemaker, Saglio у Daremberg et Saglio, "Dict. d. ant." (I, 1167 сл.); H ü lsen и Pollack y Pauly-Wissowa, "Realencycl." (III, 2571 сл.); новый материал — R. Wueusch, "Sethianische Verfluchungstafeln ans Rom" (Лпц., 1899), и Ростовцев, "Римские свинцовые тессоры" (106 сл.).М. Ростовцев. Цирк в средние века и новое время.— После распадения римской империи Ц. мало-помалу потерял свое значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик, король франков, построил было в Париже и Суассоне Ц., где давались народу различные представлении, но последние особенного успеха не имели, и потому Ц. вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в средние века значительное развитие мистерии и, наконец, театральные представления, в собственном смысле этого слова, окончательно подорвали значение Ц. как общественного увеселения. Современный Ц., как мы понимаем это слово теперь, имеет, за немногими исключениями (Испания), довольно мало общего с древнеримским Ц. Он появился впервые лишь в конце XVIII в. во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 г. они выстроили в Париже, в предместье Temple, круглую залу, названную ими Ц., и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических. Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый Ц. уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений еще и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собою и с собаками. Из Парижа цирковые представления. вскоре распространились по всей Европе. Почти во всех современных Ц., все равно, выстроены ли они на 500 зрителей или на 5000, пространство, оставляемое для арены, имеет одни и те же размеры. Объясняется это профессиональной необходимостью. Выступающие на цирковой арене артисты для успеха своих головокружительных и подчас опасных для жизни упражнений, должны встречать на любой арене известную правильность и известную соразмерность. Последнее еще важнее для лошадей, которые, ради безопасности артистов и успешности выполнения данного упражнения, не должны испытывать ни малейшего колебания, ни малейшей нерешительности, могущей отклонить их от намеченного пути. Арена Ц. отделяется от поднимающихся кругом нее амфитеатром мест для публики небольшим, довольно широким барьером, высота которого должна быть такова, чтобы лошадь среднего роста могла, положив копыта передних ног на барьер, продолжать двигаться задними ногами по арене. В двух противоположных пунктах арены, покрытой обыкновенно слоем песка или опилок толщиной в 6 — 8 см, барьер этот разнимается для образования проходов при впуске и выпуске лошадей. Проходы эти сейчас же, однако, должны быть закрыты, когда лошадь уже на арене. Кроме наезднических и акробатических упражнений, пантомим и клоунских представлений в последнее время в Ц. даются представления с дрессированными животными. В некоторых цирках арена при помощи целой системы труб быстро может быть превращена в большой бассейн. В настоящее время постоянные цирки существуют почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. Лучшие цирки — в Париже (Cirque d‘hiver. Cirque d‘ été и др.). Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочует весьма значительное число подвижных цирков. В Италии нет постоянных Ц., но зато большая часть наиболее значительных театров устроена так, что партер может быть превращен в цирковую арену. Наибольшее распространение Ц. получили в Испании, где (и еще отчасти в Португалии и южной Франции) сохранились остатки тех варварских и кровавых зрелищ, которые так нравились древним римлянам, именно борьба людей с животными (см. Бои быков).


  1. цирксценическое искусствоstrong зрелищаstrong цирк зрелищное искусство.циркач. у ковра работать выступать.шапито временное летнее цирковое помещение. бродячий цирк.кло...Идеографический словарь русского языка
  2. циркЦИРК Цирк последнее прибежище чистого искусства. Франсуа Мориак От акробата не требуют простоты. Его дело ломаться. Эмиль Кроткий Жонглер человек подбрасывающий тарелки...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  3. циркздание с аренойманежем где даются цирковые представления ведет происхождение от греческих ипподромов. Архитектура иллюстрированный справочник Синонимы впадина животики н...Архитектурный словарь
  4. цирклат. круг Кругла або овальна в план споруда з ареною посередин розташованими амфтеатром мсцями для глядачв що призначена для клоунських акробатичних гмнастичних та нших...Архітектура і монументальне мистецтво
  5. циркЦИРК от лат. circus букв. круг здание для цирковых представлений. В Др. Риме эллипсовидная арена с трибунами на крой проводились соревнования гонки колесниц. В перерывах...Большая советская энциклопедия
  6. циркЦИРК. Как вид исква Ц. сложился на основе трудовых процессов нар. празднеств спортивных гл. обр. конных состязаний деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выст...Большая советская энциклопедия
  7. циркм. театр. circo тж. ист. астр. circo разг. cagnara f bordello прекратите этот цирк! che bordello! smettetela! Итальянорусский словарь. Синонимы впадина животики надор...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. циркцирк м Zirkus m sg неизм. pl sseСинонимы впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресло...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. циркциркZirkusСинонимы впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина курам на смех лоп...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. циркмZirkus m sg неизм.em plem sse впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина курам...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. циркЦирк зрелище вызывающее эмоции подобные которым возникают при просмотре клоунады смешное событие. Хотите в цирк Зачем если приспичит посмеяться я программу Время посм...Большой полутолковый словарь одесского языка
  12. циркм. в разн. знач.circo mвый цирк circo glaciarнный цирк circo lunarну и цирк! vaya circo!...Большой русско-испанский словарь
  13. цирксущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  14. циркм. cirque m...Большой русско-французский словарь
  15. циркЦирк на льду.strong Жарг. мол. Шутл.em О чмл. веселом смешном. Вахитов . Цирк приехал.strong Жарг. мол. Ирон.em Об очень глупом человеке. Максимов .Синонимы впадина живо...Большой словарь русских поговорок
  16. циркзрелищное предприятие с периодически меняющимся коллективом цирковых артистов и располагающее зданием с ареной манежем где даются цирковые представления. Цирки подразделя...Большой толковый социологический словарь II
  17. циркмен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  18. циркПриснилось цирковое представление скоро вам придется обратиться за помощью к специалисту который поможет вам в одном щекотливом деле. Увидели себя циркачом вы слишком а...Большой универсальный сонник
  19. циркм.cirque m впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина курам на смех лопнешь со ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  20. циркот лат. circus букв. круг. вид искусства. Включаетклоунаду акробатику эквилибристику музыкальную эксцентрику иллюзионизми др. Здание с ареной манежем где даются цирковы...Большой энциклопедический словарь II
  21. циркЦИРК от лат. circus букв. круг. вид искусства. Включает клоунаду акробатику эквилибристику музыкальную эксцентрику иллюзионизм и др] Здание с ареной манежем где даются ...Большой Энциклопедический словарь V
  22. цирку ч.i У Стародавньому Рим мсце арена для кнних змагань а згодом бов гладаторв та нших видовищ. Вид театрального мистецтва який включа акробатику еквлбристику жонглюван...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  23. циркцирк вогнутая форма рельефа в горах. Различают ледниковые цирки кары и оползневые цирки котловины которые образовались в результате оползней на крутых склонах сложенных...Географическая энциклопедия
  24. циркЦирк вогнутая форма рельефа в горах. Различают ледниковые цирки кары и оползневые цирки котловины которые образовались в результате оползней на крутых склонах сложенны...География. Современная иллюстрированная энциклопедия.
  25. цирквогнутая форма рельефа имеющая разл. происхождение ледниковый Ц. котловина в горах в виде амфитеатра замыкающая верхний конец ледниковой долины трогi и вмещающая фирн и ...Геологическая энциклопедия
  26. циркцирк у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  27. циркипподром вытянутая прямоугол. арена одна из оконечностей крой имела полукруглую форму. В Ц. устраивались ристания одноврем. колесниц торжеств. шествия и триумфал. проц...Древний мир. Энциклопедический словарь
  28. циркипподром вытянутая прямоугол. арена одна из оконечностей крой имела полукруглую форму. В Ц. устраивались ристания одноврем. колесниц торжеств. шествия и триумфал. проц...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  29. циркто же что кар.i Синонимы впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина курам на см...Естествознание. Энциклопедический словарь
  30. циркот латинского circus буквально круг один из видов сценического искусства. Включает акробатику эквилибристику жонглирование дрессировку клоунаду иллюзионное искусство и ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  31. циркУвидеть во сне цирковое представление или здание цирка означает что вы будете искать необычный способ добиться благосклонности желаемой особы и в конечном итоге найдете е...Интимный сонник
  32. циркЦИРК а м. cirque m. ampLTлат. circus круг. . В древнем Риме место для конских ристаний впоследствии боев гладиаторово и др. зрелищem. БАС. . Помещение с амфитеатром дл ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  33. циркцирк цирк артисти цирковой артист....Киргизско-русский словарь
  34. циркцирк цирковой цирк вома приехал цирк...Коми (зырянский)-русский словарь
  35. циркцирк...Крымскотатарско-русский словарь II
  36. циркЦирк circus цирковой circensis...Латинский словарь
  37. циркцирк цирк на дрот рон. неймоврна подя чи видовище м ср ст...Лексикон львівський
  38. циркмин. цв.жанр графический мультфильм. реж. Александр Синицын Виталий Сюмкин сц. Александр Синицын Виталий Сюмкин опер. Василий Шумякин худ. эскизов фонов Евгения Словцова ...Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
  39. цирка м.em .strong ист.em Место для конных состязаний и состязаний колесниц для боев гладиаторов и других зрелищ в древнем Риме.Учреждение зрелищное предприятие устраивающее...Малый академический словарь
  40. цирклат.circus круг вид зрелищного искусства представляющий демонстрацию человеческих способностей и физических умений существенно превышающих нормы и представления о возмо...Мировая художественная культура. Словарь
  41. циркЦирк...Монгольско-русский словарь
  42. цирккорень ЦИРК нулевое окончаниеОснова слова ЦИРКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЦИРК Слово Цирк содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  43. циркНачальная форма Цирк винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  44. циркВ начале XVII в. в Москве в ремесленных слободах проживали скоморохи в выступлениях которых появились зачатки циркового зрелища. В XVIII начале XIX вв. в Москве выступал...Москва (энциклопедия)
  45. циркЦИРКstrong чашеобразное углубление с крутыми стенками в горах которые либо имеют ледниковое покрытие либо были когдато покрыты ледником. Углубление образуется за счет эро...Научно-технический энциклопедический словарь
  46. циркцирк . м. а Вид искусства включающий в себя выступления акробатов эквилибристов жонглеров клоунов дрессированных животных и т.п. б разг. Цирковое представление. перен. ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  47. циркЦирк circus одно из массовых увеселительных заведений в Др. Риме получившее назв. от длинного бегового круга цирка на арене. В Ц. устраивались ристания состязания колесн...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  48. циркСоставная часть слова означающая вокруг....Оксфордский толковый словарь по психологии
  49. циркСоставная часть слова означающая вокруг....Оксфордский толковый словарь по психологии
  50. циркцирк цирк а...Орфографический словарь
  51. циркu мu мн.u цирки Р.u цирков впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина курам на ...Орфографический словарь русского языка
  52. циркцирк менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  53. циркцирк....Осетинско-русский словарь
  54. циркцирк цирки цирка цирков цирку циркам цирк цирки цирком цирками цирке цирках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  55. циркОрфографическая запись слова цирк Ударение в слове цирк Деление слова на слоги перенос слова цирк Фонетическая транскрипция слова цирк [ирк] Характеристика всех звуков ц...Полный фонетический разбор слов
  56. циркЦирк цирку в ку цирки кв...Правописний словник Голоскевича
  57. циркCircus см.u Roma Рим . .Синонимы впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина кур...Реальный словарь классических древностей
  58. циркот лат. circus круг Вид исква крый включает в себя жанры конной езды клоунады пантомимы акробатики эквилибристики гимнастики дрессировки животных музыкальной эксцентри...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  59. циркцирк аСинонимы впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина курам на смех лопнешь...Русский орфографический словарь
  60. циркМ sirk....Русско-азербайджанский словарь
  61. циркцирк м.icircus...Русско-английский словарь
  62. циркцирк м. circus циркач м. разг. circus performer цирковой circus attr....Русско-английский словарь II
  63. циркcircus...Русско-английский строительный словарь
  64. циркN...Русско-армянский словарь
  65. циркЦырк...Русско-белорусский словарь
  66. циркв разн. знач.i цырк род.i цырка муж.i...Русско-белорусский словарь II
  67. циркcirkusz впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина курам на смех лопнешь со с...Русско-венгерский словарь
  68. циркцирк м...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  69. циркцирк Синонимы впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина курам на смех лопнеш...Русско-ивритский словарь
  70. циркм. геол. архит. circo m ледниковый цирк лунный цирк моренный цирк...Русско-итальянский политехнический словарь
  71. циркцирк...Русско-казахский словарь
  72. циркцирк...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  73. циркцирк...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  74. циркм. цирк....Русско-киргизский словарь
  75. цирквид театрального искусстваem zj mx зрелищное предприятиеem zjchng mxyunСинонимы впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех...Русско-китайский словарь
  76. циркTsirk...Русско-крымскотатарский словарь
  77. циркцирк...Русско-крымскотатарский словарь II
  78. циркcirks...Русско-латышский словарь
  79. циркЦирк...Русско-монгольский словарь
  80. циркм. Zirkus m....Русско-немецкий словарь
  81. циркZirkus арх....Русско-немецкий словарь по искусству
  82. циркCircus...Русско-нидерландский словарь
  83. циркциркм ....Русско-новогреческий словарь
  84. циркsirkus впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина курам на смех лопнешь со смех...Русско-норвежский словарь
  85. цирк...Русско-персидский словарь
  86. циркcyrk...Русско-польский словарь
  87. циркмcirco m впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина курам на смех лопнешь со см...Русско-португальский словарь
  88. циркSarakasi...Русско-суахили словарь
  89. циркцирк сирк...Русско-таджикский словарь
  90. циркм цирк иск.кмит...Русско-татарский словарь
  91. циркsirk впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина курам на смех лопнешь со смех...Русско-турецкий словарь
  92. циркsirk...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  93. циркастр. цирк ку лунный цирк Синонимы впадина животики надорвешь зооцирк и в цирк ходить не надо и смех и горе и смех и грех искусство кар кино котловина кратер кресловина ...Русско-украинский политехнический словарь
  94. циркm...Русско-финский словарь
  95. циркcirkus...Русско-чешский словарь
  96. цирксущ.муж.цирк передвижной цирк куса рекен цирк артисты цирка цирк артисчсем...Русско-чувашский словарь
  97. циркsirkus.strong cirkus sammantrdet vergick s smningom till rena cirkusenсобрание постепенно превратилось в цирковое представление...Русско-шведский словарь
  98. циркCirkus...Русско-шведский словарь II
  99. цирк.strong mgihl.strong mgikaar orvand tsirkus tsirkusorg...Русско-эстонский словарь
  100. циркЦирк Первые цирковые представления в Петербурге выступления акробатов фокусников дрессировщиков наездников происходили во время народных гуляний и в частных манежах уже...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  101. циркЦИРКЦирк последнее прибежище чистого искусства. Франсуа Мориак От акробата не требуют простоты. Его дело ломаться. Эмиль Кроткий Жонглер человек подбрасывающий тарелки ...Сводная энциклопедия афоризмов
  102. циркСон в котором вы смотрите цирковое представление говорит о том что у вас намечаются проблемы решить которые вы сможете только с помощью грамотного специалиста. Если вы са...Сексуальные сны
  103. цирклат.em circus первоначально круг ипподром вытянутая прямоугольная арена одна из оконечностей которой имела полукруглую форму. В Ц. устраивались ристания одновременно ко...Словарь античности
  104. циркШапито...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  105. циркЗрелище на арене...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  106. циркЦИРК лат. circus греч. kirkos круг. у древних римлян кругообразное ристалище для публичных игр круг зрителей в ристалище. в настоящее время огороженная и покрытая кру...Словарь иностранных слов русского языка
  107. цирккруг вид искусства. Включает клоунаду акробатику эквилибристику музыкальную эксцентрику иллюзионизм дрессировку животных и др. Кроме того здание с ареной манежем где да...Словарь исторических терминов
  108. циркЦИРК групповая ебля....Словарь матерных слов
  109. циркЦИРКstrong а м. и в зн.u сказ. или советский циркstrong цирк с огнями цирк с конями к нам приехал циркstrong и т. п.strongСмешная абсурдная крайне странная ситуация.Мы в ...Словарь русского арго
  110. циркцирк смеху подобно потеха смехота зооцирк кар шапито обсмеешься просто смех котловина три хаха лопнешь со смеху кресловина и смех и грех и смех и горе животики надорвешь ...Словарь синонимов II
  111. циркцирк смеху подобно потеха смехота зооцирк кар шапито обсмеешься просто смех котловина три хаха лопнешь со смеху кресловина и смех и грех и смех и горе животики надорвешь ...Словарь синонимов
  112. циркзрелищное предприятие с периодически меняющимся коллективом цирковых артистов и располагающее зданием с ареной манежем где даются цирковые представления. Цирки подразделя...Словарь терминов по социальной статистике
  113. циркцирк ч. лат. коло . У Стародавньому Рим мсце арена для кнних змагань а пзнше бов гладаторв та нших видовищ. . Вид театрального мистецтва. . Заклад який влаштову вистави...Словник іншомовних слів
  114. цирквд лат. circus коло . У Стародавньому Рим елпсовидна арена з трибунами де вдбувалися кнн змагання бо гладаторв виступали акробати еквлбристи жонглери комки. . Кругла бу...Словник іншомовних слів Мельничука
  115. циркциркове мистецтво будова в Рим Колзей ! умреш! кумедя!...Словник синонімів Караванського
  116. цирку ч. . крим. Групове статеве злягання. БСРЖ СЖЗ ЯБМ . . мол. Мсце зустрч байкерв. ПСУМС . Цирк на дрот жрм. Про дивне чудне явище. А це ж дивина це ж цирк на дрот! Ю....Словник українського сленгу
  117. циркЦИРК у ч. . У Стародавньому Рим мсце арена для кнних змагань а пзнше бов гладаторв та нших видовищ. По мстах Провансу збереглися старовинн ще з часв римського панування...Словник української мови в 11 томах
  118. циркЦИРК у ч. У Стародавньому Рим мсце арена для кнних змагань а пзнше бов гладаторв та нших видовищ.По мстах Провансу збереглися старовинн ще з часв римського панування ци...Словник української мови у 20 томах
  119. циркЦИРК от лат . circus букв. круг . вид искусства. Включает клоунаду акробатику эквилибристику музыкальную эксцентрику иллюзионизм и др. Здание с ареной манежем где даются...Современный энциклопедический словарь
  120. циркпросто цирк какойто! неразбериха хаос насмешка циркач циркачка название имеет унизительный оттенок....Сонник Странника
  121. циркВидеть во сне цирковое представление в скором времени вам придется обратиться за помощью к специалисту который поможет вам в довольнотаки щекотливом деле. Самому видеть ...Сонник Фрейда
  122. циркПредстоят затраты....Сонник Хассе
  123. циркCirqueCorrie глубокая чашеподобная выемка в вершине долины или на горном склоне созданная в ледниковом периоде горным ледником в его верхней части....Страны и города мира. Словарь
  124. циркзрелищное здание с шатровой или купольной крышей предназначенное для цирковых представлений на манеже окружнном кольцевым амфитеатром для зрителейБолгарский язык Българск...Строительный словарь
  125. циркЦИРК зрелищное здание с шатровой или купольной крышей предназначенное для цирковых представлений на манеже окружнном кольцевым амфитеатром для зрителей Болгарский язык Б...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  126. циркцирк сущ.em м.em употр. сравн. часто Морфология нет чего циркаstrong чему циркуstrong вижу что циркstrong чем циркомstrong о чм о циркеstrong мн. что циркиstrong нет чего...Толковый словарь Дмитриева
  127. циркцирк [лат. circus букв круг] в др. риме место для конных состязаний и состязаний колесниц для травли зверей боев гладиаторов кулачных боев и т. д. вид искусства включ...Толковый словарь иностранных слов
  128. циркЦИРК а м. . Вид искусства объединяющий выступления акробатовгимнастов клоунов эквилибристов дрессировщиков фокусников музыкальныхэксцентриков. Традиции русского цирка. . ...Толковый словарь Ожегова
  129. циркЦИРК цирка м. латин. circus букв. круг. . Помещение с амфитеатром для зрителей и ареной где происходят представления гимнастические акробатические клоунские и с участием ...Толковый словарь русского языка II
  130. циркцирк цирк а м. Вид искусства объединяющий выступления акробатов гимнастов клоунов эквилибристов дрессировщиков фокусников музыкальных эксцентриков. Традиции русского а. З...Толковый словарь русского языка II
  131. циркЦИРК а м. . Вид искусства объединяющий выступления акробатов гимнастов клоунов эквилибристов дрессировщиков фокусников музыкальных эксцентриков. Традиции русского цирка. ...Толковый словарь русского языка
  132. цирку ч. У Стародавньому Рим мсце арена для кнних змагань а згодом бов гладаторв та нших видовищ. Вид театрального мистецтва який включа акробатику еквлбристику жонглюван...Толковый словарь украинского языка
  133. циркУдарение в слове циркУдарение падает на букву и...Ударение и правописание
  134. циркастр. цирк...Украинско-русский политехнический словарь
  135. циркCircusвихд на арену цирку ring entrance...Українсько-англійський словник
  136. циркцырк...Українсько-білоруський словник II
  137. циркЦырк...Українсько-білоруський словник II
  138. циркцырк...Українсько-білоруський словник
  139. цирк...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  140. циркCirkus...Українсько-датський словник
  141. циркem...Українсько-китайський словник
  142. циркSirkus...Українсько-норвезький словник
  143. цирк[cyrk]...Українсько-польський словник
  144. цирку m cyrk...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  145. циркиск. геол. цирк...Українсько-російський словник
  146. циркCirkus...Українсько-шведський словник
  147. циркRzeczownik цирк m cyrk m...Универсальный русско-польский словарь
  148. цирк.strong будинок або шатро в якому круглу арену оточу зал для глядачв у форм амфтеатру .strong рзновид розважального видовища що складаться з показу акробатичних вправ дре...Універсальний словник-енциклопедія
  149. цирк. будинок або шатро в якому круглу арену оточу зал для глядачв у форм амфтеатру . рзновид розважального видовища що складаться з показу акробатичних вправ дресированих тв...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  150. циркцирк цирки цирка цирков цирку циркам цирк цирки цирком цирками цирке цирках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы впадина животики надо...Формы слова
  151. циркЦирк от лат. circus буквально круг здание для цирковых представлений. В Древнем Риме эллипсовидная арена с трибунами на которой проводились соревнования гонки колесниц ...Художественная энциклопедия
  152. цирквы стараетесь успеть везде но результат не всегда вас устраивает то чем вам действительно хочется заняться иногда приходится откладывать....Цыганский сонник
  153. циркЦик Рик Цирк...Электронный словарь анаграмм русского языка
  154. циркcircus у древних римлян место конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах а впоследствии и некоторых других зрелищ единоборства гладиаторов травли зверей и...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  155. циркЦИРКлат. circulus круг в общепринятом значении происходящее на круглой арене развлекательное зрелище с конными и акробатическими номерами в буквальном сама арена или лю...Энциклопедия Кольера II
  156. циркЦирк лат.em circus букв. круг strong вид искусства. Включает клоунаду акробатику эквилибристику музыкальную эксцентрику иллюзионизм и др. strong здание с ареной манежем ...Энциклопедия культурологии
  157. циркот лат. circus круг вид искусства специфика крого заключается в создании худож. образов при помощи движений трюков актерского мастерства. Одна из основ последнего эксц...Эстетика
  158. циркЦИРК. Заимств. в XVIII в. из лат. яз. где circus цирк lt круг ср. circulus круг. Название помещение для зрелищ получило его по круговой арене. См. циркуль....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  159. циркВероятно через нем. Zirkus то же из лат. circus круг....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  160. циркЗаимствовано из немецкого в котором Zirkus восходит к латинскому circus круг цирк таким образом получил свое название изза формы арены....Этимологический словарь Крылова
  161. циркЗаимств. в XVIII в. из лат. яз. где circusem цирк ampLT круг ср. circulusem круг. Название помещение для зрелищ получило его по круговой арене. См. циркульem.Синонимы впа...Этимологический словарь русского языка
  162. циркцирк Вероятно через нем. Zirkus то же из лат. circus круг....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  163. циркс одной стороны смешно а с другой грустно. Когда вы заходите в здание и видите вешалку это театр а когда после спектакля не находите на ней свое пальто вот тогда начин...Язык Одессы. Слова и фразы