Энциклопедический словарь

ФОНЕТИКА

Фонетика (от греч. φωνητικός = звуковой, голосовой) — отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому составу он должен бы означать учение о всякихзвукахвообще, но в действительности под ним разумеют только учение о звуках человеческой речи. В этом последнем значении термин Ф. первоначально употреблялся для обозначения исторического учения о звуках языка, их соответствии звукам родственных языков, их исторических изменениях, взаимных соотношениях и т. д. Но по примеру немецких и английских ученых (Зиверса, во втором издании его "Grundz üge der Lautphysiologie" = "Grundzü ge der Phonetik" Суита, в его "Handbook of phonetics" и др.) им стали обозначать и ту часть Ф. вообще, которая нередко называется физиологией звука или речи и занимается преимущественно изучением звуков языка с их акустической и физиологической стороны, рассматривая их как акустические результаты известных физиологических процессов, совершающихся в органах речи и голоса. Таким образом, в настоящее время данный термин можно встретить в заглавиях работ, имеющих совершенно различное содержание и преследующих различные цели. Оправдать подобную шаткость употребления можно лишь тем, что так называемая физиология звука, или акустико-физиологическая Ф., является необходимым фундаментом исторической и сравнительной Ф., без которого последняя неизбежно должна ограничиться чисто описательным отношением к своему предмету и отказаться от всяких попыток объяснения тех звуковых изменений или "переходов", которые происходят в человеческих языках. Другие термины, которыми обозначают отдел Ф., занимающийся изучением звуковой стороны языка в акустическом и физиологическом отношениях, также не лучше, а иногда и хуже термина Ф. Довольно часто встречающийся термин "Физиология звука" (= нем. Lautphysiologie) или "Физиология речи" (нем. Sprachphysiologie) слишком узок в первой своей части, так как не указывает на акустическую сторону исследования и необходимые анатомические сведения; во второй же своей части он слишком широк, заставляя думать, что дело идет о всяких звуках, даже и не человеческих, или об изучении речи вообще с физиологической стороны. Мало употребительный термин "антропофоника" (от греч. άνθρωπος = человек и φωνική — подразумевается τέχνη = наука, теория о звуках человека), пущенный в ход немецким ларингологом Меркелем, автором книги "Anatomie und Physiologie des menschlichen Stimm- und Sprachorgans (Anthropophonik)" (Лпц., 1856), в известных отношениях лучше термина "физиология звука" и потому принят некоторыми нашими учеными (проф. Бодуэном де Куртенэ, Крушевским, Богородицким, Александровым, Аппелем и др.), но не пользуется еще общим распространением (на Западе и совсем не в ходу). Он несколько точнее термина Ф., ибо указывает на человеческое происхождение изучаемых звуков, но также не определяет их ближе (звуки речи или вообще звуки, издаваемые человеком, но не употребляемые в языке); от термина "физиология звука" он выгодно отличается тем, что не определяет содержание науки слишком узко. Но в то же время, как и термин Ф., он слишком широк, так как под ним можно разуметь и физиологию человеческого пения, для лингвиста почти безразличную. С другой стороны, как и термин Ф., термин "антропофоника" одинаково применим и к Ф. исторической, и к Ф. акустико-физиологической; оба термина не определяют ближе предмета и метода изучения. Так как речь человека двояка по своей природе и является физиологическо-акустическим результатом известных психических процессов, то и Ф. может иметь двоякий характер: 1) она изучает звуки речи, как акустические результаты известных физиологических процессов, совершающихся в органах речи и голоса, и 2) исследует те моторно-акустические представления, которые вызывают только что названные физиологические процессы (дыхание, разные движения тех или других органов речи, управляемые работой разных мускулов и т. п.). В первом случае мы имеем Ф. акустико-физиологическую, или "антропофонику", достигшую уже значительного развития; во втором — так называемую "психофонетику", не выходящую еще пока из области научных pia desideria. Φ. акустико-физиологическая — или антропофоника — изучает общие постоянные условия человеческого организма, в результате которых является звуковая речь, и имеет дело с целым рядом органических привычек, позволяющих нашему произношению оставаться приблизительно одинаковым в течение известного промежутка времени. История языка, а также сравнение родственных языков, наречий и говоров между собой свидетельствуют, что вышеупомянутые привычки произношения не составляют чего-либо незыблемого и постоянного, но, напротив, подвержены более или менее значительным изменениям на протяжении известных, большей частью довольно продолжительных промежутков времени. Звуки — результаты привычек произношения — меняются в зависимости от постепенного изменения этих привычек, причины которого или лежат в общих условиях физической организации человека и в специальных особенностях устройства его органов речи (так наз.спонтанеическиезвуковые изменения; см.), или состоят в комбинации одних физиологических работ с другими, смежными во времени, в результате которой является приспособление их друг к другу (так называемыекомбинаторныезвуковые изменения; см.). Появление известных звуковых изменений в одних случаях (при наличности благоприятных условий) и отсутствие этих изменений в других (также в зависимости от известных условий) влечет за собой так называемые чередования звуков между собой в родственных этимологически формах (ср. рук-а //руч-енька, руч-ища: чередованиек//чи т. д.). Чередования эти могут быть различны в смысле большей или меньшей древности происхождения, т. е. принадлежности своей разным эпохам истории данного языка, а также и в смысле живости причинной связи между условиями, вызвавшими звуковое изменение, и результатами этого изменения (отношениякорреляцииидивергенции,см.). Систематизацией подобных отношений, установлением так называемых звуковых переходов или изменений, различением чередований живых в смысле причинной связи от уже мертвых, словом — выяснением истории звуков языка занимается историческая Ф., которая может быть илистрого-историческойи изображать последовательное изменение звукового строя языка на основании его исторических памятников, илисравнительной, при чем она прибегает к сравнению данного языка с различными его более или менее близкими родичами (языками родственного происхождения, диалектами и даже говорами самого языка). Только при помощи этого последнего средства является возможность исследовать древнейшие эпохи звукового строя, из которых мы не имеем исторических письменных памятников. Наконец, возможна и историко-сравнительная Ф., совмещающая в себе оба направления или метода исследования. Оба последних вида Ф. (историческая и сравнительная) являются обыкновенно почти исключительно описательными дисциплинами и только тогда получают возможность раскрыть ближайшие причины исторических звуковых процессов, когда обращаются за помощью к Ф. акустико-физиологической, или антропофонике. Таким образом, последняя отрасль науки имеет основное значение для исторической и сравнительной Ф., как это давно уже и поняли на Западе, где каждый языковед, занимающийся фонетическими исследованиями, обладает основательным знанием физиологии звука, или антропофоники. Эта последняя отрасль знания тесно соприкасается с естественными и точными науками и образует как бы промежуточное звено между естествознанием и языкознанием, входящим в круг наук психологическо-социальных. Необходимость акустического анализа звуков речи приводит к связи с физикой, а изучение устройства органов речи и голоса и их функций роднит антропофонику с анатомией и физиологией человеческого организма. Как и в естественных науках, основным принципом антропофоники является точное непосредственное наблюдение путем самонаблюдения или объективных экспериментальных методов (так называемая экспериментальная Ф.). Исходным пунктом изучения поэтому лучше всего может служить родной язык, и именно говор его, привычный с детства, вообще собственная обиходная, непринужденная, безыскусственная речь. Изощрив свою наблюдательность на таком всегда доступном наблюдению и изучению материале, антропофоник может перейти к изучению антропофонических явлений у других индивидуумов, говорящих его родным языком, другими говорами этого же языка или и совсем другими языками, даже не родственными. При этом наблюдатель может или пользоваться тем же субъективным методом наблюдения, которым он с большим удобством изучал собственное произношение, или прибегать к объективным, экспериментальным способам наблюдения. Рациональный путь изучения звуковой стороны речи был бы — от предложения к отдельным звукам речи, так как только первое имеет реальное существование, отдельные же звуки речи самостоятельного употребления не имеют, входя всегда в состав готовых слов, также существующих лишь в предложении, но не самостоятельно. Но из практических и педагогических соображений (для большего удобства и систематичности изложения) обыкновенно при изложении оснований антропофоники идут обратным путем, т. е. рассматривают сначала образование отдельных звуков, а затем уже их сочетания друг с другом [Единственную попытку указанного здесь рационального способа изложения дал известный немецкий фонетик Зиверс в своем кратком очерке Ф. в Паулевском "Grundriss der germanischen Philologie".]. Для отчетливого понимания антропофонических явлений необходимо знакомство с известными акустическими положениями: понятие о звуке, его видах — шумах и тонах, классификации тонов по силе, высоте и тембру, о причинах явления тембра, т. е. о составе сложных тонов, о явлениях резонанса и способах влиять на состав сложных тонов при помощи так наз. резонаторов, роль которых в органе речи человека играют полости рта и носа, соответствующие надставным трубам (см.) музыкальных духовых инструментов и т. д. Необходимость этих знаний для фонетика вызывается тем, что орган речи человека напоминает собой ближе всего музыкальный духовой инструмент и именно из класса язычковых (так называемые деревянные духовые инструменты — гобой, кларнет или язычковую трубу органа). Голосовые связки в гортани играют роль язычка (тростниковый вкладыш в гобое или кларнете); их колебания передаются воздушному столбу, заключенному в полостях гортани (выше голосовой щели), зева, рта и носа (последних двух вместе или порознь). Кроме акустических сведений, необходимо знакомство с анатомическим устройством органа речи, состоящего из трех частей: 1) легких, играющих роль мехов органа; 2) гортани с голосовыми связками, заменяющими язычок; 3) полостей рта и носа, имеющих значение надставной трубы, или естественного резонатора. Легкие дают воздушный тон, необходимый для произведения звука; гортань колебаниями голосовых связок, передающимися воздушному столбу, заключенному в надставной трубе, способствует образованию музыкальных тонов речи (правило) и лишь изредка образует шумы (исключение). Надставная труба (полости рта и носа) модифицирует своими резонансами музыкальные тоны, образующиеся в гортани, и сама (полость рта) примешивает к ним немузыкальные шумы, независимые от деятельности гортани. Деятельность гортани может быть наблюдаема при помощи ларингоскопа, а в последнее время и при помощи освещения рентгеновскими лучами. Убедиться в ее участии в произнесении того или другого звука (с примесью музыкального тона гортани, т. е. голоса) можно при помощи простого прикосновения пальцем, ощущающим ее вибрации, или зажав уши, причем при произнесении звука с участием голосового тона слышится резонанс в верхней части головы. Кроме этих довольно грубых и еще в значительной мере субъективных средств, современная экспериментальная Ф. употребляет и различные объективные экспериментальные способы наблюдения в виде известных пишущих приборов, воспринимающих и отмечающих на закопченном вращающемся цилиндре вибрации гортани. Кроме гортани, к составным частям органа речи принадлежат лежащие выше гортани надгортанный хрящ, или надгортанник = epiglottis, и еще выше лежащая подъязычная кость, служащая опорой для части мускулатуры языка, а также и для гортани, соединенной с ней рядом связок и тканей. Самой важной для лингвиста-фонетика частью органа речи является полость рта (полость зева или глотка и верхняя часть полости гортани над голосовой щелью не имеют существенного значения, составляя как бы продолжение надставной трубы, не подверженное во время речи никаким особым изменениям формы и объема). В полости рта имеются следующие части: челюсти верхняя (неподвижная) и нижняя (подвижная и своими движениями видоизменяющая форму и величину полости рта), верхние и нижние зубы и принадлежащие к тем и другим верхние и нижние альвеолы (луночки зубов), твердое и мягкое небо (последнее = небная занавеска), язык и губы. Подвижными органами, кроме нижней челюсти, являются губы, язык и небная занавеска. Первые совершают пассивные движения вместе с нижней челюстью (напр. при гласнома), или активные (щелеобразное растяжение с оттягиванием углов рта назад при гласныхi,е, ы,и округление, т. е. кольцеобразное или овальное сужение отверстия рта, соединенное нередко с выпячиванием губ вперед, при так называемых губных гласныхо,у, нем.ö, ü).Язык, состоящий из целого ряда мускулов, позволяющих ему совершать самые разнообразные движения (вперед и назад, вниз и вверх) и принимать различную форму (суживаться поперек, утолщаться вверх, удлиняться и укорачиваться, вытягиваться впереди и т. д.), является самым подвижным и наиболее деятельным органом речи. Небная занавеска способна двигаться: 1) вперед к задней спинке языка (при заднеязычномn, напр. в нем. singen) и 2) назад к задней стенке зева и более или менее вверх (при всех неносовых звуках). В первом случае она разобщает полость зева от полости рта, во втором — полость рта и зева от полости носа (при "чистых" гласных и неносовых согласных). При спокойном дыхании и произношении носовых гласных и согласных она висит свободно. Прочие составные части полости рта (за исключением язычка, принимающего участие в образовании язычкового или увулярногоp)— например задняя и передняя небные дуги и миндалевидные железы — не имеют никакого значения для Ф. Полость носа, окруженная твердыми стенками и, следовательно, неспособная к самостоятельным изменениям своей формы и объема, играет всегда пассивную роль резонатора (при произнесенииносовыхзвуков; см.). Только ознакомившись подробно с устройством органов речи, можно перейти к изучению ихфункций,каковы: 1)безразличное,илииндифферентное,положение (состояние покоя при бездействии и спокойном вдыхании и выдыхании, характеризуемое непринужденностью положения всех составных частей органа речи, отсутствием всякого напряжения: голосовая щель широко раскрыта, пропуская без какого бы то ни было стеснения воздушный ток, идущий из легких; небная занавеска висит свободно, открывая воздуху доступ в полость носа; язык лежит также свободно, наполняя собой большую часть рта; челюсти слегка удалены друг от друга, губы слегка раздвинуты щелеобразно); 2)дыхание(респирация), необходимое для произведения звуков речи, имеет особый характер во время речи. Обычная ритмичность дыхательных движений сменяется во время речи неритмичностью, неправильностью: легкие делают сразу большой запас воздуха и выпускают его толчками, неравномерно, в зависимости от разного рода препятствий, образуемых органами речи для выходящего из легких воздушного тока. Из двух моментов дыхания — вдыхания (инспирации) и выдыхания (экспирации) главное значение имеет второй. Огромное большинство звуков человеческой речи (в индоевропейских языках почти все) образуется при помощи экспиративного воздушного тока; инспиративные звуки свойственны лишь некоторым экзотическим языкам (кафров, бушменов), а в индоевроп. языках встречаются лишь случайно (напр. при зевании, у детей во время плача) или, очень редко, как постоянные элементы речи (см. Щелкающие звуки). Для измерения разных степеней давления воздушного тока при произнесении тех или других звуков речи чешский физиолог 40-х гг. XIX в. Чермак придумал особый манометр, состоявший из изогнутой подковообразной трубки, наполненной жидкостью. Заставляя воздух, выходящий во время речи из легких, давить на жидкость в одном колене трубки (при помощи приделанного к этому колену каучукового рукава с мундштуком), принуждали жидкость в другом колене повышаться. Различные степени давления легко могли быть отмечены при помощи шкалы с делениями, приделанной к свободному колену трубки или нанесенной на самых его стенках. Современная экспериментальная Ф. пользуется для этих целей обыкновенным спирометром или, направляя всю воздушную волну речи (помощью мундштука и каучуковой трубки) в пишущий барабанчик Шово, переводит ее повышения и понижения в совершенно определенные кривые, вычерченные на закопченном, вращающемся автоматически цилиндре и легко поддающиеся сравнению и точному измерению. Но одного выдыхаемого из легких воздушного тока еще мало для произведения звука. Для этого необходимы ещеартикуляцииорганов речи, т. е. такие изменения их безразличного положения, которые влекут за собой образование звука или видоизменение его. В каждой артикуляции наблюдаются три момента: 1) когда орган начинает свою работу(экскурсия),2) когда он пребывает в известном положении, необходимом для произведения данного звука(пауза),3) когда он возвращается в состояние покоя(рекурсия).В речи обыкновенно рекурсия одного звука соприкасается с экскурсией другого, что и отражается на артикуляциях звуков, вызывая влияние их друг на друга. Первая область артикуляции, которую встречает на своем пути выходящий из легких воздух, — гортань. Деятельность гортани (точнее — голосовых связок) заключается в сужении голосовой щели от широкого отверстия, свободно, без всякой задержки пропускающего выдыхаемый из легких воздух, до полного затвора, прерывающего его истечение. Результаты этой деятельности: а)гортанныешумы, образуемые прохождением воздуха через более или менее суженную голосовую щель, и б)голосовой тон(см. Голос), в котором различаются грудной и головнойрегистры. Шепот(см.) является также результатом деятельности голосовых связок. Деятельность надставной трубы двоякая: звукообразующая и модифицирующая звук. В то время как гортань толькообразуетзвуки, надставная труба и образует звуки, и модифицирует уже готовые (образованные в гортани). При звукообразующей деятельности надставной трубы всегда имеется и модифицирующая, так как часть надставной трубы, лежащая впереди места образования звука, всегда действует как резонатор и так или иначе модифицирует звук (при губных согласных надставная труба лежит сзади места образования звука, и потому модифицирующее влияние ее мало заметно). Таким образом, физиологические факторы, результатом которых являются звуки речи, суть: 1) экспиративный воздушный ток; 2) звукообразующее препятствие (относительно которого необходимо различать: а) место его: гортань или надставная труба, порознь или одновременно; б) степень препятствия — полный затвор или только сужение; в) продолжительность препятствия или вообще артикуляции — долгие и краткие звуки); 3) резонирующее пространство надставной трубы, видоизменяющее результат действия вышеназванных факторов.Деление и система звуков речи.Основания классификации звуков речи могут быть: 1) акустические (по акустическим или физическим качествам звуков); 2) генетические (по способу произведения звуков). Первая (акустическая) классификация отличается простотой в зависимости от простоты самого принципа деления (музыкальность или немузыкальность данного звука: тон или шум). На этом принципе основано деление звуков речи насоноры(см.) ишумные(см.), предложенное Зиверсом. Напротив, генетическая классификация является очень сложной и дробной ввиду сложности и деликатности самих органов речи и их способности к разного рода деятельности, вызывающих необходимость многих принципов деления. Генетическая классификация должна принимать во внимание: 1) участие легких в образовании звуков (вдыхание или выдыхание), на основании которого различаются звукиинспиративные(редки) иэкспиративные;2) участие тех или других полостей (гортани, носа и рта): а) звукизвонкиеиглухие,б)носовые,в)ртовые,илиненосовые,"чистые",и г)ртово-носовые;3) форму надставной трубы: а) широкую, или безразличную (при гласнома), б) суженную в губах (прио, у), в) суженную между средней частью языка и нёба (при гласноми).Согласные также могут произноситься с такими формами надставной трубы. Так,кв слогахка, ку, кибудет разное: вка —безразличное, вку —с губным резонансом или оттенком, вки— с небным, или палатальным; 4) общий характер деятельности надставной трубы: а) полная свобода, отсутствие каких бы то ни было преград для прохождения воздушного тока и резонанс всей полости рта (гласныезвуки); б) звукообразующее или звукомодифицирующее препятствие в известном ее месте, доходящее до полного затвора (согласныезвуки); 5) активный или пассивный характер деятельности того или другого органа при согласных звуках. Так, прид, тпередняя часть языка играет активную роль, а зубы, к которым она прижимается, — пассивную (отсюда терминпереднеязычные зубныес обозначением активного органа на первом месте); нижняя губа при губных согласных работает активно, а верхняя (приб, п) и верхние зубы (прив, ф) — пассивно (отсюда термины:губно-губныеигубно-зубныесогласные); 6) место сближения активных органов с пассивными (передняя часть языка может касаться альвеол в передней их части, в середине, в задней их части: переднеязычные альвеолярныепередние, средние, задние);7) степень сужения или сближения органов речи: а) полный затвор (согласныесмычныеивзрывные),б) сужение(спиранты),в) вибрация при слабом соприкосновении органов(дрожащие,иливибранты);8) форму органов (звукидорсальные, корональные,илиапикальные, церебральные,иликакуминальные, боковые =Laterales, с одним или двумя боковыми отверстиями по сторонам языка между ним и зубами, как при разных видахл; переднеязычные спиранты, с продольным узким желобком, как прис,з,или с круглым углублением в передней части языка, какш, ж);9) однородность и сложность звуков (гласныепростыеидифтонги,согласныепростыеисложные,илислитные,какч = т‘ш‘иц = тс); 10) длительность звуков (согласныемгновенныеидлительные,гласные и согласныекраткиеидолгие).Наконец, если принимать во внимание роль звуков (гласных и согласных) при образовании слогов, то можно различать звукислогообразующие,илисонанты,инеслогообразующие,иликонсонанты.Кроме только что приведенной общей классификации всех звуков речи, имеются и две частные: гласных и согласных звуков. Классификация гласных, впервые предпринятая немецкими фонетиками (первый — Hellwag, "Dissertatio inauguralis physiologo-medica de formatione loquelae", Тюбинген, 1781), долгое время не могла выбиться из колеи чисто внешнего схематизма, свойственного и треугольнику гласных Гелльвага и Брюкке, и трехконечному кресту Винтелера (см. его "Kerenzer Mundart in ihren Grundz ü gen dargestellt", 1876), и андреевскому кресту Техмера (см. его "Naturwissenschaftliche Analyse und Synthese der hö rbaren Sprache" в журнале "Internationale Zeitschrift f ü r allgemeine Sprachwissenschaft", 1884), в виде которых изображались системы гласных у перечисленных ученых. Недостаток немецких классификаций — отсутствие прочной и точной основы деления и непринятие во внимание разницы артикуляций, на которой только и можно построить точную классификацию звуков, — был устранен англичанами, Александром Мельвиллем Беллем и его учеником Суитом, а также их единомышленником, скандинавским фонетиком Стормом. Выработанная Беллем и усовершенствованная Суитом и Стормом классификация гласных является наилучшей из существующих, хотя и она не совсем свободна от недостатков (см. Гласные звуки). Классификация согласных звуков, так же как и английская классификация гласных, построена исключительно на различии артикуляций и выработана сравнительно рано (см. Согласные звуки). Подробности см., кроме уже цитированных статей, в статьях Интердентальные, Заднеязычные, Среднеязычные, Увулярноер,Гортанные, Твердые, Мягкие, Палатализация, Лабиализация, Стомаскопический метод. Кроме описания и классификации отдельных звуков речи, антропофоника рассматривает также и сочетания звуков друг с другом, преследуя при этом задачу — вывести из этого рассмотрения законы комбинаторных (см.) звуковых изменений. Ударение (см.) как явление, основанное на процессах физиологических, также подлежит рассмотрению антропофоники, стремящейся и здесь раскрыть причины тех изменений, которым оно подвержено в истории языка. Изучая, таким образом, явления произношения, антропофоника исследует постоянные,статическиеусловия произведения человеческих звуков и потому представляет собой, так сказать, Ф.статическую,тогда как Ф. историческая и сравнительная имеет дело с результатами разных сил или факторов, видоизменяющих звуки речи во времени, и, таким образом, может быть названа Ф.динамической. История и литература антропофоники.Первые зачатки антропофоники, не говоря об индийских грамматиках, находим уже у античных анатомов и натуралистов: Гиппократа, Аристотеля, Галена и др., дающих пока еще довольно грубые описания звуков человеческой речи. Их еще поверхностный и неточный анализ звуковой стороны своего родного языка дал основание неточной и непоследовательной античной классификации звуков речи, усвоенной и европейским языкознанием и до сих пор еще процветающей в современной школьной грамматике. Средние века ничего не сделали для развития данной отрасли знания. Только в XVI и XVII вв. начинаются самостоятельные попытки более точного изучения физиологических условий произношения с целью применения их к обучению глухонемых звуковой речи (испанский монах Pedro de Ponce, 1570, и другой испанец Bonnet, в XVII в.). В 1653 г. (в Оксфорде) является "Tractatus grammaticus de loquela" англичанина J. Wal l is, a в 1692 г. — "Surdus loquens" Аммана, преследовавшие ту же практическую цель. В 1700 г. французский ученый Dodart вносит в Парижскую академию наук записку о способе образования голоса, а в 1741 г. является такой же мемуар Ferrein‘a об опытах с вырезанной гортанью, которую ему удалось заставить издавать звуки. В 1780 г. наша Академия наук предлагает на конкурс задачу: определить природу и свойства гласных звукова,е, о, и, iи построить такой прибор наподобие органа, который мог бы искусственным путем воспроизводить означенные гласные звуки. Победителем на конкурсе явился профессор Копенгагенского унив. и член нашей Академии наук Краценштейн, трактат которого был издан Академией в 1781 г. (на дат. языке; см. Краценштейн). В 1791 г. вышла замечательная для своего времени книга австрийского ученого и механика Кемпелена "Mechanismus der menschlichen Sprache", в которой между прочим описывалась устроенная им говорящая машина (усовершенствованная в ХIХ в. австрийским же механиком Фабером, см.). Книга эта до сих пор не утратила интереса. К началу и середине XIX в. относятся сочинения: Лисковиуса, "Theorie d. Stimme" (1814, переработанное изд. в 1846 г.); Уилькинса, "Theorie der Vocalt ö ne"; Хладни, "Ueber die Hervorbringung d. menschlichen Sprachlaute" ("Gilbert s Annalen", LXXVI, 1824); Пуркинье, "Badania w przedmiocie fizjologji mowy ludzkiej" ("Kwartalnik naukowy", Краков, 1835 и 1836); Раппа, "Versuch einer Physiologie der Sprache" (1836—1841); К. Майера, "Vergleichende anatomische und physiologische Untersuchungen d. Stimm- u. Sprachorgane"; работы Биндзейля (одна из самых обстоятельных "физиологий звука" 30-х годов XIX в., свидетельствующая об огромной начитанности и эрудиции автора; изд. 2, Лпц., 1878 г., под заглавием "Abhandlungen zur allgemeinen vergleic h enden Sprachlehre. I. Physiologie der Stimm- und Sprachlaute etc."); Дондерса ("Ueber die Natur der Vocale" в "Archiv f ür die holl. Beiträ ge zur Natur- und Heilkunde", 1858, I); Чермака, "Physiologische Untersuchungen mit Grarcia‘s Kehlkopfspiegel" ("Wiener Sitz.-Ber. math.-naturwissensch. Classe", XXIX, 1858) и длинный ряд других физиологических наблюдений и исследований этого ученого, введшего для наблюдений над деятельностью гортани ларингоскоп, изобретенный знаменитым учителем пения Мануэлем Гарсиа, но позабытый до тех пор, пока Чермак не обратил на него своего внимания. Первый свод из различных частных исследований и работ, получивший более широкое распространение среди лингвистов, дал известный венский физиолог Брюкке в своих "Grundz üge der Physiologie und Systematik der Sprachlaute" (1856, 2 изд., 1876). Работы Гелльвага, Кемпелена и Брюкке положили основание немецкой школе физиологии звука, к которой принадлежит и Меркель, автор обстоятельной "Anatomie und Physiologie des menschlichen Stimm- und Spra c horgans (Antropophonik)", 1856, и более сжатого руководства "Physiologie der menschlichen Sprache (Physiologische Laletik)", 1866. Первой работой, поставившей на научную почву учение о природе гласных звуков и давшей блестящее решение этого вопроса, которое в последующей истории науки может быть исправлено и дополнено лишь в частностях, была классическая книга Гельмгольца "Die Lehre von den Tonempfindungen" (1862). Одновременно с книгой Брюкке явилась работа Kudelka "Analyse der Laute der menschlichen Stim m e vom physicalisch-physiologischen Standpunkte" (1856), а вместе с книгой Гельмгольца — попытка Дюбуа-Реймона на основании данных физиологии звука создать всеобщий алфавит, пригодный для изображения всевозможных языков ("Kadmus oder allgemeine Alphabetik v om physikalischen, physiologischen und graphischen Standpunkt", 1862). За ней последовала книга Таузинга "Das nat ü rliche Lautsystem der menschl. Sprache" (1863) и недурная компиляция Румпельта "Das nat ü rliche System der Sprachlaute" (1869). Оригинальную и ценную характеристику одного из швейцарских народных говоров с физиологической точки зрения дал врач Винтелер в своей работе "Die Kerenzer Mundart in ihren Grundz ü gen dargestellt" (1876). В том же году вышло первое издание классической книги Зиверса "Grund zü ge der Lautphysiologie" (2 изд. с другим, менее удачным, но вошедшим в употребление заглав. "Grundz ü ge der Phonetik"; 4-е изд., 1893; недавно вышло и 5-е). По самостоятельности содержания, систематичности и ясности изложения это — одно из лучших пособий, несмотря на то, что автор не физиолог, а лингвист. Книга Зиверса открывает собой ряд работ по антропофонике, принадлежащих уже не натуралистам и врачам, а языковедам, понявшим важность этой отрасли знания для исторической Ф. Лишь немногие руководства принадлежат медикам вроде Грюцнера, "Physiologie der Stimme und Sprache" (L. Hermann, "Handbuch der Physiologie", II, Лпц., 1879), не лишенной достоинств, но слабой в филологическом отношении. В том же роде небольшая книга Мейера "Unsere Sprachwerkzeuge und i h re Verwendung zur Bildung der Sprachlaute" (1880). "Phonetik" Техмера (1880), натуралиста по образованию, перешедшего к занятиям общим языкознанием, дает, между прочим, анатомический и акустический атлас (т. 2) и обнаруживает самостоятельное отношение автора ко многим вопросам антропофоники. Не лишена достоинств книга Траутмана "Die Sprachlaute im Allgemeinen und die Laute des Englischen, Franz ö sischen und Deutschen im Besondern" (Лпц., 1884—86). Около этого же времени является первое издание книжки Фитора (Vietor), "Elemente der Phonetik und Orthoepie des Deutschen, Englischen und Franzö sischen" (Гейльбронн, 1884), третье издание которой ("Elemente der Phonetik des Deutschen, Englischen und Franz ö sischen", Лпц., 1893), сильно расширенное и переделанное, превратилось в одно из лучших руководств по антропофонике. В одно время с последним руководством явилась книга Бремера "Deutsche Phonetik" ("Sammlung der kurzen Grammatiken der deutschen Mundarten", 1893), снабженная хорошими рисунками и самостоятельная по многим взглядам и приемам. В 1896 г. вышла работа Klinghardt‘a "Articulations- und H örübungen. Praktisches Hilfsbuch der Phonetik für Studierende und Lehrer" (Kö then). Последние по времени работы немецких физиологов звука, начиная со 2-го издания книги Зиверса, обнаруживают влияние английской школы физиологии звука, выработавшей совершенно самостоятельные и оригинальные точки зрения (классификация гласных звуков). Основатели ее — Эллис ("Essentials of Phonetics", Л., 1884; "On Early English Pronunciation wit h especial reference to Shakespeare and Chaucer", 5 тт., Л., 1869 и след., "On the Physical Constituents of Accent and Emphasis" в "Transactions of the Philolog. Society", Л., 1873—74 и др.) и Александр Мельвилль Белль, учитель красноречия и орфоэпии ("Elo c utionary Manual", 3 изд. Л., 1860; "The Principles of Speech and Vocal Physiology", Л., 1865; "Visible Speech", Л., 1867 — изложение остроумной и последовательной графической системы Белля для точного изображения звуков разных языков; "Sounds and their Re l ations", Л., 1882; "А popular Manual of Vocal Physiology and Visible Speech", Л., 1889). Главным представителем английской школы Ф. является уже настоящий ученый Н. Sweet, германист по специальности, ученик Белля и автор целого ряда выдающихся работ по антропофонике: "Handbook of Phonetics" (Оксфорд, 1877, давно уже величайшая библиогр. редкость); "On Danish Pronunciation" ("Transactions" Лонд. филологическ. общ., 1873—74); "Sounds and Forms of Spoken Swedish" (там же, 1877—79); "On Russian Pronunciation" (там же, ряд новых и метких наблюдений); "Sound Notation" (там же, 1880—81, дальнейшее усовершенствование "Visible Speech" Белля); "The Elementary Sounds of English" (Л.,1881); "Elementarbuch des gesprochenen Englisch" (Оксф., 1885; превосходное руководство к английскому произношению, несмотря на малый объем); "А History of English Sounds" (Оксф., 1888); "A primer of spoken English" (англ. издание приведенного выше немецкого руководства к англ. произношению, Оксф., 1890); "А primer of Phonetics" (Оксф., 189 0; заменило 2-е изд. разошедшегося "Handbook of Phonetics"). Кроме названных ученых, к английской школе принадлежат: R. J. Lloyd, автор выдающихся работ: "Some Researches into the nature of Vowel Sound" (Л., 1890), "Speech Sounds: Their Nature and Causatio n " ("Phonet. Studien", III, 1890, IV, 1891, V, 1892), "Physical Nature of Vowel-Sounds" ("Proceedings of the Liter. and Philosoph. Soc. of Liverpool", 1891, XLIV) и др., и Laura Soames, автор "An Introduction to Phonetics (English, French and German)" [Л., 1892] и др. мелких статей. Особенности учения этой школы и ее общее научное значение представлены в книге профессора английской филологии в Христиании И. Сторма, одного из самых выдающихся представителей скандинавской школы физиологии звука и знатоков антропофоники вообще, "Engelsk Filologi etc. I. Det levende Sprog" (Христиания, 1878; нем. перевод "Englische Philologie etc.", Гейльбронн, 2-е изд. 1892—96). Ему принадлежат также работы "Оm Tonefaldet i de skand. Sprog" (Христиания, 1874); "Norsk Lydskrift m ed Omrids of Fonetiken: Norvegia" (I, Христиания, 1884) и др. Кроме него, к скандинавской школе принадлежат: Флодстрем ("Оm konsonantgeminationen och andra d ärmed i sammanhang staende frå gor", в "Nord. Tidskr. for Filologi. Ny r ække", V, 1880—82; "Zur Lehr e von den Consonanten" в Bezzenherger‘s "Beitr ä ge zur Kunde der indogermanisch. Sprachen", VIII, 1884); Грундтвиг ("Det danske sprogs tonelag" в "Beretning om forhandl. p å det I. nord. filologmø de 1876", Копенгаген, 1879); Лунделль ("Det svenska landsm ålsalfahetet. Nyare Bidrag till kännedom om de Svenska landsmå l", I, 1878; "Etudes sur la prononciation russe" I, остановившееся на первой, библиографической части, в "Uppsala Universitets Å rsskr.", 1891); Норен ("Fryksdalsm ålets ljudlä ra", Упсала, 1877 "Записки Упсальского университета"; "Dalbym ålets ljud-ock böjningslara. Nyare Bidrag till känned. om de Svenska landsm.", I, 1878; "Fåromålets ljudlä ra", там же); Lyttkens и Wulff ("Svenska spr åkets ljudlära och betekningslära, jä mte en afhandling om aksent", Лунд, 1885); Jespersen (выдающийся датский фонетик, автор "Kortfattet dansk Lydloere" [вместе с Далерупом], Копенгаген, 1889; "Danias Lydskrift", в "Dania" 1890), I; обширной "Fonetik", Копенгаген, 1897—99, являющейся одним из лучших новейших руководств в данной области). Недавно зародившаяся французская школа вначале следовала эклектическому направлению. Такой характер имеют работы: De la Calle, "La glossologie, essai sur la science exp é rimentale du langage etc. I-re partie. La physiologie du langage" (П., 1 881); Paul Passy, "Le Français Parlé etc." (Гейльбронн, 1886, 2 изд. 1889); "Les sons du Fran çais, leur formation, leur combinaison, leur repré sentation" (П., 1887, 4 изд. 1895); ряд статей в журнале Фитора "Phonetische Studien"; "Etude sur les changements phonétiques et leurs caracteres géné raux" (П., 1890, вместе с Бейером); "Elementarbuch des gesprochenen Franz ö sisch" (1893) и др. Гораздо важнее другое направление французской школы, основанное доктором Розапелли, учеником знаменитого французского физиолога Марея, и в недав

  1. фонетикаангл. phonetics раздел языкознания лингвистики изучающий способы образования произнесения звуков речи и их акустические характеристики....Большая психологическая энциклопедия
  2. фонетикаФОНЕТИКА греч. phonetikos звуковой от phone звук раздел языкознания iизучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистич. дисциплин Ф. исследует не только язы...Большая советская энциклопедия
  3. фонетикагреч. phonetikos звуковой от phone звук раздел языкознания См. Языкознаниеem изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин Ф. исследует н...Большая Советская энциклопедия II
  4. фонетикаизучение звуков речи их продуцирования артикуляторная фонетика восприятия акустическая фонетика а также классификация звуков речи....Большая энциклопедия по психиатрии
  5. фонетикаж. fonetica Итальянорусский словарь. Синонимы звуковой состав звуковой строй лингвистика...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. фонетикажPhonetik f Lautlehre f звуковой состав звуковой строй лингвистика...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. фонетикафонетика ж Phonetik f Lautlehre fСинонимы звуковой состав звуковой строй лингвистика...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. фонетикаФОНЕТИКА англ. phonetics раздел языкознания лингвистики изучающий способы образования произнесения звуков речи и их акустические характеристики....Большой психологический словарь
  9. фонетикаж.fontica f...Большой русско-испанский словарь
  10. фонетикаf Phonetik f...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  11. фонетикасущ. жен. рода только ед. ч. лингв. физ. хим.фонетикаот словаem фонетик сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  12. фонетикаж. phontique f...Большой русско-французский словарь
  13. фонетикаЗаниматься фонетикойstrong. Жарг. шк. Шутл.em Издавать нечленораздельные звуки. Максимов .Синонимы звуковой состав звуковой строй лингвистика...Большой словарь русских поговорок
  14. фонетикамен. жн. роду тльки одн. лнгв. фз. хм.фонетикавд словаem фонетикмен. чол. роду жив. фз. хм....Большой украинско-русский словарь
  15. фонетикаж.phontique f звуковой состав звуковой строй лингвистика...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. фонетикаот греч. phonetikos звуковой голосовой. акустические иартикуляционные свойства звуков данного языка. Раздел языкознанияизучающий способы образования звуков речи и их ак...Большой энциклопедический словарь II
  17. фонетикаФОНЕТИКА от греч. phonetikos звуковой голосовой. акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка] Раздел языкознания изучающий способы образования звуков р...Большой Энциклопедический словарь V
  18. фонетиканаука о звуковой части речевой коммуникации. Судебная Ф. используется при идентификации по голосу а также для фонетического анализа текста. По своей природе является межд...Большой юридический словарь
  19. фонетикаФОНЕТИКА наука о звуковой части речевой коммуникации. Судебная Ф. используется при идентификации по голосу а также для фонетического анализа текста. По своей природе явл...Большой юридический словарь II
  20. фонетикаи ж.i лнгв.i Звукова будова мови як днсть фзологчного акустичного та значеннвого аспектв. Галузь мовознавства що вивча звукову будову мови способи утворення звукв та ...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  21. фонетикаот греческого phonetikos звуковой голосовой акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка звуковой строй языка. Раздел языкознания изучающий акустически...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  22. фонетикаФОНЕТИКА и ж. phontique f. strong. Звуковой состав языкаem. Фонетика рус. языка. БАС. Предки девушки были Гамильтоны выехавшие из Англии и под давлением . фонетики русско...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  23. фонетикафонетика....Киргизско-русский словарь
  24. фонетикафонетика фонетический...Коми (зырянский)-русский словарь
  25. фонетикафонетика см. савтият...Крымскотатарско-русский словарь II
  26. фонетикаФонетика phonetica...Латинский словарь
  27. фонетикаот греч. phonetiks звуковой голосовой раздел языкознания изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. языковедческих дисциплин Ф. исследует не только языковую фун...Лингвистический энциклопедический словарь
  28. фонетиказвуковой уровень языковой системы состав звуков слогообразование ударение и интонация поэтому говорят о фонетике звуков слова фразы. Русская фонетика звуков характеризует...Литература и язык. Современная энциклопедия
  29. фонетикаФОНЕТИКА от греческого слова phone голос звучащая речь отдел языковедения см. изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется в четырех направлениях антропофоника физ...Литературная энциклопедия
  30. фонетика[от греческого слова phone голос звучащая речь] отдел языковедения см. изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется в четырех направлениях антропофоника физиология ...Литературная энциклопедия II
  31. фонетикаФОНЕТИКА от греческого слова phone голос звучащая речь отдел языковедения см. изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется в четырех направлениях антропофоника физи...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  32. фонетикаи ж.em Звуковой строй звуковой состав языка.Русская фонетика. Чешская фонетика.Раздел языкознания изучающий звуковой строй языка.[От греч. звуковой] звуковой состав зву...Малый академический словарь
  33. фонетикакорень ФОН суффикс ЕТ суффикс ИК окончание А Основа слова ФОНЕТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ФОН ЕТ ИК А Слово Фонетика содержит следующ...Морфемный разбор слова по составу
  34. фонетикаНачальная форма Фонетика женский род множественное число неодушевленное родительный падеж...Морфологический разбор существительных
  35. фонетикаphonetics анализ произношения артикуляторная Ф. передачи акустическая Ф. и восприятия аудиторная Ф. звуков речи и их физ. свв. Звуки речи делятся на гласные и согласные. ...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  36. фонетикафонетика ж. а Звуковой состав языка. б Акустические и артикуляционные особенности языка. Раздел языкознания изучающий звуковой строй языка....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  37. фонетикаИзучение звуков речи включая классификацию передачу продуцирование и восприятие фонетических элементов. Обычно считается что она состоит из двух подразделов артикуляторно...Оксфордский толковый словарь по психологии
  38. фонетикаИзучение звуков речи включая классификацию передачу продуцирование и восприятие фонетических элементов. Обычно считается что она состоит из двух подразделов артикуляторно...Оксфордский толковый словарь по психологии
  39. фонетикафонетика фонетика и...Орфографический словарь
  40. фонетикаu ж звуковой состав звуковой строй лингвистика...Орфографический словарь русского языка
  41. фонетикафонетика менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  42. фонетикафонетика д. м.em ие...Орфоепічний словник української мови
  43. фонетикафонетиека кие д. м. иец....Орфоэпический словарь украинского языка
  44. фонетикафонетика фонетики фонетики фонетик фонетике фонетикам фонетику фонетики фонетикой фонетикою фонетиками фонетике фонетиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  45. фонетикаОрфографическая запись слова фонетика Ударение в слове фонетика Деление слова на слоги перенос слова фонетика Фонетическая транскрипция слова фонетика [фанэтк] Характери...Полный фонетический разбор слов
  46. фонетикаФонетика ки ц...Правописний словник Голоскевича
  47. фонетикаСм. fontica.Синонимы звуковой состав звуковой строй лингвистика...Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  48. фонетикаФОНЕТИКА от греч. звук наука изучающая звук. средства яз. В узком смысле под предметом Ф. понимают только звук. оформление значимых единиц яз. морфем слов Р. Аванесов...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  49. фонетикафонетика иСинонимы звуковой состав звуковой строй лингвистика...Русский орфографический словарь
  50. фонетикаЖ мн. нет dil. fonetika . dililiyin ss trkibindn bhs edn hisssi . dilin ss trkibi ss chtdn quruluu....Русско-азербайджанский словарь
  51. фонетикаж....Русско-английский психологический словарь
  52. фонетикафонетика ж.iphonetics...Русско-английский словарь
  53. фонетикафонетика ж. phonetics фонетика ический phonetic фонетическая транскрипция phonetic transcription....Русско-английский словарь II
  54. фонетикаf. звуковой состав звуковой строй лингвистика...Русско-английский словарь математических терминов
  55. фонетикаphonetics...Русско-английский словарь по электронике
  56. фонетикаphonetics звуковой состав звуковой строй лингвистика...Русско-английский технический словарь
  57. фонетикаN...Русско-армянский словарь
  58. фонетикаФанетыка...Русско-белорусский словарь
  59. фонетикалингв.i фанетыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  60. фонетикаhangtan звуковой состав звуковой строй лингвистика...Русско-венгерский словарь
  61. фонетикафонетика ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  62. фонетикафоне звуковой состав звуковой строй лингвистика...Русско-ивритский словарь
  63. фонетикаж. лингв. фонетика . тил илиминин бир блм бул тилдин тыбыштык курулушун изилдейт . тилдин тыбыш составы....Русско-киргизский словарь
  64. фонетикаyynxu звуковой строй языкаem yynСинонимы звуковой состав звуковой строй лингвистика...Русско-китайский словарь
  65. фонетикаSavtiyat fonetika...Русско-крымскотатарский словарь
  66. фонетикасавтият фонетика...Русско-крымскотатарский словарь II
  67. фонетикаfontika skau mcba...Русско-латышский словарь
  68. фонетикаАвиа зй дуудлага...Русско-монгольский словарь
  69. фонетикаж. Phonetik f Lautlehre f фонетический phonetisch....Русско-немецкий словарь
  70. фонетикафонетикаж ....Русско-новогреческий словарь
  71. фонетикаfonetikk lydlre звуковой состав звуковой строй лингвистика...Русско-норвежский словарь
  72. фонетикаfonetyka...Русско-польский словарь
  73. фонетикажfontica f звуковой состав звуковой строй лингвистика...Русско-португальский словарь
  74. фонетикаФонетикаfonetiki matamshi мн.фонетика языка sauti za lugha мн....Русско-суахили словарь
  75. фонетикафонетика фонетика...Русско-таджикский словарь
  76. фонетикаfonetiksesbilgisi fonetik iem sesbilgisi звуковой состав звуковой строй лингвистика...Русско-турецкий словарь
  77. фонетикаf...Русско-финский словарь
  78. фонетикаfonetika hlskoslov zvukoslov...Русско-чешский словарь
  79. фонетикасущ.жен.фонетика члхе плвн сасасене тпчекен пай...Русско-чувашский словарь
  80. фонетика.strong foneetika.strong hlikupetus...Русско-эстонский словарь
  81. фонетикафонетика [нэ\]Синонимы звуковой состав звуковой строй лингвистика...Русское словесное ударение
  82. фонетикаж.фонетика...Сербско-русский словарь
  83. фонетикаФОНЕТИКА греч. phonetikos от phone звук. Учение о звуках человеческого голоса. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ФОНЕТИКА в грамма...Словарь иностранных слов русского языка
  84. фонетикараздел языкознания изучающий способы образования звуков речи и их акустической характеристики....Словарь исторических терминов
  85. фонетиказреч. phonetike от phnne звук. Раздел языкознания изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Фонетика историческая. Раздел языкозна...Словарь лингвистических терминов
  86. фонетикаampLT др.греч.u голосовой звуковой.Учение о звуковой стороне языка. Наука изучающая звуки и их чередования а также ударение интонацию особенности членения звукового пото...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  87. фонетикаФОНЕТИКА греч. Учение о звуковом составе отдельных языков и о фонетических изменениях см. звуков в истории этих языков. Ф. является наиболее разработанным отделом науки о...Словарь литературных терминов
  88. фонетикафонетика звуковой строй звуковой состав Словарь русских синонимов. фонетика сущ. колво синонимов звуковой состав звуковой строй лингвистика Словарь синонимов ASIS....Словарь синонимов II
  89. фонетикафонетика звуковой строй звуковой состав...Словарь синонимов
  90. фонетикаФОНЕТИКА наука о звуковой части речевой коммуникации. Судебная Ф. используется при идентификации по голосу а также для фонетического анализа текста. По своей природе явл...Словарь юридических терминов
  91. фонетикафонетика ж. гр. звуковий голосовий . Звукова будова мови як днсть фзологчного акустичного та значеннвого аспектв. . Галузь мовознавства що вивча звукову будову мови спо...Словник іншомовних слів
  92. фонетикафонетика вд грец. звуковий голосовий . Галузь мовознавства що вивча звукову будову мови способи утворення звукв та хн акустичн властивост. . Звукова будова мови як днс...Словник іншомовних слів Мельничука
  93. фоне́тикаФОНЕТИКА и ж. лнгв. . Звукова будова мови як днсть фзологчного акустичного та значеннвого аспектв. Йшли шумн дискус про етимологю фонетику Фр. VII Шевченкову фонетику...Словник української мови в 11 томах
  94. фонетикаФОНЕТИКА и ж. лнгв. Звукова будова мови як днсть фзологчного акустичного та значеннвого аспектв.Йшли шумн дискус про етимологю фонетику . ФранкоШевченкову фонетику в ст...Словник української мови у 20 томах
  95. фонетикаЗвучня...Словник чужослів Павло Штепа
  96. фонетикаФОНЕТИКА от греческого phonetikos звуковой голосовой акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка звуковой строй языка. Раздел языкознания изучающий ак...Современная энциклопедия
  97. фонетикаФОНЕТИКА от греч . phonetikos звуковой голосовой . акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка. Раздел языкознания изучающий способы образования звуков ...Современный энциклопедический словарь
  98. фонетикафонетика frp. phonetike] раздел языкознания изучающий акустические и физиологические артикуляционные особенности звуков речи акустические и физиологические артикуляцио...Толковый словарь иностранных слов
  99. фонетикаФОНЕТИКА [нэ] и ж. . Раздел языкознания учение о звуках речи.Экспериментальная ф. . Звуковой состав языка. Русская ф. II прш.фонетический ая oое....Толковый словарь Ожегова
  100. фонетикаФОНЕТИКА фонетики мн. нет ж. от греч. phonetikos звуковой лингв. . Отдел языкознания изучающий звуковой строй языка. Экспериментальная фонетика. Историческая фонетика. ....Толковый словарь русского языка II
  101. фонетикафонетика фонетика нэ и ж. Раздел языкознания учение о звуках речи. Экспериментальная ф. Звуковой состав языка. Русская ф.прил. фонетический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  102. фонетикаФОНЕТИКА [нэ] и ж. . Раздел языкознания учение о звуках речи. Экспериментальная фонетика . Звуковой состав языка. Русская фонетика прш. фонетический ая ое....Толковый словарь русского языка
  103. фонетикаи ж. лнгв. Звукова будова мови як днсть фзологчного акустичного та значеннвого аспектв. Галузь мовознавства що вивча звукову будову мови способи утворення звукв та х ...Толковый словарь украинского языка
  104. фонетикаУдарение в слове фонетикаУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове фонетика...Ударение и правописание
  105. фонетикаPhonetics...Українсько-англійський словник
  106. фонетика...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  107. фонетикаFonetik...Українсько-датський словник
  108. фонетикаem...Українсько-китайський словник
  109. фонетикаFonetikk lydlre...Українсько-норвезький словник
  110. фонетика[fonetyka]...Українсько-польський словник
  111. фонетикаи fonetyka...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  112. фонетикалингв. фонетика...Українсько-російський словник
  113. фонетикаFonetik ljudlra...Українсько-шведський словник
  114. фонетикаRzeczownik фонетика f fonetyka f...Универсальный русско-польский словарь
  115. фонетикаРоздл мовознавства який вивча фонетичну систему мови загальна ф. займаться описом та класифкацю звукових елементв мови а експериментальна аналзом роботою мовного апарата...Універсальний словник-енциклопедія
  116. фонетикароздл мовознавства який вивча фонетичну систему мови загальна ф. займаться описом та класифкацю звукових елементв мови а експериментальна аналзом роботою мовного апарата...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  117. фонетикагреч. phone звук в зависимости от контекста фонетический ряд языка как сленговое понятие раздел языкознания изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвист...Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
  118. фонетикафонетика фонетики фонетики фонетик фонетике фонетикам фонетику фонетики фонетикой фонетикою фонетиками фонетике фонетиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А....Формы слова
  119. фонетиканаука о звуковой части речевой коммуникации. Судебная Ф. используется при идентификации говорящего по голосу путем анализа и сравнения голоса а т.ж. для фонетического ана...Экономика и право
  120. фонетикаФан Факт Тоник Тон Ток Тнк Тифон Тиф Тиофена Тина Тик Теин Танк Такин Офит Отек Октан Океан Окат Ока Нто Нотка Нота Нок Нитка Нит Ника Нефт Неф Нети Неофитка Неофит Нафт ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  121. фонетикаот греч. звуковой голосовой отдел языкознания занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому с...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  122. фонетиканаука о звуковой части речевой коммуникации. Судебная Ф. используется при идентификации говорящего по голосу путем анализа и сравнения голоса а т.ж. для фонетического ана...Энциклопедический словарь экономики и права
  123. фонетикаЭто слово называющее раздел языкознания который изучает звуковой строй языка заимствовано из немецкого в котором Phonetik фонетика восходит к греческому phonetike от осн...Этимологический словарь Крылова