Энциклопедический словарь

ПРИМЕТЫ

Приметы —примеченныечеловеком, непонятные для него, но постоянные отношения между какими-нибудь часто повторяющимися явлениями или событиями в нравственном или физическом мире. Наблюдая эти явления, но не понимая отношения между причиной и следствием, человек выводит заключение о существовании какой-то связи между предыдущим и последующим и сохраняет в памяти плоды своих наблюдений; образовавшиеся таким образом П. более или менее верны, смотря по характеру наблюдений. Другая причина образования П. заключается в том, что предметам и явлениям, имеющим особое значение, приписывается таинственное, сверхъестественное влияние и действие; происходящий отсюда ряд П. основан уже не на непосредственном опыте и наблюдении, а есть следствие представлений, верований и носит название предрассудков. Между теми и другими П. существует, несмотря на различие по происхождению, самая тесная связь. Так как П. существуют уже много веков, возникли в различное время и подвергались многочисленным искажениям (отчасти вследствие преследований со стороны церкви), то в настоящее время весьма трудно, а иногда и невозможно определить, откуда возникла П.: из действительного наблюдения и опыта или из священного значения во времена язычества того предмета или явления, к которому она относится. Часто П. кажется не чем иным, как результатом наблюдений над явлениями природы, привычками животных и т. д. — а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ее породило не наблюдение, а верование. П. можно разделить на две группы: одни указывают на действительную или мнимую связь и постоянные отношения, существующие между различными явлениями природы; другие указывают на такую же связь между явлениями природы и событиями, большей частью случайными, в жизни человека и народа или же на отношения между событиями в жизни человеческой. П. первой группы являются главным образом результатом наблюдений над естественными явлениями и служат преимущественно для предсказания погоды; например лошади фыркают перед дождем; толкунцы толкутся перед вёдром; на молодом месяце рыба клюет; рыба не клюет перед дождем; кошка спит, закрыв рыло, — стужа будет и т. д. Впрочем, многие П., предсказывающие погоду, объясняются не опытом, а древними языческими верованиями. П. второй группы — все несомненно языческого происхождения или составлены под влиянием языческого мировоззрения. В них сохранилось многое, что уже истреблено в поверьях, сказаниях, обрядах, обычаях и других преданиях незапамятной старины. П. обставляют жизнь подробным кодексом условий и верно передают картину младенческого состояния человека, когда он беспрекословно подчинялся окружающему его миру и приписывал каждому явлению и предмету жизнь и произвольность. Так, в П. играет роль ночь, как царство тьмы, злых и враждебных духов, в противоположность дню, как царству света, жизни: солнышко закатилось — не бросай сор на улицу, пробросаешься; не гляди в окно до утренней зори — грешно. Дню и ночи соответствовали лето и зима, тепло и стужа; утопленник — к стуже; где ласточки гнездятся (провозвестницы весны) — счастливое место; если филин (ночная птица) сядет на крышу дома и станет кричать — приключится смерть одному из домашних. Благоприятное знаменование правого и неблагоприятное левого также часто встречаются в П.: если правая ладонь чешется — деньги получать, если левая — отдавать; если звенит в правом ухе — тепло будет, если в левом — стужа; увидеть народившийся месяц с правой стороны — будет неожиданное счастье (последняя П., судя по многим признакам, принадлежит к остаткам глубокой древности). Так как огонь и очаг имели священное значение, то и о них есть много П.; погас огонь нечаянно — нечаянный гость будет; не клади дрова в печь востриками — ссора будет; полено упало — чужие гости будут; развалились в печи дрова — гости будут; не бей человека лучиной — чахотка будет; когда печется хлеб — не садись на печь, хлеб неудачен будет. Черные тараканы, любящие тепло и потому живущие в особенности около печки (отсюда: таракан запечный), именно вследствие этого слывут в народе вестниками счастья: в доме много черных тараканов — к богатству; убивать их не следует. Важное значение в язычестве имело жилье и все, что к нему принадлежало; это доказывают множество П. Не стучи ключами — ссора будет; не шагай через коромысло — судороги потянут; не клади пряжу на стол — сорок грехов наживешь (прялка — непременный атрибут ведьмы). Обед также имел религиозное значение, отсюда П.: перекрестившись после стола, не садись опять есть — крестники умрут; не выходи из-за стола в другую сторону — заблудишься; не оставляй на столе нож — лукавый зарежет; ложкой в край чашки не стучи — ссора будет. Известны П., сопряженные с порогом (см.). Особенное значение имело метение: не мети вдруг везде — разойдется богатство; мети избу чище — попадется хороший жених. Еще большее значение имеют для П. живые существа, главным образом принадлежащие к дому, живущие во дворе. Так, например, приметы про кошку: когда кошка чихнула, скажи здравствуй — зубы не заболят; кошка загребает лапами — гости будут. Про собаку: не пихай собаку — судороги потянут; собака лает перед домом книзу — покойник будет, кверху — пожар будет. Петух и курица играют важное значение в народных суевериях и в П.: кто крал кур, у того руки трясутся; солома пристанет к хвосту курицы — в доме покойник будет. Мышь уже у древних греков и римлян считалась пророческим животным: ей приписывали способность предсказывать погоду, а иногда и судьбы целого государства; появление белых мышей считалось счастливым предзнаменованием; древняя русская П. говорит, что мышь порты грызет — к худу; когда мышь вьет гнездо наверху копны вскоре после того, как она сложена, — будет холодная зима; если мыши сильно нападают на хлеб — будет голод. П. относительно зайца, который приносит несчастье, если перебежит дорогу — общераспространенная у славянских народов, немцев, французов и т. д. Крик птиц также имел значение П.: у греков и римлян истолкование зависело от места, которое занимала птица по отношению к наблюдателю, а также от силы и повторения крика. Ворон в особенности играет роль вещей птицы: вороний грай (полет с криком) с древнейших времен в России считается недобрым знаком; есть особые заговоры от вороньего грая. Во французских и английских народных П. ворон играет видную роль при предсказаниях погоды. Ср. Сахаров, "Сказания русского народа"; К. Кавелин, "Несколько слов о П." (в "Архиве историко-юридических сведений" Калачева); А. В. Смоленский, "Чувашские П. о погоде и влиянии ее на хозяйство" (Казань, 1895).


  1. приметыПРИМЕТЫ см.также СУЕВЕРИЕ Страшен не сон а его толкование. Александр Климов Приметы мелкие радости к крупным неприятностям. Геннадий Малкин В тринадцатое число ему не ве...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. приметысм. Признаки внешности...Контрразведывательный словарь
  3. приметыприставка ПРИ корень МЕТ окончание Ы Основа слова ПРИМЕТВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный ПРИ МЕТ Ы Слово Приметы содержит следу...Морфемный разбор слова по составу
  4. приметыприметы мн. Признаки указывающие на наличие или появление когол. чегол....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  5. приметыотличительное свойство признак чеголибо по которым можно узнать о чемто другом. Приметы делаются убеждениями складывающимися на основе опыта. практических наблюдений за ж...Основы духовной культуры
  6. приметыSpur...Русско-немецкий словарь по искусству
  7. приметыПРИМЕТЫСтрашен не сон а его толкование. Александр Климов Приметы мелкие радости к крупным неприятностям. Геннадий Малкин В тринадцатое число ему не везло. Не везло и во ...Сводная энциклопедия афоризмов
  8. приметыПРИМЕТЫ мн. Признаки указывающие на наличие или появление коголибо чеголибо...Толковый словарь русского языка
  9. приметыпримеченныеem человеком непонятные для него но постоянные отношения между какиминибудь часто повторяющимися явлениями или событиями в нравственном или физическом мире. На...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона