Энциклопедический словарь

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ

Полное собрание законов — Потребности новой жизни, вызванный Петровскими реформами, повела с начала XVIII в. к усиленной законодательной деятельности, выразившейся в массе отдельных законов или указов по разным вопросам. Способы обнародования этих законов были, однако, крайне недостаточны. Со времени Уложения царя Алексея началось печатание законов; кроме этого памятника, разосланного в печатных экземплярах областным наместникам и воеводам, были напечатаны еще в X V II стол. уставная грамота о мытах и перевозах 1654 г. и торговый устав 1667 г., в XVIII в. Инструкция и Артикулы флоту, Воинский устав, Генеральный регламент, Морской устав, Духовный регламент и другие, более или менее обширные законы. Указы, незначительные по объему, хотя и общего значения, печатаемы не были и рассылались в простых списках. В 1714 г. повелено было указы "по генеральным делам" печатать, но рассылка их встретила трудности: печатные экземпляры, заготовлявшиеся в малом числе, рассылались лишь в одни главные присутственные места. Печатных указов не хватало также на снабжение новых присутственных мест; последние должны были получать их путем долгой переписки с старыми местами. Продажи указов частным лицам не существовало; последние могли получать лишь письменные экземпляры, по случаю. Не существовало также центрального хранилища указов и законов, где бы они приводились в определенный порядок и откуда можно было бы их получить в случае надобности. Вследствие этого состав действовавшего в России права был неизвестен не только частным лицам, но даже судам и администрации. Между тем, потребность в постоянстве или по крайней мере в общеизвестности правовых норм чувствовалась все более и более по мере развития правосознания в обществе и появления зачатков юриспруденции, успехам которой много препятствовала невозможность ознакомления с действующим русским правом. Кодификационные работы (см.) еще более подчеркивали необходимость приведения в известность действующего права. отсюда ряд мер к собранию законов в одно целое, приведению их в порядок и обнародованию. В 1714 и 1720 гг. было предписано Сенату разобрать все указы "за подписанием Его Величества собственныя руки", причем те из них, "которые в постановление какого дела изданы, припечатывать в регламенты, артикулы, уставы и прочее по вся годы", а временные поместить в особую книгу. В 1718—25 гг. Сенатом во исполнение этого распоряжения были напеч. указы с 1714 по 1722 год; затем издание приостановилось. При Петре II были напечатаны указы с 1725 по 1729 год, годы 1722—24 пропущены. По указу Анны Иоанновны в 1735 г. предписано печатать указы в типографии Академии наук; в 1738 г. повелено для ускорения дела разделить печатание между сенатскою и академической типографиями. К 1743 г. были изданы старые пропущенные указы с 1722 по 1724 год; издание было доведено до 1731 г. и затем снова приостановилось до начала 1760-х годов. В 1761 г. сенатом было предписано печатать состоявшиеся за год указы в особые книги и начато приведение в известность старых узаконений. И у сената, однако, не оказалось для этого средств. Он обратился в 1763 г. к действовавшей в то время комиссии по сочинению нового уложения за сведениями о существующих законах; но комиссия в 1764 г. донесла, что она не только полного собрания указов, но даже и реестров их не имеет, хотя и есть у нее выписки из законов, но только по уложению гражданскому, уголовному и о состояниях, да и то выписки весьма сокращенные; из этих выписок она может составить реестр, но за верность его не ручается. В 1764 г. обязанность собирать указы и издавать их книгами возложена на секретарей сенатского архива, под дирекцией генерал-прокурора. Вследствие этих распоряжений изданы указы с 1762 по 1770 гг. Деятельность комиссий по составлению уложения в области собирания и приведения в порядок действующего права, несмотря на вышеприведенный ответ одной из них сенату, имела некоторый успех. Полного собрания законов, как совершенно верно указал Сперанский, ни у одной из них не было, так как каждая из них начинала свои труды с начала; но у некоторых накопился значительный законодательный материал. Комиссия 1754 г., кроме печатных указов, располагала обширным материалом, переданным ей из важнейших присутственных мест в столице. Систематические экстракты из собранных ею законов велись так, что к каждой из глав, на которые распадались отдельные части проекта, сообразно заранее изготовленному плану подобраны были узаконения, начиная, большей частью, с Уложения царя Алексея и кончая половиною 50-х годов, причем выписки при каждой главе следовали одна за другой в хронологическом порядке. Эти материалы поступили в распоряжение комиссии 1767 г., при которой была учреждена особая комиссия сводов с целью "приготовить все законы и особые указы, вошедшие в законы, какого бы звания они не были" с 1 6 49 г. по 1767 г.; она должна была "разобрать оные по числам и материям особыми книгами" с присовокуплением "реестров материям". К 15 сентября 1767 г. работа, по заявлению заведовавшего работами Кокшильца, была окончена, и комиссия должна была приступить к кодификационной сводке материала. По закрытии комиссии в 1769 г. обработка этих материалов продолжалась в действовавших еще частных комиссиях. В "Комиссии о порядке государства в силе общего права" было приступлено к работе над составлением "описания Российской империи", под непосредственным наблюдением императрицы. Между прочим, комиссия для этой работы должна была составить "чертеж" современного ей правления с показанием всех присутственных мест и их взаимного отношения. Для выполнения этой работы, казавшейся сперва очень легкой, "махинальной", у комиссии не оказалось достаточно данных. Она убедилась в том, что общий порядок в государстве основан "на связи многих частей и бесчисленных подробностей, его составляющих", и эти подробности нужно было отыскивать в архивах; да и здесь "многие сведения были растеряны", а о иных "правительствах" и совсем неизвестно было, существуют они или нет, и, таким образом, "чувствительные члены отечества с прискорбием взирали на то, что иное правительство до своей только должности принадлежащих всех законов не имеет". Тем не менее, члены комиссии "ознакомились лучше многих с подлежащей системой внутреннего управления"; по получении некоторых сведений чертеж мог быть окончен. В 1774 г. были закрыты и частные комиссии, дела перешли в ведение их канцелярий, и только здесь, под наблюдением генерал-прокурора, было закончено "Описание внутреннего правления Российской Империи" и то не официальным путем, а в виде частной работы, не обнародованной и даже совсем забытой. По предположению г. Лаппо-Данилевского, в прошлом году в первый раз ознакомившего с ней русское общество, окончание этой работы было делом ген.-прокурора Вяземского. После краткого исторического очерка Древней России составители работы дают сухой, но подробный перечень законодательства, начиная с Петра Вел., по отдельным царствованиям; выписки из законов делаются со всей точностью, чтобы читатель не нашел в описании "ни единыя из тех погрешностей, которые от приверженности к лицу или других пристрастия источников происходят". Описание содержало в себе следующие главы: 1) о порядке государства в силе общего права; 2) о правосудии; 3) о народном просвещении; 4) о земском и городском благочинии; 5) о почтах и больших дорогах; 6) о государственных доходах; 7) о государственном изобилии; 8) о торговле; 9) об учреждениях для содержания в добром порядке сухопутных и морских сил; 10) о правах и преимуществах государственных родов; 11) о правах над вещами. Если бы это "Описание" было обнародовано, оно явилось бы в России первым сколько-нибудь полным собранием законов и оказало бы большие услуги развитию законодательства. Составители официального П. собрания законов не имели под руками всего того материала, которым располагали составители "Описания". Какуказатель законовXVIII в. оно не потеряло поэтому значения и теперь; реестры его дают возможность следить за развитием законодательства не только по царствованиям но и по отдельным отраслям государственной жизни. В 1820 г. Комиссия по составлению уложения представила о необходимости собрать действующие законы; она предполагала изготовить план сперва полных им реестров, а потом приступить к отысканию самых указов. И на этот раз, однако, дальше предположений дело не пошло. Частным лицам, судам и администрации по-прежнему приходилось довольствоваться неполными сборниками указов, изданными в течение XVIII ст. "Журналом законодательства", издававшимся с 1817 по 1820 г., и частными сборниками, из которых первый явился в 1788 г. под названием "Юрид. словаря". Вскоре после того были изданы "Указатели законов" Чулкова и Максимовича, страдавшие значительными пропусками и неточностями и стоившими, за редкостью, чрезвычайно дорого. Решение имп. Николая I составить Свод Законов (см.) вместо Уложения положило конец неизвестности источников права. Прежде "свода" нужно было издать П. собрание законов, к которому, под руководством Сперанского, и было приступлено во Втором отделении Собственной Его Имп. Вел. канцелярии. По плану, выработанному Сперанским, решено было все законы разделить на две группы: с Уложения 1649 г. по 12 декабря 1825 г. и с тех пор впредь на будущее время; в состав собрания должны были войти все узаконения, "ко всегдашнему исполнению от верховной власти или именем ее от учрежденных ею мест и правительств изданные", без различия отмененных от неотмененных, а из судебных решений — лишь те, которые имеют значение общего руководства для всех подобных частных случаев. Все узаконения временные, личные и частные были исключены из собрания. Собраны были по возможности подлинники указов из всех присутственных мест, с реестрами законов, хранившихся в Правительственном Сенате, сенатском архиве, моск. архиве, военной коллегии, министерствах и т. д., причем нигде полных реестров не найдено. Реестры сверены с узаконениями, повторения и лишние добавления исключены, тексты законов поверены прямым сличением подлинников, отчасти через специально назначенных чиновников. Медленность в доставлении законов повела к тому, что в напечатанных томах некоторые узаконения были пропущены; понадобилось приложение к первому П. собранию законов. По окончании работы составлены были подробные указатели, хронологические и алфавитные (предметные). Составление собрания началось в 1826 г. и продолжалось непрерывно до 1 марта 1830 г.; печатание в специально для этой цели учрежденной типографии начато 21 мая 1828 г. и окончено к 1 апреля 1830 г. В первое П. собрание законов вошли 30920 актов, помещенных в 45 томах in 4°, напечатанных в 2 столбца. Текст представляет точное изложение подлинных актов с означением года, дня и месяца издания; к каждому акту присоединено краткое оглавление, указывающее на его содержание. За правило было принято в каждом томе выпускать все узаконения одного и того же года, и это правило выдержано с небольшими отступлениями, но вследствие того получился неравномерный размер томов (от 100 до 180 печ. листов в каждом). К собранию приложены книги штатов и тарифов, чертежей и рисунков. Образцово выполненное П. Собрание Законов оказывается все-таки неполным. По сличению г. Баранова, в П. Собрании Законов за время с 1649 по 1865 г. содержится всего 42860 статей, а в СПб. сенатском архиве за период от 1704 по 1865 г. имеется 124177 высоч. указов и повелений. За XVIII в. число одних именных высоч. указов доходит до 30000 №№, тогда как в П. Собрании Законов их помещено, начиная с 1711 г., всего 17500. Многие из этих указов сознательно были исключены при издании П. Собрания Законов, как узаконения личные и частные, но многое было не разыскано и пропущено. С 1830 г. П. Собрание Законов непрерывно продолжало и продолжает выходить и до сих пор, заключая в себе все вновь выходящие узаконения, причем акты с 12 дек. 1825 г. по 1 марта 1881 г. составляют второе П. Собрание Законов, в 55 тт., с двумя томами дополнений (СПб., 1830—84), а акты со времени вступления на престол имп. Александра III — третье П. Собрание Законов. Ср. предисловие к 1-му т. П. Собрания Законов; "Обозрение истор. сведений о Своде Законов" (СПб., 1833); Лаппо-Данилевский, "Собр. и Свод Законов Российской Империи, составленное в царствование имп. Екатерины II" (СПб., 1898); Баранов, "Архив прав. сената" (I, 1873).В.Н.


  1. полное собрание законовРоссийской империи е издание составленопод руководством М. М. Сперанского более тыс. законодательных актов с по . томов. е издание ежегодно в более тыс. законодатель...Большой энциклопедический словарь II
  2. полное собрание законовПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ Российской империи. е издание составлено под руководством М. М. Сперанского включает более тыс. законодательных актов с по . от Соборного уло...Русская энциклопедия
  3. полное собрание законовзадарды толы жинаы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  4. полное собрание законовРоссийской империи. издание в г. составлено под руководством М. Сперанского более тыс. законов от до . г. томов. издание ежегодно гг. более тыс. законодательн...Словарь исторических терминов
  5. полное собрание законовПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ Российской империи е издание составлено под руководством М. М. Сперанского более тыс. законодательных актов с по . томов. е издание ежегодно в...Современный энциклопедический словарь
  6. полное собрание законовПотребности новой жизни вызванный Петровскими реформами повела с начала XVIII в. к усиленной законодательной деятельности выразившейся в массе отдельных законов или указо...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона