Энциклопедический словарь

МАНИХЕЙСТВО

Манихейство — религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Западе, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне. Прежде М. считалось то христианской ересью, то обновленным парсизмом; новейшие авторитеты (Гарнак, Кесслер) признают его самостоятельной религией, наряду с буддизмом, христианством и мусульманством. Родиной М. была Месопотамия, основателем — Сураик, сын Фатака (у греч. пис. — Πατέκιος), персидско-парфянского княжеского происхождения, род. в 214 г. в Вавилонской области в местечке Мардину, близ Ктезифона. Его собственное имя, в искаженной формеКурбик,сохранилось у христианских писателей, но более известен он под своим почетным прозванием:Мани(в греч. форме — Μανης), означающее дух или ум. Отец его переменил свою национальную религию (парсийскую), пристав к секте крестильников (сабиев, по-арабски мугтазила; см. Мандеи). В их учении воспитывался и Мани, но еще в отрочестве оставил его, как он уверял потом — по прямому указанию явившегося ему ангела. Старинный рассказ, в общем баснословный, о двух его предшественниках, Скифиане и Теревине,прозванном Буддой,указывает, по-видимому, на религиозные влияния с дальнего Востока. Выступив в 238 г. с проповедью собственного учения, М. имел сначала большой успех; он обратил в свою веру брата персидского царя и был благосклонно выслушан самим царем Сабуром (Сапор) I. Но враждамобедов —жрецов господствовавшей религии — скоро заставила его удалиться из пределов Персии, после чего он долго путешествовал в Индии, Восточном Туркестане и, по некоторым известиям, даже в Китае, проповедуя с успехом, в то время, как ученики его насаждали новую веру в различных областях римской империи. Он вернулся в отечество только при внуке Сабура, Бахраме I, который принудил его вступить в открытый спор с великим мобедом. Когда в конце этого спора Мани не согласился на требование своего противника решить дело судом Божиим — испытать истину посредством глотания расплавленного свинца - и не показал никаких чудес в оправдание своей веры, Бахрам произнес такой приговор: этот человек производит волнения, могущие привести царство к разрушению, а потому, прежде всего, необходимо, чтобы он сам был разрушен, дабы предупредить дальнейшие последствия. По некоторым известиям, Мани был обезглавлен, а из его кожи сделано чучело, повешенное в городских воротах; по другим, с него живого была содрана кожа (277 г.). Незадолго до смерти он назначил себе преемником в управлении общиной Сисинния, предписав ему и всем последующим руководителям М. оставаться непременно в вавилонской области. Мани был человек книжный; из его сочинений, сохранявшихся среди арабских ученых еще в Х в. и позднее, известны по названиям и отрывкам: 1) Сабуракан, 2) Книга тайн, 3) Евангелие, 4) Сокровище оживотворения, 5) Дела гигантов, 6) Свет достоверности и основания, или предписания для слушателей (распространен, на Западе в латинском переводе, под назв. Epistola fundamenti), и 7) много писем. Только первая из этих книг была написана по-персидски, остальные — по-сирийски. Во вступлении к книге Сабуракан (сохранившемся в буквальном арабском переводе у полигистора Аль-Бируни), Мани так определяет свое религиозно-историческое положение: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланных Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Зарадушта (Зороастра) — в стране персидской; еще в другое — через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее (т. е. манихейское) откровение и последовало это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской". По другим свидетельствам, Мани называл свое учениепечатью(т. е. завершением) всех откровений, а себя самого объявлял тем параклетом (утешителем), которого обещал Христос по евангелию Иоанна. М. исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смешение противоположных элементов и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, говоря фигурально, — к свету и тьме. Но "природа света едина, проста и истинна", следовательно, не допускает никакого положительного отношения к противоположному свойству зла или тьмы, которое, однако, несомненно, существует и, не вытекая из добра или света, должно иметь свое собственное начало. Поэтому необходимо признать два безусловно самостоятельных первоначала, от века неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира. Простота сущности не мешает различению форм; в области светлого, или благого, бытия Мани различает сначала само Божество, как такое, или "Царя светлости", его среду, или "светлый эфир" и его царство, или рай, "землю светлости". Божество имеет пять нравственных атрибутов, или "членов", — любовь, вера, верность, мужество и мудрость; светлый эфир, понимаемый, очевидно, нематериально, есть носитель пяти умственных свойств — спокойствие, знание, рассуждение, "тайна" (или скрытность) и понимание; наконец, "земля светлости" имеет также пять "членов", или особых способов бытия, аналогичных "стихиям" нашего мира, но только в их положительном, или добром, свойстве: воздух, или благотворное веяние, ветер, или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Каждое из основных качеств Божества, идеального эфира и светлой телесности имеет свою сферу блаженного бытия, в которой оно преобладает, а с другой стороны, все силы добра, или света, сходятся вместе для произведения одного конкретного существа — первочеловека, или небесного Адама. Соответственным образом расчленяется мир тьмы и зла. Так, основные проявления, или "члены", темной земли суть: яд, или зараза (в противоположность благотворному веянию, или благорастворенному воздуху), бурный вихрь (против освежающего ветра), мрак (против света), туман (против воды) и пожирающее пламя (против согревающего огня). Все элементы темного царства собираются воедино и сосредоточивают свои силы для произведения одного конкретного представителя тьмы — сатаны. Но тьма, по отрицательному существу своему, не может давать удовлетворения, и потому сатана устремляется за пределы своего царства, в область света. Против него высылается предназначенный для борьбы с тьмой первочеловек. Образованный сначала из десяти основ Божества и эфира, он теперь, в виде одежды и вооружения, воспринимает и пять элементов "светлой земли": он надевает "тихое веяние", как внутренний панцирь, сверху облекается светом, как ризой, покрывается щитом из водяных облаков, берет ветер, как копье, и огонь, как меч. После долгой борьбы он побежден темными силами и заключен на самое дно ада. Посланные "матерью жизни" (то же, что "райская земля") светлые силы освобождают его и водворяют в горний мир, но во время борьбы он потерял свое вооружение, элементы, из которых оно было составлено, смешались с соответствующими противоположными элементами темной области. После победы света эта хаотическая материя осталась в его власти, и верховное божество хочет извлечь из нее то, что принадлежит светлому царству. Посланные им зиждительные ангелы устраивают наш видимый мир как некую сложную машину, для выделения света из его смешения с тьмой. Такой взгляд в основе оригинален и интересен, но в подробностях представляется ребяческим. Главную часть мировой машины Мани видел в Месяце и Солнце, которые он называл световыми кораблями. По его представлению, Месяц непрерывно вытягивает или высасывает частицы небесного света из подлунного мира и постепенно передает их, по невидимым каналам, Солнцу, откуда они, уже вполне очищенные, поступают в горние небеса. Ангелы-зиждители, устроив физический мир, удаляются восвояси; но так как этот мир, хотя и предназначенный для выделения света из тьмы, пока еще содержал в себе и то и другое начало, то в него получили доступ силы из темного царства, именно те, которые некогда поглотили и задержали в себе светоносный панцирь первочеловека. Эти князья тьмы (архонты) завладели подлунной областью и вели себя здесь очень дурно; из их неправильных сочетаний произошли земные люди — Адам и Ева, в которых и перешли световые частицы небесного "панциря". Затем передается довольно запутанный вариант к библейскому сказанию о разделении человечества на две линии — Сифову и Каинову. Потомки Сифа (Шитил) находятся под непрерывным попечением и руководством небесных существ, проявляющих свое действие, время от времени, чрез известных в истории избранников (см. выше). Взгляд Мани на Христа представляет, в сохранившихся известиях, некоторое противоречие. По одним указаниям, небесный Христос действует через человека Иисуса, но без внутреннего соединения с Ним, и покидает Его при распятии; по другим — человека Иисуса вовсе не было, а был только небесный дух, Христос, с призрачной видимостью человека. С точки зрения Мани в этом вопросе важно было только устранить идею воплощения или действительного индивидуального сочетания божественной и человеческой природы в Христе — а она одинаково устранялась и при том, и при другом из упомянутых представлений. — После совершенного откровения истины в учении самого Мани, "сыны света" извлекут и соберут все светлые элементы, заключенные в человеческом мире, и тогда возгорится все физическое мироздание, для окончательного выделения последних еще остающихся в нем световых частиц. После этого навеки утвердятся пределы двух миров и оба будут пребывать в полной и безусловной отдельности друг от друга. Учение о будущей жизни согласно с принципом двойного дуализма: между добром и злом, с одной стороны, духом и материей — с другой. Души небесного происхождения, очищенные отчасти при жизни, отчасти после смерти (посредством различных мытарств, состоящих, главным образом, в страшных и отвратительных видениях), водворяются окончательно в "раю светлости", а души адского происхождения навек утверждаются в темном царств; тела же и тех, и других всецело уничтожаются, и ни о каком воскресении их не может быть речи. Мани различал в своем учении теоретическую часть от практической. Последняя сводится, в сущности, к обязательному аскетизму: воздержанию от мяса, вина и половых сношений. Не могущие этого вместить не должны вступать в число верующих, но могут спасти себя, помогая разными способами манихейской общине. Между самими верующими различаются 3 степени:слушатели,соответствовавшие "оглашенным" древней христианской церкви,избранные,соответствовавшие христианским "верным", исовершенные,соответств. церковному клиру. В М. была, по-видимому, определенно организованная иерархия: есть указания на епископов и на верховного патриарха, пребывавшего в Новом Вавилоне. Богослужебная сторона религии не получила в М. большого развития; известен, однако, сохранившийся и в позднейших средневековых отраслях М. обряд возложения рук, называвшийся "утешением" (consolamentum); на молитвенных собраниях пелись особые гимны, сопровождавшиеся инструментальной музыкой (предпочиталась лютня), и читались священные книги, оставшиеся от основателя религии. — М. после своего открытого распространения в III и IV вв., существовало долгое время потайным образом и на Востоке продержалось (в чистом виде) до Х или IX в. Жестокие гонения, которым оно подвергалось и на Востоке, и на Западе (см. Религиозные преследования), не помешали его развитию; оно доказало свою жизненность такими широкими и крепкими разветвлениями, как павликианство, богумильство и в особенности западное перерождение последнего — ересь кафаров, или альбигойцев (см.). Источниками для изучения собственно М. служили прежде главн. образом: 1) "Acta disputationis Archela ï cum Manele" — сочинение, написанное первоначально (как доказал Кесслер) на сирийском языке, но сохранившееся только в латинском (и отчасти греческом) переводе (изд. Routh, "Reliquiae Sacrae", V, Оксф., 1848); хотя связанное с вымышленной историей, оно представляет ценные данные, — и 2) сочинения блаж. Августина, из коих некоторые, посвященные специально М., содержат выписки из манихейских книг; но Августин принадлежал в течение восьми лет к М. лишь на низшей ступени посвящения (auditor), почему сообщаемое им хотя достоверно, но недостаточно. В настоящем веке ученые ориенталисты открыли новые источники у арабских писателей; особенно важен в этом отношении изданный Флюгелем Фихрист-аль-улум ("Сборник знаний"), с фрагментами из соч. Мани. Кесслер собрал и перевел сообщения о Мани и М. из 14 восточных писателей. Первое научное соч. М. явилось в прошлом веке: Beausobre, "Histoire de Manich ée et du Maniché isme". В нынешнем веке: Baur, "Das manich, Religionssystem" (Тюб., 1831); Fl ügel, "Mânî, seine Lehre u. s. Schriften" (Лпц., 1862); Kessler, "Mani, Forschungen über die Manichä ische Relig." (Б., 18 89).Вл.Соловьев.


  1. манихействорелигия возникшая в в. в Персии. М. быстро распространилось во мн. странах от Италии до Китая. Основателем считают полумифич. проповедника Мани . М. представляло собой с...Атеистический словарь
  2. манихействорелигия возникшая в в. в Персии. М. быстро распространилось во мн. странах от Италии до Китая. Основателем считают полумифич. проповедника Мани . М. представляло собой ...Атеистический словарь II
  3. манихействоМАНИХЕЙСТВО религ. учение возникшее на Ближнем Востоке в в. и представлявшее собой синтез халдейсковавилонских персидских зороастризм iмаздеизм парсизм и христ. мифов и ...Большая советская энциклопедия
  4. манихействорелигиозное учение возникшее на Ближнем Востоке в веке и представлявшее собой синтез халдейсковавилонских персидских Зороастризм маздеизм парсизм и христианских мифов и ...Большая Советская энциклопедия II
  5. манихействоот имени полулегендарного проповедника Мани англ. Manichaeism нем. Manichaismus. Религиознофилософское учение возникшее в Персии в III в. н. э. основу крого составляет ...Большой толковый социологический словарь II
  6. манихействорелигиозное учение основано в в. Мани который попреданию проповедовал в Персии Ср. Азии Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и зла света и ть...Большой энциклопедический словарь II
  7. манихействоМАНИХЕЙСТВО религиозное учение основано в в. Мани который по преданию проповедовал в Персии Ср. Азии Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и ...Большой энциклопедический словарь III
  8. манихействоМАНИХЕЙСТВО религиозное учение основано в в. Мани который по преданию проповедовал в Персии Ср. Азии Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и...Большой Энциклопедический словарь V
  9. манихействорелиг. учение зародивш. в в. в Месопотамии на основе вавилонских перс. зороастризм и христ. культов и по ряду осн. положений близкое к гностицизму. Основоположник М. Ма...Древний мир. Энциклопедический словарь
  10. манихействорелиг. учение зародивш. в в. в Месопотамии на основе вавилонских перс. зороастризм и христ. культов и по ряду осн. положений близкое к гностицизму. Основоположник М. Ма...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  11. манихействолюбая философская доктрина признающая два активных начала в универсуме добро и зло. Термин производный от имени Мани персидского философа в. предпринявшего попытку при...Евразийская мудрость от А до Я
  12. манихействорелигиозное учение. Основано в в. Мани который по преданию проповедовал в Персии Средней Азии Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и зла све...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. манихействорелигиознофилософское учение возникшее в в. на Ближнем Востоке и распространившееся в вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось...История философии
  14. манихействоМАНИХЕЙСТВОstrongрелигиознофилософское учение возникшее в в. на Ближнем Востоке и распространившееся в вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Виза...История философии II
  15. манихействодуалистическая ересь заимствовавшая из персидского зороастризма принципиальное равенство доброго и злого начал скрытое двубожие...История христианства
  16. манихействодуалистическая ересь заимствовавшая из персидского зороастризма принципиальное равенство доброго и злого начал скрытое двубожие...История христианства. Справочник
  17. манихействорелигиозное учение утверждавшее в отличие от иудаизма христианства и ислама равноправие добра и зла в мире резкую границу и постоянную борьбу между ними выражение часто и...Мир Лема - словарь и путеводитель
  18. манихействокорень МАНИХЕЙ суффикс СТВ окончание О Основа слова МАНИХЕЙСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный МАНИХЕЙ СТВ О Слово Манихейство содержит следующи...Морфемный разбор слова по составу
  19. манихействоНачальная форма Манихейство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  20. манихействодуалистическое религиознофилософское учение основанное в III в. Мани и оказавшее значительное влияние на формирование ряда религиозных и философских систем Запада и Восто...Новая философская энциклопедия
  21. манихействоМАНИХЕЙСТВО религиознофилософское учение основанное на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия светтьма доброзло. М. соединяет в себе идеи парсизма ...Новейший философский словарь
  22. манихействорелигиознофилософское учение основанное на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия светтьма доброзло. М. соединяет в себе идеи парсизма христианства ...Новейший философский словарь II
  23. манихействолюбая философская доктрина признающая два активных начала в универсумедобро и зло. Термин производный от имени Мани персидского философа Ш в. предпринявшего попытку прим...Новый философский словарь
  24. манихействоМанихейство Manichaeism учение перс проповедника Мани ок. ок. гг. возникло под влиянием митраизма Митра христианства и гностицизма. В основе М. дуалистическое учение ...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  25. манихействоманихейство манихейство а...Орфографический словарь
  26. манихейство. I. Духовное течение возникшее на Ближнем Востоке в III веке рассматривающее зло материю и добро свет как два равноправные самостоятельные субстанциональные исконные нач...Основные термины, используемые в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта
  27. манихействоманихейство манихейства манихейства манихейств манихейству манихействам манихейство манихейства манихейством манихействами манихействе манихействах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  28. манихействоОрфографическая запись слова манихейство Ударение в слове манихейство Деление слова на слоги перенос слова манихейство Фонетическая транскрипция слова манихейство [мнхэз...Полный фонетический разбор слов
  29. манихействоРелигиозное учение самый влиятельный из дуалистических культов. Основано пророком Мани. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и зла света и тьмы как ...Религиозные термины
  30. манихействоманихейство аСинонимы манихеизм...Русский орфографический словарь
  31. манихействоманихейлк...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  32. манихействоманихейство...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  33. манихействолюбая философская доктрина признающая два активных начала в универсумедобро и зло. Термин производный от имени Мани персидского философа Ш в. предпринявшего попытку прим...Сверхкраткий философский словарь
  34. манихействопроникнутое гностич. идеями религиозное учение созданное Мани. В кон. в. М. наряду с христианством являлось осн. религией эпохи поздней античности а навеянные им идеи в ...Словарь античности
  35. манихействоманихейство манихеизм по имени легендарного перса Мани религиозное учение представлявшее собой синтез зороастризма христианства и гностицизма возникло на Ближ. Востоке в...Словарь иностранных слов русского языка
  36. манихействорелигия возникшая в III в. в Персии распространилась во многих странах от Италии до Китая. Основателем считают полумифического проповедника Мани гг. Представляет собой с...Словарь исторических терминов
  37. манихействоманихейство манихеизм Словарь русских синонимов. манихейство сущ. колво синонимов манихеизм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы манихеизм...Словарь синонимов II
  38. манихействоманихейство манихеизм...Словарь синонимов
  39. манихействорелиг. учение зародившееся в в. в Месопотамии на основе вавилонских перс. зороастризм и христианских культов и по ряду осн. положений близкое к гностицизму см. в ст. Гно...Советская историческая энциклопедия
  40. манихействорелиг.филос. учение возникшее в в. на Бл. Востоке и распространившееся в вв. от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось ожесточнным гонения...Советский философский словарь
  41. манихействоМАНИХЕЙСТВО религиозное учение основано в в. Мани который по преданию проповедовал в Персии Ср. Азии Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и ...Современный энциклопедический словарь
  42. манихействоеретическое учение близкое к гностицизму. Основателем его считают персидского мыслителя Мани лат. Манихеус. Утверждает что существует два начала мира свет божественное и ...Тематический философский словарь
  43. манихействоманихейство манихеизм [по имени легендарного перса мани] религиозное учение представлявшее собой синтез зороастризма христианства и гностицизма возникло на ближ. востоке...Толковый словарь иностранных слов
  44. манихействоУдарение в слове манихействоУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове манихейство...Ударение и правописание
  45. манихействодуалистическое течение распространившееся в Сирии Иране Средней Азии Египте и Индии в III веке н.э. под влиянием религиозного проповедника Мани. В основе манихейства дуа...Философия политики
  46. манихействоМАНИХЕЙСТВО религ.филос. учение возникшее в в.em на Бл. Востоке и распространившееся в вв.em от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось оже...Философская энциклопедия
  47. манихействорелиг. учение возникшее на Ближнем Востоке в в. и представляющее собой синтез халдейсковавилонских персидских зороастризм маздеизм парсизм и христ. мифов. Известное влия...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  48. манихействосоставленное из вави лоне кохалд ейских иудейских христ. иран. зороастризм гностических представлений учение перса Мани род. Мардину Вавилония ум. Гундишапур Вавилония ...Философский энциклопедический словарь II
  49. манихействоманихейство манихейства манихейства манихейств манихейству манихействам манихейство манихейства манихейством манихействами манихействе манихействах Источник Полная акцент...Формы слова
  50. манихействоучение перса Мани . Мани использовал вавилонскохалдейские иудейские христианские иранские зороастризм гностические представления. Это учение о борьбе света и тьмы добра и...Человек и общество
  51. манихействоНавести Навес Мхат Мтс Мох Мотин Мотив Мотание Мот Мостина Мост Монт Монист Монета Монах Монавт Мойва Моисей Мних Михей Мис Миот Мио Минтай Минос Минах Мина Мехи Механист...Электронный словарь анаграмм русского языка
  52. манихействоМАНИХЕЙСТВО религиозное учение основано в в. Мани который по преданию проповедовал в Персии Ср. Азии Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и...Энциклопедический словарь естествознания
  53. манихействорелигиознофилософское учение широко распространенное некогда на Востоке и Западе скрытно существующее в различных видоизменениях и доныне. Прежде М. считалось то христиан...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  54. манихействоМАНИХЕЙСТВО религиознофилософское учение возникшее в в. на Ближнем Востоке и распространившееся в вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии...Энциклопедия История философии
  55. манихействоМАНИХЕЙСТВОрелигия возникшая в Вавилонии в середине в. как одна из многочисленных сект объединяемых под названием гностических см. ГНОСТИЦИЗМ.С момента своего возникнове...Энциклопедия Кольера II
  56. манихействоМанихейство религиозное учение основанное в III в. Мани который по преданию проповедовал в Персии Средней Азии Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе...Энциклопедия культурологии
  57. манихействоот имени полулегендарного проповедника Мани англ. Manichaeism нем. Manichaismus. Религиознофилософское учение возникшее в Персии в III в. н. э. основу крого составляет п...Энциклопедия социологии