Энциклопедический словарь

ЛИРИКА

Лирикалирическая поэзия— воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Начало Л. лежит в простой песне, в немногих словах непосредственно выражающей настроение певца. Подобные песни можно подслушать у современных дикарей. Когда впоследствии лирич. песнь перерастает личность и становится готовой и хорошо выраженной формулой данного настроения или чувства, она невольно вспоминается каждому знающему ее человеку, переживающему то чувство или настроение, и начинает переходить из уст в уста, становится народным достоянием. При отсутствии письменности автор быстро забывается, и самая форма легко видоизменяется сообразно личному почину каждого певца. Песнь приобретает множество вариантов, из которых наиболее удачные переживают более слабые. Рядом с обезличиванием Л. идет и другой процесс, определяющий ее форму. Первобытная лирическая поэзия не только всегда пелась, но в большинстве случаев была связана с пляской и мимикой; были в ней и элементы рассказа. Такой смешанный род поэзии назыв. лирико-эпической и драматической кантиленой. Выделившись в особые роды поэзии — эпос и драму — эти элементы остаются до известной степени присущими лирич. поэзии; в состав ее входят картинки природы, коротенький рассказ от лица автора или предполагаемого автора, описание какой-либо сцены, места действия и проч. Народная песня дошла до нас скорее в периоде переживания, когда многое в ней стало терять свой первоначальный смысл под влиянием христианства, новых условий жизни, а также появилось много наносного, книжного. Известные нам народные песни либо записаны со слов народа собирателями XVIII и XIX вв., либо содержатся в старых песенниках (XVI и XVII вв.), либо сохранились в памятниках совершенно случайно. Собирание песней началось под влиянием романтиков и главным образом Гердера, впервые оценившего их эстетическое достоинство. В России первые собирания народных песен восходят в екатерининскому времени ("Сборник" Чулкова, 1770 г.). В нынешнем веке собирание и изучение народных песен ("фольклор") стало на научную почву и производится с большим рвением. Однако строгой классификации собранного материала до сих пор не сделано, что объясняется разнообразным и запутанным составом большинства песен. Русская и вообще славянская народная лирика сохранилась в более свежем и архаичном виде. Она может быть подразделена на два отдела: песни обрядовые и бытовые. К первой группе принадлежат песни, относящиеся к главным народным праздникам и связанные с плясками, хороводами и хождением по домам односельчан. Сюда относятся, с одной стороны,веснянки, русальские и семицкиепесни у славян, майские и зимние плясовые песни на Западе, с другой — наши колядки, овсеневые, щедривки, волочобные и колотырские песни и многие величальные песни на Западе. Распространена и диалогическая или драматическая форма песней, также относящихся к праздничным обрядам; таковыспоры(напр. "спор зимы и лета" в Германии, древние joc partit в южн. Франции) ипревращенья.Другие обрядовые песни —свадебные, застольные, подблюдныеизаплачки —относятся к обрядности повседневной жизни. Бытовые песни отвечают разным типическим настроениям; есть, напр., любовные песни, мужские и женские, девичьи и замужние, и песни при совершении разных работ, в роде песен за прялкой. Сюда же относятся и песни детские, рекрутские, солдатские, разбойничьи. Один и тот же сюжет встречается в песнях различного применения. Они часто основаны на коротких рассказах, близких к сказке (в роде песней о злой доле, о царевиче козленушке), или входят в разряд так назыв. низших эпических мотивов. Мифологи любят давать символическое объяснение содержанию многих обрядовых песен; но современная наука оставила это толкование даже относительно наглядных символов (вроде девушки-розы). Попыток группировки лирико-эпических песен (баллад, романсов) и низших эпических сюжетов до сих пор сделано очень немного, хотя, несомненно, и здесь должен быть применен сравнительно-исторический метод (см. Заимствования). Перечисленные виды народной песни появляются весьма рано у всех европейских народов. Старейшие упоминания о славянских песнях восходят к VII веку. В Германии очень рано упоминается о любовных песнях заплачках, свадебных песнях. Следы французской народной песни можно видеть в анонимных лирических пьесах XII и XIII веках. Они сильно разнятся от господствовавшей в то время искусственной трубадурской Л. и, напротив, похожи на песни XVI в. Древняя итальянская народная Л. до XIII века до нас не дошла, но о ее раннем существовании можно заключить по некоторым произведениям XIII в. (например, пьеса Чулло д‘Алькомо) и по песням XV века. Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной Л. — Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской Л. и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драмат. поэмой; содержание ее вызвало много разнообразных толкований. Индийские веды (см.), в которых часто видели первоначальное произведение индоевропейского лиризма, только частью могут быть отнесены к Л. (об индийской Л. см. Индийская литература). Под магометанским влиянием древнеиндийская Л. исчезла, и остаткам ее было придано условное мистическое значение (в XII в. по Р. Х.). В древней Греции существовали все главнейшие виды народной лирической песни (оды): молитвенные гимны и хороводные плясовые песни, любовные, свадебные, застольные и заплачки; но проследить ее древнейший период очень трудно вследствие связи его с мифологическими преданиями. Несомненно только то, что она создалась под влиянием восточной цивилизации. Древнейшие виды греч. лирической элегии (от армянского слова, обозначающего грусть) и ямба связаны с именем фригийского поэта-музыканта Олимпа. Элегии политического характера впервые сочинял Каллин, родом из малоазийской Ионии (в VII в. до Р. Х.). За ним следовали Тиртей в Аттике, Архилох в Паросе, Мимнерм в Смирне. В первый период греческой лирики она пелась главным образом под аккомпанемент флейты, сохранившийся и позже. На Лесбосе появляется усовершенствованная струнная гитара, приписываемая Терпандру. К лесбийской, или эолийской, школе принадлежал и Алкей, сочинявший хоровые политические песни, гимны богам, а также песни, посвященные вину и любви. Современницей и соотечественницей Алкея была Сафо, кроме любовных песен сочинявшая гименеи, т. е. свадебные песни, и эпиталамы, т. е. заплачки. Иной характер носила дорийская школа; она выработалась из хороводной песни, связанной с богослужебным обрядом. Древнейшими авторами хоровых песен, воспевавших политич. события, были Алкман и Стезихор. Послдний считается первым автором буколической пастушеской песни. Влияние дорийской школы распространилось и на южную Италию, где жил поэт Ивик, произведения которого носят чисто эротический характер. Эротическая Л. достигла высшего своего совершенства у поэта ионийской школы Анакреона (VI в. до Р. Х.). Другой поэт той же школы, Симонид, обращался в своей Л. к политическим событиям. Он писал хвалебные песни в честь побдителей на общественных играх (эпиникии), получивишие высшее развитие у Пиндара (также VI в.). Пиндар соединил в себе влияние дорийской и эолийской школ. Он писал во всех видах хоровой поэзии: гимны богам, дифирамбы, песни для процессий, или прозодии, плясовые или мимические песни, девичьи хороводные, застольные и хвалебные оды. Победы на играх приносили славу не только самому победителю, но и его народу или племени. Поэтому одам Пиндара придавали высокое значение, и сам он видел в них общественный подвиг. После Пиндара греческая Л. не произвела уже ничего, кроме подражаний старому; в V и IV вв. элегии и застольные песни сочиняли Ион Хиосский, Дионисий афинянин, Критий афинянин и др. Из лириков последней поры греч. литературы, так наз. александрийского периода, выдается Каллимах. В III в. в Сицилии снова возрождается пастушеская поэзии. Ее высшим выразителем был Феокрит, пьесы которого носят лирико-эпический характер. За Феокритом следуют Мосх и Бион. Греч. Л., развившись из народной песни, выработала, таким образом, определенные виды поэзии: оду, элегию, любовную песню и буколическую поэму (см. Греческая литература). Древнейшие виды латинской лирич. поэзии происхождения народного и принадлежат к религиозной Л.; таковы песнь Арвальских братьев и песни жрецов Салиев. Литературного развития они не получили; вся лирич. поэзия последующего времени подражает греческим образцам. Высокого совершенства достигла латинская Л. в лице поэтов I в. до Р. Х. — Катулла, Виргилия, Горация, Тибулла, Проперция, Овидия. Катулл писал во всех видах Л., выработанных греками; выдающуюся роль в его стихотворениях играет любовь. Лирический характер носит и длинная поэма Лукреция "О Природе". "Буколики" Виргилия состоят из эклог (так назывались в Риме короткие стихотворения), отчасти подражающих Феокриту; вкладывая в уста пастухам несвойственные им мысли и злобу дня, они ложатся в основу условной пастушеской поэзии. Гораций в своих этюдах подражал Архилоху. Оды Горация носят совершенно другой характер, чем оды Пиндара; одни из них выражают личные чувства или настроения поэта, другие имеют морализирующее содержание, третьи относятся к политическим событиям. Тибулл — создатель латинской эротической элегии; Пропорций следовал более александрийской школе, чем древнегреческой, вследствие чего его элегии блистают ученостью и испещрены мифологическими тонкостями. Овидий в юношеских годах подвизался на поприще любовной элегии; таковы его знаменитые "Amores". После Овидия латинская Л. не произвела более ничего выдающегося или оригинального. Христианство вызвало к жизии и соответствующую ему поэзию в виде гимнов (напр., гимны Фортуната VI в.) и секвенций — особой стихотворной формы, принадлежавшей к так назыв. народной латыни. Обе эти лирические формы пелись и при богослужении. Подобные произведения сочинялись очень рано и по-староанглийски, у англосаксов. Распространяются также латинские и староанглийские переводы псалмов. В IX в., в кружке Карла Вел., возрождается светская Л.: таковы мелкие пьесы Алкуина и Павла Диакона, имеющие характер эпиграммы. Эклоги писал поэт Назон, подражая преимущественно Виргилию. Дальнейшая латинская литература все более отдаляется от классических форм и приближается к народным: от XI в. до нас дошла даже одна баллада, писанная по-латыни. Во Франции в XI и XII вв. народная Л. выработала несколько более близких к жизни типов песен (conzo, chanson), напр. estrabot (отсюда итальянские strambotto), retroe nce, joc partit, dé bat (спор и превращение), alba (утренняя песнь), reverdie (весенняя песнь), pastoreta (пастушеская песнь, тоже весенняя), chanson de toile (лирико-эпическая песнь за прялкой), ballata — женская плясовая песнь (th ème de la mal marié e). Большинство этих песен относится к весенней обрядности. Личный характер французская лирическая поэзия приняла ранее всего в Провансе вследствие существования здесь особого класса профессиональных певцов — жонглеров и трубадуров. Состоя временно или постоянно при дворах феодалов, они воспевали доблести господина и красоту его жены; отсюда и песни их назывались служебными (sirventes). Они сочиняли также политические песни (напр. на крестовые походы: chanson d‘outr é e) и разные другие, заново перерабатывая приведенные выше народные виды. В среде трубадуров создалось и особое понимание любви платонической, т. е. главным образом любви к женщине, высоко стоящей в обществе. Отражая в себе бурную, воинственную жизнь феодалов, поэзия трубадуров содержит и нравственные наставления, впрочем — всего чаще переплетенные с любовными мотивами. Совершенство формы у трубадуров было велико: теоретики поэзии в средние века считали, что Л. лучше всего выражается именно на языке южной Франции. Главный удар провансальской поэзии был нанесен походом против альбигойцев. Многие трубадуры сочувствовали этой секте и состояли в числе сподвижников Реймунда Тулузского; им пришлось покинуть родину, и они рассеялись по Италии и Испании. В северную Францию они проникли еще в XII в.; здесь появились их первые подражатели, труверы. Л. севернофранцузская развивала также полународные формы, как романс и пастурель. В Германии поэзия трубадуров проникла вместе с французскими модами в конце XII в. через Фландрию и настолько вытеснила народную немецкую Л., что от нее не осталось никакого следа. Одновременно с этим условная Л. зародилась и в Австрии. Вальтер фон дер Фогельвейде сумел высвободиться от подражания провансальцам и может считаться основателем национальной немецкой лирики. Особенно своеобразный и народный характер носят пьесы, воспевающие "любовь низшую", т. е. противоречащие трубадурскому пониманию любви. Проблески этой национальной Л. можно видеть и в более древних песнях Кюренберга, похожих на северофранцузские романсы (chanson de toile). Более национальный характер носят пьесы Нитгарда, оживившего народную зимнюю и весеннюю плясовую песню. Лирическая поэзия миннезингеров скоро перешла из среды рыцарей в среду городского мещанства и, видоизменившись сообразно новой среде, получила название мейстерзанга. Здесь она стала ближе к народной песне и сильно повлияла на последнюю. — Рыцарская Л. имеет много общего с Л. арабской. В древней арабской поэзии мы находим ту же воинственность, то же восторженное отношение к женщине, те же панегирики князьям. Арабская Л. эпохи до Магомета дошла до нас в сборниках песен "Хамаса" и "Китаб эль Агани", в которых отразился степной кочевой образ жизни тогдашних арабов. После Магомета лирическая поэзия продолжает подражать поэзии пустыни: таковы так называемые недзмы или мендзумы. Самым выдающимся поэтом магометанского периода арабской литературы признается Абу-Таиб-Ахмед Мотенебби. Он писал, между прочим, сатиры (гедже), вообще мало распространенные среди арабов. Рядом с арабской Л. можно поставить и древнеперсидскую. Величайший персидский поэт Гафиз жил в XIV в. и, несмотря на духовное звание, к которому принадлежал, писал стихи, воспевающие вино и любовь. Некоторые его пьесы носят мистический отпечаток. Европейская Л. получает особенное развитие в Италии в XIV в. Еще в XIII в. под влиянием провансальцев начинают появляться итальянские трубадуры; особенно много их было при дворе имп.-поэта Фридриха II (см. Итальянская литература). Поэты так наз. сицилийской школы подготовили будущий расцвет итальянской Л. и выработали ее две главнейшие формы: канцону и сонет. Одновременно с этим в Средней Италии развилась Л. духовная — laude, хвалебные песни Богу, проникнутые крайним мистицизмом. В так наз. философской лирической школе флорент. поэтов (см.) платоническая любовь приобретает нравственно-аллегорический смысл, открыть который без комментария часто невозможно. У Данте, впрочем, аллегоризм несколько менее запутан; среди его канцон есть и пьесы, относящиеся к "низшей" любви. Высокого совершенства формы и психологической художественности достигают канцоны и сонеты Петрарки, воспевающие или оплакивающие его возлюбленную Лауру; любовный платонизм достигает здесь своего высшего выражения, основанного на эстетическом такте и вкусе поэта. Влияние сонетов Петрарки на последующую лирическую поэзию даже далеко за пределами Италии постепенно возрастает, достигая кульминационного пункта в так наз. петраркизме XVI в. Развивается, однако, и более народная форма лирической поэзии: таковы политические песни народного флорентийского поэта Буркиелло и strambotti Лионардо Джустиниани. Народный характер носят и лирические произведения Лоренцо Медичи Великолепного. Ballate, barzellette, frottoli восходят к народной плясовой песне, известной и в ранней поре провансальской Л.; они приурочивались обыкновенно к праздничной обрядности и в Италии были связаны с карнавалом (canti Carnavaleschi). В сев. Франции, где труверская поэзия всегда была ближе к народной Л., чем на Ю, в конце XIII в. она приобретает еще более народный характер, когда из феодального замка переходит на городскую площадь. Среди городского населения образовались литературные общества (puis) выдававшие призы за лучшие пьесы. Разные виды мещанской Л. Франции носят названия dits, chansons, complaintes и др. Среди этой мещанской поэзии выдвинулся один вполне личный поэт Рютбеф (см.), парижский бедняк, отзывчивый к злобе дня. Поэзия вагантов (см.) носит интернациональный характер; крупнейший сборник их произведений, "Carmina Burana", возник в Германии. Отзвуки труверской Л. продолжаются во Франции и в XIV веке; все внимание обращено на форму, несколько обновленную народной струёй. Излюбленными видами Л. были rondeau (хороводная песнь), vireloi, ballade, chant royal. Особенно вошли в моду баллады, распространенные столько же, сколько сонеты в Италии. Последний рыцарь-поэт был Карл, герц. Орлеанский (см.). Другой выдающийся поэт XV в. во Франции, Виллон (см.), опять вводит нас в среду беднейшего класса населения, близкую к Рютбефу. В новую фазу самостоятельного развития французская Л. входит в начале XVI в. Ее обновляют идея гуманизма и реформации, но форма еще не оторвалась от средневековья. Сборник стихотворений Маргариты Наваррской живо отражает светлые надежды и широкие взгляды начала французского возрождения. Самым талантливым поэтом того времени был Клеман Маро (см.). Реформационное движение в Германии вызвало оживление и в Л., преимущественно религиозного характера. Уже в XV в. сочинял духовные пьесы Генрих фон Лауфенберг, пользуясь при этом формой народной песни; этот-то вид лирической поэзии и обновил Лютер. К религиозной Л. можно отнести и полемические пьесы Ульриха фон Гуттена. Немецкая Л. XVI в., как и французская, носит национальный характер и близка к мейстерзингерам; но как во Франции, так и в Германии национальная Л. отступает перед петраркизмом, т. е. подражанием петрарковым сонетам. Главным петраркистом XYI в. в Италии был Бембо (см.). Во Франции первым подражателем Петрарки является Мелин де-С.-Желэ. Это движение особенно сильно отразилось в Англии. Здесь до XVI в. Л. была вообще мало развита: существовала народная песня обрядовая и бытовая, как это можно полагать по отрывкам песен у Шекспира, но особенным расположением пользовалась лирико-эпическая песня, воспевавшая подвиги Робин Гуда. Попытка Чосера ввести французскую балладу не привилась. Таким образом, здесь сонетам не пришлось вытеснять национальную Л. Ряд английских сонетистов начинается с Ватта и Серрэ; за ними следует Сидней, Шекспир и др. Сонетизм продолжается в литературах Италии, Франции, Англии и в XVII в. и принимает здесь вместе с мадригалом и эпиграммой салонный характер, осмеянный Мольером. В Италии и Испании он обновился новой манерностью под влиянием поэтов Марини и Гонгора. Из франц. сонетистов XVI и XVII в. выдаются Ронсар, Вуатюр, Бальзак. Этим видом поэзии не пренебрегал и Корнель. В Германии соннетизм процветал у так наз. Пигницшеферов. Итальянские моды, распространившиеся по Европе вместе с гуманизмом, принесли и больший интерес к древним. Иоахим Дюбеллэ (в середине XVI в.), отвергнув все виды поэзии, унаследованной от средних веков, рекомендовал прежде всего античную Л.: оды, элегии, анакреонические песни, эпиграммы, сатиры и проч., и только в добавок указывал на сонеты. С этих пор во все время господства так наз. ложноклассического направления мы видим в Л. именно эти ее виды. Они процветали и во Франции, и в Германии, и в России, как только она восприняла зап.-европейскую цивилизацию. Напыщенную ложноклассическую придворную оду во Францию ввел впервые Ронсар. За ним следовал Малерб; известны также оды Буало, Перро, Ла-Мотта и др., но вообще весь ложноклассический период очень беден Л. и значительного ничего в этой области не произвел. Лирическая поэзия оживает во Франции только в конце XVIII в. в элегиях и ямбах Андрея Шенье, черпавшего вдохновение у древнегреч. лириков. В Германии псевдоклассицизм и подражание Франции также произвели придворную оду. Национальная традиция долго держалась только в виде студенческой лейпц. песни и пробудилась к новой жизни лишь под влиянием патриотизма. Таковы "Прусские военные песни гренадера" Глейма, вызвавшие множество подражаний. Длинный ряд русских од начинается с оды на взятие Данцига Тредьяковского, слепо следовавшего Буало. Из 19-ти од Ломоносова многие не поднимаются выше обыкновенной придворной оды, но есть между ними и такие, сюжеты которых близки сердцу Ломоносова и глубоко прочувствованы; такова напр. ода из книги Иова, "Рассуждения о Божием величии" и мн. др. Державин умел соединять напыщенность оды с разнообразием сатиры и искусно пользовался описаниями природы. Особенно знаменита его ода "Бог". Он писал также подражания псалмам, анакреонтические песни и др. Рядом с Державиным было много сочинителей од, менее талантливых и искренних. Потребность сочинять оды стала чем-то вроде болезни века и была, наконец, осмеяна Дмитриевым в "Чужом Толке". XVIII век, несмотря на свое увлечение ложноклассицизмом, не гнушался и народной песнью. Екатерина II-я любила этот вид Л. и вставляла народные песни в свои комедии. Тогда же богатые люди стали содержать хоры песенников, что отозвалось в народной Л. так наз. "лакейскими песнями". Одна из лучших песен этого рода, "Вышел барин из лесочку", поется до сих пор. Романтизм дал могучий толчок развитию Л. На возрождение лиризма во второй половине XVIII в. в Германии повлияло то, что литературный вкус далеко перешагнул за узкие границы, поставленные ему классицизмом; восстановлены права индивидуализма, как национального, так и личного, и литературу охватило горячее стремление вложить в искусство новые идеи. Когда немец. романтизм охватил все литературы Европы, они также стали лирическими; в этом сказалось влияние Гёте, Шиллера, Бюргера, Уланда и Тика. Английские романтики Вордсворт, Кольридж, Соути, Байрон, Шелли, Китс являются по преимуществу лирическими поэтами. То же можно сказать о франц. романтиках: Ламартине, Викторе Гюго, Альфреде де-Виньи, Мюссэ, и об итальянцах Монти, Уго Фосколо, Леопарди. Лирическое настроение вдохновляет и наших поэтов начала века — Жуковского, Батюшкова, Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Вяземского, Баратынского, Александра Одоевского. Лиризм проникает во все роды поэзии, даже в повествовательные поэмы. "Страданья молодого Вертера", "Песнь о Колоколе", "Корсар", "Королева Маб", "Ролла", "Цыгане", "Кавказский пленник", "Деды" Мицкевича носят лирический отпечаток. Форма Л. становится свободной и подчиняется только внутренним эсто-психологическим законам. Лирические пьесы романтического периода и современной Л. называются просто стихотворениями (Gedichte, po é sies) и чаще всего не подходят ни под одну из традиционных форм. Правда, Гёте пишет элегии, Вордсворт — сонеты, Виктор Гюго — оды, но эти виды Л. принимаются наряду со всем комплексом поэтических форм, когда-либо выработанных человечеством. Специально разрабатывалась романтиками баллада, сюжеты которой берутся или из средневековья, или из современного народного быта. На ее возникновение повлияли, между прочим, имевшие громадный успех в ХVIII в. песни Оссиана, отчасти сочиненные, отчасти переделанные из шотланд. баллад Макферсоном. Романтические баллады писали Шиллер, Бюргер, Уланд в Германии, в Англии Вордсворт, Кольридж, Соути. Их баллада — более реалистического содержания. Такие баллады писал и Мицкевич. Наша баллада началась с переводной, как напр. у Жуковского, но позднее приобрела национальный характер, как и у поляков, напр. у Пушкина, у Алексея Толстого. Таков единственный определенный вид романтической Л.; остальная Л. романтиков лучше всего может быть подразделена по внутреннему содержанию — на стихотворения, посвященные изображению чувства, восприятия или идей. Первая группа обнимает наиболее субъективные пьесы, напр. любовные. К стихотворениям, отвечающим восприятию, принадлежат прежде всего описания природы. Гёте раньше других обратился к изображению природы в своих лирических пьесах. Стихотворения описательного характера часто совпадают с изображающими личное настроение поэта, но часто ограничиваются чисто описательными целями, и это-то составляет характерную особенность романтической и современной Л. Последний отдел лирической поэзии, идейный, воспроизводит какую-либо философскую, политическую или социальную мысль. В романтический период европейская Л. достигла своего высшего совершенства; но скоро на смену романтизма пришло реалистическое направление, и с этого времени поэзия перестает быть по преимуществу лирической. На первый план выступают более объективные виды поэтического творчества: роман, повесть и пр. Л. отчасти продолжает жить старой традицией, как у "парнассцев" во Франции, Теннисона в Англии, Алексея Толстого, А. Майкова, Полонского, Тютчева, Фета, Плещеева в России, отчасти подвергается влиянию реализма, как у Коппе, Бодлэра, Леконта де Лиля, Ришпена во Франции, отчасти проникается социальными и политическими идеями, как у Гейне, Некрасова, Огарева, Надсона и др. Философские идеи века также отражаются в лирической поэзии, преимущественно у Броунинга, Виктора Гюго и Сюлли Прюдома.Литературуо русск. народных песнях см. в ст. Народная словесность. Ср. Ягич, "Историческое свидтельство о пении и песнях славянских народов", в "Славянском Ежегоднике Задерацкого" (1878); Вольтер, "Материалы для этнографии латышского племени" (1890, ч. I). О немецкой народной Л. см. Библиографию во II т. "Grundriss der Germanischen Philologie", изд. v. Paul; о французской у Jeanroy, "Les Origines de la po ésie lyrique en France au moyen â ge" (1889) и рецензию на эту книгу G. Paris, в "Journal des Savants" (1891-1892). См. еще Rhys, "L. Poetry from the Bible" (1894); Basset, "La po ésie orale préislamique" (1880); Flach, "Geschichte der Griechischen Lyrik" (1832); Gorra, "Delle origini della poesia lirica del Medio Evo" (1895); Gautier, "La poésie, religieuse dans les cloî tres du IX и XI s." (1887); Meyer, "Die Altgermanische Poesie" (1889); Bartsch, "Deutsche Liederdichter" (1893 г.; здесь и библиография); Franke, "Zur Geschichte der lateinischen Schulpoesie"; Gaspary, "Sicilianische Dichterschule"; Cesarco, "La poesia siciliana etc." (1895); Graf, "Petrarchinti", в "Attraverso il cinque ceuto"; Arullon), "Lyrica e lyricici nel XVII" (1893); Br ünettere, "L‘évolution de la poésie lyrique en France" (1895); Phelps, "The Beginnings of the Englisch Romantic Movement" (1893); Larrozin, "La renaissance de la poésie anglaise 1798-1889" (1889), Miles; "Modern english poets"; Chmielowski, "Ad. Mickiewicz" (1886).E. Аничков.


  1. лирикапонятие крым в совр. лит.вед. объединяется ряд жанров антич. поэзии. В Др. Греции термин Л. появился только в александрийской филологии и служил синонимом понятия меликаe...Античный мир. Словарь-справочник
  2. лирикаот греч. lга музыкальный инструмент под аккомпанемент которого исполнялись стихи песни и т.д. один из трх родов художеств. литературы наряду с Эпосом и драмой См. Драмаe...Большая Советская энциклопедия II
  3. лирикаж. poesia lirica перен. lirismo m liricit Итальянорусский словарь. Синонимы задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. лирикалирика ж Lyrik f lyrische DichtungСинонимы задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. лирикажLyrik f lyrische Dichtung задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. лирикаж. lrica f перен.em lirismo m...Большой русско-испанский словарь
  7. лирикасущ. жен. родалрикаот словаem лирик сущ. муж. рода одуш....Большой русско-украинский словарь
  8. лирикаж. posie f lyrique genre m lyrique перен. lyrisme m...Большой русско-французский словарь
  9. лирикаж. posie f lyrique genre m lyrique перен. lyrisme m Синонимы задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. лирикаот греч. lyrikos произносимый под звуки лиры род литературныйнаряду с эпосом драмой предмет отображения которого содержаниевнутренней жизни собственное я поэта а речев...Большой энциклопедический словарь II
  11. лирикаЛИРИКА от греч. lyrikos произносимый под звуки лиры род литературный наряду с эпосом драмой предмет отображения которого содержание внутренней жизни собственное я поэт...Большой Энциклопедический словарь V
  12. лирикагреч.исполняемый под аккомпанемент лиры художественный жанр сложившийся наряду с эпосом и драмой в процессе исторического развития литературы. Основные стихотворные жанры...Евразийская мудрость от А до Я
  13. лирикаот греческого lyrikos произносимый под звуки лиры род литературный наряду с эпосом драмой предмет которого содержание внутренней жизни собственное я поэта а речевая фор...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. лирикалирика....Киргизско-русский словарь
  15. лирикалирика...Коми (зырянский)-русский словарь
  16. лирикалирика...Крымскотатарско-русский словарь II
  17. лирикагреч. lyrikos от названия музыкального инструмента lyra один из трех основных родов литературы служащий в отличие от эпоса и драмы для изображения субъективной реакции ав...Литература и язык. Современная энциклопедия
  18. лирикаЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. ...Литературная энциклопедия
  19. лирикаДеление поэзии на три основных рода является в теории литры традиционным. Эпос Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под э...Литературная энциклопедия II
  20. лирикаЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  21. лирикаЛИРИКА от греч. lra музыкальный инструмент под аккомпанемент которого исполнялись стихи песни и т. п. род литературы наряду с эпосом и драмой в котором первичен не объек...Литературный энциклопедический словарь
  22. лирикаи ж.em Один из трех основных родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой в котором действительность отражается путем передачи глубоких задушевных переживаний...Малый академический словарь
  23. лирикаЛирика Действующее вещество Прегабалин Pregabalin Латинское название Lyrica АТХ NAX Прегалабин Фармакологическая группа Противоэпилептические средства Нозологическая кл...Медицинские препараты
  24. лирикагреч. Lyra музыкальный инструмент под аккомпанемент которого исполнялись стихи песни и т.п. один из трех основных родов литературы наряду с эпосом и драмой в котором гл...Мировая художественная культура. Словарь
  25. лирикакорень ЛИР суффикс ИК окончание А Основа слова ЛИРИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЛИР ИК А Слово Лирика содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  26. лирикалирика ж. а Один из трех основных родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных пережив...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  27. лирикалирика лирика и...Орфографический словарь
  28. лирикаu ж задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Орфографический словарь русского языка
  29. лирикалирика лирики лирики лирик лирике лирикам лирику лирики лирикой лирикою лириками лирике лириках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  30. лирикаОрфографическая запись слова лирика Ударение в слове лирика Деление слова на слоги перенос слова лирика Фонетическая транскрипция слова лирика [лирк] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  31. лирикаЛИРИКАstrong от греч. букв. произносимый под аккомпанемент лиры музыкальный волнующий один из трех основных родов поэзии наряду с эпосом и драмой установленных еще в а...Поэтический словарь
  32. лирикалрика....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  33. лирикалирика иСинонимы задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Русский орфографический словарь
  34. лирикаЖ мн. нет lirika . airin xsi hiss v hycanlarn ifad edn erlr . lirik erlr . lirik musiqi sri . mc. lirik hvalruhiyy hiss hissiyyat tssr daxili hycan впасть в лирику hissiy...Русско-азербайджанский словарь
  35. лирикалирика ж.i. lyric poetry перен.i lyricism . совокупность произведенийi lyrics pl. i...Русско-английский словарь
  36. лирикалирика ж. . lyricism . стихи lyric poetry . разг. чувствительность sentiment пускаться в лирику indulge in sentiment....Русско-английский словарь II
  37. лирикаlyrics вчт....Русско-английский словарь по электронике
  38. лирикаN...Русско-армянский словарь
  39. лирикаЛрыка...Русско-белорусский словарь
  40. лирикалрыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  41. лирикаkltszet lra lra lrika kltszet pozis задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Русско-венгерский словарь
  42. лирикали Синонимы задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Русско-ивритский словарь
  43. лирика. лит. лирика кбнесе аынны зн жан сезмн блдретн шыарма тр. лирика лирикалы шыармаларды сипаты лирика Пушкина Пушкинн лирикасы. перен. сыршылды нзк сезм...Русско-казахский словарь
  44. лирикалирикасезм сыр бейнелейтн ледер сезм сарын толау...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  45. лирикаж. лирика . поэзиянын кбнч акындын ички сезимин туйгуларын билдирч бир тр ички сезимди туюуну билдирч адабияттар . перен. акылга эмес сезимге берил....Русско-киргизский словарь
  46. лирикаshqng стихиem shqngshлирика Пушкина разг. чувствительностьem gnqng gnkiСинонимы задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Русско-китайский словарь
  47. лирикаLirika lirik iirler лирические стихимоя лирика menim lirikam...Русско-крымскотатарский словарь
  48. лирикалирика лирик шиирлер лирические стихи моя лирика меним лирикам...Русско-крымскотатарский словарь II
  49. лирикаж. Lyrik f lyrische Dichtung любовная лирика Liebeslyrik f рыцарская лирика лит. Minnesang m....Русско-немецкий словарь
  50. лирикаLyriek...Русско-нидерландский словарь
  51. лирикалирикаж . . перен...Русско-новогреческий словарь
  52. лирикажlrica fu poesia lrica gnero lrico de poesia рзгu чувствительностьem lirismo m задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Русско-португальский словарь
  53. лирикалирика лирика...Русско-таджикский словарь
  54. лирикаж liriklik lirizm стихиem lirik iirler Синонимы задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Русско-турецкий словарь
  55. лирикаfemlyriikka runous...Русско-финский словарь
  56. лирикаlyrika sentimentlnost...Русско-чешский словарь
  57. лирикасущ.жен.лирика илемл литература тс вл ын кмлтуймне снарлн палртать любовная лирика юрату лирики...Русско-чувашский словарь
  58. лирикаlyrik.strong lyrik...Русско-шведский словарь
  59. лирика.strong luule.strong lrika...Русско-эстонский словарь
  60. лирикалирикаСинонимы задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность...Русское словесное ударение
  61. лирикаж.лирика...Сербско-русский словарь
  62. лирикаВ античной эстетике терминами лирическая от греч.em lirikos лира и мелическая от греч.em melos песня обозначались стихотворные произведения исполнявшиеся под аккомпанем...Словарь античности
  63. лирикадушевная поэзия...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  64. лирикаЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ИЛИ ЛИРИКА один из главных родов поэзии в котором поэт непосредственно выражает свои чувства и страсти души название е произошло от лиры см. это слово в...Словарь иностранных слов русского языка
  65. лирикалитературный род наряду с эпосом и драмой предмет отображения которого внутренний мир человека а речевая форма внутренний монолог преимущественно в стихах. Жанры элегия...Словарь исторических терминов
  66. лирикаЛИРИКА. Под этим словом разумеют тот вид поэтического творчества который представляет собою раскрытие выражение душиem тогда как эпосem рассказывает закрепляет в слове вн...Словарь литературных терминов
  67. лирикаот греч. lyricos поющийся под звуки лиры один из трех основных родов литературы см. род литературный выдвигающий на первый план субъективное изображение действительност...Словарь литературоведческих терминов
  68. лирикалирика сущ. колво синонимов задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствительность Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы задушевность...Словарь синонимов II
  69. лирикаЛИРИКА от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры род литературный наряду с эпосом драмой предмет которого содержание внутренней жизни собственное я поэта а рече...Современная энциклопедия
  70. лирикаЛИРИКА от греч . lyrikos произносимый под звуки лиры род литературный наряду с эпосом драмой предмет отображения которого содержание внутренней жизни собственное я поэт...Современный энциклопедический словарь
  71. лирикаот греч.u lyrikos произносимый под звуки лиры один из трех родов художественной литературы. В отличие от эпоса и драмы в которых изображаются определенные характеры дей...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  72. лирикаЛИРИКА и ас. . Род литературных произведений преимущ.поэтических выражающих чувства и переживания. Русская классическая л. .Совокупность произведений этого рода поэзии. Л...Толковый словарь Ожегова
  73. лирикаЛИРИКА лирики мн. нет ж. греч. lyrike. . Вид поэзии преимущ. выражающий личные настроения и переживания поэта. Род музыки с преобладанием эмоциональносубъективных элемен...Толковый словарь русского языка II
  74. лирикалирика лирика и ж. Род литературных произведений преимущ. поэтических выражающих чувства и переживания. Русская классическая л. Совокупность произведений этого рода поэзи...Толковый словарь русского языка II
  75. лирикаЛИРИКА и ас. . Род литературных произведений преимущ. поэтических выражающих чувства и переживания. Русская классическая лирика . Совокупность произведений этого рода поэ...Толковый словарь русского языка
  76. лирикаУдарение в слове лирикаУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове лирика...Ударение и правописание
  77. лирикаRzeczownik лирик m Literacki liryk m лирика f liryka f...Универсальный русско-польский словарь
  78. лирикалирика лирики лирики лирик лирике лирикам лирику лирики лирикой лирикою лириками лирике лириках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы з...Формы слова
  79. лирикалирическая поэзияem воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Начало Л. лежит в простой песне в немногих словах непосредственно выражающей настрое...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  80. лирикаЛирика греч.em lirikos произносимый под звуки лиры род литературы наряду с эпосом и драмой изображение внутренней жизни отдельных состояний человека его переживаний чувс...Энциклопедия культурологии
  81. лирикаот греч. lyrikosисполняемый под аккомпанемент лиры один из трех осн. родов худож. текста наряду с эпосом и драмой. В отличие от эпоса Л. чаще всего бессюжетна в отличие ...Эстетика
  82. лирикаЛирикаstrong. Заимств. в XIX в. из франц. яз. где lyriquei lt греч. lyriki суф. производного от lyrai лира....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  83. лирикаВероятно через нем. Lyrik или франц. poesie lyrique из лат. lyricus от lуrа см. предыдущее....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  84. лирикаЗаимствование из французского где lyrique восходит к греческому lyrike от названия музыкального инструмента см. ltgt....Этимологический словарь Крылова
  85. лирикаЗаимств. в XIX в. из франц. яз. где lyriqueem ampLT греч. lyrikem суф. производного от lyraem лира.Синонимы задушевность лиризм миннезанг мягкость тонкость цы чувствитель...Этимологический словарь русского языка
  86. лирикалирика лирикаВероятно через нем. Lyrik или франц. poesie lyrique из лат. lyricus от lуrа см. предыдущее....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  87. лирикаЛатинское lyra.Заимствование слова произошло в XIX в. Первоисточником является латынь откуда слово перешло в греческий. Значение лира. Из греческого слово перешло во фр...Этимологический словарь русского языка Семенова