Энциклопедический словарь

КОЛОКОЛА

Колокола — В церковном предании, приписывающем введение при христианском богослужении металлических К. Павлину, епископу испанскому (353 — 431), рассказывается очень поэтическая легенда о том, что прототипом для них послужили полевые цветы — колокольчики, мелодического шелеста которых заслушался однажды этот епископ. В сочинениях самого Павлина, однако, о К. вовсе не упоминается; в исторических памятниках Запада впервые говорится об устройстве К. (при церквах Рима и Орлеана) лишь в VII в. Вероятнее предположение, что мысль об употреблении К. при богослужении возникла под влиянием колокольчиков (tintinnabulum), бывших в употреблении у римлян (и раньше — у египтян и евреев) для призыва домашней прислуги и рабов, для подачи сигналов в общественных собраниях и т. п. Во время гонений на христиан об употреблении К. не могло быть и речи; призыв к богослужению производился через особых лиц из низших клириков (называвшихся на Востокелаосинактами— народособирателями). Позже в монастырях призывали в храм возглашением перед дверями каждой келлииаллилуйя,а еще позже вошли в употребление в монастырях и приходских церквах била (см.). После Константина Великого вошли было в употребление для той же цели духовые инструменты —трубы.В VIII в. К. на Западе были при церквах в общем употреблении, благодаря Карлу Великому. Делались они тогда из сплава меди и олова; позже к этим металлам стали прибавлять железо и даже серебро. Папа Иоанн XIV установил обычай "крещения" К., при котором каждому К. давалось имя какого-либо святого, что на Западе существует доселе, причем К. усвояется сила своим звоном прогонять бесов и даже болезни. На большом К. в Женеве значится надпись: Pestem fugo, pello daemones. На Востоке К. появились в первый раз лишь в середине IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина (867—886 г.) венецианский дож Орсо прислал в Константинополь двенадцать К. для вновь сооруженной церкви. Это нововведение сначала не привилось на Востоке, который долго оставался при своих билах. Только со времени занятия Константинополя крестоносцами (1204) К. вновь стали в нем появляться. Сначала К. были очень небольшой величины. Когда, в XI в., при соборной церкви города Гильдесгейма был повешен К. в 100 пудов, то он всем казался чудом. В Россию К. перешли не из Византии, а с Запада, на что указывает уже их русское название (от нем. Glocke, древнее Clocke). Первое упоминание о них в летописях относится к 988 г. В Новгороде К. появились при церквах в самом начале XI в. В домонгольский период существовали уже при Десятинной и Ирининской церквах в Киеве, во Владимире на Клязьме (около 1170 г.), в Новгороде Северском, в Полоцке. К. русские были также сначала небольшой величины: когда архиепископ новгородский Макарий, в 1530 г., соорудил для софийской церкви К. в 250 пудов, то летописец замечает, что "такого николиже не бывало". Сами русские стали лить К. впервые в Киеве, в середине XIII в.; после татарского ига они снова привозились из-за границы, по крайней мере, в Русь северо-восточную. С XVIII столетия К. стали делаться в России, местными средствами, хотя иногда и иностранными мастерами. От процентного содержания различных металлов зависит степень звучности и его тембр. В недавнее время (в 1889 г.) сооружен в Харькове К. из чистого серебра (с необходимой лигатурой), единственный, кажется, в целом мире (см. Звон). Прежде, чем быть помещенным на колокольню, каждый К. освящается архиереем или священником по особому чинопоследованию, помещаемому в "Большом требнике" (См. Звон колокольный).H. Б-в.В настоящее время колокололитейным делом в России занято 25 заводов, с ежегодным производством в 923000 руб. На Западе лучшими колокольными заводами славятся Голландия и Бреславль, а у нас Москва, Ярославль, Воронеж, Валдай, Кострома, и Енисейск. Московские К. известны чистотой и силой звука. Поформе,различной как в главном контуре, так и в частностях, К. бывают трех главных типов: русского, западноевропейского и китайского. Самая главная и общеупотребительная форма нашего К., в котором поперечник основания (или диаметр отверстия) равен высоте его с ушами, составляющими, в свою очередь, седьмую часть высоты и изготовляющимися в зависимости от величины К., с двумя или четырьмя отверстиями. Поперечник верхнего пояса, при начале надписей или украшений, составляет около двух третей поперечника в краях. В западноевропейских К. поперечник сравнительно больше, чем в наших К., а высота меньше — около 7/8 основания. Резкое отличие их — уши, отливаемые в виде кольца для более удобного раскачивания К. Звук их резкий и сильный, но короткий, наших же — не резкий, но продолжительный. Форма китайских К., схожих отчасти с индийскими и японскими, отличается большой сжатостью снизу: поперечник основания немного более поперечника верхнего пояса и почти вдвое меньше высоты. Другое отличие их — полукруглые или острые городки, украшающие края их. Китайские К. некрасивы, звук их глух и непродолжителен.Замечательные K. России.Уже исстари Россия славилась своими К. До Петра в одной Москве колоколов было так много, что только из лишних в зиму 1700 г. отлили 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. К. свыше 1000 пудов находятся при многих монастырях. Древнейший и огромнейший К. в Москве "Царь Колокол", переливавшийся несколько раз, начиная с XVI в., и весящий 12327 пудов. При Елизавете Петровне, в 1760 г., отлит К. в 3351 пуд, разбившийся в 1812 г. Взамен его в 1817 г. отлит новый в 4000 пудов (большой успенский). Такого же веса К. имеется и в Троице-Сергиевой лавре, отлитый в 1748 г. Два К. замечательны по своему певучему звону: Саввино-Сторожевский в Звенигороде и Симоновский в Москве. Оба отлиты в XVII в. Совершенно особо от всех русских К. стоят знаменитыеростовские звоны:сысоевский, акимовский, егорьевский и два будничных, которые известны всей России и упоминаются во многих исторических и археологических памятниках. Всего К. в ростовской соборной церкви 13, и 9 из них именные: наиболее старинные и крупные — "Сысой" и "Полиелейный", оба в 2000 пудов. Музыкальным строем колоколов известен у нас священник Израилев (см. ниже), о вечевом колоколе см. Вече. Об угличском К. — см. Ссыльный колокол. Второе место по богатству К. занимаетАнглия,где звонить в К. — любимое народное увеселение. Там есть даже общества любителей К., общества звонарей. Но благодаря исчезновению монастырей, число К. стало уменьшаться. Известные по всей Англии К.: "Большой Том" на Christ-Church-College в Оксфорде (425 пудов) и "Великий Петр" в йоркском соборе (602 пуда). ВоФранциисамый старинный и большой К. "Бурдон", в соборе Парижской Богоматери (800 пудов).Италия.Рим имеет лучшие К.: в соборе св. Петра (835 пудов), на Капитолии (534 пуда) и др. ВГерманиисохранились К. от древнейшего времени. Самый древний — 1144 г. в Иггенсбахе, в Нижней Баварии; затем 2 К. — XIII в., 6 — XIV в., 8 — XV в. и т. д. Самый большой К. — в кельнском соборе (Kaiserglocke, 1600 пудов). ВАвстрииизвестен своими размерами К. на башне церкви св. Стефана в Вене (989 пудов). ВШвецииесть оригинальные по материалу К. из стекла (в Упсале), издающие превосходный звук. В средневековых легендах Западной Европы рассказы о К. занимают немалое место — звон К. является в них молящим, радостным, гневным; сами К. любят свои места, неохотно покидают церковь, именем покровителя которой они освящены; звонят сами без участия людей, что обыкновенно считалось предвестием бедствия.В. Р. Колокола(campana — итал., cloches — фр., Glocke — нем.) средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. К. бывают различных величин и всех строев. Чем К. больше, тем ниже его строй. Каждый К. издает только один звук. Партия для К. средних размеров пишется в басовом ключе, для К. малых размеров — в скрипичном. К. средних размеров звучат октавой выше написанных нот. Набор К. средних размеров имеет следующий объем: Применение К. более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде, так как для звукадов первой октаве потребовался бы К. весом в 2862 кг, а для звука на октаву ниже К. церкви св. Павла в Лондоне, весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского К. (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-К. (350800 кг). В 4-м акте оперы "Гугеноты" Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных К., издающих звукифав 1-й октаве идово 2-й. К. применяются в оркестрах симфоническом и оперном ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для К. числом от 1 до 3 К., строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки К. средних размеров имеют торжественный характер. Набор К. (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называетсякурантами(carillon — фр., Glockenspiel — нем.). Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные К. существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы III Сысоевича. В настоящее время на строй К. обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата подобного метроному. Гармонически настроенные К. протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. "Журнал Русского Физико-химического Общества", т. XVI, 1884 г. и стр. 17, "Русского Паломника", 1887 г., № 17). Набор маленьких К., применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов. В настоящее время в театрах стали применять К.-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных К. Объем набора таких К.: Для колоколен изобретен в 1893 г. англичанином Герингтоном набор цилиндров разной длины из особенного металлического сплава с бьющими по ним молотками. От той или другой длины цилиндров зависит высота звука, от большего или меньшего диаметра — сила. Цилиндры поддаются точному строю и не столь массивны, как К. Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в прошлом столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжен клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере "Волшебная флейта". В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном (см.). Играющий бьет по пластинкам двумя молоточками. Объем металлофона: Этот инструмент иногда снабжен и клавиатурой.Н. Соловьев.


  1. колоколаударный музыкальный инструмент. Набор из трубцилиндров латунных никелированных или стальных хромированных свободно подвешенных в металлической или деревянной раместойке....Большая Советская энциклопедия II
  2. колоколабить во все колоколазвонить в колоколазазвонить в колоколазвонить во все колоколазазвонить во все колоколаколокола литьраззвонить в колоколараззвонить во все колоколараст...Большой русско-английский фразеологический словарь
  3. колоколаСон в котором звонят колокола может означать как смерть когото из дальних знакомых так и беспокойство вызванное поступками вероломных людей. Праздничный колокольный звон ...Большой универсальный сонник
  4. колоколанем. Glocken итал. campane ударный самозвучащий музыкальныйинструмент. Набор специальных трубцилиндров свободно подвешенных в раме.Применяются в оркестре для имитации ко...Большой энциклопедический словарь II
  5. колоколаКОЛОКОЛА нем. Glocken итал. campane ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Набор специальных трубцилиндров свободно подвешенных в раме. Применяются в оркестре для ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. колоколаударный самозвучащий музыкальный инструмент симфонического оркестра набор специальных трубцилиндров хроматического строя свободно подвешенных в раме. Применяется для имит...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. колоколакорень КОЛОКОЛ окончание А Основа слова КОЛОКОЛВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой КОЛОКОЛ А Слово Колокола содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  8. колоколаколокола Первые сведения о московских колоколах относятся к когда московский князь Иван Калита в знак зависимости Тверского княжества от Москвы привз с собой знаменитый ...Москва (энциклопедия)
  9. колоколанем. Glocken франц. cloches итал. саmраnе ударный муз. инструмент с определнной высотой звука. Представляет собой набор из трубцилиндров обычно латунных никелированных ...Музыкальная энциклопедия
  10. колоколаЗаканчивается опера Глинки Иван Сусанин. Народ собравшийся на Красной площади празднует победу над поляками. Знаменитый хор Славься звучит торжественно и мощно а в самом ...Музыкальный словарь
  11. колоколаколокола мн. Оркестровый ударный музыкальный инструмент представляющий собою набор металлических трубок подвешенных к металлической или деревянной раме....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  12. колоколаМеталлический ударный инструмент. Это один из основных символов русской православной культуры. Звоном колокола предупреждали о различных бедствиях пожарах набегах врагов ...Основы православной культуры
  13. колоколанеобходимая принадлежность русского православного храма. В чине благословения колоколов сказано яко да вси слышащие звенение его или во дни или нощи возбудятся к славосло...Русская энциклопедия
  14. колоколаzvonku zvonu .p. zvony...Русско-чешский словарь
  15. колоколанеобходимая принадлежность русского православного храма. В чине благословения колоколов сказано яко да вси слышащие звенение его или во дни или нощи возбудятся к славосло...Святая Русь - энциклопедический словарь
  16. колоколаударный самозвучащий музыкальный сигнальный инструмент. Для К. звона используется группа К. Чаще всего устанавливается на колокольне православных храмов а также в лютеран...Словарь исторических терминов
  17. колоколаКОЛОКОЛАustrong оuв мн.Мошонка.колокола заморозил.emколокола отколоколилиstrong у когоem о старом мужчине или импотенте....Словарь русского арго
  18. колоколаКОЛОКОЛА ударный самозвучащий музыкальный инструмент симфонического оркестра набор специальных трубцилиндров хроматического строя свободно подвешенных в раме. Применяется...Современная энциклопедия
  19. колоколаКОЛОКОЛА нем . Glocken итал. campane ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Набор специальных трубцилиндров свободно подвешенных в раме. Применяются в оркестре для ...Современный энциклопедический словарь
  20. колоколаВлюбленным звон колоколов сулит исполнение желаний и удачный брак....Сонник для влюбленных
  21. колоколаУслышанный во сне колокольный звон предвещает хорошие новости о печальных событиях например о чудесном выздоровлении тяжелобольного человека.Колокола звонящие к заутрене ...Сонник от А до Я
  22. колоколаЗвенящие слышать получить хорошие новости видеть заложит собственный дом вечерний звон слышать печаль сменится радостью и в старости жизнь проводить без волнений....Сонник Хассе
  23. колоколатревожная весть новые дела один колокол радость....Старинный сонник
  24. колоколаКОЛОКОЛА мн. Оркестровый ударный музыкальный инструмент представляющий собою набор металлических трубок подвешенных к металлической или деревянной раме....Толковый словарь русского языка
  25. колоколаесли колокол один то это предвестник скорой смерти или тяжелой болезни если колоколов много ждите праздничного мероприятия....Цыганский сонник
  26. колоколаВ церковном предании приписывающем введение при христианском богослужении металлических К. Павлину епископу испанскому рассказывается очень поэтическая легенда о том ч...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  27. колоколапервая русская бесцензурная газета Лондон Женева. Издатели А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Пользовался влиянием во всех сферах российского общества. Имел большое число до...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия