Энциклопедический словарь

ИНИЦИАТИВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

Инициатива законодательная т. е. право непосредственно возбуждать вопрос об издании нового закона или об отмене прежнего — составляет самостоятельное политическое право, отличное от права обсуждения законодательных вопросов в общественных собраниях или в печати, равно как от права отдельных лиц, сословий или корпораций ходатайствовать перед правительством о своих нуждах или об удовлетворении общих потребностей страны (т. наз. права петиций). В монархиях неограниченных право законодательной И. прежде всего принадлежит монарху, сосредотачивающему в своих руках всю законодательную власть. В России законодательный почин или, по терминологии закона, "первообразное предначертание законов" принадлежит, во-первых, "высочайшему усмотрению и непосредственному повелению", а затем трем высшим органам исполнительной власти — Сенату, Синоду и министерствам; последние, однако, могут осуществлять предоставленное им право почина только с разрешения императора. Законодательное учреждение — Государственный совет — этим правом не пользуется; к ведению его относится лишь рассмотрение уже возбужденных законодательных вопросов. В государствах конституционных право законодательной И. принадлежит обыкновенно в равной мере парламенту (каждый член которого — притом в обеих камерах, если их две — может предлагать на обсуждение законодательного собрания всякого рода законопроекты) и исполнительной власти. Такое разделение И. между властями законодательной и исполнительной принято в настоящее время почти всеми конституциями (во Франции, Англии, Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Пруссии, Мексике). В Соединенных Штатах законодательная И. составляет монополию конгресса. В португальской конституции содержится ограничение главы государства относительно законодательной И. Принадлежащее теперь повсеместно парламентам право законодательного почина развилось постепенно из прежнего права обращаться к королю с петициями по законодательным вопросам. В Англии право это признано за палатой общин еще в начале XV столетия; до тех пор обращаемые к королю ходатайства нижней палаты предварительно должны были обсуждаться в палате лордов. С воцарением династии Тюдоров право петиций (получивших к этому времени название bills) незаметно превратилось в право регулярной парламентской И. Во Франции вопрос о праве законодательного почина получил теоретически правильное разрешение лишь в недавнее время, после длинного ряда колебаний. Учредительное собрание 1789 г. присвоило законодательной власти право исключительной И.; король мог только приглашать собрание войти в обсуждение данного предмета. Конституция III года предоставила И. исключительно Совету пятисот, предоставив Директории право приглашать совет войти в обсуждение данного вопроса. Конституция VIII года, заботясь об усилении исполнительной власти, присвоила И. исключительно консулам; то же начало удержано и хартией 1814 г., в силу которой палаты могли только просить короля, чтобы он внес в парламент проект закона, т. е. создано было совершенно обратное положение сравнительно с 1789 годом. На деле, впрочем, в период Реставрации право парламента формулировать обращаемую к королю петицию в виде отдельных статей законопроекта выразилось значительным числом законов, обязанных своим происхождением парламентскому почину. Подобная практика превратилась в право с изданием хартии 1830 г., допустившей разделение И. между королем и парламентом, тот же принцип был сохранен и конституцией 1848 г. Конституция 1852 г. вернулась к началу, принятому конституцией VIII года, с тем притом дополнением, что всякое изменение в тексте законопроекта подлежало одобрению государственного совета. После 1871 г. разделение И. между обеими властями применялось фактически, как одно из существенных начал парламентского режима; конституция 1875 г. только узаконила эту установившуюся практику. Германская конституция признает равноправность союзного совета и рейхстага относительно права законодательной И. В рейхстаге право почина принадлежит каждому члену, с тем чтобы его предложение было подписано не менее чем 15 членами. В Швейцарии по отношению к пересмотру союзной конституции получила практическое осуществление идея непосредственной народной И. 5 июля 1891 г. народным голосованием (большинством 181888 голосов, против 120372) принят законопроект, по которому частный пересмотр основных законов допускается и по народной И. (l‘initiative populaire). По определению закона 1891 г., народная И. состоит в заявлении, поданном 50000 швейцарских полноправных граждан и требующем принятия новой конституционной статьи или отмены или изменения тех или других статей действующей конституций. См. Пересмотр конституции, Referendum.С. Л.ВФинляндииправо И. принадлежит императору велик. князю, а с 1886 г. — и сейму, но последнему с некоторыми ограничениями: по вопросам, относящимся до основных законов, до законов об организации народной обороны и до законодательства по делам печати, право И. принадлежит исключительно императору великому князю. Последний осуществляет свое право И. следующим образом: Сенат в общем своем собрании изготовляет законопроект, который и представляется на усмотрение государя, но И., собственно говоря, имеет место лишь тогда, когда государь по рассмотрении проекта решает предложить его сейму. В силу права почина, предоставленного сейму, каждый депутат в течение 15 дней после открытия сейма может делать предложения в среде того сословия, к которому он принадлежит. Затем по докладу одной из комиссий сейм решает, следует ли проект закона, служащий предметом предложения, внести на утверждение государя. Из указанных положений установлено исключение для церковного законодательства: по всем предметам, относящимся до устройства лютер. церкви, право законодательной И. принадлежит исключительно Синоду.


  1. инициатива законодательнаяправо на внесение в законодательные органы проектов нормативноправовых документов влекущее за собой обязанность законодательных органов принять по ним определенное решени...Бизнес-словарь
  2. инициатива, законодательнаяправо внесения законопроектов в законодательные органы влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение....Большой экономический словарь
  3. инициатива законодательнаяправо внесения законопроектов в законодательные органы влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение....Глобальная экономика. Энциклопедия
  4. инициатива законодательнаяза шыару бастамашылыы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  5. инициатива законодательнаяправо на внесение в законодательные органы проектов нормативноправовых документов влекущее за собой обязанность законодательных органов принять по ним определенное решени...Словарь бизнес терминов
  6. инициатива законодательнаяправо вносить проекты законов в законодательный орган с обязательностью для последнего обсудить их и принять решение....Социология права. Словарь специальных терминов
  7. инициатива законодательнаясм. Законодательная инициатива....Энциклопедический словарь конституционного права
  8. инициатива законодательнаят. е. право непосредственно возбуждать вопрос об издании нового закона или об отмене прежнего составляет самостоятельное политическое право отличное от права обсуждения ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  9. инициатива законодательнаясм. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА....Энциклопедический словарь экономики и права
  10. инициатива законодательнаяангл. initiative legislative нем. Gesetzesinitiative. Право вносить проекты законов в законодательный орган с обязательностью для последнего обсудить их и принять решение...Энциклопедия социологии