Энциклопедический словарь

ДОГМАТИКА

Догматика — наука о догматах (см.), главная из наук богословских. Догматическое богословие излагается или в видесистемыдогматов или в видеисториидогматов; в том и другом случае материал свой Д. почерпает из Св. Писания и из св. предания, к которому относятся "образцы церковной веры", т. е. "символы веры", "вероопределения" соборов и "вероизложения", или исповедания веры, отдельных, наиболее чтимых учителей церкви. В своем последовательном развитии православная Д. представляет три периода: 1) первоначальный до вселенских соборов, 2) вселенских соборов и 3) от вселенских соборов до XV в. — в Греции, а затем в России. Научная деятельность по отношению к догматам веры, т. е. их логическое обоснование. а также их систематизация, или приведение во взаимное соотношение, начинается с тех пор, как в числе членов церкви стали появляться люди образованные, как Иустин Философ и др. апологеты христианства: они первые отыскивают точки соприкосновения между верой и разумом. Климент Александрийский сделал решительную попытку истины веры представить в форме научного знания; он учил, что нет веры без знания, как и знания без веры; наука (έπιστημή) должна проникаться верой, а истины веры должны иметь наукообразное изложение. Сочинение Оригена: "О началах" (περί άρχων) представляет дальнейший шаг на пути научного развития Д., заключая в себе опыт полной систематизации догматов. В период вселенских соборов в церкви стоит уже выше всякого сомнения необходимость научного метода при изложении хр. догматов. Формула взаимного отношения веры и знания в это время определена так: вера предшествует знанию, знание следует после веры (Кирилл Алекс., Дидим). Василий В. диалектику называет оградой (τείχος) догматов, а Августин находит ее необходимой для разрешения недоумений при толковании Св. Писания. Опытами систематизации догматов в этот период являются поучения Кирилла Иерусал., огласительное слово Григория Нисского, пятая кн. соч. против ересей Феодорита Кирского, Commonitorium Викентия Лиринского (в этом сочинении теоретически указываются начала, каких должен держаться догматист при исследовании хр. истин: нужно принимать за истину то, что признавали ею в церквиповсюду, всегда ивсе),Августина — "Enchiridion" и отчасти "De doctrina christiana", Геннадия Массилийского († 495) — "О Д. церковных", Фульгенция (VI в.) — "De fide", Исидора Севильского — "Libri sententiarum", "Точное изложение веры" И. Дамаскина (см. Дамаскин). В периодпосле вселенских соборовкак опыты Д. пользовались известностью "Догматическое всеоружие прав. веры" Евф. Зигабена (XII в.), "Сокровище" Никиты Хониата († 1206), "Церковные разговоры о вере" Симеона Солунского (XV в.). После XV века развитие догматики в Греции прекращается, и ее дело продолжает Россия. В 1631 г. является "Православное исследование веры", киевского митрополита Петра Могилы; особенно же замечательно Д. богословие Феофана Прокоповича (ок. 1711 г.), в котором впервые догматы, как предмет Д., обособляются от истин нравоучения. Оно продолжено Самуилом Миславским. Затем следуют сочинения Сильвестра Кулябки (ок. 1745), Иакинфа Карпинского (ок. 1772 г.), Сильвестра Лебединского (ок. 1799 г.), Георгия Конисского ("Правосл. Богословие" ок. 1755 г.), Иринея Фальковского (1796-1804), Феофилакта Горского (1764—1774), митр. Платона Левшина (1763—1765), архим. Макария (1764—1766), Ювеналия Медведского (1806) и в новейшее время протоиерея Терновского (1838), архим. Макария (впоследствии митрополита московского; изд. 1849—1853) и Филарета, архиепископа черниговского (1 864). Новейшая и лучшая Д. на русском языке — "Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов", Сильвестра, еп. каневского, ректора Киевской духовной акад. (1884—1886). После отделения церкви западной от восточной, одновременно и параллельно с развитием Д. православной на Востоке началось на Западе развитие Д. католической, а с XVI в. — и протестантской. Общей характеристической чертой средневековой католической Д. служит так назыв. схоластическое ее направление, состоящее в неумеренном применении логики и диалектики к изучению догматов. Всякий догмат схоластики стремились перенести в область логических формул, рассматривая его здесь по категориям рассудка. Они не думали этим вредить вере, увлекаясь лишь стремлением утилизировать для богословия методы Аристотеля и его арабских комментаторов; тем не менее, результатом их усилий являлась зависимость догматов от диалектических тонкостей и произвольной игры мысли. Зачатки схоластики представляют уже сочинения Алкуина и др. богословов IX в., известных по спорам о евхаристии и предопределении; но господство ее в Д. западной начинается с XII в. Ансельм (†1109) еще стоит за самостоятельность веры и учит, что нужно сперва веровать, чтобы потом знать; но, в то же время, он считает возможным из одних понятий рассудка добыть некоторые истины, которые вера дает как готовый догмат (его доказательство бытия Божия из одних начал разума господствовало на Западе до Канта). Абеляр прямо заявляет, что верить нужно только тому, что понимаешь, и что в области веры нет ничего, что превышало бы силы разума. Петр Ломбард († 1160) старается создать нечто среднее между философским и традиционным, церковным богословием. После реакции в сторону первоначального церковного типа Д., какую представляют сочинения Бернарда и его школы, схоластика достигает апогея своего развития в XIII в., в сочинениях Альберта В., Фомы Аквината и Дунса-Скотта. До чего доходила схоластическая мелочность в этих сочинениях, можно судить по тому, что напр. у Фомы Аквината собрано до 1 000 спорных вопросов и по поводу их — 15000 аргументов. С XIV в. начинается ослабление схоластической Д. После критики ее принципов и метода со стороны Герсона, Виклифа, Гуса, Лютера, Эразма, снова обративших внимание богословов на то, что в Д. должен господствовать авторитет откровения, а рассудок может быть лишь деятелем вспомогательным, католическая Д. стала отчасти отрекаться от принципов и метода схоластики. Такой характер имеет Д. Беллярмина († 1621) и особенно Д. Петавия († 1652), который дал широкое развитие элементу церковно-историческому, не вовсе отрицая и элемент схоластический. Не раньше как с половины XVIII ст. благодаря возвышению в это время богословского образования в Германии, начинаетсяобщеедвижение против схоластики. В богословии обращается внимание на изучение св. Писания и творений св. отцов церкви, с целью тверже обосновать Д. на первоисточниках веры — Св. Писании и предании. В настоящее время некоторые из католических богословом держатся метода положительно-апологетического, другие отделяют Д. от апологетики и стараются придать ей характер философский. Характеристической особенностьюдогматики протестантскойна первых порах было то, что она основывалась исключительно на св. Писании. Лютер и Меланхтон отвергали всякий научный аппарат, дотоле признавшийся в Д., предоставляя каждому право при понимании и толковании библейского учения руководиться непосредственным личнымчувствоми разумением. Догмат становился, таким образом, не формулой Богооткровенной Веры, а продуктом субъективного понимания вопросов религии. Вскоре, однако, было найдено необходимым создать общеобязательные для протестантов формулы веры — Аугсбургское исповедание (см.) и др. На началах Меланхтоновых Ioci theologici (в их третьей, измененной редакции, отводившей некоторое место и преданию) протестантская Д. строилась в продолжение всего XVI в. В XVII в. протестантизм с большей решительностью склоняется к мысли придать научные формы своей Д., при чем усердно пользуется той самой схоластикой, борьбой с которой началось протестантство (Epitome Калликста, 1619 г., и др.). В конце XVII в. и в первой половине XVIII в., под влиянием пиетизма Шпенера и философии Лейбница и Вольфа, протестантская Д. стремится, с одной стороны, свергнуть с себя узы схоластики, с другой — усвоить себе метод новой философии. Во второй половине XVIII в., под влиянием общего рационалистического движения, протестантская Д. начинает отрицать сверхъестественное происхождение и характер христианства или признает его лишь настолько, насколько это отвечает, по ее мнению, требованиям разума и естественной нравственности (Теллер, Генке, Эккерман, Вегшейдер). Против этих рационалистов-натуралистов, достигших особенного влияния в первой четверти XIX в., боролась довольно значительная группа догматиков-супранатуралистов (Дедерлейн, Морус, Шторр, Штейдель) и посредствовавших между теми и другими рационалистов-супранатуралистов (Аммон, Шотт, Бретшнейдер). Все вообще протестантские догматисты с конца XVIII в. стали определять разум, как высшую инстанцию в вопросах веры, совершенно утратив традиционное в протестантстве чувство благоговения к Св. Писанию. В самом начале XIX в. в протест. Д. получила право гражданства т. н.философия верыЯкоби († 1819), который учил, что вера имеет свою особую от разума область в присущем духу чувстве сверхъестественного, потому она и не нуждается в доказательствах из разума. Шлейермахер возвысил в прот. Д. значение учения о лице и деле Богочеловека, а также о церкви, но, в то же время, отделял вовсе веру от знания; религия, по его убеждению, не есть дело разума и философии, она состоит в нравственном чувстве абсолютной зависимости от Высшего Существа. В христианстве это чувство получило высшую форму через ту жизнь, которую даровал своей церкви Христос, сам обладавший полнотой Богосознания и передавший его другим. С 30-х годов Д. протестантов не только возвращается к воззрениям Лютера, но изучает символы и вероучение древней церкви вселенской, признает важность начала церковности и соборности. Параллельно с этим идет стремление к так наз.униипротестантских церквей, первый опыт которой сделан был в Пруссии еще в 1817 г. Одни из богословов настаивали при этом, чтобы обязательным для всех авторитетом была Библия, а отдельные символы каждого из воссоединенных исповеданий утратили свое значение (Lehrunion); другие требовали, чтобы эти символы оставались у каждой церкви по-прежнему, но чтобы они не считались препятствием к церковному единению (Lebensunion). Унионистская партия (Шенкель, Ульман, Гагенбах, Неандер) в 60-х годах была наиболее сильной в Германии. Д. унионистов, получившая названиепосредствующего, или примирительного, богословия,имеет общее с рационализмом и мистицизмом стремление различатьвечноесодержание религиозных идей от ихвременнойформы; историческую сторону их исследовать свободно, примирять христианство с требованиями современного образования. Наряду с представителями посредствующего богословия действовали в Германии еще две партии: одна — чистыхреакционеров,отвергающих и рационализм, и пиетизм, и унию (Генгстенберг, Шталь), другая — чистыхрационалистов,заботящихся более всего о свободе веры и независимости религиозных убеждений для каждого, о возможно большем сближении религии с современной наукой и философией (Эвальд, Баур, Швеглер, Целлер и вообще богословы тюбингенской школы). См. еп. Хрисанфа, "Характер протестантства и его историч. развитие" (СПб., 1868); Хомякова, "Богословские сочинения" (изд. 2-ое, М., 1878); "Опыт догмат. богословские еп. Сильвестра (т. I, Киев, 1884); "Труды Киевск. Дух. Академии" за 1864 г. — "Современные движения в протестантстве"; Schwarz, "Zur Geschichte der neuesten Theologie", 1856; Hundeshagen, "Der deutsche Protestantismus", 1854.Н. Б.


  1. догматикаж. dogmatismo m chiusura mentale Итальянорусский словарь. Синонимы пистеология...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  2. догматикаж. рел.dogmtica f...Большой русско-испанский словарь
  3. догматикасущ. жен. родадогматикаот словаem догматик сущ. муж. рода одуш. филос....Большой русско-украинский словарь
  4. догматикамен. жн. родудогматикавд словаem догматикмен. чол. роду жив. флос....Большой украинско-русский словарь
  5. догматикаи ж.i Систематичний виклад догматв яконебудь релг....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  6. догматикаи ж.em Изложение догматов какойл. религии.Синонимы пистеология...Малый академический словарь
  7. догматикакорень ДОГМ суффикс АТ суффикс ИК окончание А Основа слова ДОГМАТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДОГМ АТ ИК А Слово Догматика содержит сле...Морфемный разбор слова по составу
  8. догматикадогматика ж. Раздел богословия в котором дается систематическое изложение догматов какойл. религии....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  9. догматикадогматика догматика и...Орфографический словарь
  10. догматикаu ж пистеология...Орфографический словарь русского языка
  11. догматикадогматика менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  12. догматикадогматика догматики догматики догматик догматике догматикам догматику догматики догматикой догматикою догматиками догматике догматиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  13. догматикаОрфографическая запись слова догматика Ударение в слове догматика Деление слова на слоги перенос слова догматика Фонетическая транскрипция слова догматика [дагматк] Хара...Полный фонетический разбор слов
  14. догматикаДогматика ки ц...Правописний словник Голоскевича
  15. догматикадогматика....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  16. догматикадогматика иСинонимы пистеология...Русский орфографический словарь
  17. догматикаЖ мн. нет doqmatika ehkam....Русско-азербайджанский словарь
  18. догматикаdogmatics...Русско-английский словарь политической терминологии
  19. догматикаДагматыка...Русско-белорусский словарь
  20. догматикадагматыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  21. догматикаtroslre пистеология...Русско-норвежский словарь
  22. догматикаДогматикаsheria...Русско-суахили словарь
  23. догматикадогматикаСинонимы пистеология...Русское словесное ударение
  24. догматикаДОГМАТИКА греч. dogmatike от dogma догмат. Учение о догматах христианства. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ДОГМАТИКА греч. dogma...Словарь иностранных слов русского языка
  25. догматикаДОГМАТИКА и ж.iНаука заключающая в себfont краткое изъяснение всfontх Догматов религии Христианской. Ян. I . Лекс.em Ян. догматика....Словарь русского языка XVIII в
  26. догматикадогматика сущ. колво синонимов пистеология Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы пистеология...Словарь синонимов II
  27. догматикадогматика ж. гр. той що виклада вчення систематичний виклад догматв релг. Див. також апологетика гомлетика догма екзегетика...Словник іншомовних слів
  28. догматикадогматика вд грец. той що виклада вчення систематичний виклад догматв релг....Словник іншомовних слів Мельничука
  29. догма́тикаДОГМАТИКА и ж. Систематичний виклад догматв яконебудь релг. Ми ченц парафяльн панотц в освт он як зацкавлен провв вн по горлу бо мало в нас богословв добре обзнаних н...Словник української мови в 11 томах
  30. догматикадогматика раздел богословия в котором дается систематическое изложение догматов какойл. религии....Толковый словарь иностранных слов
  31. догматикаДОГМАТИКА догматики мн. нет ж. книжн. Изложение догматов какойн. религии....Толковый словарь русского языка II
  32. догматикаДОГМАТИКА ж. Раздел богословия в котором дается систематическое изложение догматов какойлибо религии....Толковый словарь русского языка
  33. догматикаи ж. Систематичний виклад догматв яконебудь релг....Толковый словарь украинского языка
  34. догматикаУдарение в слове догматикаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове догматика...Ударение и правописание
  35. догматикаDogmatik...Українсько-датський словник
  36. догматикаDogmatikk...Українсько-норвезький словник
  37. догматикаж....Українсько-польський словник
  38. догматикаDogmatik...Українсько-шведський словник
  39. догматикаRzeczownik догматик m dogmatyk m догматика f dogmatyka f...Универсальный русско-польский словарь
  40. догматикадогматика догматики догматики догматик догматике догматикам догматику догматики догматикой догматикою догматиками догматике догматиках Источник Полная акцентуированная па...Формы слова
  41. догматиканаука о догматах см. главная из наук богословских. Догматическое богословие излагается или в виде системыem догматов или в виде историиem догматов в том и другом случае м...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона