Энциклопедический словарь

ДЕИЗМ

Деизм — термин весьма неопределенный. Обыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок (moralische Weltordnung Фихте-старшего). Теизм, напротив, обозначает веру в личного Бога и в существование Промысла. Хотя Д., по-видимому, явление религиозной жизни, но в действительности это скоре течение мысли, относящееся к общей истории культуры. С точки зрения философской Д. представляет собой момент в истории развития представлений о Божестве. Политеизм уступает место монотеизму еще в Греции благодаря Ксенофану и его последователям. Он же старается устранить и антропоморфные представления из понятия Божества; но в идее личного Бога, творца и руководителя мира, все же остается антропоморфный элемент, ибо личность немыслима без сознания, сознание же есть атрибут человека. В устранении этого элемента состоит философский мотив Д. С другой стороны, причину деистического направления следует искать в общих условиях умственного состояния XVII века. Научные открытия должны были повлиять на религиозные представления и вызвать критику основ религии — откровения и догматов, принимаемых христианской церковью. По этой причине нельзя согласиться с определением Д., данным Боссюэ: "un athéisme déguisé". Деистическое движение было естественным и необходимым результатом общего положения знания в XVII в.; это было движение рационалистическое, с его хорошими и дурными сторонами; к первым следует отнести защиту свободы совести, борьбу с суевериями и указание на нравственный момент как на наиболее существенный во всякой религии; ко вторым — то непонимание исторических явлений, которым страдало деистическое направление. Принципом и критерием деистов был разум в форме так называемого "здравого смысла", общего всем людям: отсюда их псевдоуниверсализм, отсутствие исторической точки зрения, борьба против всего, что превышает понимание здравого смысла. Оттого и результаты деистического движения были отрицательные: деисты не создали системы и представляют собой лишь направление мысли, к которому примыкали мыслители весьма различных убеждений, как Гоббс и Шефтсбери, Гольбах и Руссо. Несостоятельность основного принципа деистов была причиной того, что историческая школа, с одной стороны, и спекулятивная философия XIX в., с другой, окончательно устранили деистов. Осталась лишь одна из излюбленных мыслей деистов — различение естественной и положительной религии да учение их о том, что сущность религии состоит в нравственности. Это учение вошло благодаря Канту и Фихте в общее сознание. Д. появился впервые в Англии в начале XVII в., отсюда перешел во Францию и наконец распространился в Германии; в каждой из этих стран он получил окраску, сообразную национальному характеру. В Англии Д. не стал общим течением мысли образованного класса людей; он был здесь только учением отдельных писателей, группировавшихся около лорда Герберта Шербери и Локка. Английский Д. связан с политикой в большей мере, чем это было во Франции и в Германии. Начав с эмпиризма, английский Д. кончил психологическим субъективизмом Юма. Французский Д. весьма быстро выродился в атеизм и материализм. Локк и у французов служил исходным пунктом движения, но Локк — в понимании Вольтера, весьма неправильно считавшего его сенсуалистом. Нем. Д. определяется сочинениями англичан и французов, переведенными в XVIII в., и философией Вольфа, который различением естественного богословия от откровенного подготовил почву для большей свободы мысли в протестантской теологии. Английские деисты очень рано начали называть себя freethinker‘ами: у французов писатели этого направления назывались esprits forts или libertins (в религиозном отношении); у немцев оно получило название "Aufklärung", просвещения. Органом просветителей была "Немецкая библиотека", издаваемая с 1765 г. Николаи. Кант старался определить понятие просвещения, а Фихте, который может считаться истинным представителем просвещения, подверг Николаи и его принципы убийственной и весьма справедливой критике. Родоначальник Д., лорд Герберт Шербери (ум. в 1648г.), говорил, что различные религии ссылаются на откровение; поэтому необходима критика его. Критерием должны быть врожденные или общие идеи, которые могут быть определены по известным признакам, перечисленным в сочинении "De veritate" (всеобщее признание, необходимость, априорность). Существование Бога очевидно из рассмотрения как природы, так и человеческого сознания. Пять врожденных идей, вложенных в сознание человека Богом, касаются религии: бытие Бога, обязанность поклонения ему, добродетель и благочестие как главнейшие элементы богопочитания, раскаяние в грехах и воздаяние в этом и ином мире. Эти пять идей составляют сущность естественной религии и должны быть принципами вселенской церкви. Откровение лишь дополняет эти пять положений и таким образом создает отдельные церкви. Но истинность откровения должна быть гарантирована тремя условиями: молитвой, личным характером, ибо переданное откровение есть уже история, предание, и, наконец, характером самого содержания откровения. Чарльз Блоун, или Юний Брут (псевдоним), популяризовал принципы Шербери и Гоббса. Локк, противник лорда Шербери в учении о познании, в сочинении "Разумность христианства" (1695) и 4-х письмах "О терпимости" оказал большое влияние на деистическое направление тем, что требовал согласия откровения с законами разумного познания. Вера не должна быть сверхразумною; предмет ее должен быть понятен. Джон Толанд смотрел на откровение как на образовательное средство нашего разума. Сочинение его "Христианство без таинств" было по определению парламента сожжено. Некоторые мысли Толанда были развиты впоследствии Землером. Толанд, подобно Спинозе, высказывал относительно библейской критики мысли, которые осуществлены тюбингенской исторической школой. Антони Коллинз защищал принцип свободы мысли и совести в делах религии; его сочинение "Трактат о свободе мысли, написанный по поводу возникновения и распространения секты так назыв. свободномыслителей" (1713) было переведено на иностранные языки. Граф Шефтсбери настаивал на значении нравственности, указывал на врожденное нравственное чувство и видел в добродетели критерий религии. Мысли Шефтсбери имели влияние на Лессинга ("Erziehung des Menschengeschlechts"). Коллинз уже применял к пророчествам аллегорическое толкование и этим подрывал значение откровения; Вульстон подверг строгой критике чудеса и нашел, что они не представляют рассказа о событиях, а имеют характер параболических повествований. Основываясь на сочинениях перечисленных лиц, Матвей Тиндаль (1656-1733) создал наиболее систематическое изложение Д. — "Библию Д.", в которой он выставляет естественную религию, или религию разума, как сущность христианства, а содержание христианства видит в повиновении закону разума или нравственности. Меньшее значение имеют Додвель и Анет. Предшественником французских деистов был И. Бодэн, защищавший в конце XVII в. право свободной мысли в сфере религии. Пьер Бейль в XVII в., критик и скептик, исследовал отношение веры к разуму; Бернард Мавдевилл, маркиз д‘Аржанс, граф Булэнвиллье, Туссэн и друг., не прибавляя к Д. ничего принципиально нового, служили распространению этого направления. Но их роль исчезает в сравнении с Ж. Ж. Руссо, реформатором в сфере религиозной, видевшим в религии проявление чувства, а не разума, и считавшим веру в Бога и промысел возможной без всякого откровения и без всякого культа. Мысли Руссо имели громадное влияние и отразились на Канте. Гельвеций приблизил Д. к материализму, объявив все нравственные понятия шаткими и покоящимися на эгоизме. Влияние религии в деле совершенствования человека он отрицал. Вольтер нападал на положительную сторону христианской религии; он не сказал ничего нового в деистическом направлении. Дидро, более глубокий и более одаренный философским пониманием, сначала увлекался Д., но кончил пантеистическим материализмом. То, к чему постепенно стремился французский Д., было окончательно выражено в "Евангелии материализма", в "Системе природы" Гольбаха. Деистическое направление в Германии открывает собой Диппель, отрицавший значение догматов и культа и видевший в самоотречении и любви к ближнему весь смысл религии. Подобно Диппелю, Эдельман также боролся с лютеранской церковью. Центральной личностью немецкого Д. был Герман Реймарус, познакомивший немцев с английскими деистами и защищавший права разума против лютеранской ортодоксальности. Известность доставило ему сочинение "Трактат о важнейших истинах естественной религии". Лессинг по смерти Реймаруса издал его "Вольфенбюттельские фрагменты неизвестного" (1774-77). Карл-Фридрих Бардт старался подорвать веру в божественное происхождение христианства и показать тщету откровения, покоящегося на пророчествах и чудесах. Вольфовская философия более всего отразилась на Моисее Мендельсоне, который вел полемику как против атеизма, так равно и против христианства, защищая естественную религию, сущность которой он полагал в трех основных законах Бога, промысла и бессмертия. Штейнбарт видел цель христианства в счастье людей, которое он определяет как внутреннее состояние постоянного довольства души. Лессинг заканчивает собой первый период деистического движения и выражает его наиболее полно и талантливо. Начиная с Канта, Д. постепенно принимает совершенно иную окраску и, наконец, пройдя школу Гегеля, приводит к взглядам Лудвига Фейербаха и Давида Штрауса. О Д. см. Lechler, "Geschichte d. englischen Deismus" (1841); J. Hunt, "Religious Thought in England" (1870-1872); Leslie Stephen, "History of English Thought in the XVIII Century" (Лонд., l881); Орбинский, "Английские деисты XVII и XVIII ст." (Одесса, 1868, в "Записках Имп. Новор. унив.", III т., I вып.); Sayons, "Le deisme anglais" (1888).Э. Радлов.


  1. деизмот лат. deus бог филос.религ. учение по крому бог есть безличная первопричина мира находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества. Истоки Д. в ср.в...Атеистический словарь
  2. деизмот лат. deus бог филос.религ. учение по крому бог есть безличная первопричина мира находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества. Истоки Д. в ср...Атеистический словарь II
  3. деизмДЕИЗМ от лат. deus бог религ.филос. воззрение получившее распространение в эпоху Просвещения согласно крому бог сотворив мир не принимает в нм к.л. участия и не вмешивае...Большая советская энциклопедия
  4. деизмот лат. deus бог религиознофилософское воззрение получившее распространение в эпоху Просвещения согласно которому бог сотворив мир не принимает в нм какоголибо участия и...Большая Советская энциклопедия II
  5. деизмм. deismo Итальянорусский словарь. Синонимы учение...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. деизмм. филос.desmo m...Большой русско-испанский словарь
  7. деизмсущ. муж. рода только ед. ч.дезм уem...Большой русско-украинский словарь
  8. деизмм. филос. disme m...Большой русско-французский словарь
  9. деизмм. филос.disme m учение...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. деизмот лат. deus бог религиознофилософская доктрина котораяпризнает бога как мировой разум сконструировавший целесообразную машинуприроды и давший ей законы и движение но о...Большой энциклопедический словарь II
  11. деизмДЕИЗМ от лат. deus бог религиознофилософская доктрина которая признает бога как мировой разум сконструировавший целесообразную машину природы и давший ей законы и движе...Большой Энциклопедический словарь V
  12. деизмот лат.Бог философскорелигиозное учение о Боге как безличной первопричине мира находящейся вне его и не вмешивающейся в развитые природы и общества. Начал складываться в ...Евразийская мудрость от А до Я
  13. деизмДЕИЗМ а м. disme m. ampLT англ. deism. филос. Мнение признавающих только единаго Бога или отвержение всех церковных учреждений.em Жд. . Деизм . Почитание единаго высочайш...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  14. деизмот лат. deus бог филос. или теол. учение признающее существование бога как верховного духовного начала или первопричины но отрицающее его воздействие на сотворенную им ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  15. деизмрелигиознофилософское учение согласно которому бог является олицетворением мирового разума создавшего материю и давшего ей свои законы но далее не вмешивающегося в жизнь ...История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  16. деизмлат. deus Бог философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западного типа фунди...История философии
  17. деизмДЕИЗМstrongлат. deus Бог философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западно...История философии II
  18. деизмот лат. Deus Бог убеждение что Бог создав Вселенную пребывает вне мира предоставляет все действию законов природы и не вмешивается в ход событий. С точки зрения Г.Лейбниц...Краткий религиозно-философский словарь
  19. деизма м.em Религиознофилософское воззрение вв. допускающее существование бога в качестве первопричины мира но отрицающее его вмешательство в развитие природы в закономерное ...Малый академический словарь
  20. деизмкорень ДЕ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ДЕИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДЕ ИЗМ Слово Деизм содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  21. деизмНачальная форма Деизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. деизмот лат. Deus Бог форма веры которая возникла в эпоху Просвещения XVIIXVIII вв. в основе веры лежит признание Бога как творца и первопричины сотворения мира однако после...Начала современного естествознания
  23. деизмДЕИЗМ лат. deus бог философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно Д. Бог выступая в качестве трансцендентного Абсолюта ...Новейший философский словарь
  24. деизмлат. deus бог философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно Д. Бог выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отн...Новейший философский словарь II
  25. деизмдеизм м. Религиознофилософское учение XVIIXVIII вв. допускающее существование Бога как творца мира но отрицающее его участие в жизни природы общества человека....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. деизмдеизм деизм а...Орфографический словарь
  27. деизмu м учение...Орфографический словарь русского языка
  28. деизмдеизм деизмы деизма деизмов деизму деизмам деизм деизмы деизмом деизмами деизме деизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  29. деизмОрфографическая запись слова деизм Ударение в слове деизм Деление слова на слоги перенос слова деизм Фонетическая транскрипция слова деизм [диизм] Характеристика всех зв...Полный фонетический разбор слов
  30. деизмрелигиознофилософское учение согласно которому Бог сотворив мир не принимает в нем какоголибо участия и не вмешивается в закономерное течение событий....Религиоведческий словарь
  31. деизмДоктрина признающая бога как мировой разум сконструировавший целесообразную природу давший ей законы и движения но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность...Религиозные термины
  32. деизмдезм р. му....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  33. деизмобщая характеристика ряда религиознофилос. концепций доктрин и теорий построенных на понятии Бога крый творит мир но после этого больше не вмешивается в жизнь сотворенног...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  34. деизмдеизм аСинонимы учение...Русский орфографический словарь
  35. деизмМ мн. нет fls. deizm allah dnyann yaradcs hesab edn lakin onun tbit v cmiyyt tsirini inkar edn dini v flsfi cryan....Русско-азербайджанский словарь
  36. деизмдеизм м. филос.ideism...Русско-английский словарь
  37. деизмДэзм...Русско-белорусский словарь
  38. деизмфилос.i дэзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  39. деизмучение...Русско-ивритский словарь
  40. деизмфилос. деизм лемд дай жаратан бра кнделкт оам мр мен табиата дай серн атысы жо дейтн дншл философиялы аым....Русско-казахский словарь
  41. деизмдеизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  42. деизмдеизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  43. деизмм. филос. деизм кылымдардагы динийфилософиялык окуу бул окуу дйнн жараткан кудай деп ишенет бирок кудай табияттын жана коомдун тиричилигине кийлигишпейт дейт....Русско-киргизский словарь
  44. деизмм филос. zrnshnlnСинонимы учение...Русско-китайский словарь
  45. деизмdeisms...Русско-латышский словарь
  46. деизмm флсu desmo m учение...Русско-португальский словарь
  47. деизмдеизм деизм...Русско-таджикский словарь
  48. деизмdeismus...Русско-чешский словарь
  49. деизмDeism...Русско-эстонский словарь
  50. деизмдеизм [дэ\]Синонимы учение...Русское словесное ударение
  51. деизмДЕИЗМ греч. от Theos Бог. Философская система XVII и XVIII в. возникшая в Англии и оттуда распространившаяся по всей зап. Европе она признавала существование Бога но отв...Словарь иностранных слов русского языка
  52. деизмКлючевое понятие западного рационализма конец XVII XVIII вв. который признает существование Бога но крайне скептически относится в религиозным обрядам потустороннему мир...Словарь религий, обрядов и верований
  53. деизмДЕИЗМ а м.iАнгл. deism непоср. и через фр. disme.Филос.iДеизм мнfontние признавающих только единаго Бога или отвержение всfontх церковных учреждений. Жд. . Деизм .em Поч...Словарь русского языка XVIII в
  54. деизмдеизм сущ. колво синонимов учение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы учение...Словарь синонимов II
  55. деизмтермин первоначально употреблявшийся в том же смысле что и термин теизм и обозначавший веру в единого верховного Бога а в конце в. приобретший самостоятельное значение и...Словарь-справочник по философии
  56. деизмот лат. deus бог религ.филос. течение сочетающее материалистич. тенденции с уступками религии и идеализму возникло в вв. в Англии и др. странах Зап. Европы. Предшестве...Советская историческая энциклопедия
  57. деизмот лат. deus бог религ.филос. воззрение получившее распространение в эпоху Просвещения согласно крому бог сотворив мир не принимает в нм к.л. участия и не вмешивается в з...Советский философский словарь
  58. деизмДЕИЗМ от латинского deus Бог религиознофилософская доктрина которая признает Бога как мировой разум сконструировавший целесообразную машину природы и давший ей законы и ...Современная энциклопедия
  59. деизмДЕИЗМ от лат . deus бог религиознофилософская доктрина которая признает бога как мировой разум сконструировавший целесообразную машину природы и давший ей законы и движе...Современный энциклопедический словарь
  60. деизмучение которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира причем мир будучи сотворен предоставлен действию собственных законов. Деизм возник в Анг...Тематический философский словарь
  61. деизмDeism. Этим понятием обычно обозначают неортодоксальные религиозные представления крые возникли у группы английских писателей начиная с Герберта Черберийского в первой по...Теологический энциклопедический словарь
  62. деизмучение признающее единого Бога Создателя отвергая откровение и вообще богословское догматическое учение Деистstrong последователь этого учения См.em индифферентный.Синон...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  63. деизмДеизмъstrong учене признающее единаго Бога Создателя отвергая откровене и вообще богословское догматическое учене. Деистъstrong послдователь этого ученя. См.em Индиффер...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  64. деизмДЕИЗМ деисм м. учение признающее единого Бога Создателя отвергая откровение и вообще богословское догматическое учение. Деист м. деистка ж. последователь чтитель этого уч...Толковый словарь живого великорусского языка
  65. деизмдеизм [фр. delsme...Толковый словарь иностранных слов
  66. деизмДЕИЗМ [дэ] а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существесотворившем мир но не управляющем его судьбами. II прил. деистический аяое....Толковый словарь Ожегова
  67. деизмДЕИЗМ деизма мн. нет м. от латин. deus бог филос. Религиознофилософское учение признающее бога как разумное существо создавшее реальный мир но отрицающее вмешательство л...Толковый словарь русского языка II
  68. деизмдеизм деизм дэ а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существе сотворившем мир но не управляющем его судьбами.прил. деистический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  69. деизмДЕИЗМ [дэ] а м. Религиознофилософское учение о Боге как о существе сотворившем мир но не управляющем его судьбами. прилагательное деистический ая ое....Толковый словарь русского языка
  70. деизмУдарение в слове деизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове деизм...Ударение и правописание
  71. деизмфилософская позиция согласно которой бог является первопричиной бытия определенным пусковым механизмом процессов возникновения мира но в дальнейшем он не вмешивается в за...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  72. деизмрелигиозное течение признающее Бога в качестве первопричины мироздания но отвергающее идею его дальнейшего вмешательства в мировые процессы и земные дела....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  73. деизмлат. Deus Бог теория философов Просвещения заменявшая богословское представление о Божестве сопряженное с конкретными догматами обрядами и таинствами рассудочной и морал...Философия политики
  74. деизмот лат. deus Бог религиознофилософское учение получившее распространение в эпоху Просвещения согласно которому Бог сотворив мир не принимает в нем какоголибо участия и ...Философия. Словарь по обществознанию
  75. деизмДЕИЗМ от лат. Deus Бог религиознофилософское воззрение характерное прежде всего для философии Нового времени. Сам термин получил распространение в протестантских кругах...Философская энциклопедия
  76. деизмот лат. deus бог религ.филос. направление отвергающее идею личного бога и его повседневного вмешательства в жизнь природы и общества. Д. рассматривал бога лишь как перв...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  77. деизмот лат. Deus Бог форма веры которая возникла в эпоху Просвещения и особенно характерна для Англии восходит к Герберту Чербери. В основе этой веры лежит признание что хотя...Философский энциклопедический словарь II
  78. деизмот лат. Deus Бог форма веры которая возникла в эпоху Просвещения и особенно характерна для Англии восходит к Герберту Чербери. В основе этой веры лежит признание что хо...Философский энциклопедический словарь
  79. деизмдеизм деизмы деизма деизмов деизму деизмам деизм деизмы деизмом деизмами деизме деизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы учение...Формы слова
  80. деизмМед Изд Езид Дим Диез Деизм Дез Мид Изм...Электронный словарь анаграмм русского языка
  81. деизмтермин весьма неопределенный. Обыкновенно противополагается теизму и обозначает по определению Канта убеждение в существовании первопричины имманентной миру и определяюще...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  82. деизмДЕИЗМ лат. deus Бог философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западного ти...Энциклопедия История философии
  83. деизмДЕИЗМтермин первоначально употреблявшийся в том же смысле что и термин теизм и обозначавший веру в единого верховного Бога а в конце в. приобретший самостоятельное значе...Энциклопедия Кольера II
  84. деизмДеизм лат.em dеus бог учение которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира развивающегося затем по своим собственным законам. dd Большой то...Энциклопедия культурологии