Энциклопедический словарь

ГОЛОС, В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ

Голос, в вокальной музыке (vox — лат., voce — итал., Stimme — нем., voix — франц.) — в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты каждым человеческим голосом. Г. по способности своей брать высокие, средние, низкие звуки делятся на: 1) сопрано (soprano или canto primo), самый высокий женский голос. Объем отдов первой октаве дорев третьей октаве. Делится на три регистра: грудной отдодофав первой октаве; средний (медиум) — отфа диездофаво второй октаве; головной — отсольво второй октаве доревключительно в третьей. Самые высокие нотыдо,до диез, ретрудны, и певцы, владеющие таким высоким регистром, редки. Самые употребительные ноты для сопрано — отсольв первой октаве доля бемольво второй. Особенно блестящиля,ля бемоль, си бемольво второй октаве. Мужской детский высокий голос называется дискантом. Партия высокого Г. пишется в ключесоль,или в дискантовом ключедо.2) Меццо-сопрано (mezzo-soprano или canto secondo), менее высокий голос женщин и детей. Объем отляв малой октаве доси бемольво второй. Грудной регистр — отляв малой октаве дофа диезв первой, средний — отсольв первой домиво второй, головной — отфадоси бемольвключительно во второй октаве. Последние две ноты трудны и редки. Наиболее употребительные звуки — отфав первой октаве дофаво второй. Партия меццо-сопрано пишется в ключесоль,прежде писалась в меццо-сопрановом ключе. 3) Контральто (contralto), низкий женский голос. Объем отсольв малой октаве доля бемольво второй. Грудной регистр — отсольв малой октаве досольв первой; средний — отляв первой октаве домивключительно во второй, головной — отфадоля бемольво второй октаве. Последние две ноты этого регистра трудны и редки. Наиболее употребительные звуки — отрев первой октаве доми бемольво второй. Партия пишется в альтовом ключедоили в ключесоль.4) Тенор (tenore), высокий мужской голос. Объем отдов малой октаве додо диезвключительно во второй. Нижние звуки тенора дорев первой октаве — грудные, все остальные верхние — смешанные, т. е. состоят из соединения регистров грудного и головного. Самые верхние нотыдо, до диез,трудны и редки. Употребительные звуки — отсольв малой октаве доля бемольв первой. Самые блестящие ноты — верхние, начиная отфа диезв первой октаве. Низкие звукидо, реслабы. Теноровая партия пишется в теноровом ключедо,но чаще в ключесоль,причем ноты звучат октавою ниже писанных. 5) Баритон (baritono), низкий тенор. Объем — отляв большой октаве доля бемольв первой. Нижние звуки досив малой октаве — грудные, верхние отдодоля бемольв первой октаве — смешанного регистра. Употребительные звуки — отмив малой октаве домив первой. Верхние звуки блестящи, ноля бемольочень труден, нижниеля, сиглухи. Пишется в ключефа.6) Бас (певучий, basso cantante), низкий мужской голос. Объем — отсольв большой октаве дофавключительно в первой. B се нижние ноты досивключительно в малой октаве — грудные, все верхние — смешанные. Наиболее употребительные звуки — отрев малой октаве доревключительно в первой октаве. Партия пишется в ключефа.7) Бас (basso profundo), самый низкий мужской голос. Объем занимает большую и малую октавы, в которых звуки грудные. Кроме того, нотыдо, ре, ми бемоль,ми— смешанного регистра. Последняя верхняя нота трудна. Употребительные звуки — отдов малой октаве дорев первой. Партия пишется в ключефа.Голосами в гармонии наз. горизонтальные ряды нот, образуемые сопоставленными аккордами. Г. называются в хоровой или инструментальной партитуре отдельные партии каждого исполнителя. В четырехголосном хоре верхняя партия называется первым голосом, нижняя — четвертым, оба называются крайними, второй и третий голоса — средними. Г., которому поручается в пьесе преобладающая мелодия, называется главным (principale, obligato). Г. второстепенный называется riрiеnо.Голосоваяпесня — протяжная, широкая.Голосянка-песня скорая, с коротким напевом.Н. Соловьев.


  1. голос в вокальной музыкеvox лат. voce итал. Stimme нем. voix франц. в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха приво...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  2. голос, в вокальной музыкевокальн. vox лат. voce итал. Stimme нем. voix фр. в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона