Энциклопедический словарь

ГЕММА

Гемма (лат. gemma; греч. λίθος) — кусок какого-либо так называемого твердого камня, полированный, с вырезанной на нем надписью или художественным изображением. Произведения этого рода можно разделить на две категории: в одних изображение представляется углубленным, как в общеупотребительных печатях; в других оно выступает над поверхностью камня в виде более или менее значительного рельефа. Г. первой категории присвоено итальянское названиеинтальи(intagli, по-лат. gemmae exculptae, по-греч. άναγλίφα); вторые называютсякамеями(camei, g. ca elatae, греч. έντυπα). Искусство резьбы на твердых каменьях, илиглиптика,составляющее особую отрасль скульптуры, было известно еще в глубокой древности, и его технические приемы были исстари почти те же самые, что и в настоящее время, а именно заключались в том, что резчик, соображаясь с предварительно вылепленной из воска моделью, воспроизводил на камне ее изображение с помощью стальных резцов и быстро вращающихся острых инструментов, напилков и колесиков. Для интальи, которые обычно играли роль печатей, употреблялись преимущественно сердолик и красноватый халцедон. Камеи служили, главным образом, принадлежностью женских уборов — вставлялись в перстни, носились в качестве амулетов, медальонов, аграфов, брошек, составляли своим соединением ожерелья и т. п.; для них предпочтительно брался оникс или разноцветно-слоистый агат, причем художник нередко пользовался этой разноцветностью для достижения не только скульптурного, но и живописного эффекта, вырезая рельеф, например, в белом верхнем слое камня и делая темный нижний слой фоном; иногда природа камня позволяла художнику придавать работе еще большую живописность, например на белом изображении, рисующемся на темном фоне, оставлять в известных местах куски самого верхнего, рыжеватого или красноватого слоя. Кроме вышеупомянутых каменьев, употреблялись для гемм и другие: яшма, аметист, топаз, рубин, ляпис-лазурь и т. д. Наконец, материалом служили подкрашенные, менее твердые камни и стекло (последнее вследствие легкости его отливки в форму распространило множество подделок под интальи и камеи), а в новейшую пору стали также служить некоторые морские раковины. Возникновение глиптики относится к незапамятным временам, как о том свидетельствуют резные каменья, дошедшие до нас в большом количестве от древних египтян (скарабеи), халдеев (вавилонские и ассирийские амулеты и цилиндрические печати), финикийцев и индийцев. Что это искусство было знакомо Греции еще в героическую эпоху ее истории, доказывается микенскими находками Шлимана. Производство Г. усилилось у греков после мидийских войн и достигло высшего своего развития в век диадохов. Художники Эллады сначала ограничивались исполнением интальи, дальше которых не шел даже знаменитейший из резчиков IV в. до Р. Х., Пирготель, которому предоставлено было исключительное право гравировать портреты Александра Македонского. Но столь простое искусство перестало удовлетворять роскошных преемников всемирного завоевателя, и это привело к изобретению и распространению камей. Знакомство с геммами, будучи заимствовано римлянами от этрусков, усилилось у первых после участившихся сношений их с Грецией. Вкус к этим изящным изделиям распространился в Риме, особенно в конце республиканской эпохи и при первых императорах; но художники, занимавшиеся тогда глиптикой, были по большей части не туземные мастера, а греки. Из них более других прославился Диоскорид, работавший во времена Августа. Среди многочисленных античных Г., сохранившихся до наших дней, самыми замечательными по своей величине и художественному достоинству считаются: 1) так называемый "Мальмезонский камей", или "камей Гонзага", хранящийся в Императорском Эрмитаже, в СПб. (оникс высотой в 0,15 м, представляющий грудные портреты Птолемея Филадельфа и его сестры и жены, Арсинои, см. фиг. 1 табл.); 2) "Августовская Г." в Императорском венском собрании древностей (сардоникс, с изображением обоготворенного Августа, восседающего на троне, рядом с богиней Ромой (см. фиг. 2 табл.); 3) "Тиверианский камей", в парижском Кабинете резных каменьев (агат, высотой в 0,32 м, с изображением в 20 фигурах семейства Августа и побежденных им народов (см. фиг. 3 табл.) и 4) "Брауншвейгский агат", в тамошнем музее (по-видимому, сцены таинств Диониса и Деметры, в 12 фигурах на 3 полях). ГЕММЫ [Объяснение см. в тексте.] С упадком античной цивилизации для глиптики, точно так же как и для прочих отраслей искусства, наступил продолжительный период застоя. Хотя Византия и продолжала производить Г., служившие преимущественно печатями или шедшие на украшение священных сосудов и разных предметов церковной утвари, однако достоинство их сильно понизилось; на Западе же для подобных целей пользовались во все продолжение Средних веков либо античными резными каменьями, либо византийскими продуктами и грубыми изделиями туземных мастеров. Эпоха Возрождения вызвала замершее искусство снова к жизни и возвратила ему вместе с античным характером почти античное совершенство. Художникам этой эпохи приходилось, однако, гравировать на своих геммах не столько мифологические и аллегорические сюжеты, господствовавшие в греко-римской глиптике, сколько портреты современных лиц. С тех пор резьба на твердых каменьях не переставала развиваться далее, следуя в своем движении за историческим ходом прочих отраслей искусства. Родоначальниками новейшей глиптики можно считать итальянцев Витторио Пизано (1368-1448) и знаменитого ваятеля Донателло (1383-1466). Продолжателями их направления явились в XVI столетии между артистами Италии П. М. да Пешиа (процветавший в 1513-1521 гг.), М. дель Нассаро († в 1547 г.), Дж. Бернарди ди Кастель-Болонезе (1495-1555) и многие другие таланты, отлично усвоившие себе античное направление и оживлявшие его непосредственным изучением природы. Во Франции в эту же пору прославился в особенности Ж. де Фонтене, прозванный Кольдоре. Наступившее в XVII в. господство стиля барокко причинило в глиптике сравнительный застой, из которого, впрочем, она выступила в следующем столетии на широкую дорогу благодаря, с одной стороны, возбудившемуся снова уважению к принципам античного искусства, а с другой — распространившейся среди богатых и знатных людей охоте составлять коллекции резных камней (дактилиотеки). Значительнейшие резчики Г. в XVIII столетии были итальянцы Ант. Пихлер (1697-1779) и его высокодаровитый сын Джованни (1734-1791), нюрнбержец И.-X. Дорш (1676-1732), шваб И.-A. Наттер (1705-1762), трудившийся в разных местах Европы и под конец своей жизни — в Петербурге, саксонец Г.-В. Теттельбах (1750-1813), англичанин H. Маршант (1755-1793), лучший из всех мастеров новейшего времени после Дж. Пихлера, француз Ж. Гюе (1715-1793), его ученик Ж.-М. Симон (1749-1834) и К. Л. Лебрехт (1749-1827), главный медальер СПб. монетного двора, руководитель императрицы Марии Феодоровны в ее любительских занятиях медальерным делом. В XIX столетии вследствие почти совершенного отсутствия требований на вполне артистические произведения этого рода резьба на твердых каменьях мало-помалу утрачивала свое достоинство и под конец обратилась в полуфабричное производство; тем не менее, в начале этого столетия можно указать на нескольких превосходных мастеров по ее части, из числа которых наиболее выдаются Дж. Джирометти (1780-1851), работавший в Риме, Червара (там же), Берини (в Милане), Дж. Каландрелли (в Берлине) и профессор тамошней академии художеств И.-K. Фишер (1802-1862). В настоящее время во многих пунктах Европы и Америки имеются более или менее замечательные собрания как античных, так и новейших гемм, составляющие достояние правительств, или принадлежащие частным лицам. Самые богатые из государственных коллекций находятся в Риме, Неаполе, Вене, Париже, Лондоне, Петербурге (Эрмитаж) и Берлине. Ближайшее знакомство с техникой и историей резьбы на твердых каменьях можно почерпнуть из сочинений: J. Frischholz, "Lehrbuch der Steinschneidekunst" (Мюнхен, 1820); K. E. Kluge, "Handbuch der Ed e lsteinkunde" (Лейпциг, 1860), и Bucher, "Geschichte der technischen K ü nste" (Штутгарт, 1875; статья Г. Роллетта — "Glурtik").А. Сомов.


  1. геммалат.u gemma глазок почка на виноградной лозе драгоценный или полудрагоценный камень с врезанным инталия или выступающим камея изображением. Греки и римляне использовали ...Античный мир. Словарь-справочник
  2. геммаДрагоценный камень с врезанными инталия или выпуклыми камея изображениями. В древности печати ныне броши и перстни. альфа Северной Короны звезда й звездной величины. А...Астрономический словарь
  3. геммаж. gemma Итальянорусский словарь. Синонимы глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. геммаж.gema f...Большой русско-испанский словарь
  5. геммасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. геммаж. gemme f...Большой русско-французский словарь
  7. геммаж.gemme f глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  8. геммалат. gemma произведение глиптики драгоценный илиполудрагоценный камень с врезанными инталия или выпуклыми камеяизображениями....Большой энциклопедический словарь II
  9. геммаГЕММА лат. gemma произведение глиптики драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными инталия или выпуклыми камея изображениями....Большой Энциклопедический словарь V
  10. геммаГЕММА Северной Короны звезда й звездной величины....Большой Энциклопедический словарь V
  11. геммагеммы резные камни с разнообр. по сюжетам и мотивам изображ. выполн. из различ. пород камней как мягких гематит серпентин и др. так и более твердых агат халцедон сердол...Древний мир. Энциклопедический словарь
  12. геммарезные камни с разнообр. по сюжетам и мотивам изображ. выполн. из различ. пород камней как мягких гематит серпентин и др. так и более твердых агат халцедон сердолик гран...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  13. геммаа Северной Короны звезда й звздной величины. Синонимы глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Естествознание. Энциклопедический словарь
  14. геммалатинское gemma произведение глиптики драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными инталия или выпуклыми камея изображениями....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. геммаГЕММА ы ж. gemme f. ampLT лат. gemma драгоценный камень жемчужина. Небольшой драгоценный или полудрагоценный камень с вырезанными на нем выпуклыми или углубленными изобра...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. геммаы ж.em Резной камень с выпуклым или углубленным изображением надписью и т. п.[лат. gemma драгоценный камень] глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Малый академический словарь
  17. геммакорень ГЕММ окончание А Основа слова ГЕММВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ГЕММ А Слово Гемма содержит следующие морфемы или части при...Морфемный разбор слова по составу
  18. геммаНачальная форма Гемма единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  19. геммагемма ж. Небольшой драгоценный или полудрагоценный камень с вырезанными на нем выпуклыми или углубленными изображением или надписью....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  20. геммагемма гемма ы...Орфографический словарь
  21. геммаu жu мн.u геммы Р.u гемм глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Орфографический словарь русского языка
  22. геммагемма геммы геммы гемм гемме геммам гемму геммы геммой геммою геммами гемме геммах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  23. геммаОрфографическая запись слова гемма Ударение в слове гемма Деление слова на слоги перенос слова гемма Фонетическая транскрипция слова гемма [гэм] Характеристика всех звук...Полный фонетический разбор слов
  24. геммаGemma искусно резанный драгоценный камень. Уже в глубокой древности занимались искусством гравировки и полировки благородных камней они привозились из Индии и Египта в М...Реальный словарь классических древностей
  25. геммарезной драгоц. или полудрагоц. камень с выпуклым камея или вогнутым инталия изображением инталии обычно использовались в качестве печатей. Собрания Г. глиптотеки существо...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  26. геммагемма ыСинонимы глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Русский орфографический словарь
  27. геммаЖ gemma stnd yaz v ya kil qazlm qiymtli da....Русско-азербайджанский словарь
  28. геммагемма ж.igem с выпуклой резьбойi cameo с врезанным орнаментом или надписьюi intaglio...Русско-английский словарь
  29. геммагемма ж. иск. gem....Русско-английский словарь II
  30. геммаgem глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Русско-английский технический словарь
  31. геммаГема...Русско-белорусский словарь
  32. геммаиск.i гема жен.i...Русско-белорусский словарь II
  33. геммаге Синонимы глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Русско-ивритский словарь
  34. геммаист. гемма ойып жазылан жазуы бар я бедерлеп салынан сурет бар има асыл тас...Русско-казахский словарь
  35. геммагемма...Русско-казахский терминологический словарь «Биология»
  36. геммагемма...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  37. геммаж. иск. гемма бетинде дмпйтп же чукурайтып жасаган срт бар таш....Русско-киргизский словарь
  38. геммадрагоценный или полудрагоценный камень с резным изображениемem Gemme прикл....Русско-немецкий словарь по искусству
  39. геммаgemme глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Русско-норвежский словарь
  40. геммагемма нарасанг...Русско-таджикский словарь
  41. гемматехн. гема Синонимы глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Русско-украинский политехнический словарь
  42. геммаgema kamej...Русско-чешский словарь
  43. геммагеммаСинонимы глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Русское словесное ударение
  44. геммалат.em gemma глазок почка на виноградной лозе драгоц. или полудрагоц. камень с врезанным инталия или выступающим камея изображением мифологич. или бытовых сцен. В Греции...Словарь античности
  45. геммаГЕММА звезда Альфа Сев. Короны см. Альфека....Словарь астрологических терминов
  46. геммаГЕММА лат. hemma почка. Драгоценный камень на котором вырезаны какиенибудь изображения или надписи. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А....Словарь иностранных слов русского языка
  47. геммагемма камея глипт инталия интальо камень звезда Словарь русских синонимов. гемма сущ. камея глипт камень с изображением Словарь русских синонимов. Контекст . Информати...Словарь синонимов II
  48. геммагемма камея глипт инталия интальо камень звезда...Словарь синонимов
  49. геммаГЕММА лат . gemma произведение глиптики драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными инталия или выпуклыми камея изображениями....Современный энциклопедический словарь
  50. геммаГЕММА Северной Короны звезда й звездной величины....Современный энциклопедический словарь
  51. геммагемма [лат. gemma] резной камень с изображениями выпуклыми камея или углубленными инталия в древности геммы служили печатями знаками собственности амулетами украшениями....Толковый словарь иностранных слов
  52. геммаГЕММА геммы ж. латин. gemma искус. Драгоценный камень с вырезанными надписями или изображениями....Толковый словарь русского языка II
  53. геммаГЕММА ж. Небольшой драгоценный или полудрагоценный камень с вырезанными на нем выпуклыми или углубленными изображением или надписью....Толковый словарь русского языка
  54. геммаУдарение в слове геммаУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове гемма...Ударение и правописание
  55. геммаRzeczownik гемма f gemma...Универсальный русско-польский словарь
  56. геммаангл. gemma нем.u Gemme франц.u gemme Синонимы глипт звезда инталия интальо камень камея самоцвет...Фитопатологический словарь-справочник
  57. геммагемма геммы геммы гемм гемме геммам гемму геммы геммой геммою геммами гемме геммах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы глипт звезда и...Формы слова
  58. геммаГемма лат. gemma произведение глиптики драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными инталия или выпуклыми камея изображениями. В древности служили печатями знаками...Художественная энциклопедия
  59. геммаГемма Гем Гам Мег Маг Мга...Электронный словарь анаграмм русского языка
  60. геммалат. gemma греч. кусок какоголибо так называемого твердого камня полированный с вырезанной на нем надписью или художественным изображением. Произведения этого рода можн...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  61. геммалат. драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными инталия или выпуклыми камея изображениями....Энциклопедия женской одежды
  62. геммалат.u gemma резной камень с изображением выпуклым камея или углубленным инталия в древности Г. служили печатями знаками собственности амулетами украшениями костюма. Терм...Энциклопедия моды и одежды