Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

FERIAE

у древних римлян технический термин сакрального права для обозначения праздника. Это слово употреблялось в том же значении, как и выражение dies festus, причем из определения Макробия явствует, что dies festi были посвящены богам и противополагались dies profesti, предназначавшимся для отправления частных дел. Праздники делились на общественные и частные (F. publicae и privatae), а последние, в свою очередь — на Feriae singulorum (праздники для отдельных лиц: например фламиника, услышавшая громовой удар, считалась feriata до совершения установленного очистительного священнодействия) и F. familiarum(родительскиедни, дни рождения и религиозных очищений), а также не имевшие особого наименования праздники отдельных общественных корпораций и цехов. Государственные праздники (F. publicae) относились к разряду dies nefasti: всех их было в году 61, в том числе 45, отмеченных индивидуальными названиями, далее все иды (в качестве F. Jovis), мартовские, июньские и октябрьские календы и июльские ноны. За исключением Poplifugia, приходившихся на 5-е июля, ни один государственный праздник не падал на дни месяца между календами и нонами, так как первоначально объявление праздников происходило в день нон; кроме того, за исключением праздника Regifugium (24 февраля) и вторых Эквиррий (14 марта), все государственные праздники совпадали с нечетными числами месяца (в прямом порядке счета) в силу господствовавшей веры в благодетельное влияние нечетного числа. Отсюда вытекало правило, что никогда две F. publicae не следовали один за другим в смежные дни. Иногда на один день приходилось несколько праздников: так, 15 марта праздновались F. Jovis и F. Annae Perennae. В фастах обозначением F. publicae служили инициалы NP, хотя встречаются знаки NF и даже F. Р.; это дало основание Soltau ("Jarbücher f. Phiiol",CXXXVII, 1888, стр. 836) предположить, что основной формой упомянутых сокращений были инициалы N F P = nefas, F. publicae. В календарных таблицах праздников обозначаются не все F. publicae, а лишь те, которые справляются pro populo, т.е. при участии народа во всей его совокупности (так, Луперкалии, которые первоначально имели отношение лишь к antiquum oppidum Palatinum, не отмечаются в фастах); не отмечаются также в фастах так называемыеподвижныепраздники (F. conceptivae, напр. Paganalia, Compitalia, Fornacalia, а также ряд аграрных праздников, объявление которых зависело от изменяющихся в каждом году метеорологических и иных условий и состояния земледельческих работ), ичрезвычайныепраздники (F. imperativae), установление которых вызывалось традициями или суппликационными целями (эти праздники объявлялись высшими магистратами). Некоторые из общественных праздников продолжались в течение нескольких дней (напр. Compitalia, при Августе — в течение 3 дней). Запрещение в праздники заниматься делами фактически не соблюдалось. Фламины и rex sacrorum, которым закон не позволял видеть производящуюся в праздник работу, имели право при объездах города штрафовать тех, кого замечали в нарушении святости праздника; но так как ехавший впереди жреца герольд предупреждал толпу, чтобы она оставляла работы, то эта процедура была чистой формальностью. При реформе календаря Цезарь не изменил порядка праздников: добавленные им десять дней (нормальный год доюлианского календаря состоял из 355 дней) были распределены в конце месяцев, после последнего в каждом месяце праздника. Позднее число государственных праздников увеличилось через присоединение к ним F. publicae, которыми ознаменовывались важнейшие события из жизни государственной или императорского дома. Веспасиан значительно сократил число этих гражданских праздников, оставив в календаре лишь дни рождения консекрированных императоров. При Марке Аврелии число dies fasti было определено в 230, т. е. почти доведено до нормы республиканского календаря; большая часть остальных 135 дней приходилась на игры. В календаре Филокала (354 г. по Р. Хр.) насчитывается 46 праздников, сохранившихся от древних фастов, с индивидуальными названиями; остальные 20 (21) праздн. дней распределяются между праздниками в честь вновь признанных иноземных богов, а также в память новых гражданских событий и консекраций императоров. Вообще сакрально-правовое значение государственных праздников de facto мало-помалу утрачивается (так, напр., школа императорской эпохи соблюдает из них уже немногие), и слово F. приобретает новое значение — школьных и судебных вакаций. К F. publicae относились, между прочим, и дни празднования игр, причем магистратские игры, не имея de facto строго религиозного характера и непосредственного отношения к культу, de iure могли приходиться и на дни, которые не считались nefasti. Праздничные фасты приведены в нижепоименованных руководствах Марквардта и Виссовы. Ср. Th. Mommsen, "Römische Chronologie bis auf Caesar" (Б;, 1859, 2-е изд.); его же, примечания и экскурсы в I томе "Corpus Inscriptionum Latinarum"; Huschke, "Das alte römische Jahr und seine Tage" (Бреславль, 1869);Marquardt, "Römische Staatsverwaltung" (Лпц., 1885); Aust, "Die Religion der Römer" (Мюнстер, 1899); Wissowa, "De ferus anni Romanorum vetustissimi ohservationes selectae" (Марбург, 1891); его же, "Religion und Kultus der Römer" (Мюнхен, 1902 в V томе "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft" Iw. Müller'a); Warde Towler, "The Roman Festivals of the Period of the Republic" (Л., 1899).
Н. О.

  1. feriaepl вд feria....Англо-український словник Балла М.І.
  2. feriaefriae rum f. праздники свободные от работ дни дни отдыха per ferias Cato на праздниках перерыв indutiae sunt f. belli Vr отдых покой necessitas feriis caret погов. Pall...Латинско-русский словарь
  3. feriaeдни в которые не совершались судебные действияпраздничные дни вакационные дни tit. D. . . C. . feriae extra ord. indictae ob res puta prosреге gestas vel in honorem princ...Латинско-русский словарь к источникам римского права
  4. feriae[fri] pl от feria...Новый большой англо-русский словарь
  5. feriaeferiae [fri] pl от feriai...Новый большой англо-русский словарь II
  6. feriaefri pl от feriaem...Новый большой англо-русский словарь под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна
  7. feriaeFeriae у древних римлян технический термин сакрального права для обозначения праздника. Это слово употреблялось в том же значении как и выражение dies festus причем из о...Энциклопедический словарь