Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЮРОДИВЫЕ

люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия —юродство о Христе.Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных.
Ю. нередко вращались среди самых порочных членов общества, среди людей, погибших в общественном мнении, и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. Почти все Ю. Востока и некоторые из них на Руси были иноки. Выражение Апостола: "мы юроди Христа ради" (1 Кор., IV, 10) послужило основой и оправданием подвига юродства. Общее название этих подвижников — юродивые. В древнем языке часто употреблялось словооурод,юрод; им переводилось греческое μωρός (ημέις μωροί δια Χριστόν). В житии блаженного Симеона он постоянно называется оуродом — юродом; в Печерском Патерике упоминается Исаакий, который "поча по миру ходитяоуродомся творя". В Общей Минее 1685 г. тропарь юродивым читается так: "глас апостола твоего Павла услышав глаголющ: мыоуродиХриста ради, раб твой Христе Боже —оуродбысть на земли...", а в общей Минее 1860 г.: "глас апостола твоего Павла услышав — мыюродиХриста ради... юрод бысть". Вместе с тем слово это издревле употребляется и для перевода греческого σαλός — простой, глупый; отсюда прозвание юродивого Николы НовгородскогоСалос(Карамзин IX, прим. 297). E. E. Голубинский это прозвание дает Михаилу Клопскому. Первой по времени Христа ради юродивой была св. Исидора (умерла около 365 г.), подвизавшаяся в Тавенском женском монастыре Мен или Мин. Жизнь ее описал св. Ефрем Сирин, посетивший пустыни Египта в 371 г. Из других Ю. восточной (греческой) церкви известны преподобный Серапион Синдонит, преподобный Виссарион Чудотворец, св.Симеон, преподобный Фома, св. Андрей. Вместе с христианством русские заимствовали от восточной церкви и подвижничество, в его разнообразных видах. На Руси первым по времени Ю. был киево-печерский чернец Исаакий, скончавшийся в 1090 г. Исторические судьбы и склад жизни древнерусского общества много способствовали процветанию на Руси юродства. Ни одна страна не может представить такого обилия Ю. и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как древняя Русь. В продолжение лишь 3 веков (XIV—XVI) на Руси насчитываетсяне менее10 Ю. святых, тогда как в общем месяцеслове православной церкви в течение 5 веков (VI—X) не более 4 Ю. святых, принадлежащих различным странам. Не говорим уже о Ю. не канонизированных, которых было очень много в древней России (весьма многие из них упоминаются в "Святой Руси", арх. Леонида) и которые народом большей частью также считались святыми.
См. Васильев, "История канонизации русских святых" (М., 1893); Яхонтов, "Жития св. северно-русских подвижников" (Казань, 1882); В. О. Ключевский, "Древнерусские жития святых, как исторический источник" (М., 1871, 4 приложение).
Древнерусское общество много страдало от неправды, корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетения бедных и слабых богатыми и сильными. При таких обстоятельствах печальниками русского народа являлись иногда Христа ради Ю. Общеизвестно смелое обличение Иоанна Грозного псковским юродивым Николой Салосом. Василий Блаженный нередко обличал Грозного Иоанна; блаженный Иоанн Московский беспощадно обвинял Бориса Годунова в участии в убийстве царевича Димитрия. Художественный тип юродивого древнерусской жизни создан Пушкиным в "Борисе Годунове". Л. Н. Толстой, в своем "Детстве", симпатизирует, по-видимому, юродивому и матери Иртеньева, считающей юродивого "Божьим человеком".
Во второй половине XVI в. в Русской земле было уже много храмов, в которых почивали мощи православленных церковью Ю. или которые были построены во имя их. Новгород славил Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Устюг — Прокопия и Иоанна, Ростов — Исидора, Москва — Максима и Василия Блаженного, Калуга — Лаврентия, Псков — Николу Салоса. С конца XVI в. число Ю. в Русской земле заметно уменьшается; только немногие из них достигли прославления. Нельзя сказать с определенностью, как рано на Востоке появились лжеюродивые; по всей вероятности, когда восточное иночество стало утрачивать дух древнехристианского подвижничества, вместе с истинно юродивыми стали появляться и мнимо юродивые. Как рано на Руси явились мнимо юродивые — на это есть прямые указания лишь начиная с XVI века. Иоанн Грозный во втором послании к собору жаловался, что "лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы бегают из села в село, нагие и босые, с распущенными волосами, трясутся и бьются, и кричат: св. Анастасия и св. Пятница велят им". В следующем за тем столетии о таких лжеюродивых упоминают патриарх Иоасаф 1-й (в указе 1636 г.) и собор 1666—1667 гг. Церковная власть времен Петра I преследовала лжеюродивых (ханжей), которых предписывалось помещать в монастыри "с употреблением их в труд до конца жизни"; указом 1732 года воспрещалось "впускать юродивых в кощунных одеждах в церкви", где они кричали, пели и делали разные бесчинства во время богослужения, единственно из корыстного желания обратить на себя внимание богомольцев. И в настоящее время иногда являются лжеюродивые и находят немало почитателей.
См. свящ. Иоанн Ковалевский, "Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви" (М., 1895; здесь же и жития Ю.).

  1. юродивыепсихически неполноценные люди крых церковь рассматривает как лиц сознательно отрешившихся от обычного употребления разума но обладающих даром прорицания обличавших неспра...Атеистический словарь
  2. юродивыеЮРОДИВЫЕ на Руси аскеты обладающие по мнению верующих даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев другие страдали умственными расстройствами. Смело обличали ц...Большой энциклопедический словарь III
  3. юродивыеЮРОДИВЫЕ на Руси аскеты обладающие по мнению верующих даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев другие страдали умственными расстройствами. Смело обличали ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. юродивыекорень ЮРОД суффикс ИВ окончание ЫЕ Основа слова ЮРОДИВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЮРОД ИВ ЫЕ Слово Юродивые содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  5. юродивыеПодвижник блаженный. Люди сознательно отказавшиеся от благополучной жизни. Они не имели ни дома ни обычной одежды ни денег многие ходили зимой и летом в лохмотьях босыми....Основы православной культуры
  6. юродивыена Руси аскеты обладающие по мнению верующих даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев другие страдали умственными расстройствами. Смело обличали царей вель...Политическая наука - Словарь-справочник
  7. юродивыеЮродивые на Руси аскеты обладающие по мнению верующих даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев другие страдали умственными расстройствами. Смело обличали ц...Политология. Словарь.
  8. юродивыеособый тип святых христ. подвижники чаще на В. принявшие на себя один из самых тяж. подвигов юродство т. е. внешнее кажущееся безумие. Слово Ю. происходит от др.рус. оур...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  9. юродивыеЮРОДИВЫЕ аскеты обладавшие по мнению верующих даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев другие страдали умственными расстройствами. В народе почитались свят...Русская энциклопедия
  10. юродивыепо определению церкви лица сознательно отрешившиеся от обычного употребления разума но обладающие даром прорицания обличавшие несправедливость говорившие правду в глаза с...Словарь исторических терминов
  11. юродивыеЮРОДИВЫЕ на Руси аскеты обладавшие по мнению верующих даром прорицания. В народе почитались святыми. Некоторые канонизированы Русской православной церковью. Наиболее изве...Современная энциклопедия
  12. юродивыеЮРОДИВЫЕ на Руси аскеты обладающие по мнению верующих даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев другие страдали умственными расстройствами. Смело обличали ц...Современный энциклопедический словарь
  13. юродивыеЮродивые люди принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия юродствоi о Христе.i Они не только добровольно отказывались от уд...Энциклопедический словарь
  14. юродивыеЮРОДИВЫЕ на Руси аскеты обладающие по мнению верующих даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев другие страдали умственными расстройствами. Смело обличали ...Энциклопедический словарь естествознания
  15. юродивыеаскеты обладавшие по мнению верующих даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев другие страдали умственными расстройствами. В народе почитались святыми. Неко...Энциклопедия История отечества
  16. юродивыеаскеты обладавшие по мнению верующих даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев другие страдали умственными расстройствами. В народе почитались святыми. Неко...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  17. юродивыеЮродивые психически неполноценные лица которых часть верующих считает ясновидцами и прорицателями. dd Большой толковый словарь по культурологии.Кононенко Б.И....Энциклопедия культурологии
  18. юродивыеангл. persons of unbalanced mind нем. Geistesgestorte. Психически неполноценные фанатично верящие в Бога люди обладающие по христианским представлениям даром прорицания о...Энциклопедия социологии