Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТОРМОЗ

служит для замедления или полного прекращения движения известной массы (груза, повозки, подъемной машины и пр.), и дает возможность управлять этим движением и в случае надобности остановить его. Достигается это введением сопротивления, которое частью или совершенно поглощает живую силу движущейся массы. Для этого в большинстве случаев пользуются трением, являющимся при нажатии твердым телом на движущуюся часть, увеличивая силу нажатия соответственно потребности. Простейшим прибором этого рода можно считатьспасательныйиликанатныйТ., изобретенный Галилеем (фиг. 1), который описывает его следующим образом: "Берут деревянный цилиндр и просверливают сверху и снизу по направлению оси канал, глубиною около двух дюймов и шириною немногим больше толщины каната. На поверхности цилиндра проводят спиральную линию, начинающуюся на высоте около двух дюймов от нижнего основания и, обогнув цилиндр два раза, оканчивающуюся на два дюйма ниже верхнего основания. По спирали вырезывается, по толщине каната, канавка, соединяемая на концах отверстиями с осевыми каналами. Все острые ребра, которые могли бы повредить канат, закругляются. Канат пропускается через нижнее отверстие цилиндра, обвивается по спирали и выпускается через верхнее отверстие.
Фиг. 1. Фиг. 2. Фиг. 3.
Если закрепить канат верхним концом на какой-либо высоте, а к цилиндру привязать палку, на которую можно было бы садиться верхом, то, держась рукою за цилиндр, можно вполне безопасно спуститься. Трение мешает цилиндру соскользнуть, а потому, придерживая и выпуская канат, можно по желанию медленно спускаться или остановиться где и когда угодно". Употребляемые теперь, в числе пожарных спасательных приборов, канатные Т., представляют, как видно из фиг. 2, 3 и 4, подражание Т. Галилея, с тем лишь отличием, что они делаются металлическими. Форма спасательного Т., представленная на фиг.5, удобна в том отношении, что для закрепления нет необходимости продевать конец каната через Т., и его можно надеть в любом месте висящего каната. На фиг. 6 представлен спасательный Т. с крюком, посредством которого он прикрепляется к поясу пожарного. Во всех этих Т. нажатие, вызывающее усиление трения, достигается весом спускающегося. В большинстве же случаев Т. применяются для регулирования вращательного движения, что производится прижатием твердого тела к окружности колеса, входящего в состав тормозного приспособления или имеющего, кроме того, и другое назначение (напр., маховое колесо).
Фиг. 4. Фиг. 5. Фиг. 6.
Даже в механизмах, назначенных для прямолинейного передвижения (напр., подъемных машинах), для торможения употребляются колеса, при которых тормозные снаряды получаются более простыми и удобными. Для нажатия на колеса обыкновенно употребляются иликолодки,илиремнииполосы,что дает возможность разделить все тормозные приспособления на две категории. В зависимости от рода силы, которою производится нажатие, Т. разделяются наручные, гиревые, пружинные, пневматические, гидравлические, паровые.Иногда за признак для классификации принимается и способ передачи силы, вследствие чего Т. получают названиерычажных, винтовых, эксцентриковыхи т. д. Тормоза, устроенные таким образом, что они сами приводятся в действие, когда скорость превышает известный предел, называются автоматическими. В некоторых механизмах, напр., подъемных кранах, лебедках и вообще при спуске и подъеме больших тяжестей, Т. устраиваются таким образом, что они автоматически задерживают движение как только прекратится деятельность рабочего, производящего подъем.
Фиг. 7.
Это имеет преимущество в отношении безопасности, так как при этом предупреждается падение, если, напр., рабочий выпустит из рук рычаг или подъемную веревку вследствие испуга или по другой причине. Подобного рода автоматические тормозы применяются во всех случаях, где это вызывается требованиями безопасности. Схема Т. с колодкою представлена на фиг. 7. В точкесколодка прилегает к окружности тормозного колеса и прижимается к нему силою К, действующею на конецbрычага, имеющего точку опоры ва. Сила нажатияN = [(ab)/(ac)]Kвызывает трениеfN, которое противодействует вращению большего колеса силоюQ, действующею по окружности меньшего колеса. Для равновесия необходимоfN = P, гдеP = Q(R/r), так что приfN)Pколесо неподвижно. При уменьшении же силыКпоглощается лишь часть силыР. Для увеличения коэффициента трения колодки обыкновенно делаются деревянными (из дуба, бука или березы). Но вследствие быстрого износа деревянные колодки скоро портятся, а потому дерево заменяется (в Т. железнодорожного подвижного состава) чугуном, также для большей прочности сталью. На принципе обыкновенного Т. устроен нажим Прони, употребляемый для измерения силы паровых машин. Если черезКобозначить силу в килограммах, которую необходимо приложить к рычагу с плечомlв м. для удержания нажима в равновесии, то число сил машины, приnоборотах в минуту, выразится
N = [(πnl)/30,75]K = 0,001396nlK.
Для задержания спускающихся повозок на горных дорогах и для безопасного передвижения тележек с рудою по крутым подъемам в рудниках употребляется нередко клиновой Т., приводимый в действие рукою (фиг. 8).
Фиг. 8.
Иногда удобнее применять Т., нажимаемый ногою, причем для торможения утилизируется вес рабочего, а руки остаются свободными для управления (дилижансы, автомобили и пр.). При одной колодке механизм больше изнашивается, а с другой стороны, одностороннее давление действует вредно на ось, а потому в тех случаях, где это возможно, употребляются парные колодки, обхватывающие колесо с двух противоположных сторон. Если не требуется оставить свободною окружность тормозного колеса (как в экипажах, где катящиеся по земле или по рельсам колеса вместе с тем употребляются для торможения), то колодки заменяются гибкою лентою (обыкновенно стальною) или ремнем, обхватывающими значительную часть окружности колеса, вследствие чего давление на единицу площади уменьшается. Почти во всех конструкциях ленточных Т. лентаВВсоединяется с рычагомH, имеющим точкою вращенияс, причем отношение плечасиcdвыбирается такое, чтобы силоюК(напр., рукою) можно было произвести должное нажатие.
Фиг. 9.
Из фиг. 9 легко усмотреть, что при движении рукоятки Т. вниз тормозная лента натягивается с обоих концовaиb. ВдифференциальномТ. нажатие достигается вследствие разности натяжений (фиг. 10), действующих на оба конца ленты при вращении рукоятки. Иногда для увеличения трения на ленте изнутри прикрепляются накладки из дерева или другого твердого материала (суставчатые Т.), или лента заменяется цепью (цепной Т.). Торможение железнодорожных поездов производится или посредством ручных Т., причем каждый вагон, снабженный Т., обслуживается особым тормозным кондуктором, или помощью механических приспособлений, производящих одновременно торможение целой группы вагонов — непрерывных Т. В ручных Т. при вращении рукоятки на стержень навивается цепь (фиг. 11), натягивающая тормозные колодки.
Фиг. 10. Фиг. 11.
Эта система весьма употребительна для вагонов конножел. дорог. На паровых железн. дорогах употребляются ручные Т. с более совершенными устройствами, образец которых представлен на фиг. 12, где видно, что при вращении рукояткиКстержняsв обхватывающей его муфтеLгайкаMвынуждается перемещаться вертикально, в зависимости от направления вращения, вследствие чего конец коленчатого рычагаWпередвигает соединенную с ним шарниром тормозную тягуН,действующую на колодки.
Фиг. 12.
Передача движения колодкам вагонного Т. видна из схематической фиг. 13, на которой точкиgпредставляют неподвижные шарниры, около которых соответственные стержниgtмогут вращаться. Легко усмотреть, что при движении тяги в одну сторону колодки сближаются и нажимают на колеса, производя торможение, а при обратном передвижении тяги происходит растормаживание.
Фиг. 13.
Хороший Т. должен быть устроен таким образом, чтобы несколькими оборотами рукоятки достигалось достаточное для остановки поезда нажатие тормозных колодок на колеса. Путь, описываемый при этом рукояткою, зависит от величины зазора, оставляемого между опущенными колодками и бандажами колес, от величины мертвого хода частей механизма, а также от происходящего при торможении прогиба и растяжения элементов передачи. Для возможности уменьшения зазора необходимо пользоваться колодками из мало изнашивающегося материала. По этой причине литая сталь и чугун заслуживают предпочтения в сравнении с деревом.
Фиг. 14.
При правильном устройстве и стальных или чугунных колодках зазор в опущенных Т. делается около 6 мм. Весьма важно равномерное распределение нажатия на все части колеса, с которыми соприкасается колодка, чем предупреждается неравномерный износ бандажей и колодок. На фиг. 14 представлен в боковом виде построенный согласно этим принципам вагонный Т. Стальные колодкиК1иК2прикреплены помощью подвесок к раме вагона. Подвеска состоит из двух частей, обхватывающих тормозную колодку и соединенных с нею системою рычагов, действующих таким образом, что при торможении колодки передвигаются симметрично по отношению к диаметральной линии, проходящей через центр колеса, чем достигается равномерное нажатие. При применении отдельных Т. для вагонов они приводятся в действие кондукторами по сигналу машиниста, вследствие чего торможение не может быть равномерным, и для остановки поезда требуется более продолжительное время.
Особенно ненадежным оказывается действие отдельных Т. в случае необходимости неожиданной и быстрой остановки поезда, напр., при усмотренной машинистом опасности. В таких случаях более пригодными оказываются непрерывные Т., приводимые в действие одновременно машинистом. Эти Т. устраиваются таким образом, что при какой-либо неправильности движения, напр., при разрыве поезда или сходе его с рельсов, колеса сами затормаживаются, почему Т. эти называются автоматическими. Первые Т. этого рода, получившие распространение, были введены Геберлейном, который достигал взаимодействия нескольких Т. одного поезда помощью колес трения и цепей, навивающихся на барабаны. Затем получили большое распространение так наз.пневматическиеТ., которые разделяются на две группы. В одних из них передвижение тормозных колодок достигается действием сжатого воздуха, в Т. второй группы, наоборот — разрежением воздуха. Все ныне употребительные системы непрерывных пневматических Т. первой группы состоят из следующих частей: установленного на паровозе воздушного насоса, приводимого в действие паром, резервуара для сжатого воздуха и тормозного крана, помощью которого трубопровод, проведенный под всем поездом, может быть приведен в сообщение с резервуаром или с наружною атмосферою. Соединение частей трубопровода между вагонами достигается гибкими рукавами с разборными герметическими затворами. Во время движения поезда главный провод, имеющиеся в некоторых конструкциях вспомогательные резервуары и тормозные цилиндры сообщаются с главным резервуаром и поэтому наполнены сжатым воздухом с давлением в 6 — 4 атмосферы. При торможении сжатый воздух из трубопровода и тормозных цилиндров с одной стороны поршней выпускается, вследствие чего поршни в цилиндрах давлением воздуха с внутренней стороны передвигаются и с большою силою и одновременно нажимают колодки. К этой системе принадлежат Т. Карпентера (железные дороги Северо-Американских Соединенных Штатов, прусские, саксонские, виртембергские, испанские жел. дор., в России Балтийская жел. дор.), Венгера (во Франции железные дороги Орлеанского и Южного обществ, некоторые швейцарские жел. дор., в России С.-Петербурго-Варшавская жел. дор.), Шлейфера (многие жел. дор. в Германии и некоторые в Швейцарии и Италии), Вестингауза (распространены почти повсеместно), Сулерена. В Т., действующих разрежением воздуха, перемещение колодок достигается движением поршня в цилиндре вследствие давления атмосферного воздуха на одну сторону поршня, при разрежении воздуха с другой стороны. Для разрежения воздуха служат установленные на паровозе эжекторы, с которыми тормозные цилиндры паровоза, тендера и отдельных вагонов соединяются помощью общего трубопровода, проходящего непрерывно подо всем поездом. К этой, группе принадлежат Т. Смита (многие жел. дор. в Англии), Гарди (жел. дор. Северного общества во Франции, прусские казенные и Эльзас-Лотарингские жел. дор., почти все жел. дор. Австрии, за исключением венгерских, на которых применяются Т. Вестингауза, Большая центральная жел. дор. в Бельгии, жел. дор. Адриатической сети в Италии, С.-Готардская жел. дор. в Швейцарии, многие жел. дор. в Англии, некоторые в Испании, Дании и Швейцарии, турецкие, румынские, сербские и болгарские жел. дор., в России Московско-Рязанская, Московско-Брестская, Варшаво-Венская, Закавказская и некоторые другие жел. дор.), Кертинга (некоторые жел. дор. в Швейцарии, Италии, Швеции и Норвегии, в России на Московско-Курской и Грязе-Царицынской жел. дор.), Клейтона, Имса и др. Для пассажирских поездов непрерывные Т. введены почти повсеместно. В некоторых же странах, а в последнее время в России начинают снабжать этой системою и товарные поезда. Для ручного торможения паровозов и тендер-паровозов употребляются ручные Т. того же устройства, как и для вагонов. Для торможения колес паровозов иногда применяются также паровые Т., в которых колодки прижимаются к колесам поршнем парового цилиндра. Торможение паровоза достигается также применением контрпара, т. е. перекладывая рычаг парораспределительного прибора, машинист пускает пар против движущегося поршня. В паровозах горных жел. дор. с успехом применяется впуск воздуха в паровые цилиндры с целью торможения. Для безопасности движения, в составе поезда должно быть известное число тормозных вагонов, зависящее от веса поезда, скорости его и уклонов пути. Это обуславливается требованием, чтобы поезд мог быть остановлен тормозами с пробегом некоторого определенного протяжения после подачи сигнала остановки. При этом от момента подачи сигнала до начала действия тормозов также протекает некоторый промежуток времени, в течение которого поезд движется без замедления хода. Пустьs1будет путь в м, пробегаемый поездом от момента подачи сигнала остановки до начала торможения, иs2путь, пройденный поездом при действии Т. до остановки. Тогда от подачи сигнала до совершенной остановки поезд пройдет путьs = s1+ s2.При скорости хода поездаv0м в секунду и массе егоМ,живая сила поезда на полном ходу будет(MV02)/2.Работа эта должна быть поглощена работою сопротивления поезда движению и работою торможения, причем на уклоне сила тяжести действует на помощь живой силе поезда. Если назовем черезWсопротивление поезда в кг,B— тормозное давление,f— коэффициента трения для колес и тормозных колодок,g— ускорение силы тяжести, аα— уклон пути, то будем иметь:
При расчете тормозной силы принимают, что паровоз при всех обстоятельствах может быть заторможен непосредственно своими тормозами, не прибегая к тормозной силе поезда, так что приходится принимать во внимание лишь вагоны. По опытам Франка, сопротивление движению поезда весомMgпри скоростиvм в секунду может быть выражено формулою
W = 0,0025Mg + 0,1225Fv2
кг, гдеFесть площадь поезда, подверженная действию ветра. При весе всех вагонов поездаQв тоннах и начальной скоростиV0км в час
(Mg)/1000 = Qиvo= Vo/3,6,
следовательно
(Mv0)/2 = (QVo2.1000)/254,28.
Поэтому живая сила на тонну веса поезда будет 3,94V02.Величина ее, однако, несколько увеличивается вращающеюся массою колес. Поэтому при-нимают ее 4,2V02·Относя сопротивление поезда в кг также на тонну веса при скоростиVкм в час, получим из вышеприведенной формулы
W = 2,5 + 0,1225(FV2)/(Q3,62)
илиW = 2,5 + (0,00945FV2)Q.
ПринимаяF/Q =0,106, получимW = 2,5 + 0,001V2. Эта форма очень удобна для приблизительного выражения сопротивления поезда. Так как в сравнении с работою торможения сопротивление поезда представляет незначительную величину, то можно без большой погрешности для расчета работы сопротивления поезда в этом случае принять среднее выражение
Wm =2,5 + 0,0006V02, полагая
Если вес тормозных вагоновQbто тормозная сила в килограммах на тонну веса поезда будет1000(Qb/Q)f. Но коэффициент тренияfизменяется в зависимости от скорости. По опытам Гальтона, этот коэффициент для весьма малых скоростей приближается к 0,33, с возрастанием же скорости он уменьшается, так что при скорости 90 км в часfзаключается между 0,058 и 0,123. Найденные Гальтоном значения коэффициентаfдля одинаковых скоростей колеблются в довольно значительных пределах и не дают возможности точно определить закон этой зависимости. Но средние значения найденных Гальтоном коэффициентов довольно близко подходят к формулеf = 10/(30 + V), в которойVобозначает скорость в км в час. По опытам Вихерта, значенияfдля разных скоростей получились:
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 км в час.
fm= 0,250 0,201 0,164 0,142 0,128 0,117 0,109 0,103 0,098 0,093
Приблизительно эти величины могут быть выражены следующею формулою:
fm= 12,5/(50 + V0)
Поэтому работа при торможении на тонну веса поезда с начальною скоростьюv0будет
килограммометров.
Если уклонαвыражен в тысячных, то та же цифра выражает составляющую силы тяжести по направлению пути в килограммах на тонну веса. Поэтому
4,2 v02= [wm+ [(1000q)/q0]fmα]s2
Если в это выражение вставить отношение веса тормозных вагонов к весу поезда в процентах, принимаяb = 100(Qb/Q), то получим
b = [1/fm][(0,42V02)/s20,1Wm+ 0,1α]
Величинуbназывают тормозным процентом. Путь, проходимый поездом от момента подачи сигнала остановки, выражается, как сказано выше, черезs = s1+ s2.По нормам, выработанным союзом железных дорог Германии,s2должно быть 650 м, получаемую же при этом величинуbследует увеличить на число0,012αv, зависящее от скорости и уклона, и во всяком случае принять ее не менее шести. Принимают, что от момента подачи сигнала до начала действия тормозами поезд успеет пробежать протяжениеs1= l,5V0. Таким образом число тормозных вагонов, выраженное в процентах от веса всех вагонов, определится формулою
b = (1/fm)([0,42V02]/[650]0,1Wm+ 0,1α) + 0,012αν0больше или равно 6,
а путь, который поезд успеет пройти от момента подачи сигнала, выразится формулою
s = 1,5 V0+ (0,42V02)/(bfm+ 0,1Wm0,1α),
гдеfmиWmопределяются согласно вышесказанному. На основании этих формул может быть определено число вагонов, которые обязательно должны быть снабжены Т. при определенном составе поезда, принятой максимальной скорости движения и данных наибольших уклонах железнодорожного пути. Изданными министерством путей сообщения правилами, число Т. в поезде поставлено в зависимость от величины уклонов пути и скорости движения и как показано в следующей таблице:
1 — Уклоны дороги в тысячных; 2 — Для товарных поездов медленного хода, наибольшая скорость не превосходит 25 верст в час; 3 — Для товарных и других поездов, наибольшая скорость которых не превосходит в час: A — 30 верст, B — 35 верст, C — 40 верст; 4 — Для пассажирских и товарно-пассажирских поездов, наибольшая скорость которых не превосходит 45 верст в час.; 5 — Для пассажирских поездов, наибольшая скорость которых не превосходит 55 верст в час.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| 1| 2| 3| 4| 5|
|| |-------------------------------------------------|||
|| | A| B| C|||
||------------------------------------------------------------------------------------------------|
|| Из 100 вагонных осей должно быть тормозных не менее|
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2| 3| 6| 9| 13 | 17| 28 |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 5| 6| 9| 12 | 16 | 20| 31 |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 6| 7| 10 | 13 | 17 | 21| 32 |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 8| 9| 12 | 15 | 19 | 23| 34 |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 10| 11| 14 | 17 | 21 | 25| 36 |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 12| 13| 16 | 19 | 23 | 27| 38 |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 15| 16| 19 | 22 | 26 | 30| 41 |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Число тормозных осей в поезде назначается для участка или всей дороги сообразно наибольшему уклону, но если сплошной наибольший уклон имеет длину, не превосходящую 500 саж., то число тормозных осей, по правилам нашего министерства путей сообщения, может быть определено не по наибольшему, а по следующему за ним по величине уклону. Тормозные вагоны распределяются по длине поезда в приблизительно равном друг от друга расстоянии. При этом предполагается, что все оси вагонов нагружены почти одинаково; если же поезд состоит из вагонов груженых и порожних, то для расчета потребного числа тормозных осей две оси порожнего вагона принимаются за одну груженую ось, всякий нетормозной товарный вагон, нагруженный менее чем 100 пудами, за порожний, тендер (снабженный Т.) паровоза, подталкивающего поезд сзади — за два груженых тормозных вагона, при двойной тяге второй паровоз — за два груженых тормозных вагона, если уклоны дороги не круче 0,004, в противном случае Т. второго паровоза в расчет не принимаются. До начала восьмидесятых годов на русских железных дорогах употреблялись почти исключительно ручные Т. общепринятого устройства, и в настоящее время в употреблении находятся три типа этих Т. Тип 1: усилие в нем передается коленчатому рычагу, действующему при посредстве тяги на неподвижный под вагоном вал, который затем, поворачиваясь, нажимает колодки двумя своими одинаковой длины отростками, также при посредстве тяг. Тип 2: отличается от предыдущего лишь тем, что в нем тормозной вал не укреплен неподвижно, а подвешен так, что концы его могут качаться около точек их подвески. Тип 3, менее других распространенный, отличается тем, что тормозной вал не подвешен прямо к швеллерам вагона, а прикреплен к подвескам одной пары колодок, на которую он действует непосредственным нажатием, между тем как второй паре колодок передает давление при посредстве своих отростков и тяг, как в первых двух типах. Происшедшее с течением времени ускорение пассажирского сообщения вынудило ввести в курьерских и пассажирских поездах непрерывные Т. Не вполне удачные опыты на некоторых железных дорогах с неавтоматическим воздушным Т. системы Гарди сменились, в начале восьмидесятых годов, постепенным введением более надежных автоматических воздушных Т. системы Вестингауза, Гарди, Кертинга, Венгера и прочих. Правительственные технические условия для воздушных Т. пассажирских поездов следующие: они должны быть автоматические, действующие сжатым или разреженным воздухом; все соединения воздухопроводных труб как между тендерами и вагонами, так и между этими последними, снабженными непрерывными Т. соответственного действия (сжатым или разреженным воздухом) должны быть на подлежащих дорогах одинакового устройства и согласованы с соединениями в императорских поездах, для возможности пользоваться этими Т. при следовании в прямом сообщении. Действие торможения должно быть энергичное и быстрое, распространяющееся на все тормозные вагоны поезда с возможно малыми промежутками времени. Число вагонных тормозных осей в поезде должно быть не менее указанного в правилах движения (см. выше), причем для скоростей свыше 58 км в час это число осей определяется особым расчетом. Нажатие колодок должно быть рассчитано так, чтобы оно, в зависимости от конструкции вагона, составляло: при одностороннем нажатии от 0,5 до 0,8 давления, передаваемого осью на рельсы, а при двустороннем — не менее 0,8 упомянутого давления. Внутри каждого вагона должно быть устроено приспособление для затормаживания поезда. Приборы эти должны быть расположены на видных и доступных местах, с необходимым ограждением от случайностей. Для пробы воздушных Т. на некоторых железных дорогах устроены особые пробные станции. В течение последнего времени на Николаевской железной дороге производились, по распоряжению министерства путей сообщения, подробные сравнительные опыты для выяснения сравнительных достоинств главнейших типов автоматических воздушных Т. Журналы комиссии, производившей исследования, напечатаны в 1900 г. в "Приложении к Вестнику Министерства Путей Сообщения" № 42; но выводы из этих опытов еще не закончены.
А. Т.

  1. тормозустройство для остановки авто педаль тормоза туго соображающий человек. EdwART.Словарь автомобильного жаргона Синонимы автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз ги...Автомобильный словарь
  2. тормозот греч. tоrmos отверстие для вставки гвоздя задерживающего вращение колеса комплекс устройств для снижения скорости движения или для осуществления полной остановки маши...Большая Советская энциклопедия II
  3. тормозм. устройство freno аварийный тормоз freno demergenza педальный тормоз freno a pedale ножной ручной тормоз freno a leva mano поставить на тормоз innestare il freno...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. тормозм тех. Bremse f Bremspedal n педаль ручной тормоз Handbremse f перен. Hemmschuh m Hindernis n ss препятствиеem спустить на тормозах разг. herunterspielen vt автотормоз ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. тормозтормоз м . тех. Bremse f c Bremspedal n a педаль ручной тормоз Handbremse f . перен. Hemmschuh m a Hindernis n a ss препятствие а спустить на тормозах разг. herunterspiel...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. тормозтормозBremseСинонимы автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротормоз заслон камень преткновения катаракт копотливый медленный мешкотный небыстрый неповоротливы...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. тормозм.em мн.em тоuрмозаu то freno mшный тоuрмоз freno de aireческий тоuрмоз поезднойem freno automtico перен.em freno mem estorbo mem traba fрмоз экономиuческого развиuтия ...Большой русско-испанский словарь
  8. тормозсущ. муж. родаот словаem тормозить. мн. а ов механизм для замедления или остановки движения средства передвижения. перен. мн. ы ов чего помеха препятствиегальмо мен. сер....Большой русско-украинский словарь
  9. тормозм. тех. frein m ручной тормоз serrefreins m pl invar автоматический тормоз поезднойem frein automatique илиem continu тормоз отката воен. frein de tir перен. entrave...Большой русско-французский словарь
  10. тормозТОРМОЗ см. дульный компенсатор....Большой словарь оружия
  11. тормозЗаело тормозstrong у кого. Жарг. мол. Неодобр.em О глупом несообразительном человеке. Максимов . Ручной тормоз.strong Жарг. мол. Шутл.em Мужской половой орган. Елистратов...Большой словарь русских поговорок
  12. тормозм. тех. frein m ручной тормоз serrefreins m pl invarавтоматический тормоз поезднойem frein automatique или continuтормоз отката воен. frein de tir перен. entrave f тор...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. тормозмеханизм для замедления какоголибо процесса или прекращения нежелательных отклонений. автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротормоз заслон камень преткновени...Большой экономический словарь
  14. тормозот греч. tormos отверстие для вставки гвоздя задерживающего вращение колеса механизм или устройство для уменьшения скорости или полной остановки машины. Т. трансп. маши...Большой энциклопедический политехнический словарь
  15. тормозмеханизм или устройство для уменьшения скорости движения машины.Может иметь механический в т. ч. пневматический или гидравлический иэлектрический привод. Торможение обычн...Большой энциклопедический словарь II
  16. тормозТОРМОЗ механизм или устройство для уменьшения скорости движения машины. Может иметь механический в т. ч. пневматический или гидравлический и электрический привод. Торможе...Большой энциклопедический словарь III
  17. тормозТОРМОЗ механизм или устройство для уменьшения скорости движения машины. Может иметь механический в т. ч. пневматический или гидравлический и электрический привод. Тормож...Большой Энциклопедический словарь V
  18. тормозгальмоfont гальмаfontч...Кароткі расейска-беларускі фізыялягічны слоўнік
  19. тормозтормозсм. тж. мытшд в знач....Коми (зырянский)-русский словарь
  20. тормозТормоз frenum sufflamen rotam astringere sufflamine...Латинский словарь
  21. тормоза мн.em тормоза ов и тормозы ов м.em .strong мн.em тормозаУстройство для замедления или остановки движения какойл. машины.Поезд сильно тряхнуло завизжали колодки тормозо...Малый академический словарь
  22. тормозТОРМОЗ Brake приспособление для уменьшения скорости или для полной остановки движения механизма или машины путем искусственного введения добавочного сопротивления движен...Морской словарь
  23. тормозкорень ТОРМОЗ нулевое окончаниеОснова слова ТОРМОЗВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ТОРМОЗ Слово Тормоз содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  24. тормозНачальная форма Тормоз винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  25. тормозтежеуш...Мұнай-газ терминдерінің орысша-қазақша сөздігі
  26. тормозТОРМОЗstrong устройство для замедления скорости автомобиля или другого движущегося механизма. Торможение осуществляется механической гидравлической жидкость или пневматич...Научно-технический энциклопедический словарь
  27. тормозтормоз м. а Устройство для снижения скорости движения или для полной остановки транспорта. б перен. То что задерживает движение развитие чегол. препятствие помеха. разг...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  28. тормозтормоз тормоз а мн. а ов и помеха препятствие ы ов...Орфографический словарь
  29. тормозu мu мн.u тормоза и тормозы Р.u тормозов автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротормоз заслон камень преткновения катаракт копотливый медленный мешкотный неб...Орфографический словарь русского языка
  30. тормозтежегш...Орысша-қазақша «Ауыл шаруашылығы» терминологиялық сөздік
  31. тормозтежеуш...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  32. тормозтормоз....Осетинско-русский словарь
  33. тормозfrein...Политехнический русско-французский словарь
  34. тормозтормоз тормоза тормоза тормозов тормозу тормозам тормоз тормоза тормозом тормозами тормозе тормозах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  35. тормозтормоз тормозы тормоза тормозов тормозу тормозам тормоз тормозы тормозом тормозами тормозе тормозах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  36. тормозОрфографическая запись слова тормоз Ударение в слове тормоз Деление слова на слоги перенос слова тормоз Фонетическая транскрипция слова тормоз [тормас] Характеристика вс...Полный фонетический разбор слов
  37. тормозтормоз а мн. ч. а ов и помеха препятствиеem ы овСинонимы автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротормоз заслон камень преткновения катаракт копотливый медленн...Русский орфографический словарь
  38. тормозrem eo bremso...Русский-африкаанс словарь
  39. тормозМ . мн. тормоза tex. tormoz . мн. тормозы mc. ngl mane на тормозах ехать спускаться tormozlayaraq hrkti yavadaraq....Русско-азербайджанский словарь
  40. тормозм.тормоз действующий на обод колеса rim brakeтормоз с пневматическим приводом и электрическим управлением electropneumatic brakeгидравлический тормоз с раздельным приво...Русско-английский автомобильный словарь
  41. тормозbrake...Русско-английский аэрокосмический словарь
  42. тормозantirotation block holding brake brake brakestaff decelerator jack brake lever skid...Русско-английский машиностроительный словарь
  43. тормозсм.u включать тормоз Синонимы автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротормоз заслон камень преткновения катаракт копотливый медленный мешкотный небыстрый непо...Русско-английский научно-технический словарь
  44. тормозskid тормоз м.ubrakeтормоз визжит жарг.u the brake squealsвключать тормоз apply the brakeтормоз мягкий автоu the brake feels spongyосвободить [отпустить] тормоз rele...Русско-английский политехнический словарь
  45. тормозм.obstacle hindrance block социальный тормоз...Русско-английский психологический словарь
  46. тормозтормоз м.ibrake в пр.i перен.i obstacle in hindrance to drag on воздушный тормоз air pneumatic brake автоматический тормоз поезднойi automatic selfacting brake тормоз...Русско-английский словарь
  47. тормозтормоз м. . мн. тормоза brake автоматический тормоз automatic brake ручной тормоз handbrake . мн. тормозы торможение braking . мн. тормозы препятствие помеха obstacle...Русско-английский словарь II
  48. тормозm.brake obstacleСинонимы автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротормоз заслон камень преткновения катаракт копотливый медленный мешкотный небыстрый неповорот...Русско-английский словарь математических терминов
  49. тормозм. аэродинамический тормоз воздушный тормоз гидравлический тормоз гидростатический тормоз динамометрический тормоз центробежный тормоз электромагнитный тормоз...Русско-английский словарь по физике
  50. тормозbrake...Русско-английский словарь по электронике
  51. тормозbrake...Русско-английский словарь политической терминологии
  52. тормозm brake...Русско-английский словарь стекольной промышленности
  53. тормозbrake...Русско-английский строительный словарь
  54. тормозbrake obstacle аварийный тормоз автоматический тормоз барабанный тормоз быстродействующий тормоз включать тормоз двухколодочный тормоз динамометрический тормоз дисковый т...Русско-английский технический словарь
  55. тормозbrake...Русско-английский экономический словарь
  56. тормозN...Русско-армянский словарь
  57. тормозТормаз автоматический тормоз атаматычны тормаз тормоз развития чеголибо тормаз развцця чагонебудзь...Русско-белорусский словарь
  58. тормозв разн. знач.i тормаз муж.iавтоматический тормоз атаматычны тормазтормоз развития чеголибо тормаз развцця чагонебудзь...Русско-белорусский словарь II
  59. тормозтоuрмаз за...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  60. тормозтормаз за...Русско-белорусский физико-математический словарь
  61. тормозСпираuчка ж...Русско-болгарский словарь
  62. тормозчего иногда перен. kerkkt fk препятствиеem gt akadly fk ручной тормоз kzifk автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротормоз заслон камень преткновения кат...Русско-венгерский словарь
  63. тормозтормоз м...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  64. тормозСинонимы автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротормоз заслон камень преткновения катаракт копотливый медленный мешкотный небыстрый неповоротливый непроворны...Русско-ивритский словарь
  65. тормозfreno тормоза визжат включать тормоз тормоза заедают мягкий тормоз отпускать тормоза тормоз прихватывает тормоз проваливается прокачивать тормоза тормоза работают ставить...Русско-испанский автотранспортный словарь
  66. тормозfreno...Русско-итальянский автомобильный словарь
  67. тормозм. freno m электромагнитный тормоз на вихревых токах freno a correnti di Foucault a correnti parassite аварийный тормоз автоматический тормоз аэродинамический тормоз ба...Русско-итальянский политехнический словарь
  68. тормоз. тежеуш машинаны механизмн жрсн бседетуге немесе тотатуа арналан рылы комплекс автоматический тормоз автоматты тежеуш ручной тормоз ол тежеуш олмен стелген тежеуш ножной...Русско-казахский словарь
  69. тормозтежегш тежеуш...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  70. тормозтежеуш...Русско-казахский терминологический словарь «Горное дело и металлургия»
  71. тормозтежеуш тежеу...Русско-казахский терминологический словарь «Машиностроение»
  72. тормозм. . мн. тормоза тех. тормоз машинанын же арабанын дглгн акырындаткыч же токтоткуч прибор ручной тормоз кол тормоз ножной тормоз бут тормоз . мн. тормозы перен. помеха пр...Русско-киргизский словарь
  73. тормозтех. zhdngq zhdng zhungzh zhножной тормоз ручной тормоз нажать на тормоз перен. помехаem zhngi ziтормоз в работе спустить чтолибо на тормозах ехать на тормо...Русско-китайский словарь
  74. тормозana...Русско-крымскотатарский словарь
  75. тормозчана...Русско-крымскотатарский словарь II
  76. тормозbremze traucklis kavklis rslis...Русско-латышский словарь
  77. тормозstabdys stabdiklis...Русско-литовский словарь
  78. тормозТоормос бут ширэнгэ...Русско-монгольский словарь
  79. тормозм.Bremse fu Bremseinrichtung f см. тж. тормозной механизм тормоза действуют неравномерно die Bremsen ziehen einseitigотпускать тормоза die Bremsen lsenпрокачивать тормо...Русско-немецкий автомобильный словарь
  80. тормозBremse...Русско-немецкий автосервисный словарь
  81. тормозAufhalter Bremse механизма передвижения ходовой частиem Fahrbremse losbremsen для определения мощностиem Zaum...Русско-немецкий политехнический словарь
  82. тормозм. Bremse f Bremspedal n педаль запасный тормоз Notbremse f нажать на тормоз auf die Bremse treten торможение замедление чегол. Hemmung f помеха Hemmnis n Hindernis ...Русско-немецкий словарь
  83. тормозмBremse fem...Русско-немецкий словарь стекольной промышленности
  84. тормозHemmnis...Русско-немецкий экономический словарь
  85. тормозRem...Русско-нидерландский словарь
  86. тормозтормозм . тех. ручной автоматический ж.д. воздушный пневматический отката воен. . перен ....Русско-новогреческий словарь
  87. тормозbremse автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротормоз заслон камень преткновения катаракт копотливый медленный мешкотный небыстрый неповоротливый непроворный ...Русско-норвежский словарь
  88. тормоз...Русско-персидский словарь
  89. тормоз. hamulec. hamowanieblockquote. przeszkoda zawadablockquote...Русско-польский словарь
  90. тормозм техu travo mu freio mu автомобиляem breque mu brasu прнu entrave mu freio m автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротормоз заслон камень преткновения катара...Русско-португальский словарь
  91. тормозТормоз автоem breki ручной тормоз breki ya mkono задержкаem kizuio vi...Русско-суахили словарь
  92. тормозтормоз тормоз...Русско-таджикский словарь
  93. тормозм .мн.тормоза тех.тормоз ножной т. аяк тормозы ручной т. кул тормозы .кч.мн.тормозы тоткарлык комачау кирт тормоз т. в работе эшт тормоз...Русско-татарский словарь
  94. тормозм мн.u тормоза frenгидравлический тормоз hidrolik fren мн.u тормозы перен.u engelявляться быть тормозом в работе almaya engel olmak автотормоз баклан болван велотормоз...Русско-турецкий словарь
  95. тормозfren пневматический тормоз ручной тормоз...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  96. тормозтехн. гальмо аварийный тормоз автоматический тормоз аэродинамический тормоз быстродействующий тормоз винтовой тормоз воздушный тормоз гидравлический тормоз гидрод...Русско-украинский политехнический словарь
  97. тормозm тормозитьй тоuрмоз ksijarruй тоuрмоз jalkajarru...Русско-финский словарь
  98. тормозbrzda zdr...Русско-чешский словарь
  99. тормозсущ.муж.тормоз машинна чармалли хатр рукоятка тормоза тормоз тыткч...Русско-чувашский словарь
  100. тормозbrms.strong broms en effektiv broms p inflationenэффективный тормоз инфляции...Русско-шведский словарь
  101. тормозBroms...Русско-шведский словарь II
  102. тормоз.strong pidur.strong pidurdamine pidurdus prssimine takistamine takistus...Русско-эстонский словарь
  103. тормозтормоз а мн.em тормоза ов тех. устройство иem тормозы ов помехав развитии осуществлении чегол.Синонимы автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротормоз заслон к...Русское словесное ударение
  104. тормозприспособление для уменьшения скорости движения машины и остановки ее. Т. бывают ручные и автоматические применяются в тракторах автомобилях электрокарах и др. машинах. П...Сельскохозяйственный словарь-справочник
  105. тормозСтояночный...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  106. тормозтормоз гр.em tormos отверстие для вставки гвоздя задерживающего вращение колеса устройство для уменьшения скорости или полной остановки машины установка для испытания д...Словарь иностранных слов русского языка
  107. тормозмедлительный человек....Словарь молодёжного слэнга
  108. тормозтугодум плохо соображающий человек или. врач нарколог тот который тормозит процесс приема наркотиков....Словарь наркотического сленга
  109. тормозтормоз см. препятствие...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  110. тормозТОuРМОЗstrong а м. Недалекий неумный несообразительный человек тупица.strong Работа не сделанная вовремя к сроку.strong в зн.u межд. Стой стоп остановись!Синонимы автотор...Словарь русского арго
  111. тормозтормозСм. препятствие....Словарь синонимов II
  112. тормозтормоз См. препятствие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. тормоз стопор арретир сдерживающий фактор препя...Словарь синонимов II
  113. тормозтормоз стопор арретир сдерживающий фактор препятствие флегматик заслон преграда мешкотный тяжелый на подъем вестингауз непроворный неторопливый неповоротливый тяжел на по...Словарь синонимов
  114. тормозIstrong C сущu см. _Приложение IIтехническое устройствотормозатормозовИ взвизгивали тормозК ней подбегали тормоша.И волочили и лупилилицом по лугу и крапивеА.А. Вознесенс...Словарь ударений русского языка
  115. тормоза ч. мол. жрм. Те саме що гальмо. Тормоз повльна у свох нтелектуальних фзичних дях людина КСМС. Тормоз на ручняку жрм. Дурень йолоп. Що йому не кажи а воно не слуха. С...Словник українського сленгу
  116. тормозГальма гальмо гальмвка...Словник чужослів Павло Штепа
  117. тормозТОРМОЗ механизм или устройство для уменьшения скорости движения машины. Может иметь механический в т. ч. пневматический или гидравлический и электрический привод. Торможе...Современный энциклопедический словарь
  118. тормозtormoz. сущ.тормоз . прил.тормозной tormoz salra тормозить ....Татарско-русский словарь (кириллица)
  119. тормозустройство на подвижном составе при помощи крого м. б. создано искусственное сопротивление движению с целью регулирования скорости поезда или его остановки. В зависимости...Технический железнодорожный словарь
  120. тормозтормаз тормоз кто мешает делу ходу ему не дает намек на тормаз тормозem устройство для остановки движения раскатывания саней для удерживания повозки для остановки хода ...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  121. тормозтормоз [...Толковый словарь иностранных слов
  122. тормозТОРМОЗ а мн. а бв и ы ов м. .мн. а бв. Механизм илиустройство для уменьшения скорости или остановки машины поезда.Автоматический т. Ручной т. Спускаться на тормозах тормо...Толковый словарь Ожегова
  123. тормозТОРМОЗ тормоза мн. тормозытормоза м. греч. tormos отверстие втулка. . мн. тормоза. Прибор аппарат для замедления или полной остановки движения машины посредством трения ...Толковый словарь русского языка II
  124. тормозтормоз тормоз а мн. ч. а ов и ы ов м. мн. ч. а ов. Механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины поезда. Автоматический т. Ручной т. Спускаться на ...Толковый словарь русского языка II
  125. тормозТОРМОЗ а мн. а бв и ы ов м. .мн. а бв. Механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины поезда. Автоматический тормоз Ручной тормоз Спускаться на торм...Толковый словарь русского языка
  126. тормозУдарение в слове тормозУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове тормоз...Ударение и правописание
  127. тормознарк. тугодум плохо соображающий человек или. врач нарколог тот который тормозит процесс приема наркотиковСинонимы автотормоз баклан болван велотормоз вестингауз гидротор...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  128. тормозRzeczownik тормоз m hamulec m ograniczenie n...Универсальный русско-польский словарь
  129. тормоз. тормоз тормозы тормоза тормозов тормозу тормозам тормоз тормозы тормозом тормозами тормозе тормозах . тормоз тормоза тормоза тормозов тормозу тормозам тормоз тормоза то...Формы слова
  130. тормозТоо Тоз Ром Мот Мороз Моро Мор Зот Тормоз Мотор Орт Тор Рот Том...Электронный словарь анаграмм русского языка
  131. тормозТОРМОЗ механизм или устройство для уменьшения скорости движения машины. Может иметь механический в т. ч. пневматический или гидравлический и электрический привод. Тормож...Энциклопедический словарь естествознания
  132. тормоз[brake] комплекс устройств для снижения скорости движения или полной остановки машины механизма а в подъемнотранспортных машинах для удержания груза в подвешенном сост....Энциклопедический словарь по металлургии
  133. тормозТормоз механизм или устройство для уменьшения скорости движения или для полной остановки машины механизма а в подъмнотранспортных машинах также для удержания груза в под...Энциклопедия «Техника»
  134. тормозТОРМОЗустройство для замедления или остановки движения. Тормоз действует поглощая механическую энергию и затем рассеивая ее обычно в форме теплоты. Тормоз может быть меха...Энциклопедия Кольера II
  135. тормозустройство для замедления или остановки движения. Тормоз действует поглощая механическую энергию и затем рассеивая ее обычно в форме теплоты. Тормоз может быть механическ...Энциклопедия Кольера
  136. тормозТормоз устройство для остановки иили удержания механизмов в неподвижном состоянии или снижения скорости движения. [НП ] Рубрика термина Крановое оборудование...Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
  137. тормозтормоз механизм или устройство для уменьшения скорости движения или для полной остановки машины механизма а в подъмнотранспортных машинах также для удержания груза в подв...Энциклопедия техники
  138. тормозТормозstrong. Происхождение неясно. Наиболее предпочтительным кажется толкование этого слова как тюркизма тюрк. turmazi подкладыш под колеса арбы ср. аналогичное значение...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  139. тормозтормаз диал. железная полоса на санном полозе арханг. Подв. тормозить. Обычно объясняют как заимств. из греч. все то что вставлено в отверстие дыра в которой торчит затыч...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  140. тормозПроизнося сегодня это слово мы представляем себе сложное гидравлическое устройство например в автомобиле приводимое в действие педалью. В древности устройство для торможе...Этимологический словарь Крылова
  141. тормозПроисхождение неясно. Наиболее предпочтительным кажется толкование этого слова как тюркизма тюрк. turmazem подкладыш под колеса арбы ср. аналогичное значение в диалектах....Этимологический словарь русского языка
  142. тормозтормоз тормозтормаз диал. железная полоса на санном полозе арханг. Подв. тормозить. Обычно объясняют как заимств. из греч. все то что вставлено в отверстие дыра в которо...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  143. тормозГреческое все что вставляется в отверстие пробка гвоздь.Предположения ученых о происхождении и времени появления слова в русском языке недостаточно обоснованы. Известно ...Этимологический словарь русского языка Семенова