Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

(грамм.; латинское название — instrumentalis) — сохранился в санскритском, зендском, древнеперсидском, литовском, латышском и славянском, а в остатках — в латинском, греческом и германском. Он образуется различными суффиксами, разнообразие которых до сих пор еще не объяснено. Вединственном числебыло, по-видимому, три способа образования Т. падежа: 1) при помощи суффикса -а. Сюда относятся некоторые греческие наречия (и предлоги), напр. άμα "вместе", πάρα "рядом", πεδά (= μετά) "вслед за" и др.; санскр. формы деепричастия на-уа(как â- -gamya, "придя") тоже объясняются как Т. падеж основ на-i(nomina actionis), что вполне соответствует и значению этих форм ("придя" = "с приходом"); 2) при помощи суф.-bhi.Сюда относится греческий и гомеровский суф. -φι(v), который может иметь и значение Т. падежа множественного числа (а также значение местного и аблатива обоих чисел); например αμ ήοι φαιυομέυηφί, "с появлением зари" (соб. "с появляющейся зарею"); 3) при помощи суф.-mi, который сохранился в балтийско-славянской группе языков; например литовское naktimì "ночью", церк.-слав. , литовское sunumì "сыном", церк.-слав. и т. п. Вомножественномчисле Т. падеж в различных языках имеет еще более разнообразные окончания, которые могут быть сведены в главных чертах к суффиксам-bhis -mis.Например, санскр.áçva-bhis"кобылами",avi-bhis"овцами"; греч. формы на-φι, какvaϋ-φι"кораблями"; литовск.rañko-mis"руками", церк.-слав. . Основы на -о- имели окончание -ōis; напр., санскр.vrk-ais, греч. λύχ-oις, лат.lup-is, литовск.vilk-ais"волками". Неясны церк.-слав. формы на , как . Вдвойственномчисле формы Т.падежа совпали с формами дательного и аблатива. Окончания и здесь разнообразны: санскр.-bhyām:vrka-bhyām"обоими волками"; литовск.:vilka-m; церк.-слав. . Особняком стоит греческое окончание -ουν -οιν и в основах на -α -αiv (со значением также родительного и местного падежей двойственного числа): ποδοϊιν, ποδοϊν "обеими ногами", κόρaιv "обеими девицами". При всем своем разнообразии суффиксы Т. падежа выказывают некоторые признаки родства. Так, суффиксы множественного числа-bhis -misотличаются от суффиксов единственного числа -bhi-,-miтолько конечным звуком -s, обозначающим, как полагают, множественное число. Допускавшееся прежде родство суфф. со звуками-bhи-т-в настоящее время должно быть отвергнуто, так как звукиbhитнигде, кроме этих суффиксов, не чередуются. Теперь признается более вероятным самостоятельное существование двух основных суффиксов-bhoi -bhei -bhi(напр., церк.-слав. дательный падеж , лат. ti-bei) и-то -те(напр., церк.-слав. дат. падеж множественного числа ).Из-bhiи-товозникли новые разновидности-miи-bho(последнее в лат. дат., Т. и аблативе множественного числа-bu-s:ovi-bus"овцами"). Это объяснение дает возможность объяснить и суфф.(см. выше), встречающийся в греческом и санскритском языках, производя его из *-m (гласного-m), которое как в санскрите, так и в греческом языке дало звук(ср. винительный падеж единственного числа *греч.-vи -а).Синтаксическаяфункция Т. падежа в латинском языке перешла на ablativus, который по форме является также отчасти Т. падежом, отчасти местным. В греческом так называемый дательный падеж заменил первоначальный Т. Основное синтаксическое значение Т. падежа — социативное (совместность): в Т. падеже ставится имя того лица или предмета, вместе с которым подлежащее выполняет какое-либо действие. Отсюда естественен переход к значению орудия, при помощи которого выполняется действие (casus instrumentalis в собственном смысле). Все отдельные значения Т. падежа легко сводятся к указанному первоначальному: такие разновидности значения, как Т. образа действия, места, времени, обусловливаются не особенным оттенком грамматического значения падежа, а особенностями реального значения слов, стоящих в Т. падеже; так, если слово обозначает некоторый промежуток времени, то мы получаем так называемый Т. времени. То же можно сказать и о других разновидностях Т. падежа, включая и значение орудия: для последнего значения необходимо, чтобы имя, стоящее в Т. падеже, было именем предмета, а не лица. Социативное значение Т. падежа сохранилось довольно ясно в индоевропейских языках; напр. в санскрите: devodevébhirâ gamat — "пусть бог придетвместе с богами"; в греческом μεμαότες έγχειησι — "стремясь впередс копьями"; в латинском: Caesar omnibus copiis Ilerdam proficiscitur — "Ц.со всеми войскамиотправляется в Илерду". Если в Т. падеже стоит имя предмета, которым выполняется действие, то получается Т. орудия: напр. "рубит топором", "писать пером" и т. д. Если в Т. падеже стоит имя сопровождающих действие обстоятельств, то он получает значение обстоятельства образа действия (modi); напр. латинское capillo passo — "с распущенными волосами" (так называемый ablativus absolutus по большей части есть Т. падеж). Отсюда понятен переход к Т. качества (qualitatis); напр. церк.-слав.
Т. места обозначает распространение по некоторой части пространства; напр. "идти дорогой", "ехать морем, лесом" и т. п. Подобное же значение имеет Т. времени: "ночью", "днем" и т. д. Все глаголы, наречия и предлоги, обозначающие совместность, обыкновенно соединяются с Т. падежом; напр., греческое μαχoμai τινι "сражаюсь с кем"; предлог σύν "с", наречия άμα, ομου "вместе", латинское cum "с", славян. — все ставятся с Т. падежом. В балтийско-славянской группе языков Т. падеж часто употребляется как падеж именного сказуемого; напр. "быть рыбаком", "быть богатым". Эта разновидность Т. падежа развилась из Т. образа действия. Процесс перехода значений может быть иллюстрирован следующими примерами: "у дорогибелым камнемосталась Марья царевна", "Игорьсоколомполете". Подобный Т. падеж легко мог употребляться при глаголах, обозначающих "становиться, быть, называться", и таким образом превратиться в Т. именного сказуемого.
Литература.Brugmann, "Grundriss d. vergl. Gramm." (II); Hirt, "Indogerm. Forschungen" (I); W. Streitberg, "Ind. Forsch." (III); Hirt, "Ueber die mit -m- und -bh-gebildeten Kasussuffixe. Ind. Forsch." (V); B. Delbrück, "Ablativ Localis lustrumentalis, em Beitrag zur vergleichenden Syntax" (Б., 1867); Hübschmann, "Zur Casuslehre" (Мюнхен, 1875); В. Delbrück, "Vergl. Synt." (I); А. Потебня, "Из записок по русской грамматике" (Харьков, 1874).
Д. Кудрявский.

  1. творительный падежграм. instrumental m...Большой русско-французский словарь
  2. творительный падежграм.instrumental m...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  3. творительный падежНачальная форма Творительный падеж винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  4. творительный падежтворительный падеж творительный падеж...Орфографический словарь
  5. творительный падежОрфографическая запись слова творительный падеж Ударение в слове творительный падеж Деление слова на слоги перенос слова творительный падеж Фонетическая транскрипция слов...Полный фонетический разбор слов
  6. творительный падежСм. strumentale....Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  7. творительный падежграм.em орудний вдмнок....Російсько-український словник сталих словосполучень
  8. творительный падежтворительный падеж...Русский орфографический словарь
  9. творительный падежeszkzhatroz eset...Русско-венгерский словарь
  10. творительный падеж...Русско-ивритский словарь
  11. творительный падежграм....Русско-китайский словарь
  12. творительный падежгрмu caso instrumental mu ablativo mu...Русско-португальский словарь
  13. творительный падежInstrumentaali...Русско-финский словарь
  14. творительный падеж. p. . pd instrumentl sedm pd...Русско-чешский словарь
  15. творительный падежФорма падежа сочетающаяся с глаголом именем существительным именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия объекта пространственные временные отношения и т...Словарь лингвистических терминов
  16. творительный падежТворительный времени указывает на время совершения действия или проявления состояния. Уехать ранней весной. Возвратиться глубокой ночью. Работать вечерами. Одной февральс...Словарь управления
  17. творительный падежУдарение в слове творительный падежУдарение падает на буквы иеБезударные гласные в слове творительный падеж...Ударение и правописание
  18. творительный падежТворительный падеж грамм. латинское название instrumentalis сохранился в санскритском зендском древнеперсидском литовском латышском и славянском а в остатках в латинск...Энциклопедический словарь