Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СОЦИН, ФАУСТ

(1539 — 1604) — родной племянник Лелия С., основатель секты социниан. Его предназначали к юридической карьере, но, благодаря своему дяде Лелию, которого он очень высоко ценил, Фауст заинтересовался богословскими науками. Вследствие преследования со стороны инквизиции он отправился в 1559 г. в Лион. По получении известия о смерти Лелия, в 1562 г., Фауст немедленно отправился в Цюрих, чтобы забрать оставшиеся после него рукописи. Он считал себя чрезвычайно обязанным дяде в деле своего религиозного развития; но в настоящее время почти невозможно с точностью сказать, что именно из религиозной системы Фауста принадлежало Лелию. В 1562 же году вышло анонимно первое богословское сочинение Фауста. После этого он возвратился в Италию и провел при дворе Медичи 12 лет, пользуясь большим их расположением.В 1574 г. Фауст внезапно оставил Флоренцию и отправился в Базель, чтобы там на свободе отдаться богословским занятиям. По приглашению антитринитария Бландраты, он отправился в 1578 г. в Трансильванию, чтобы вести борьбу с учением Франциска Давида, который проповедовал, что не следует поклоняться Иисусу Христу. Вскоре, однако, он покинул Трансильванию и в 1579 г. явился в Польшу. Здешние антитринитарии, распадавшиеся в свою очередь на много разных толков, встретили его очень недружелюбно вследствие несогласия с его вероучением и не приняли в свою общину. Но это не испугало С.: он поселился в Кракове и начал вести богословскую полемику в особенности с теми антитринитариями, которые склонялись к анабаптизму, а также и с теми, которые совершенно отрицали божество Иисуса Христа. В 1583 г. С. был вынужден оставить Краков и поселился поблизости, в деревне Павликовице, принадлежавшей знатному шляхтичу Христофору Морштыну, на дочери которого он потом женился. Это обстоятельство придало еще больше веса С. в глазах польской шляхты. Неустанное мужественное пропагандирование им своего учения в течение 20 лет увенчалось большим успехом. Ему удалось достигнуть того, что в начале XVII в. уже почти все польские антитринитарии примкнули к его учению. Он умер в Луклавицах, имении своего последователя Авраама Блонского. Многочисленные сочинения С. занимают первые два тома "Bibliotheca Fratrum Polonorum". Биография его, написанная Пржипковским, помещена там же.
См. Sandius, "Bibliotheca Antitrinitariorum" Freistadii (1684); Toulmin, "Memoirs ot the life and writings of Faustus Socinus" (Лондон, 1777); Leder, "Fauste Socin" (Женева, 1885); Будрин, "Антитринитарии шестнадцатого века" (вып. 2, Казань, 1886).
Н. Л—ч.

  1. социн фаустдеятель Реформации в Италии и Польше основатель особого течения см. Социниане. Пользовался злиянием реди антитринитариев. выступавших против христ. догмата о троице. Прес...Атеистический словарь II
  2. социн фаустSocinus Faustus . Теологантитринитарий. Родился дек. г. в Сиене Италия. Получил довольно поверхностное начальное образование пока за его обучение не взялись два его дяд...Теологический энциклопедический словарь
  3. социн, фаустСоцин Фауст родной племянник Лелия С. основатель секты социниан. Его предназначали к юридической карьере но благодаря своему дяде Лелию которого он очень высоко ценил...Энциклопедический словарь