Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СОКРАТ

представляет центральную фигуру в греческой философии; его жизнь, согласовавшаяся с его учением, заслуживает такого же внимания, как и его философия. Несмотря на то, что С. является лицом вполне типичным и, по-видимому, точно охарактеризованным, воззрения на него, на его жизнь и учение отличаются большим разнообразием. Происходит это оттого, что С. сам ничего не писал, посему мы о его учении и о его целях узнаем из вторых рук, из источников, несогласных между собой во взглядах на роль, сыгранную С. Источники для биография и учения С. следующие: Диалоги Платона, "Воспоминания" Ксенофонта, сочинения Аристотеля, глава о Сократе у Диогена Лаэртийского, Плутарх "О Демоне С." и др. Из этих источников Платон и Ксенофонт, наиболее важные, существенно расходятся во взглядах на С. Ксенофонт старается дать фотографически верный снимок с облика философа, но в действительности, вероятно, принижает С.; Платон идеализирует его и вкладывает в его уста идеи, принадлежащие самому Платону. Рассказывают, что С., слушая чтение диалога молодого Платона, воскликнул: "Сколько этот юноша налгал на меня!" Вопрос о том, какому источнику следует более доверяться при изображении С., рассматривался часто и различно решался; последний, писавший по этому поводу Döring ("Die Lehre des Socrates als sociales Reformsystem", Мюнхен, 1895), решает его односторонне в пользу Ксенофонта, в противоположность мнению Шлейермахера; с этим можно согласиться лишь насколько вопрос идет о внешнем облике философа и его учения; самый же дух сократической философии, без сомнения, лучше схвачен в диалогах Платона; исследователь должен, однако, обладать большим чутьем, чтобы, пользуясь Платоном, уметь отличить сократовское от платоновского.
С. (469—399) сын мало известного скульптора Софрониска и повивальной бабки Фэнареты, называл себя аутодидактом (αύτουργός). Отец обучил С. искусству ваяния, и впоследствии показывали фигуры 3-х харит, изготовленные С. Чтение сочинений Анаксагора произвело на С. глубокое впечатление; спиритуалистические тенденции Анаксагора нашли себе в С.благодарную почву. Земными благами С. не обладал, если не считать жены Ксантиппы. Злая жена и сопряженные с ней семейные невзгоды не помешали, однако, С. выполнить гражданский долг по отношению к своей родине. Пламенный патриотизм С. ("Отечество почтеннее и матери, и отца, и всех предков" Критон) выразился в известной его мысли — что он был афинянином еще в утробе матери и желает умереть им — ответ, которым С. отклонил бегство из темницы, предложенное ему друзьями. С. участвовал в трех походах в Делион, Потидею и Амфиполис и проявил величайшее мужество в том, что, будучи эпистатом пританов, противодействовал возбужденному народу в деле об осуждении победителей при Аргенузах (406 г.), воспротивился запрещению тридцати тиранов вести беседы с юношеством и не последовал приказанию их привести Леона Садаминского в Афины. Древние указывают на наружность С., походившего на силена, как характерный признак победы внутренней духовной красоты над внешним безобразием. Любопытный анекдот доказывает силу борьбы С. со своими наклонностями: физиогномист Зопир, встретив однажды С., беседующего с учениками, стал утверждать, рассмотрев черты лица философа, что он родился с дурными наклонностями. Ученики С. рассмеялись, но С. остановил их словами, что он действительно появился на свет с дурными наклонностями, но силой своей воли поборол их. Учительская деятельность С., состоявшая в беседах со всеми, кто его хотел слушать, кончилась для него весьма трагично: его борьба против софистов и всевозможных проявлений софистических учений не спасла его от того, что его же приняли за главу софистической школы и обвинили во вредной, антигосударственной деятельности, и "мудрейший из греков", по определению дельфийского оракула, погиб от обвинения трех малозамечательных лиц: Мелита, ритора Ликона и демагога Анита (последний из них поддерживал Тразибула, изгнавшего тридцать тиранов). Обвинение заключалось в том, что С. развращает юношество, не верит в богов, признаваемых городом Афины, и вводит новые божества. В подтверждение первого пункта приводили, что Крития, один из тридцати тиранов, и дядя Платона — Хармид, равно и Алкивиад принадлежали к числу учеников Сократа. Новое божество, коему, якобы, покланялся С., это его демон, о котором С. часто упоминает в своих беседах; говорит он, впрочем, не о демоне, а о демоническом (το δαιμόνιν).
Обвинение С. в безбожии с точки зрения афинян имело некоторое основание (ср. исследование Fréret, "Mémoire de l'Acad." (XLVII, т. I, 1809), ибо С. был монотеистом и не признавал антропоморфные божества Гезиода и Гомера; менее основания имело обвинение в том, что С. вводит "новых демонов — δαιμόνια καινα", потому что учение о демонах можно найти как в греческой религии, так и в философии (ср. Bouché-Leclercq, "De la divination dans l'antiquité" и Limbourg-Brower, "Histoire de la civilisation moral, et relig. des Grecs", т. VI и др.) Что касается в особенности представления С. о своем демоне, который, по словам Платона, удерживал С. от дурного, а по словам Ксенофонта побуждал С. и к добру, то этот демон являлся Сократу с помощью звука и знака, притом с самого детства и до конца жизни (ср. ст. Вл. Соловьева о Демоне в настоящ. Словаре) и не может быть истолкован ни в смысле простого голоса совести — Дидеро решается даже говорить о шарлатанстве С. (см. "De l'interprétation de la nature"), — ни в смысле мономании (Lélut, "Le démon de Socrate"); все заставляет думать, что С. верил в существование реальных, хотя и невидимых существ, представляющих посредствующее звено между Богом и человеком: следуя увещанию своего демона, С. отказался от политической деятельности и занялся философским анализом. Процесс С., на которого демократическая партия взвела обвинение в упадке народной нравственности, смешав его учение с софистическим — еще ранее Аристофан изобразил С., как главу софистов, — кончился его осуждением благодаря гордому поведению самого С. (ср. "Апологию" Платона и "Апологию" Ксенофонта). Исполнение приговора, вследствие делосских празднеств, было отложено на один месяц. В мае 399 г. до Р. Хр. С. выпил кубок цикуты. Пребывание С. в темнице и его предсмертные беседы с друзьями описаны в знаменитом диалоге Платона "Фэдон". Мнение, что афиняне вскоре раскаялись в приговоре С. не имеет исторической достоверности. Еще теперь в Афинах показывают темницу С., рядом с Пниксом; сооружение, как кажется, позднейшей, римской эпохи.
Смысл и значение сократовой философии понимались различно, но уже древность смотрела на С., как на истинного родоначальника философии, от которого началось развитие главнейших философских систем в Греции. Цицерон называет С. "отцом философии" и в специальности родоначальником нравственной философии, Fouillée ("La philosophie de Socrate", П., 1874) смотрит на С. глазами Платона и видит в первом как бы предтечу идеализма второго; это воззрение нашло себе более раннее выражение у Шлейермахера ("Ueber d. Werth des Socrates als Philosophen"), Диссена, Риттера и Целлера. Перечисленные ученые видят центр тяжести сократовой деятельности в его теории и в особенности в его гносеологических воззрениях, считая его реформатором знания. Другое воззрение на С. утверждает, что С. был, главным образом, социальным реформатором и теоретической философией пользовался лишь как орудием воздействия на умы, с целью подготовки нравственного возрождения (Döring). Защитники этого воззрения считают главным источником для изображения исторического С. воспоминания Ксенофонта. В русской литературе этот взгляд на С. был проведен в статье Н. Маркова, "Значение С., как философа-педагога" ("Жур. Мин. Нар. Пр.", 1871 г.). В пользу второго взгляда можно многое сказать и ему вовсе не противоречит то обстоятельство, что деятельность С. оказалась в результате гораздо более плодотворной в сфере теории, чем в самой жизни; Афины С. не спас от политической гибели, а философии он дал толчок, который чувствуется во всей греческой философии до ее исхода. Деятельность С., имевшая целью нравственное возрождение общества, неминуемо должна была направиться против софистов, субъективизм которых начинал вырождаться в скепсис и отрицание твердых основ жизни. Серьезная сторона софистики была современникам менее заметна, чем те скороспелые и опасные выводы, к которым пришли младшие представители софистики, отпор софистам мог состоять лишь в том, чтобы их субъективизму противопоставить веру в абсолютное начало и показать ложность их учения, исходя из их собственных принципов. С этою задачей блистательно справился С.; его критика софистики была настолько имманентной, стояла настолько на почве самой софистики, что С. могли принять за главу софистов и не заметить сквозившую через внешние софистические приемы веру в безусловное.
С. ничего не писал, он вел беседы с людьми самого различного социального положения, стараясь вызвать в уме собеседника правильное понимание того дела, которого касалась беседа. Эти беседы и искусство направлять их к определенной цели С. называл меэвтикой, или родовспомогательным искусством, так как оно помогало собеседнику родить правильное понимание. Беседы С. касались всевозможных житейских случаев, которые служили ему для выяснения нравственных понятий; он беседовал с полководцами, но не гнушался и беседой с куртизанкой, которой старался внушить правильное понимание искусства нравиться. В беседах проявлялась ирония С. (είρωνεία), состоявшая в том, что он заставлял своих собеседников логическим путем, благодаря удачно поставленным вопросам, придти к сознанию собственного непонимания и в то же время указывал им путь в лучшему построению понятий; для этой цели С. прибегал к приведению ad absurdum, к косвенным доказательствам и лишь в редких случаях излагал прямо свою мысль и поучал; применяя иронию к самому себе, С. делал вид, что в беседе сам желает учиться, что предмет беседы для него самого не ясен и, в противоположность софистам, утверждавшим, что они знают все, С. любил повторять: "Я знаю только то, что я ничего не знаю". Дельфийское "познай самого себя" (γνωθι σαύτόν) прекрасно выражает сущность сократовского метода, который он называл наведением (έπαγωγη); сократовское наведение не имеет ничего общего с индукцией в современном значении этого слова; оно есть дедуктивный прием, состоящий в определении понятий путем исключения. Исходя из частного случая, С. стремится к такому общему определению, которое охватывало бы все частные случаи. В зародыше в приемах С. замечается диалектический метод Платона и даже его учение об идеях. Призвание свое С. видит в исследовании себя и других людей (έξετάζειν έαυτόν καί τούς αλλους). В применении логических приемов определения, коими пользовался С., было столько индивидуального, что мы вправе говорить об особом "сократическом методе". — Главный предмет С. философии была нравственность, но, отожествляя ее со знанием и истиной вообще, С. должен был обратиться к исследованию основ знания. В противоположность софистам, он защищает науку, безусловное знание от мнения (δόξα), т. е. защищает объективный характер познания. Истинное знание заключается, по мнению С., в правильно образованных понятиях, которые имеют объективное значение, а не только субъективное, т. е. для этого времени и в этом месте. Главный признак истины есть ее общегодность, вытекающая из общих логических законов разума. Индивидуальному человеку, предмету исследований софистов, С. противопоставляет общую духовную основу и организацию всего человечества; в этом заключается и ограниченность теоретической философии С., ибо, желая показать объективную истину, он фактически пришел лишь к общегодной, но не объективной истине; ограничение, — которое Платон старался устранить своим учением об идеях. Это ограничение объясняется отчасти тем, что С. придавал исключительное значение исследованиям человека, как существа нравственного, считая философию природы не только излишней, но даже опасной (ср. Ксенофонт "Memorab.", IV, гл. II). Вырвав человека из его связи с целым, С. не мог уже найти обоснования истины ни в чем ином, кроме самого человека, и не воспользовался для этой цели своими теологическими воззрениями, которые развивал тоже лишь по отношению к человеку, не указывая ближайшим образом корней человеческой природы в божестве. Рассматривая теологические воззрения С., нельзя не признать и в этом отношении его заслуг. Политеизм и антропоморфизм греков подвергся впервые критике со стороны элеатской школы: Ксенофан и Парменид впервые провозгласили среди греков идею единого, вечного неизменного Бога, но их пантеистическое воззрение не допускало мысли о Боге, как нравственном начале. С. первый (из философов) понял Божество как начало нравственное, и это представление о божестве противопоставил скепсису Протагора, утверждавшему, что он о Боге ничего не знает. Божественное начало в природе С. усматривает в телеологии, которую он понимает, впрочем, в довольно поверхностном смысле; божественное провидение печется о мире и, в особенности, о человеке. С. указывал на сродство души с божеством и на вероятность бессмертия души, и очевидно, что в его теологических воззрениях заключалось возможное обоснование гносеологии и цельного, объективного мировоззрения. Однако, теология для С., по-видимому, не имела самостоятельного значения, а служила лишь обоснованием этических принципов: в Боге он видел источник как добродетели вообще, так и справедливости в частности. Самое характерное положение сократовской этики заключается, однако, не в ее теологической основе, а в утверждении тожества знания и добродетели и в сведении различных добродетелей (мудрости, храбрости, умеренности и справедливости — четыре основных добродетели общенародного греческого сознания) к одной основноймудрости; в этом положении выразился общий рационалистический характер греческой философии, ценившей в человеке разум выше всего. Сократовское положение о единстве знания и добродетели и следствия из него были усвоены позднейшей греческой философией, правда, с некоторыми ограничениями (напр. у Аристотеля признание этической добродетели, основанной на привычке, наряду с дианоэтической). Из отожествления знания и добродетели вытекали два существенных вывода: 1) никто не зол по доброй воле, а лишь по незнанию; знающий не может поступать дурно; и 2) всякий может стать добрым, приобретя знание, развив свой интеллект (ср. диалог Платона "Протагор"). Великое значение принципа С., столь противоположного нашему миропониманию, притом может быть и не вполне согласного с фактами психической жизни, заключалось в духовной свободе, которая была провозглашена этим принципом, в возможности для каждого человека освободиться от темного природного основания, полученного в удел при рождении. Действительно, если в этом интеллектуализме С. можно видеть некоторый психологический детерминизм, то с другой стороны, нельзя не усмотреть в нем и торжества разума над неразумной волей. На этой стороне понимания принципа С. постоянно настаивал, указывая на необходимость для человека властвовать над своими страстями, подчинять их разуму, не избегая, впрочем, наслаждений, так как наслаждения составляют существенный элемент человеческого счастья. С. вовсе не был аскетом, но он никогда не дозволял страстям брать верх над разумом, почему именно С. стал идеалом мудреца, и его имели в виду различные греческие философские школы, когда изображали портрет мудреца. Систематического изложения различных видов добродетели и выведения их из одного общего принципа — знания, С. не дал; это, может быть, объясняется тем обстоятельством, что С. всегда исходил из частного случая, его рассуждение велось ad hoc и не могло поэтому иметь в виду требования систематичности. Это же обстоятельство, а может быть и необходимость применяться к уровню слушателей, заставляли С. прибегать к грубому утилитаризму и эвдаймонизму (ср. "Memorab." Ксенофонта), столь несвойственному по существу духу его учения. Нельзя думать, что определение блага как того, что полезно человеку, и утверждение относительности красоты, встречающееся у Ксенофонта и даже у Платона (Протагор), выражало истинную мысль С. и не было лишь педагогическим приемом; эвдаймонизм не был основной тенденцией сократовской этики, а входил лишь в качестве составного элемента в его этические воззрения. В применении своих этических принципов к государственной жизни С. был вполне последователен. Он и здесь настаивал на необходимости знания и требовал, чтобы правителями были люди знания, т. е. высказал то требование, которое Платон развил в своем идеальном государстве. В противоположность софистам, С. смотрел на государство, как на порядок, обоснованный божественным планом, не являющийся продуктом эгоистического произвола. Цицерон приписывает С. космополитические тенденции, без сомнения неосновательно, ибо вся греческая этика, не исключая и С., была национальной, и космополитизм является лишь у стоиков, по преимуществу у римских стоиков. Специально сократическая черта — это уважение к работе и физическому труду.
Значение философии С. следует рассматривать с двух точек зрения: с отрицательной и положительной. С отрицательной точки зрения философия С. есть протест против субъективизма софистов, главн. образом против теории относительности нравственных понятий. С точки зрения положительной философия С., не заключая в себе систематического проведения его воззрений на Бога и человека, содержала в зародыше столько новых плодотворных мыслей со стороны методы и содержания, что могла послужить точкой отправления для последующего развития греч. мысли. Противоположные направления могли одинаково черпать из рассуждений С. именно благодаря тому, что у него не было одностороннего и систематичного проведения их. Наконец, великое значение имела и личность философа, явившая своей жизнью и своей смертью редкий пример полного согласия теории с практикой.
Литература приведена в тексте, полнее — у Zeller, "Philosophie d. Griechen" (II т.); Ueberweg, "Geschichte d. Philosophie" (I т., последнее издание), а также в отчетах Zeller'a по греческой философии, помещенных в "Archiv für Geschichte d. Philosophie" (все тома).
Э. Р.

  1. сократСократstrong гр. сохраняющий власть. Ср. Панкратий и такие слова как демократ плутократ....Ты и твоё имя (список имён)
  2. сократок. до н. э. Древнегреческий философ один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов так называемого сократического м...100 великих мыслителей
  3. сократСократ до нашей эры великий греческий мыслитель. Сам Сократ ничего не написал поэтому о его взглядах мы можем судить только на основании их отражений в сочинениях дру...1000 биографий
  4. сократдо нашей эры великий греческий мыслитель. Сам Сократ ничего не написал поэтому о его взглядах мы можем судить только на основании их отражений в сочинениях других гречес...1000+ биографических данных - словарь
  5. сократСократ до н. э.Афинский философ сын камнереза и повивальной бабки муж Ксантиппы чье имя стало нарицательным из за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии ...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  6. сократСОКРАТ strongиз Афин strong до н. э. др.греч. философ учитель Платона strongбыл признан образцом истинного философа и праведника в большинстве философских школ Античност...Античная философия
  7. сократгг. до н. э. греческий философ. Согласно древней традиции Сократ сам ничего не писал. Зато он был мастером диалектического метода и в этой роли выступает в диалогах Плато...Античные писатели. Словарь
  8. сократгреч.u Sokrates до н.э. греческий философ родился в семье скульптора жил и творил в Афинах. Его учениками были Платон Ксенофонт Алкивиад и др. С. не оставил письменного...Античный мир. Словарь-справочник
  9. сократгравер на дереве его имя стоит на рамке passepartout хранящейся в КиевоПечерской типографии вверху ее Троица внизу Успение по бокам разные лики в лист.РовинскийСинонимы и...Большая биографическая энциклопедия
  10. сократгг. до н. э. греческий философ. С. впервые подошел к рассмотрению души как источника нравственности а не просто активности человека доказывая что душа это психическое к...Большая психологическая энциклопедия
  11. сократСОКРАТ Sokrates до н. э. Афины там же древнегреческий философ. Сын ваятеля проповедовал на улицах и площадях ставя своей целью борьбу с софистами iи воспитание молоджи. ...Большая советская энциклопедия
  12. сократSokrates до н. э. Афины там же древнегреческий философ. Сын ваятеля проповедовал на улицах и площадях ставя своей целью борьбу с софистами См. Софисты и воспитание мол...Большая Советская энциклопедия II
  13. сократимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  14. сократSocrates до н.э. греческий философ который известен главным образом по диалогам Платона и который был казнен в Афинах за отказ публично покаяться после обвинения в развр...Большой толковый социологический словарь
  15. сократSocrates до н.э. греческий философ который известен главным образом по диалогам Платона и который был казнен в Афинах за отказ публично покаяться после обвинения в разв...Большой толковый социологический словарь II
  16. сократвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  17. сократок. до н. э. древнегреческий философ один изродоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановкинаводящих вопросов т. н. сократического метода см. М...Большой энциклопедический словарь II
  18. сократСОКРАТ ок. до н. э. древнегреческий философ один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов т. н. сократического мет...Большой Энциклопедический словарь V
  19. сократСократ особове найменування також у висловах голова Сократа чоло Сократа...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  20. сократдо н.э. древнегреческий философ. Был сыном каменотеса и повивальной бабки. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. В г. ...Великие философы
  21. сократдо н.э. греческий философ который известен главным образом по сведениям Платона и который был казнен в Афинах за отказ публично покаяться после обвинения в развращении юн...Глобальная экономика. Энциклопедия
  22. сократок. до н. э. древнегреческий философ....Даты рождения и смерти известных людей
  23. сократдо н.э. др.греч. философидеалист. Род. и жил в Афинах свое учение проповедовал на улицах и площадях сам ничего не писал. Его учениками были Платон Ксенофонт Алквиад Крит...Древний мир. Энциклопедический словарь
  24. сократдо н.э. др.греч. философидеалист. Род. и жил в Афинах свое учение проповедовал на улицах и площадях сам ничего не писал. Его учениками были Платон Ксенофонт Алквиад Крит...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  25. сократдо н. е. грецький флософ. Цей обвинувальний акт письмове свдчення пд присягою склав Мелет син Мелета з Пфоса проти Сократа сина Софронка з Алопеки Сократ винен у тому щ...Енциклопедія політичної думки
  26. сократоколо до нашей эры древнегреческий философ. Один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов так называемого сократи...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  27. сократдо нашей эры великий греческий мыслитель. Сам Сократ ничего не написал поэтому о его взглядах мы можем судить только на основании их отражений в сочинениях других греческ...Исторический справочник русского марксиста
  28. сократдо н.э. др.греч. философ. Известность получил своими беседами с учениками на этич. темы и борьбой с софистами. Историки философии отмечают неск. особенностей его философ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  29. сократСОКРАТstrongоколо до н.э. античный мыслитель первый по рождению афинский философ. Полагая что письмена мертвы отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов н...История философии II
  30. сократгениальный греческий философ родился в году сын афинской повивальной бабки. Благодаря сосредоточенности мышления приобрел некоторые странности мальчишки насмехались над ...Казачий исторический словарь-справочник
  31. сократгениальный греческий философ родился в году сын афинской повивальной бабки. Благодаря сосредоточенности мышления приобрел некоторые странности мальчишки насмехались над ...Казачий словарь-справочник
  32. сократгг. до н. э. великий афинский философ сын ваятеля Софрониска и повивальной бабки Фенареты. В юности он успешно занимался ремеслом отца. Сократ былочень некрасив и по отз...Краткий словарь античности
  33. сократдо р. Х. Учение Сократа как этапный момент в повороте философского знания к индивидуальности человека связано со становлением проблемы человека и гуманизма. Цель философ...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  34. сократмин. цв. Петрополь ТПО Союзтелефильм.жанр драма. реж. Виктор Соколов сц. Михаил Кураев по мотивам пьесы Максуэлла Андерсона Босоногий в Афинах опер. Эдуард Розовский худ....Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
  35. сократприставка СО корень КРАТ нулевое окончаниеОснова слова СОКРАТВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный СО КРАТ Слово Сократ содержит следую...Морфемный разбор слова по составу
  36. сократНачальная форма Сократ единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  37. сократSocrates ок. гг. до н.э. др.греч. философ учитель Платона. Ввел в философию метод диалектики рассуждая вслух он ставил вопросы о природе справедливости добродетели или д...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  38. сократСОКРАТ ок. до н.э. античный мыслитель первый по рождению афинский философ. Полагая что письмена мертвы отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площа...Новейший философский словарь
  39. сократок. до н.э. античный мыслитель первый по рождению афинский философ. Полагая что письмена мертвы отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в...Новейший философский словарь II
  40. сократгреческий философ Алопек Аттика Афины до Р.Х. сын Скульптора мать образованная женщина. Сократ нич всего через Диалоги Платона написанные в качестве протеста против о...Новый философский словарь
  41. сократСократ Socrates до н.э. афинский философ один из самых известных мыслителей Др. Греции человек большого личного мужества и высоких моральных убеждений. Сначала С. повиди...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  42. сократСократstrong а м. разг. Сократий я. Отч. Сократович Сократовна разг. Сократыч. Производные Сократка Кратя. [От греч. sоzо спасать и kratos сила власть. Имя знаменитого ...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  43. сократСократ менник чоловчого роду стота сторична особа...Орфографічний словник української мови
  44. сократок. до н. э. древнегреческий философ. Один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Признавал существование всеобщ...Педагогический словарь
  45. сократок. до н.э. до н.э. древнегреческий философ. Сосредоточие философских интересов С. человек его девиз Познай самого себя. Гл. цель педагогической деятельности С. виде...Педагогический терминологический словарь
  46. сократиздательский дом ТОО Екатеринбург. Методическая литература для учителей и учебная литература для учащихся средней школы. БимБад Б.М. Педагогический энциклопедический слов...Педагогический терминологический словарь
  47. сократдо н. э. выдающийся античный философ. С именем Сократа связано зарождение интереса к этикополитическим темам главная из которых воспитание добродетельного человека и гр...Политологический словарь-справочник
  48. сократСОКРАТ Socrates до н.э. Греческий философ. В г. до н. э. приговорен к смерти афинской демократией по обвинению в отказе поклоняться городским богам в создании новых бож...Политология. Словарь.
  49. сократгг. до н. э. древнегреческий философ один из основателей античной диалектики представленной в форме знаменитых сократовских диалогов. Этическая проблематика была основны...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  50. сократ,Socrtes афинянин. О внешней жизни этой личности столь важной для истории культуры и нравов Греции у нас сохранились только немногие и отчасти очень сомнительные известия...Реальный словарь классических древностей
  51. сократSocrtes . афинянин. О внешней жизни этой личности столь важной для истории культуры и нравов Греции у нас сохранились только немногие и отчасти очень сомнительные извест...Реальный словарь классических древностей
  52. сократок. до н. э. Алопеке близ Афин до н. э. Афины др.греч. философ. Родился в семье ваятеля и акушерки. В молодости занимался ваянием принимал участие в воен. походах афинс...Российская педагогическая энциклопедия
  53. сократСократ Сократович Сократовнаem Синонимы имя философ...Русский орфографический словарь
  54. сократгреческий философ Алопек Аттика Афины до Р.Х. сын Скульптора мать образованная женщина. Сократ нич всего через Диалоги Платона написанные в качестве протеста против о...Сверхкраткий философский словарь
  55. сократСократ гг. до н.э. философ ученик Анаксагора из Афин Никто не может ничему научиться у человека который не нравится.В молитвах он Сократ просто просил богов даровать доб...Сводная энциклопедия афоризмов
  56. сократдо н. э. греч. философ. Жил в Афинах сын камнереза и повивальной бабки. Письменных трудов не оставил. Диалоги Платона и Ксенофонта важнейшие источники для изучения деяте...Словарь античности
  57. сократДревнегреческий философ...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  58. сократМужское имя...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  59. сократСократ до н. э. древнегреческий философ один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов т. наз. сократический метод. ...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  60. сократСократ а муж.em разг.em Сократий я.Отч.strong Сократович Сократовна разг.em Сократыч. Производныеstrong Сократка Кратя. Происхождениеstrong От греч.em sozo спасать и kra...Словарь личных имен
  61. сократдо н. э. древнегреч. философ развивавший учение моральной философии устно в форме диалога и диспута. Репутация С. созданная современниками и изображавшая его как одного и...Словарь по этике
  62. сократСократ сохраняющий власть Словарь русских синонимов. сократ сущ. колво синонимов имя философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы имя философ...Словарь синонимов II
  63. сократСократ сохраняющий власть...Словарь синонимов
  64. сократили до н. э. др.греч. философ А дома руганью крылатой От ярости бледна Встречает пьяного Сократа Суровая жена! аллюз. на жену Сократа Ксантиппу ОМ имя философ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  65. сократСОКРАТ или до н. э. др.греч. философ А дома руганью крылатой От ярости бледна Встречает пьяного Сократа Суровая жена! аллюз. на жену Сократа Ксантиппу Шутл. ОМ ....Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  66. сократSokratns или до н. э. др.греч. философидеалист. Род. и жил в Афинах свое учение проповедовал на улицах и площадях сам ничего не писал. Его учениками были Платон Ксен...Советская историческая энциклопедия
  67. сократок. до н. э. др.греч. философ. Жил в Афинах. В конце жизни был привлечн к суду за введение новых божеств и развращение юношества. Приговорн к смерти отказавшись спастись...Советский философский словарь
  68. сократСОКРАТ ок . до н. э. древнегреческий философ один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов т. н. сократического мет...Современный энциклопедический словарь
  69. сократRzeczownik Сократ Sokrates Sokrat...Универсальный русско-польский словарь
  70. сократдо н.е.em грец. флософ учитель Платона герой його далогв вдграв переломну роль у грец. флософ нцюючи дослдження антропологчно проблематики проголошував етичний рацоналзм...Універсальний словник-енциклопедія
  71. сократгг. до н.э. древнегреческий философ. Сын скульптора Софрониска и повитухи Финереты. Своим главным призванием считал воспитание людей через систематические беседы. На руб...Философия науки и техники
  72. сократСОКРАТ Socrates из Афин до н.э. антич. философ учитель Платона. Учение С. было устным все свободное время он проводил в беседах о добре и зле прекрасном и безобразном д...Философская энциклопедия
  73. сократдо н.э. др.греч. философ. Род. в Афинах сын ваятеля сам ничего не писал проповедовал на улицах и площадях ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодежи. С. ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  74. сократПлатоновский Сократ все время утверждает что он ничего не знает и он мудрее других именно благодаря своему знанию что он ничего не знает однако он не думает что знание не...Философский словарь разума, материи, морали
  75. сократрод. ум. до Р.Х. будучи приговоренным к смерти через принятие яда самый знаменитый наряду с Аристотелем и Платоном философ античности споры о котором продолжаются до на...Философский энциклопедический словарь II
  76. сократдревнегреч. философ учение крого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах где его слушали многочисленные ученики Платон Антис...Философский энциклопедический словарь
  77. сократСократ бл. Афни до н.е. давньогрецьк. флософ творчсть якого стала межею мж перодом ранньофлософських космогонй досократики класичною грецьк. флософю. Син каменяра ...Філософський енциклопедичний словник
  78. сократСтр Сток Срок Сотр Сотка Сорт Сор Сократ Сок Скот Скора Скат Ска Сак Рота Рот Рост Роса Рок Раст Рао Ракс Рак Отар Ост Оскар Оса Орт Орск Орс Орка Строка Таро Орк Окрас О...Электронный словарь анаграмм русского языка
  79. сократСократ представляет центральную фигуру в греческой философии его жизнь согласовавшаяся с его учением заслуживает такого же внимания как и его философия. Несмотря на то ч...Энциклопедический словарь
  80. сократСократ Sokrates гг. до н. э. греческий философ. Согласно древней традиции Сократ сам ничего не писал. Зато он был мастером диалектического метода и в этой роли выступает...Энциклопедия античных писателей
  81. сократСОКРАТ около до н.э. античный мыслитель первый по рождению афинский философ. Полагая что письмена мертвы отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на пло...Энциклопедия История философии
  82. сократСОКРАТок. до н.э. афинский философ удостоившийся поистине вечного памятника диалогов Платона в которых Сократ выведен главным действующим лицом. Родителями Сократа были...Энциклопедия Кольера II
  83. сократСократSocrates . Великий афинский философ род. в г. до Р. X. Он был сын ваятеля Софрониска и повивальной бабки Фенареты. В юности он успешно занимался ремеслом отца. Сок...Энциклопедия мифологии