Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СЕКТАНТСТВО

сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Междусектойиересьюта разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих известному учению, сколько содержание самого учения; поэтому можно сказать: "Секта ариансостоялаиз таких-то лиц" и "Секта арианучила, что Сын Божий сотворен", и, с другой стороны: "Ересь ариансостоялав признании Сына Божия творью", "Ереси арианскойследовалиилидержалисьтакие-то лица". Междусектойивероисповеданием(в случае, если последним словом обозначается не учение, а сама его содержащая церковь) резкой разницы нет; секта есть вероисповедание, которому следует сравнительно небольшое число лиц, и притом такое, которое с точки зрения большинства считается ложным или вредным. Секты в Европе часто добивались признания за ними права зваться церквами, или вероисповеданиями. На официальном языке, в эпохи религиозной борьбы одна и та же община зовется то сектой, то церковью, или исповеданием, смотря по отношению к ней правительства. Вышеуказанное разграничение терминов установилось, и то не совсем прочно, лишь в новое время (после реформации), и отсюда перенесено на древнейшие эпохн, когда слова secta и αΐρεσις употреблялись вполне как синонимы. Это же обстоятельство придало словусектаеще один побочный оттенок, сравнительно с понятием и словомересь.Дело в том, что главнейшие ереси периода с I по VII вв. начинались не с отрицания церковного учения и авторитета, а с попыток выяснить и сформулировать какой-либо пункт учения, не отлившийся еще в твердую догматическую формулу; инициаторы этих ересей не сознавали себя в оппозиции с непрерывным церковным преданием, а напротив, считали себя выразителями и продолжателями его. Подвергшись соборному суду и осуждению, они и их последователи или подчинялись этому суду, или разрывали общение с церковью и начинали свою особую религиозную жизнь.При этом, поставив уже в одном пункте учения свою мысль выше мысли церковной, они чем дальше, тем смелее отрешались от церковного авторитета, как в развитии своего только что осужденного, догмата, так затем и в других пунктах, которые давно уже были твердо сформулированы церковью, так что в оппозиционном отношении их мнений относительно церковного учения ни у них, ни у церковных христиан уже не могло оставаться никаких сомнений. Между тем, своеобразные религиозные мыслители более поздних времен, особенно, начиная с реформации, имели дело уже с подробно развитым, сформулированным и надлежаще авторизованным церковным учением, и касались они по большей части этого учения в его целом или в самих его основах, а не в частном каком-либо пункте; таким образом они оказывались по отношению к нему прямо в таком положении, в какое древние ереси приходили лишь в указанной второй своей стадии. Поэтому и слово "секта", применяемое преимущественно к разномыслящим с церковью общинам средних веков и еще более новых времен, к древним ересям может всего удобнее применяться именно навторойступени их развития — то есть, к тем толкам, на которые они дробились уже по выделении из церкви. Так, напр., редко говорят осекте монофизитов(хотя неправильным и это словоупотребление нельзя назвать), но постоянно говорят омонофизитских сектах(фоартолатрах, юлианистах, северианах, агноэтах и etc.). По той же причине и вообще со словом "секта" привычнее соединяется представление об общине,резко расходящейся с церковью,сравнительно мелкой и замкнутой в себе, чем с понятием исповедания, ереси или еретической общины.Классифицируютсяхристианские секты удобнее всего поисточникам, откуда они черпают свое учение, заменяя тем авторитет и предание церкви, и по темпутям, которыми они разрабатывают эти источники. Порывая с преданием господствующей церкви, как сложным, сектанты неохотно порывают с христианским преданием вообще и безусловно; напротив, они стремятся представить себя наследниками, продолжателями и хранителями исконногоподлинногопредания, забытого или искаженного церковью с более или менее древних времен. Понятно, что чем секта радикальнее, тем отдаленнее период, в котором она усматривает начало искажения подлинного христианства и образования ложного предания; поэтому большинство сект останавливается на первых временах христианства, когда никакого или почти никакого писанного предания еще не было; документальным источником веры является у них одноПисание.При этом они становятся лицом к лицу с вопросами, занижавшими церковную мысль на заре богословия: определах Откровения, об отношенииВетхозаветного и Новозаветного Откровения, и о том,как Откровение охватывается человеком,понимается им и влияет на него.От решения этих основных вопросов зависит все вероучение, организация и этико-социальные понятия сектантов, чем вполне оправдывается вышеуказанный принцип классификации сект. Сообразно ему, секты делятся на: 1)библейскиеили (более или менее)жидовствующие, 2)евангелическиеи 3)имеющие свое тайное писание(примером первых могут служить наши жидовствующие и другие "субботники"; примером вторых — молокане и штундисты; примером третьих — мормоны). Наконец, в глубокой древности, и снова в новейшее время, были мыслители и секты, полагавшие, что религиозная истина дана не в одном лишь Ветхом и Новом Завете, что крупицы ее рассеяны повсюду — в лучших языческих религиях, в творениях философов и поэтов и т. д. Это — сектысинкретические(гностики, толстовцы). С другой стороны, по взгляду на пути усвоения и разработки религиозной истины, секты издавна делятся нарационалистическиеимистические.Первые считаютразумединственным посредником между Откровением и человеческим сознанием и даже отказываются признавать за откровение все, что выше или против разума (так что разум у них не толькопосредник, но исудьяОткровения — в этом разница православного и сектантского богословского рационализма); вторые веруют, что Откровение сообщается человеку и помимо разума, несказанно и таинственно (путем экстатических видений и пророчеств и т. п.). Примером первых могут служить антитринитарии, у нас в России — молокане (последние не отрицают прямо троичность и другие таинственные догматы, а считают их бесполезными и не стоящими внимания); примером вторых — древние монтанисты, квакеры и наши хлысты. Приемы, посредством которых сектанты-мистики получают свои откровения, нередко интересны с точки зрения психологии и психопатологии; полученные откровения они часто ставят выше даже Писания ("буква мертвит, дух животворит"). Секты, как общины более или менее радикально порвавшие с церковным и государственным христианством, весьма часто расходятся с ним не в метафизических только, но и в этических вопросах; а так как везде, где существует государственная религия в той или иной форме, или в основу государственных и общественных отношений заложены определенные этические принципы, этика неразделима с политикой, — то секты весьма часто являются общинами, оппозиционными не только по отношению к церкви, но и по отношению к государственному и социальному порядку, построенному на иных, чем признаваемые сектой, началах. Древние христиане являлись в известных случаях "противниками законов" и в Иудее, и вообще в римской империи. Христианские государства отчасти осуществили в своем законодательстве и социальном строе идеи своего исповедания, отчасти установили обоюдный компромисс; секта, понимающая этические обязанности по-своему, становится кпсевдохристианскому, по ее мнению, государству в теже отношения, в каких первоначальные христиане стояли к государству нехристианскому: "Аще праведно есть перед Богом вас послушати паче, нежели Бога...." Умеренные секты ограничиваются тем, что уклоняются от общественных обязанностей, несовместимых с их этико-социальными идеалами, и безропотно несут правительственные взыскания; наиболее рьяные стремятся прямо к социальной реформе всего человечества сообразно этим идеалам. Примером первых могут служить наши духоборы, примером вторых — анабаптисты первого периода (до 1536 г.). Социальные идеи на религиозной почве являются в сектах обыкновенно в той форме, которая в православном богословии носит названиенравственного мистицизма.Под этим термином разумеется взгляд, по которому евангельские заповеди представляются не начертанием идеала, к которому церковь должна вести общество долгим и трудным путем воспитания в ряду поколений, а чем-то теперь же, сразу достижимым и подлежащим осуществлению. Церковь говорит, напр., что суды, война, клятва суть, по евангельскому учению, зло, и в идеальном обществе им не должно быть места; но они являются злом, главным образом, как доказательства тому, что люди нравственно несовершенны — корыстны, несправедливы, жестоки, лживы. Поэтому бороться с этим неизбежным пока злом надо не отказами от присяги, военной службы и т. д. и не уничтожением этих учреждений внешнезаконодательным путем, а посредством постепенного воспитания всех членов церкви в такой нестяжательности, справедливости, кротости, правдивости, чтобы мало-помалу суды, войны и клятвы сами собой вывелись бы из употребления, отпали как никому не нужные. Секты, наоборот, часто полагают, что именно учреждения тормозят совершенствование людей; церковь, наоборот, признает, что от их упразднения, при несовершенном состоянии личностей, выиграли бы лишь худшие общественные элементы. Кроме указанных причин, секты становятся иногда в оппозицию к власти в силу теории, что законна только правоверующая власть. На этом основании, напр., некоторые раскольники и молокане проповедовали, что властей уважать и за царя молиться не надо, и даже пытались ставить свои власти и венчать своих царей (коронование молоканина Рудометкина за Кавказом). Евангельское учение о равенстве всех людей, как детей одного Отца небесного (равенство нравственное), толкуется иногда сектантами как учение о равенстве социальном и политическом, чем исключается понятие о власти, о повинующихся и повелевающих.
Изсект древней церквипримечательны: 1) секты, отставшие от религиозной эволюции, совершившейся в христианстве: таковы последователи Иоанна Крестителя, не примкнувшие к Христу; с ними часто ставят в связьимеробаптистов(ежедневно крестящих; Евсевий, "Церк. Ист.", 4, 22) игностиков-иоаннитов.Возможно, что они тождественны с еще существующими в Персиимандейцами.Сюда же относятся секты самаританских мессий, пытавшихся конкурировать с христианством:досифеане,симониане,менандриане.2) Иудействующие христианские секты первах времен:назаряне(I — VI в.),евиониты,евиониты-гностики(с конца II в.). 3) Язычествующие секты I — III вв. Они чрезвычайно многочисленны и известны под общим именем сект гностических (см. Гностицизм). Из них ближе всего к католичеству стоялимаркиониты(II — VII в.), дальше всего —манихеи(см.), исповедовавшие, собственно говоря, особую религию, связанную с христианством не теснее, чем, напр., ислам; но манихейство помещается в перечнях христианских сект, так как в своих позднейших фазисах оно было образующим элементом в целом ряде сект чисто хрисианских, каковы:павликиане(VII — XII в.),богомилы(XI — XV в.), по-видимому — также русскиестригольникии некоторыежидовствующие(XV — XVI в.), на Западекафарыиальбигойцы.4) Секты энтузиастические, из которых замечательныкатафриги, илимонтанисты(II — III в., дожили до VIII-го). 5) Несколько сект возникло в древней церкви на почве ригористической моральной тенденции, не удовлетворявшейся допущенным в католичестве минимумом моральных требований и его покаянной дисциплиной. Этой тенденцией отмечены уже некоторые гностические секты, а также монтанизм; в эпоху систематических кровавых гонений на христиан (с половины III в.) она выразилась в принципе, что христианин, выказавший слабость при гонении, не должен быть вновь принимаем в общение верующих, так как простить его может только Бог. Таковыновациане(в Риме, с середины III в.),мелетиане(в Александрии, нач. IV в.; их не должно смешивать с антиохийскими мелетианами второй половины IV в., возникшими на почве арианских споров) идонатисты(в Африке, с начала IV — VII в.). 6) О сектах догматического характера IV — VII в. см. Ариане, Аполлинарий младший, Константинопольские соборы (Македониане), Несториане, Монофизитство, Ориген, Монофелитство, Марониты. Вне прямой деятельности вселенских соборов стоятпелагианеиполупелагиане(семипелагиане) — возникшие на почве вопроса о первородном грехе, благодати и свободе;авдианеиапостолики(в Месопотамии и Малой Азии) — искавшие возврата к христианству I — III в. и нападавшие на примирение церкви с языческими государственными формами;антидикомарианиты(из Аравии) иаэриане(в Армении) — восстававшие против почитания святых и Богоматери, постов и епископской власти. Против философской формулировки вероучения, составлявшей главный предмет деятельности вселенских соборов, восставали в IV в.реториане("все еретики в своем смысле правы; православие состоит в верности своему убеждению"), в V — VII вв. —гносимахи("Бог хочет от христианина только добрых дел; поэтому стремление к теоретическому богопознанию бесплодно и ненужно"). 7) В средемонашества, уклонившегося от католической идеи аскетизма, развилось несколько мистических сект, напр.мессалиане, илиевхиты(вечномолящиеся), впоследствии с примесью дуалистических учений.
Ввизантийско-восточной церквиXI — XV в. новых сект почти не возникало. Заслуживают упоминания толькоарсениты(XII — XIV в.), возобновившие, по поводу дела патриарха Арсения, вопрос о независимости церкви от государства, иварлаамиты, спор которых с афонскими исихастами (гезихастами) был эпизодом великого спора аристотеликов и платоников.
Всредневековой западной церквив эпоху роста и высшего развития папского могущества (XI — XIV в.) сект появлялось также сравнительно немного, так как свободомыслящие в религии лица редко находили достаточно последователей, чтобы организовать их в общину. Важнейшими сектами являютсякафары(с XI в., отсюда немецкое Ketzer; во Францииальбигойцы, см.) ивальденсы(с конца XIII в.). Отрасль первых с резкой дуалистической окраской составлялилюцифериане(западные богомилы).Иоакимиты(Иоаким Фиорский, ум. в 1202 г.) пророчествовали о наступлении царства Духа Святого в 1260 г. и видели антихриста то в Гогенштауфенах, особенно во Фридрихе II, то, напротив, в папах (эти иоакамиты-гибеллины вышли особенно из схизматических францисканцев). Секты, стремившиеся к реформе церкви и общества на почве евангелия, основали Петр Брюйс (сожжен ок. 1126 г.), Арнольд Брешианский (задушен и сожжен в 1155 г.), Виклеф и, наконец, Ян Гус (о различных гуситских толках — см. Гус).
Секты реформационной эпохивесьма многочисленны и разнообразны. 1) Сектымистическиеипантеистические.Мыслители этого рода в Германии редко покидали формально лоно своих церквей и не основали сект в точном смысле слова. Таковы Каспар Швенкфельд из Силезии, Агриппа фон Неттесгейм и Филипп-Авреол Парацельс — первой половины XVI в., католики; Валентин Вейгель (ум. в 1588 г.) лютеранский проповедник, направление которого выяснилось лишь из его посмертных трудов; Себастиан Франк (ум. в 1542 г.), укорявший и папистов, и реформаторов за нетерпимость к анабаптистам, а сам державшийся пантеизма в духе Скотта Эригены. Из итальянских пантеистов этого времени знаменит Джордано Бруно. Француз Коппен основал секту "spirituels", с либертинистической окраской; Генрих Николаи (родом немец) основал в Англии секту фамилистов (familia charitatis) при королеве Елизавете. 2)Анабаптисты, илиперекрещенцы, явились сперва в Саксонии, затем в Швейцарии; оттуда они к 1531 г. были почти вытеснены, но распространили свое учение по всему югу и юго-востоку Германии, до Моравии и Тироля; из южной Германии движение проникло в сев.-западную и северную; в 40-х годах новый очаг его образовался в Венецианской области. После катастрофы Иоанна Лейденского анабаптизм северный стремится отрешиться от своих энтузиастических и социально-политических тенденций и соединяется с южно-германским (см. Меннониты). 3)Антитринитарии и унитарии— рационалисты в богословии и в философии. Кроме Сервета и обоих Социнов (см.), следует упомянуть о Гансе Денке, Людвиге Гетцере, Иоанне Кампане и Давиде Иорисе, в которых анабаптизм перешел в антитринитаризм, о наследниках Сервета в Женеве — Матфее Грибальди, Георге Бландрате и Валентине Гентилисе, об итальянцах — Клавдии Савойском и Камилло Ренато. Итальянские антитринитарии, удалясь в Польшу, составили здесь так называемую арианскую общину (кличка вовсе неподходящая). В XVII в. к баптистам-меннонитам присоединилисьанглийские баптисты, выделившиеся изиндепендентов; акт веротерпимости Вильгельма III (1689) дал их секте права наравне со всеми диссидентами. Они распались в 1691 г. на Regular- и Free-will-Baptists; еще ранее, в 1665 г., от них отделилисьбаптисты-субботники— Seventh-Day Baptists. Баптизм проник из Англии около 1630 г. в Северную Америку, где Рожер Вильямс организовал колонию (ныне штат) Род-Айланд. В XVII веке развилась мистико-евангелическая сектаквакеров(Джордж Фокс, 1624—1691; Вильям Пенн, 1644—1718), и проникла в Северную Америку (путешествия Пенна, штат Пенсильвания). Жан де Лабади (1610—1674) основал сектулабадистов(в Швейцарии, Голландии и северной Германии), исчезнувшую вскоре после 1725 г. Прочие своеобразные религиозные мыслители XVII в. не основали сект.
Секты нового времени.XVIII в. породил на протестантской почве обширное, живучее и, в целом, симпатичное обществогернгутеров(Цинцендорф, ум. в 1760 г.), насчитывающее теперь во всех частях света до 1/2 млн. членов в 100 колониях и ревностно трудящееся на поприще миссионерства и воспитания юношества. В Англии явилсяметодизм(Джон Веслей, Джордж Витфильд). Ряд небольших сект возник из протестантскогопиетизма, который со своим высшим благочестием хотел сперва быть лишь "закваской" в церкви, но при этом нередко доходил до ее отрицания, звал ее Вавилоном, ее таинства — мерзостью и т. п. Независимо от пиетизма возниксведенборгианизм(Сведенборг, ум. в 1772 г.) — мистико-теософическое общество. Баптизм и квакерство дали новые разветвления (Tunkers, Snake-Baptists, Hardshell-Baptists, Six-Principles-Baptists, Jumpers, Shakers). На почве католичества явилисьчешские деисты, илиавраамиты, заявившие о себе открыто после эдикта Иосифа II о веротерпимости, ифранкисты, в Галиции и польской Подолии (Яков Лейбович). Омасонствеи его отношениях к церквам см. Франкмасоны. В XIX в. в католичестве явились и исчезли секты: французско-католическая аббата Шателя, апостолическая аббата Гельсона в Брюсселе, немецко-католическая Иоганна Ронге и Иоганна Черского (1837), имевшая сперва успех; остатки их отчасти перешли в протестантство, отчасти впали в религиозный нигилизм и в 1848 и след. годах вступили в ряды социалистов и анархистов. Новейшее явление в этом ряде попыток реформы и национализации католичества есть община Гиацинта Луазона, вполне определившего свое направление лишь с 1879 г. (см. Гиацинт). Остарокатоличестве— см. это слово. Орденновых тамплиероввозник первоначально из попытки иезуитов обратить в свою пользу масонство во Франции; но он разорвал связь с иезуитами уже в XVIII в. В 1815 г. иезуиты добились его упразднения; в 1830 г. он всплыл опять, но скоро потерял всякое влияние. Он учил о единой откровенной религии, идущей от египетских и эллинских мистерий к Моисею, Христу, апостолу Иоанну и дошедшей до них путем тайного предания; толковал Троицу, как бытие, деятельность и сознание; имел особое апокрифическое иоанново евангелие и стремился низвергнуть римскую церковь, О сенсимонистах, как религиозной секте, см. Сен-Симон. О секте "религии человечества" Огюста Конта, этом "католичестве без христианства" — см. Конт. Изуверный мистицизм сказался в сектах Пёшля (который, однако, отнюдь не одобрял выходок своих последователей, вроде добровольных самораспятий за грехи мира и т. д.) и антонианской (особенно в Бернском кантоне в Швейцарии). Успех Давида Лаццаретти (ум. в 1878 г.) зависел от того, что он выкинул знаменем восстановление светской власти пап и тем доставил себе временное покровительство сбитой с толку курии. Протестантство произвело в XIX в. много новых сект. Классической страной С. явилась Сев. Америка, где, при почти полном (исключение — мормоны) невмешательстве власти в дело религии, собственно вовсе нет церкви, как института, а только секты. В 50-х годах североамериканские методисты перенесли свою пропаганду в Европу; в Англии, в 70-х годах, из методизма выделилась"армия спасения"(см. Бутс), раскинувшаяся вскоре по всей Европе, Индии, Австралии и Сев. Америке. В 1884 г. Бутс располагал 846 казармами в 18 странах и 393000 фун. стерлингов; с тех пор его успех скорее упал, чем возрос.Квакерствов Англии и Америке дало еще несколько толков (Wet-Quakers, Dry-Qu., Fighting-Qu., Evangelical Friends).Унитариисвободно вздохнули в Англии с 1813 г., когда формально отменен был закон, осуждавший их на смерть (давно уже, впрочем, не исполнявшийся). Главой американского унитаризма признается химик Пристлей (ум. в 1804 г.); общины его считаются сотнями; виднейшие деятели — Чаннинг и Паркер. Коммунизм на почве Евангелия проповедуютгармонисты(близ Питтсбурга в Пенсильвании) иперфекционисты, или библейские коммунисты. Эдуард Ирвинг, пресвитерианский проповедник в Лондоне, с 1836 г. возобновил древний монтанизм, с его пророчествами, ригоризмом и хилиастическими упованиями, но с добавлением сильной склонности к аллегорическому толкованию Писания.Ирвингианствоимело некоторый успех и в Германии, даже в католической Баварии. С ним сходны по доктрине, но резко отличны по организации общиныдарбистов(Джон Дарби ум. в 1882 г.) иадвентистов(Вильям Миллер, в Нью-Йорке и Бостоне); последние теперь всего многочисленнее в Мичигане (Seventh-Day Adventists). Карикатуру на себя сами ирвингиане видят вмормонах(Иосиф Смит, 1825).
С.в России.До церковной реформы патриарха Никона сект в России почти не было; впрочем, следы стригольников и жидовствующих дожили до этой реформы и пережили ее. О сектах, образовавшихся в среде старообрядческого раскола, см. Раскол. Под прямым влиянием протестантизма возникла, но дальше его ушла в своих выводах секта"евангелистов"Дмитрия Тверитинова (с конца XVII в.); она дожила до конца XVIII в., когда слилась с молоканством. Во второй половине XVII в. явилась первая русская мистическая секталюдей Божиих, илихристовщина(отсюда хлыстовщина); она нашла много тайных последователей и даже деятелей в среде православного монашества и стала с начала XVIII в. заметным явлением. С 1740-х годов считается начало другой, также мистической секты —духоборческой(Колесников и Побирохин); явилась она в южной Украине, в нынешних Харьковской и Екатеринославской губерниях. Вскоре из нее выделилась сектамолоканская, в которой мистический элемент отступил перед библейско-рационалистическим. Молоканство, под влиянием евреев и жидовствующих, распалось на общину молокан-субботникови молокан-воскресников(конец XVIII в.). В это же время из хлыстовщины выделилосьскопчество, в виде реакции учению хлыстов о внебрачных отношениях, как о "христовой любви", вследствие чего среди хлыстов развился разврат. Все эти секты выросли в эпоху имп. Александра I. Русская простонародная христовщина проникла в верхние слои общества, захваченные принесенным с Запада мистическим направлением (сектаТатариновой).Сам Александр I был в сношениях с Юнгом Штиллингом, квакерами, моравскими братьями и, наконец, с баронессой Крюденер. Выражениями "сверхисповедного" христианства, каким хотел быть русский великосветский мистицизм, было библейское общество, министерство духовных дел и народного просвещения, а также (в идее, но не на деле) священный союз (три государя — представители трех главных европейских исповеданий). Указать в этом русском мистицизме границу между С. и православием нелегко; к нему причисляли себя видные иерархи (напр., Филарет Дроздов на первых порах) и миряне, о которых иерархи отзывались как о редких христианах (Херасков). Однако, в 20-х гг. последовал решительный разрыв. Учение русских мистиков, дальше всего отходивших от церкви, напоминает ирвингианство; центральная мысль его — повторение всей библейской и евангельской истории в душе истинного христианина, как ее возрождение и единение с Христом. В литературе и искусстве оно произвело поэму Хераскова "Владимир возрожденный" и проект храма на Воробьевых горах в память 1812 г., Витберга. Другой общиной, объединившей в себе западный и русский мистицизм, былидухоносцы, или так назыв. ересь есаула Котельникова. Из скопчества выделиласьлазаревщина(Арина Лазаревна, ум. в 1841 г.). В молоканстве около 1836 г. образовалась хилиастическая секта Никиты Иванова и явились, сообразно тому, Илии и Христы. Другие мистики-молокане —сопуны,прыгуны,веденцыисионцы.Новейшее образование в молоканстве —донской толк, отрекшийся от большей части политических тенденций молоканства и имеющий развитой обряд, во многом приближающийся к православию. Наконец, как бы на смену молоканству, с 60-х гг. появился новый вид русского евангелического христианства —штундизм, или (с 70-х годов)штундо-баптизм, существовавший к 1891 г. в 30 губерниях. В новейшее время из него выделилсямладо-штундизм(Яков Коваль). В 70-х гг. в СПб. высшем обществе явилисьредстокисты— слушатели и последователи евангелического проповедника, лорда Редстока. С 1876 г. начинается деятельность Пашкова, учившего вначале чисто по-протестантски; но простонародное пашковство не удерживается на этой почве и обнаруживает наклонность к переходу в "духовное христианство", т. е. к замене Писания внутренним откровением. К христианским сектам наиболее радикального направления следует отнеститолстовство, находящее сочувствие и среди сектантов простонародья, напр., закавказских духоборов и молокан Самарской губ. Христианско-социалистическое направление вышло и прямо из народа, в лице Сютаева и его секты. В новейшее время появились такжемалеванщинаиновохлыстовство(Козин, в Кубанской области).
Статистикарусского С. и раскола есть дело весьма темное, особенно по отношению в так наз. "более вредным" сектам (жидовствующим, духоборам, хлыстам, скопцам, штунде и т. д.). Помимо тайны, сохраняемой администрацией, тут дело затрудняется еще старанием сектантов-мистиков слыть за православных, вследствие чего не только официальные, но и секретные сведения правительства по отношению к ним должны считаться ниже действительных. По официальным данным, в 1870 г. заявлено в Европейской России всего 997600, в Азиатской — 173400 чел. раскольников и сектантов, а по заграничным, выдающим себя за взятые с секретных правительственных, их было приблизительно вдесятеро больше. Ту же пропорцию можно предполагать и теперь. По нижеприводимым официальным данным отчета обер-прокурора святейшего синода в 1893 г. считалось всего менее 2000000 раскольников и сектантов, из которых огромное большинство падает на старообрядческие толки; а по заграничным сведениям одних штундистов в настоящее время около 2000000. Впрочем, эти последние сведения, вероятно, преувеличенны. Вот цифры, взятые из отчета обер-прокурора святейшего синода за 1892—3 г.: 1)Архангельскаяепархия. Филипповцы, даниловцы, федосеевцы, аароновцы, поморцы. 63 учителя, 36 наставниц, 8 скитов. Мужч. 4799, женщ. 7480; всего 12279. 2)Астраханскаяеп. Раскольников 4965, сектантов 8613, всего 13578 чел. 3)Владимирскаяеп. Раскольников (преимущественно нетовцев или спасова согласия) 17000, но эта цифра ниже истинной. 4)Владикавказскаяеп. Поповцев 23882, беспоповцев 1271, сектантов 8323; всего 33476. 5)Вологодскаяеп. Раскольников 6767. 6)Волынскаяеп. В г. Житомире до 1000 раскольников; вообще раскол и С. слабы и не развиваются (цифр нет). 7)Воронежскаяеп. В 60 приходах 14039 чел. 8)Вятская en.Коренных раскольников поповцев 24488, беспоповцев 39365, уклонившихся поповцев 4856, беспоповцев 5226; всего 73935. 9)Донскаяеп. Беспоповцев 21482, беглопоповцев 37649, австрийского согласия 47234, всего 106365 раскольников. Сектантов — молокан, баптистов, духоборов, хлыстов в скопцов — 1830. 10)Екатеринославскаяеп. Раскольников (австрийского толка) 8862 чел., сектантов 873. 11)Екатеринбургскаяеп. 35262 чел. раскольников. 12)Енисейскаяеп. 8339 чел.; число раскольников растет. 13)Иркутскаяеп. Раскольников 1900, сектантов 220; и те и другие — исключительно ссыльные или их потомки. 14)Забайкальскаяеп. — от 45000 до 50000 чел. 15)Казанскаяеп. Раскольников 25223 чел. 16)Калужскаяеп. Раскольников 47000 чел.; тут же же воздыханцы, хлысты, скопцы и нетовцы. 17)Камчатскаяеп. Раскол незначителен, пропаганды нет; цифры не показаны. 18)Кишиневскаяеп. Раскольников и сектантов 25781 чел.; раскол слабеет. 19)Киевскаяеп. Раскольников 8000; из сект сильна штунда (цифры не показаны). 20)Костромскаяеп. Австрийцы, поморцы, федосеевцы, нетовцы, филипповцы, странники, беглопоповпы; всего 36995 чел. 21)Курскаяеп. До 20000 раскольников; сектантство незначительно. 22)Литовскаяеп. Общая цифра неизвестна; в одном Свенцянском у. до 10000. 23)Могилевскаяеп. 8000 беглопоповцев, 5000 поповцев, 9000 австрийского согласия, всего 22000. 24)Нижегородскаяеп. Поповцев 30170, беспоповцев 41566, молокан и духоборов 1584; всего 73320. 25)Новгородскаяеп. Цифры не показаны, но заявлено, что раскол здесь очень силен и прочен. 26)Олонецкаяеп. Регистрироованных раскольников (беспоповцев), явных и так наз. тайных, 2038 мужч. и 5369 женщ., всего 7407, цифра ниже истинной. 27)Оренбургскаяеп. Раскольников и сектантов 78258 чел. 28)Орловскаяеп. Раскол не силен; штунда сильна в Карачевском у. (цифры не показаны). 29)Пензенскаяеп. Раскольников 6240 мужч., 6946 женщ. (на 3/4 поповцев), всего 13186; сектантов 451. 30)Пермскаяеп. Раскол очень силен, но регистрация его невозможна. 31)Полоцкаяеп. Всего раскольников и сектантов 73452 (федосеевды, филипповцы, поморяне и самокрещенцы). 32)Полтавскаяеп. Ок. 1000 чел. 33)Псковскаяеп. Раскольников 35248; в Порховском у. они составляют 15,42% правосл. населения. 34)Рижскаяеп. Федосеевцы; всего 15617. 35)Рязанскаяеп. За расколом у исповеди не было в 1893 г. 14930 чел. (цифра ниже истинной). 36)Самарскаяеп. 82643 чел.; раскол растет. 37)С.-Петербургскаяеп. В столице и в епархии сильна пашковщина; цифры не показаны. 38)Саратовскаяеп. Раскол (поповцы) силен, С. (молоканство) несильно. Цифр нет. 39)Смоленскаяеп. До 17530 раск., большей части австрийского согласия. 40)Ставропольскаяеп. Раскол и С. держатся и растут; цифры нет. 41)Таврическаяеп. Раскольников и сектантов 12111 чел.; сектантов (молокан 9356) 10022, остальные раскольники. Молоканство растет. 42)Тамбовскаяеп.Раскольников 8120, сектантов 10118; из 1039 приходов в 58 имеются раскольники, в 110 сектанты. 43)Тверскаяеп. Раскольников 7195. 44)Тобольскаяеп.54813 раскольников. 45)Томскаяеп. 80000 душ. В Бийском округе местами раскольники составляют 2/3 всего населения. Толки самые разнообразные — спасово согласие, странники, дырники, немоляки, молокане, штундисты. 46)Тульскаяеп.Раскол очень слаб, всего 1665 чел. 47)Уфимскаяеп.16990 душ. 48)Харьковскаяеп.Беспоповцев 5979, поповцев 635; штундистов 377, шалопутов 65. 49)Херсонскаяеп.Цифр нет. 50)Черниговскаяеп.Раскольников около 70000. Штундистов явных 50, на деле гораздо больше, 51)Ярославскаяеп.Раскольников 6056. 52)Якутская область.Около 1500 раскольников и сектантов; из последних многочисленны скопцы.
Литература.А) По истории древних сект, кроме соответствующих отделов во всех общих сочинениях по древней церковной истории и истории догмата: Chr. Fr. Walch, "Vollständige Geschichte der Ketzereien his zum Bilderstreu inclusive" (Лейпциг, 1762 и след.); A. Hilgenfeld, "Die Ketzergeschichte des Urchristentums" (1882). О гностицизме и манихействе в частности см. Гностицизм и Манихейство. О монтанизме: G. Wernsdorf, "De Montanistis" (1751); A. Schwegler, "Der Montanismus u. die christliche Kirche des II Jahrhunderts" (Тюбинг., 1841); Baur, "Wesen des Montanismus" ("Theologische Jahrbücher", 1841, IV); J. de Soyres, "Montanism and Primitive Church" (Кэмбридж, 1878); Bonwetsch, "Geschichte des Montanismus" (1881); Belck, "Geschichte des Montanismus", (Лпц., 1883); Harnack, "Novatian" ("Realencyclopädie der protestantischen Religion u. Kirche" Герцога, X, 652); W. Möller, "Meletins" (т. же, Х, 534), Ribbeck, "Donatus u. Augustinus" (1858); Völter, "Ursprung des Donatismus" (Фрейб., 1883), Jacobi, "Ueber die Euchiten" ("Zeitschrift für Kirchengeschichte", IX, вып. 4); Lindner, "De Joviniano et Vigilantio dissertatio" (Лпц., 1839); W. Schmidt, "Vigilantius, sein Verhältriss zu Hieronymus und zur Kirchenlehre damaliger Zeit" (1860); В) По истории средневековых сект: Karapet Ter-Mkrtschian, "Die Paulicianer". О богомилах см. это слово. О варлаамитах: Ф. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности". Об арсенитах: И. Е. Троицкий, "Арсений, патр. константинопольский, и арсениты" ("Христ. Чтение", 1870). Об альбигойцах и вальденсах — см. эти слова. Вообще о средневековых западных сектах: L. Flathe, "Geschichte der Vorläufer der Reformation" (1835); Hahn, "Geschichte der Ketzer im Mittelalter" (1835); Fel. Tocco, "L'eresia nel medio evo" (Флор., 1889); Döllinger, "Beiträge zur Sektengeschichte des Mittelalters" (1890). С) По истории реформационного периода см. Реформация, Анабаптизм, Сервет и Социн. D) о сектах новейшего времени (после Вестфальского мира): Cramp, "Geschichte des Baptismus" (1873); A. G. Bichley, "G. Fox and the early Quakers" (1884); Lods, "Etudes sur le Quakerisme" (1857); J. Rowntree, "Quakerism past and present" (1859); Max Göhel, "Geschichte der Inspirationsgemeinden" ("Zeitschrift für historische Theologie", 1855); A. Ritschl, "Geschichte des Pietismus". Для сект XIX в.: Nippold, "Handbuch der neuesten Kirchengeschichte" (1893); Carové, "Der Messianismus der neuen Templer" (1835); Wilke, "Die Templerei" (1835); Wiedemann, "Die religiöse Bewegung in Ober-Oesterreich im Beginn der XIX Jahrhunderts"; Schaft "Church and State in the United-States" (Нью-Йорк, 1888). E) О С. в России: до XVII в. — Руднев, "О ересях и расколах в русской церкви" (1839); Ф. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности" (о стригольниках); Сервицкий, "Опыт исследования ереси жидовствующих" (в "Православном Обозрении", 1862); И. Панов, "Ересь жидовствующих" ("Журнал Мин. Народн. Просв.", 1877, 1 — 3); Садковский, "Артемий, игумен Троицкий" (1891). О сектах, связанных с расколом старообрядства — см. Раскол. Для сект с XVII по XIX в.: Ивановский, "Руководство по истории и обличению русского раскола, с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических" (1895); Ливанов, "Раскольники и острожники"; О. Новицкий, "О духоборцах" (Киев, 1892); Реутский, "Люди Божии и скопцы" (М., 1872); Арс. Рождественский, "Хлыстовщина и скопчество в России" ("Чтения Общ. Ист. и Др.", 1882, I — III), Жмакин, "Ересь есаула Котельникова"; Н. Ф. Дубровин, "Наши мистики-сектанты" ("Русская Старина", 1895—1896); Арс. Рождественский, "Южно-русский штундизм" (1889). Прекрасный очерк русских сект дан П. Н. Милюковым в "Очерках по истории русской культуры" (т. II, 2 изд., 1899).
Б. Мелиоранский.

  1. сектантствоСЕКТАНТСТВО в рабочем движении обособление отрыв революц. оргций и партий от трудящихся масс вследствие ошибочных идейнополитич. установок гл. обр. левацкого и догматич. ...Большая советская энциклопедия
  2. сектантствоСЕКТАНТСТВО религиозное лат. secta школа учение от sequor следую общее название различных религиозных групп общин и объединений отделившихся от господствующих направлени...Большая советская энциклопедия
  3. сектантствос. секты sette f pl перен. settarismo m spirito di setta Итальянорусский словарь. Синонимы вероисповедание стригольничество...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. сектантствосSektenwesen n Sektierertum n тж. перен. вероисповедание стригольничество...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. сектантствосектантство с Sektenwesen n Sektierertum n тж. перен.Синонимы вероисповедание стригольничество...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. сектантствос. secta fem doctrina перен.em догматизм доктринрствоem espritu sectario sectarismo m...Большой русско-испанский словарь
  7. сектантствосущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  8. сектантствос. собир. les sectes f pl сектыem догматизм доктринрствоem esprit m sectaire tendances f pl sectaires sectarisme m...Большой русско-французский словарь
  9. сектантствоsectarianism содействие политически сепаратистским линиям от имени секты. Строго говоря сектантское движение может проявлять себя только когда какаялибо группировка в общ...Большой толковый социологический словарь
  10. сектантствоангл. sectarianism нем. SektentumSektierertum. . Принадлежность к секте. . Узость и замкнутость взглядов людей ограничивающихся своими мелкими групповыми интересами . Теч...Большой толковый социологический словарь II
  11. сектантствомен. сер. роду тльки одн....Большой украинско-русский словарь
  12. сектантствос. собир. les sectes f pl секты догматизм доктринерствоem esprit m sectaire tendances f pl sectaires sectarisme m Синонимы вероисповедание стригольничество...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. сектантстворелигиозное обозначение религиозных объединенийоппозиционных по отношению к тем или иным доминирующим религиознымнаправлениям. В истории форму сектантства нередко имели ...Большой энциклопедический словарь II
  14. сектантствоСЕКТАНТСТВО религиозное обозначение религиозных объединений оппозиционных по отношению к тем или иным доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства ...Большой Энциклопедический словарь V
  15. сектантствоа с.i Належнсть до релгйно секти релгйний рух осб що вдокремилися вд панвно церкви. перен. Вузьксть поглядв осб що замкнулися в свох групових нтересах замкнутсть властив...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  16. сектантстворелигиозное термин первоначально применявшийся церковными деятелями а затем широко вошедший в употребление для обозначения религиозных объединений возникавших в основном ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  17. сектантствоот лат. secta учение направление школа в христианстве понимается как принадлежность сектам ограниченным группам отпавшим от вселенской Церкви и жестко требующим признания...Краткий религиозно-философский словарь
  18. сектантствов политическом смысле обособленность замкнутость узких групп единомышленников. Политическое сектантство приводит революционеров к отрыву от широких масс трудящихся. Для п...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  19. сектантствоа ср.em Общее название различных религиозных групп общин отколовшихся от какойл. из господствующих религий буддизма ислама христианства и др. и находящихся к ним в оппози...Малый академический словарь
  20. сектантствокорень СЕКТ суффикс АНТ суффикс СТВ окончание О Основа слова СЕКТАНТСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный СЕКТ АНТ СТВ О Слово Сектантство соде...Морфемный разбор слова по составу
  21. сектантствоНачальная форма Сектантство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  22. сектантствоsectarianism см. Этнический конфликт....Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  23. сектантствосектантство ср. а Общее название религиозных объединений сект отколовшихся от господствующей церкви. б перен. разг. Узость и замкнутость взглядов людей ограничивающихся ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  24. сектантствосектантство сектантство а...Орфографический словарь
  25. сектантствоu с вероисповедание стригольничество...Орфографический словарь русского языка
  26. сектантствосектантство менник середнього роду...Орфографічний словник української мови
  27. сектантствообособление религиозных групп в христианстве исламе буддизме и др. оппозиционных или враждебных господствующей церкви и отколовшихся от нее. Для секты характерны приверже...Отечественная история в терминах и понятиях
  28. сектантствогруппа лиц акторов политического процесса замкнувшихся в своих узких интересах. религиозное обозначение религиозных объединений оппозиционных по отношению к тем или иным...Политическая наука - Словарь-справочник
  29. сектантствоСектантство группа лиц акторов политического процесса замкнувшихся в своих узких интересах. религиозное обозначение религиозных объединений оппозиционных по отношению к ...Политология. Словарь.
  30. сектантствосектантство сектантства сектантства сектантств сектантству сектантствам сектантство сектантства сектантством сектантствами сектантстве сектантствах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  31. сектантствоОрфографическая запись слова сектантство Ударение в слове сектантство Деление слова на слоги перенос слова сектантство Фонетическая транскрипция слова сектантство [сикта...Полный фонетический разбор слов
  32. сектантствосектантство аСинонимы вероисповедание стригольничество...Русский орфографический словарь
  33. сектантствоСр мн. нет . sektantlq triqtilik . sektantlar triqtilr . mc. sektantlq dstbazlq cmiyytdn ayrlma....Русско-азербайджанский словарь
  34. сектантствосектантство с.isectarianism...Русско-английский словарь
  35. сектантствоsectarianism...Русско-английский словарь политической терминологии
  36. сектантствоN...Русско-армянский словарь
  37. сектантствоСектанцтва...Русско-белорусский словарь
  38. сектантстворел. перен.i сектанцтва ср.i...Русско-белорусский словарь II
  39. сектантствоСинонимы вероисповедание стригольничество...Русско-ивритский словарь
  40. сектантствоspirito di setta...Русско-итальянский юридический словарь
  41. сектантствоср. . рел. сектантчылык стмдк кылып турган динден блнп чыккан диний окуунун жана уюмдун жалпы аты . перен. неодобр. сектанттык кз карашынын тардыгы . собир. сектанттар....Русско-киргизский словарь
  42. сектантстворел. zngjio fnli yndng перен. zngpizhyСинонимы вероисповедание стригольничество...Русско-китайский словарь
  43. сектантствоSektantlq...Русско-крымскотатарский словарь
  44. сектантствосектантлыкъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  45. сектантствоsektantisms...Русско-латышский словарь
  46. сектантствоsekterisme вероисповедание стригольничество...Русско-норвежский словарь
  47. сектантствос релu сектыem seitas fplu догматизм доктринерствоem sectarismo m вероисповедание стригольничество...Русско-португальский словарь
  48. сектантствосектантство мазабпараст тариатгар...Русско-таджикский словарь
  49. сектантствос дин.сектантлык мзбчелек...Русско-татарский словарь
  50. сектантствос рел. tarikatlar tarikatlk перен. sekterlik sektarizmСинонимы вероисповедание стригольничество...Русско-турецкий словарь
  51. сектантство.strong lseri et...Русско-шведский словарь
  52. сектантствоSektantlus...Русско-эстонский словарь
  53. сектантствоСЕКТАНТСТВО отпадение от господствующей церкви с переходом отпавшего в как.л. секту см. вообще узкая кружковщина. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского яз...Словарь иностранных слов русского языка
  54. сектантствотермин первоначально применялся церковными деятелями а затем широко вошедший в употребление для обозначения религиозных объединений возникших в основном как оппозиционные...Словарь исторических терминов
  55. сектантствосектантство вероисповедание Словарь русских синонимов. сектантство сущ. колво синонимов вероисповедание сектаторство стригольничество Словарь синонимов ASIS.В.Н. Т...Словарь синонимов II
  56. сектантствосектантство вероисповедание...Словарь синонимов
  57. сектантствосектантство с. . Загальна назва рзних сект вруючих як вдособилися вд пануючо церкви посвому тлумачать традицйн релгйн догми заперечують чи видозмнюють елементи релгйного ...Словник іншомовних слів
  58. сектантствосектантство . Загальна назва рзних сект вруючих як вдособилися вд пануючо церкви посвому тлумачать традицйн релгйн догми заперечують чи видозмнюють елементи релгйного кул...Словник іншомовних слів Мельничука
  59. секта́нтствоСЕКТАНТСТВО а с. . Приналежнсть до релгйно секти релгйний рух осб що вдокремилися вд панвно церкви. Сектантство це по сут та ж сама релгя тльки в дещо пдчищеному вигляд....Словник української мови в 11 томах
  60. сектантствоСЕКТАНТСТВО а с. Приналежнсть до релгйно секти релгйний рух осб що вдокремилися вд панвно церкви.Сектантство на Укран потребувало укранських перекладв вангеля Псалтиря н...Словник української мови у 20 томах
  61. сектантство.религиозное лат. secta школа учение от sequor следую наиболее характерная для эпохи средневековья форма демократич. движения выражавшего в религ. оболочке социальный ...Советская историческая энциклопедия
  62. сектантствоСЕКТАНТСТВО религиозное термин первоначально применявшийся церковными деятелями а затем широко вошедший в употребление для обозначения религиозных объединений возникавших...Современная энциклопедия
  63. сектантствоСЕКТАНТСТВО религиозное обозначение религиозных объединений оппозиционных по отношению к тем или иным доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства н...Современный энциклопедический словарь
  64. сектантствосектантство общее название религиозных объединений сект отколовшихся от господствующих официальных церквей узость и замкнутость взглядов людей ограничивающихся своими...Толковый словарь иностранных слов
  65. сектантствоСЕКТАНТСТВО а ср. . Общее название отделившихся от господствующейцеркви религиозных течений противоборствующих ей и образующих отдельныесекты в знач. Христианское с. Идео...Толковый словарь Ожегова
  66. сектантствоСЕКТАНТСТВО сектантства мн. нет ср. книжн. . Принадлежность к сектам деление на секты религиозное движение лиц отколовшихся от господствующей церкви. Православная церковь...Толковый словарь русского языка II
  67. сектантствосектантство сектантство а ср. Общее название отделившихся от господствующей церкви религиозных течений противоборствующих ей и образующих отдельные секты в знач. Христиа...Толковый словарь русского языка II
  68. сектантствоСЕКТАНТСТВО а ср. . Общее название отделившихся от господствующей церкви религиозных течений противоборствующих ей и образующих отдельные секты в значение. Христианское с...Толковый словарь русского языка
  69. сектантствоа с. Належнсть до релгйно секти релгйний рух осб що вдокремилися вд панвно церкви. перен. Вузьксть поглядв осб що замкнулися в свох групових нтересах замкнутсть властив...Толковый словарь украинского языка
  70. сектантствоУдарение в слове сектантствоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове сектантство...Ударение и правописание
  71. сектантствоSectarianism...Українсько-англійський словник
  72. сектантство[sektanctwo]...Українсько-польський словник
  73. сектантствоа n sekciarstwo...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  74. сектантствоRzeczownik сектантство n sekciarstwo n...Универсальный русско-польский словарь
  75. сектантствоСЕКТАНТСТВО лат. secta школа учение первоначально протестантские объединения и группы отделившиеся от официальных и господствующих церквей начиная со втор. пол. в. С. ...Философская энциклопедия
  76. сектантстволат. secta школа учение обособление религ. организаций и групп отколовшихся от тех или иных т.н. мировых церквей и религий и оппозиционных им. Ленин писал о религ. С Из...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  77. сектантствосектантство сектантства сектантства сектантств сектантству сектантствам сектантство сектантства сектантством сектантствами сектантстве сектантствах Источник Полная акцент...Формы слова
  78. сектантствоТаск Танс Танк Такт Таксон Тавот Стон Стокс Сток Стенка Стен Стек Стат Стас Станс Станок Стан Став Ссек Сотка Сотенка Соте Состав Сост Сосна Соска Сосенка Сонетка Сонет С...Электронный словарь анаграмм русского языка
  79. сектантствоСектантство обособленные религиозные группы оппозиционно или враждебно настроенные к господствующим церквам. Характеризуются догматизмом фанатизмом враждебностью к инаком...Энциклопедия культурологии
  80. сектантствоангл. sectarianism нем. SektentumSektierertum. . Принадлежность к секте. . Узость и замкнутость взглядов людей ограничивающихся своими мелкими групповыми интересами . Теч...Энциклопедия социологии