Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

САПФО

(Σαπφώ, Ψαπφω, Ψάπφα) — знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической (музыкально-песенной) лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского г. Эреса; жила в конце VII и первой половине VI в. до Р. Хр. Вследствие политических волнений, приведших к ниспровержению аристократии (ок. 595 г.), С., как принадлежавшая к знатной фамилии, должна была переселиться в Сицилию; лишь ок. 580 г., по восстановлении могущества аристократии, она возвратилась на Лесбос. К этой эпохе относится история ее любви с Алкеем. Позднее она вышла замуж за богатого андрийца Керкиласа, от которого имела дочь Клеиду. Ее постоянным местопребыванием был лесбийский город Митилена. К числу гадательных эпизодов ее жизни относится любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, вследствие чего она бросилась в море с Левкадской скалы (в Акарнании). В древности существовало много других преданий на счет отношений поэтессы к ее подругам и избранникам. Начало этих преданий было положено представителями аттической комедии (известны имена семи комиков, избравших сюжетом своих пьес эпизоды из жизни С.), которые, не поняв смысла поэзии С. и относясь к культурному развитию эолийской женщины начала VI в. с точки зрения современной им афинской действительности, превратно истолковали некоторые намеки на образ жизни С. Источником предания о Фаоне вероятно была народная песнь об Адонисе-Фаоне (= Фаетон), любимце Афродиты, культ которого был общераспространенным в южной части Малой Азии и на островах, прилегающих к Малоазиатскому материку. Предание о Левкадской скале стоит в связи с обрядом, относившимся к культу Аполлона: на Левкадской скале был храм Аполлона, откуда каждый год, в известный день, свергались в море преступники в качестве искупительных жертв. Выражениеброситься с Левкадской скалыстало в обыденном языке равнозначаще с выражениемкончить жизнь самоубийствоми означало также угрозу наложить на себя руки под влиянием отчаяния. В этом смысле Левкадский утес упоминается, напр., у Анакреонта (fr.19). Произведения С., в которых встречались наряду с восторженными признаниями в любви жалобы неудовлетворенной страсти и ревности, дали повод позднейшим биографам буквально понять означенное выражение. Наконец, много превратных толков существовало в древности, начиная с эпохи средней комедии, на счет чистоты отношений С. к тем женщинам, которых она воспевала в своих стихотворениях. Для афинской комедии особенно благодарной темой было осмеяние экцессов поэтессы, притом не ионянки, писавшей на непонятном для афинян диалекте. Новейшие критики, начиная с Велькера и К. О. Мюллера, отнеслись, большей частью, с полным недоверием к свидетельствам древности о гетеризме С. и объясняли страстность поэтического чувства ее к женщинам отчасти особенностью художественных ее приемов, отчасти тем, что отношения женщин к женщинам на почве дружбы или возвышенной любви, которую Платон проповедовал в своем "Пире", для древности являются столь же нормальными, как и отношения, существовавшие, напр., среди спартанских эфебов или между Сократом и его учениками (Алкивиадом, Ксенофонтом и др.). Это мнение было высказано еще в древности философом конца II века по Р. Хр. Максимом Тирским в 24-м его рассуждении (Διαλέξεις). Равным образом более чем вероятно, что и ревность С. к своим соперницам, Иорго и Андромеде, вызвана была не чувством неудовлетворенной любви, а чувством соревнования на почве поэтического и музыкального искусства. С. организовала кружок женщин и девушек, объединенный служением музам; она сама называет свой дом домом муз, μοισπόος οικία (fr. 61); на почве поклонения красоте и служения искусству и могли создаться те чистые любовные отношения, какие открывает нам поэзия С. Она обращается к девушкам в тех же выражениях, в каких Алкей обращался к юношам. Современники С. не видели в этом ничего предосудительного: поэтесса пользовалась уважением Алкея, Солона, затем Платона и других выдающихся людей древности; митиленцы помещали на своих монетах ее изображения. Из стихотворений ее явствует, что она была прекрасная мать и жена. В произведениях С. личные переживания переплетались притом с изображениями чувств и положений, созданных творческой фантазией; действительность мешалась с вымыслом, как у Анакреонта и Архилоха. Литературное потомство не потрудилось отделить действительность от вымысла; оттого наряду с Фаоном и Алкеем в число избранников С. попали Анакреонт, живший на 60 лет позже ее, и Архилох с Гиппонактом, разделенные друг от друга промежутком в 150 лет. Из новейших ученых строже всех отнесся к С. Мюр в своей "History of greek Literature" (III, 315, 496 и сл.). Сборник произведений С. состоял в александрийский период из 9 книг, расположенных отчасти по метрическим рубрикам, отчасти по видам мелоса. Обусловленная прогрессом личности на почве группового движения, "поэзия С. была посвящена любви и красоте: красоте тела, девушек и эфебов, торжественно состязавшихся с ней у храма Геры на Лесбосе; любви, отвлеченной от грубости физиологического порыва к культу чувства, надстраивавшегося над вопросами брака и пола, умерявшего страстность требованиями эстетики, вызывавшего анализ аффекта и виртуозность его поэтического, условного выражения. От С. выход к Сократу: недаром он называл ее своей наставницей в вопросах любви" (акад. А. Веселовский, "Три главы из исторической поэтики", 1899, стр. 92). Вечные мотивы и темы этой поэзии — соловей, розы, Хариты, Эрот, Пейто, весна — встречаются среди остатков произведений С. на каждом шагу. Особенно любит С. розы; оттого в венке Мелеагра (Anthol. Palat. IV, 1, 6) ей посвящен этот цветок. Тон поэзии С. — задушевный, местами страстный и порывистый, почти везде наивный и безыскусственный, в стиле народной песни. До нашего времени дошло около 170 фрагментов, в том числе одно целое стихотворение. Особого внимания заслуживают следующие фрагменты (по 4-му изданию Бергка, "Poetae Lyrici Graeci", т. III): первый, представляющий собой единственное дошедшее до нас целое стихотворение С., в котором поэтесса, жалуясь на равнодушие к ней девушки, призывает на помощь Афродиту (русские переводы в прозе — Пушкина, в стихах — Водовозова, 1888, и Корша, М., 1899, в его сочинении "Римская элегия и романтизм"); второй, в котором поэтесса, мучимая ревностью, раскрывает свои чувства (51-е стихотворение Катулла представляет собою слегка измененный перевод этого фрагмента; русский перевод его в прозе сохранился в черновой тетради Пушкина); третий, заключающий в себе сравнение какой-то красавицы с луной, перед которой меркнут звезды; 28-й, обращенный к Алкею в ответ на его любовное признание; 52-й, в котором С. жалуется на одиночество в тишине ночи; 68-й, представляющий часть стихотворения, в котором С. предсказывает безвестную судьбу женщине, чуждой культу муз; 85-й, посвященный дочери; 93-й, посвященный красавице, которая сравнивается с "румяным яблочком, растущим на самой вершине высокого дерева: забыли его сорвать садовники... Впрочем, не забыли: они не могли его достать"; 95-й — обращение к вечерней звезде (62-е стихотворение Катулла представляет собой подражание этому фрагменту). Из других произведений С. был известен в древности сборник эпиталамиев (= песни перед спальней), в которых поэтесса устами хора выражала пожелания супружеского счастья своим подругам. Эти стихотворения отличались не столько страстностью, сколько наивностью и простотою тона; особенно характерны фрагменты 91 и 98. Прекрасную характеристику эпиталамиев С. мы имеем у Гимерия (Orat., I, 4), который пользуется при этом образами и выражениями оригинала. Гимны С. не имели, по-видимому, отношения к культу и носили субъективный характер; их называли призывными (κλητικοί), так как в каждом призывалось какое-либо божество. Наконец, С. приписываются элегии и эпиграммы. Таково содержание сапфической поэзии, заслужившей полное признание и поклонение еще в древности. Так, Солон, услышав на пиру одно из стихотворений С., тотчас выучил его наизусть, при чем прибавил, что он не желал бы умереть, не зная его на память. Платон в одной из приписываемых ему эпиграмм (20) называет С. десятой музой. Трезвый Страбон называет С. чудом (θαυμαστόν τι χρήμα) и утверждает, что напрасно было бы искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать, хотя приблизительно, сравнение с С. в поэзии. Дионисий Галикарнасский в сочинении "De compositione verborum" называет С., наряду с Анакреонтом и Симонидом, как представительницу мелодического стиля. По словам Деметрия ("De elocutione", 132 и 166), стихи С. полны любви и весны. Наконец, упомянутый второй фрагмент, переведенный Катуллом и отразившийся в 104 и сл. стихах 2-ой идиллии Феокрита, заслужил большую похвалу Лонгина ("О возвышенном", с. 10). Поэзия С. имела большое влияние если не по содержанию, то по форме, на Горация, выразителя форм греческой лирики в римской литературе, и на Катулла, родственного С. по духу певца нежных чувств и страстей. По богатству ритма поэзия С. ставится выше поэзии Алкея и других меликов. В противоположность дорической хоровой лирике монодическая лирика эолян допускала только либо однородные системы, либо строфы, состоящие из дистихов и тетрастихов; но отсутствие разнообразия искупалось нежностью и плавностью ритма. Преобладающим размером в стих. С. был логаедический, т. е. дактило-трохаический, с его разновидностями, из которых наиболее часто встречаются: логаедическая пентаподия
называемая Сапфическим стихом по преимуществу (Sapphicon Hendekasyllabon), Адонийский стих
ферекратеи, паремиак, просодиак, асклениадеи, гликонеи, хориямбы и др. (см. Westphal и Gleditsch, "Allgemeine Theorie der Griechischen Metrik" III, 2, § 50, Лпц., 1889). В области музыки С. приписывается изобретение плектрона (палочки, посредством которой перебирались струны музыкального инструмента) и миксолидийской гаммы (h, с, d, е, f, g, a, h), которая затем перешла в драму. Ср. Овидий, "15-ая Героида" (Sappho Phaoni), Welcker, "Sappho von einem herrschenden Vorurteil befreit" (Геттинг., 1816); его же, "Kleine Schriften" (Бонн, 1845—1867). Th. Kock, "Alkäos und Sappho" (Б., 1862); Schoene, "Untersuchungen über das Leben der Sappho" (в "Symbola Phil. Bonn. in honorem F. Ritschelii coll.", 1867); Bernhardy, "Grundriss d. griechischen Litteratur" (Галле, 1867); Arnold, "Sappho" (1871); Lehrs, "Populäre Aufsätze aus dem Altertum" (Лпц., 1875); K. O. Müller, "Gesch. d. griechischen Litteratur" (т. I, 1875, Штутгарт, в переработке Heitz'a); Чернышов, "Царица поэтов С. и ее школа" (СПб., 1877); Riedel, "Der Gegenwärtige Stand der Sapphofrage" (Вайдгоф, 1881); Flach, "Geschichte d. griechischen Lyrik" (Тюбинг., 1884); Luniak, "Quaestiones Sapphicae" (Казань, 1888); A. Croiset, "Histoire de la littérature grecque" (Пар., 1890); Gnesotto, "Saffo nelle poesi d'Orazio" (Падуя, 1894).
H. О.

  1. сапфоок. до н. э. О жизни великой поэтессы древности сохранилось очень мало сведений. Известно что родилась Сапфо на острове Лесбос в аристократической семье. Изза политиче...100 великих писателей
  2. сапфоСапфо род. ок. до н. э.Греческая лирическая поэтесса из Митилены на острове Лесбос современница Алкея. Вокруг Сапфо образовалась группа знатных женщин и девушек посвятив...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. сапфоиз Митилены или Эрезии на Лесбосе VIIVI вв. до н. э. греческая лирическая поэтесса. Одна из наиболее выдающихся поэтических индивидуальностей античной Греции. Как и ее со...Античные писатели. Словарь
  4. сапфоСафо Sappho древнегреческая поэтесса й половины в. до н. э. Родилась и жила на острове Лесбос. Основные темы е поэзии любовь и красота подруг взаимные привязанности и г...Большая Советская энциклопедия II
  5. сапфоимя собств. сущ. муж. рода неизм....Большой русско-украинский словарь
  6. сапфовласна назва мен. незмн....Большой украинско-русский словарь
  7. сапфоСафо вв. до н. э. древнегреческая поэтесса. Жила на о.Лесбос. Стояла во главе кружка знатных девушек которых обучала музыкеслаганию песен и пляскам. В центре ее лирики ...Большой энциклопедический словарь II
  8. сапфоСАПФО Сафо вв. до н. э. древнегреческая поэтесса. Жила на о. Лесбос. Стояла во главе кружка знатных девушек которых обучала музыке слаганию песен и пляскам. В центре ее...Большой Энциклопедический словарь V
  9. сапфоСафо VII VI вв. до н. э. древнегреческая поэтесса....Даты рождения и смерти известных людей
  10. сапфоСафо кон. вв. до н.э. др.греч. поэтесса. Жила на ове Лесбос где женщины эолийского племени были относит. свободнее чем в др. обл. Эллады. С. обуч. пению и музыке деву...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. сапфоСафо кон. вв. до н.э. др.греч. поэтесса. Жила на ове Лесбос где женщины эолийского племени были относит. свободнее чем в др. обл. Эллады. С. обуч. пению и музыке деву...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. сапфоСафо вв. до нашей эры древнегреческая поэтесса. Жила на острове Лесбос Малая Азия. Стояла во главе кружка знатных девушек которых обучала музыке слаганию песен и пляск...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. сапфоСафо sappho вв. до н. э. остров Лесбос древнегреческая поэтесса писавшая на эолийском диалекте. Основные темы поэзии Сапфо определявшиеся бытом женского аристократическо...Литература и язык. Современная энциклопедия
  14. сапфоСАПФО Псапфо ок. до н.э. греч. поэтесса. Уроженка острова Лесбоса. Творчество С. отражает кризис аристократической идеологии распад старых социальных связей и рост знач...Литературная энциклопедия
  15. сапфоСАПФО Псапфо ок. до н.э. греч. поэтесса. Уроженка острова Лесбоса. Творчество С. отражает кризис аристократической идеологии распад старых социальных связей и рост знач...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  16. сапфоСАПФО Сафо древнегреческая поэтесса вв. до н. э. Род. и жила на о. Лесбос М. Азия. Возглавляла кружок знатных девушек. Любовная лирика песни к подругам гимны эпиталамы. ...Литературный энциклопедический словарь
  17. сапфоок. ок. г. до н.э. талантливая древнегреческая поэтесса периода архаики создавала гимны обращенные к богам элегии плачи эпиграммы свадебные песни эпиталамии главными...Мировая художественная культура. Словарь
  18. сапфоНачальная форма Сапфо неизменяемое неодушевленное одушевленное...Морфологический разбор прилагательных
  19. сапфоСапфо Сапфо и Сафо нескл. ж....Орфографический словарь
  20. сапфоОрфографическая запись слова сапфо Ударение в слове Сапфо Деление слова на слоги перенос слова сапфо Фонетическая транскрипция слова сапфо [спфо] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  21. сапфоSappho в эолийском наречии величайшая поэтесса у греков родилась в Митилене на Лесбосе или в маленьком лесбосском городке Ересе и жила между и гг. до Р. X. О ее жизни...Реальный словарь классических древностей
  22. сапфоСапфо и Сафо нескл. жен. Синонимы астероид сафо...Русский орфографический словарь
  23. сапфоСапфо Sappho Сапфо Сафо Sappho VII VI вв. до н.э.strong Греческая лирическая поэтесса. Жила на острове Лесбос Митилены. О жизни Сапфо известно мало. Вокруг нее была обра...Сводная энциклопедия афоризмов
  24. сапфосм. Сафо.Источник Словарь сексуальных терминов астероид сафо...Сексологическая энциклопедия
  25. сапфоСафо лат.em Sappho греч. Psappho выдающаяся поэтесса античности. Род. ок. до н. э. в Эресе на о. Лесбос в аристократич. семье. Жила в Мигилене на Лесбосе. Затем в связи ...Словарь античности
  26. сапфосапфо сущ. колво синонимов астероид сафо Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы астероид сафо...Словарь синонимов II
  27. сапфосм. САФОСинонимы астероид сафо...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  28. сапфоСАПФО см. САФО...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  29. сапфоСАПФО Сафо вв. до нашей эры древнегреческая поэтесса. Жила на острове Лесбос Малая Азия. Стояла во главе кружка знатных девушек которых обучала музыке слаганию песен и...Современная энциклопедия
  30. сапфоСАПФО Сафо вв . до н. э. древнегреческая поэтесса. Жила на о. Лесбос. Стояла во главе кружка знатных девушек которых обучала музыке слаганию песен и пляскам. В центре ее...Современный энциклопедический словарь
  31. сапфоУдарение в слове СапфоУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове Сапфо...Ударение и правописание
  32. сапфоVIIVI ст.em до н.е.em грец. поетеса любовн весльн псн та гмни Псн....Універсальний словник-енциклопедія
  33. сапфоVIIVI ст. до н.е. грец. поетеса любовн весльн псн та гмни Псн....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  34. сапфоСапфо Сафо Софа Фас Пафос Оспа Оса Опа Фасо Пос Сап...Электронный словарь анаграмм русского языка
  35. сапфоСапфо знаменитая древнегреческая поэтесса представительница мелической музыкальнопесенной лирики современница Алкея уроженка лесбийского г. Эреса жила в конце VII и п...Энциклопедический словарь
  36. сапфоСапфо или Псапфо Sappho Psappho из Митилены или Эрезии на Лесбосе VIIVI вв. до н. э. греческая лирическая поэтесса. Одна из наиболее выдающихся поэтических индивидуальнос...Энциклопедия античных писателей