Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ОСТОЙЧИВОСТЬ

качество корабля находиться в равновесии в прямом положении и, будучи из него выведенным действием какой-либо силы, снова к нему возвращаться по прекращении ее действия. Это качество одно из важнейших для безопасности плавания; было много примеров гибели судов от недостаточной их О. О. корабля зависит как от его обводов, т. е. формы его наружной поверхности, так и от распределения грузов; пустьАВК(фиг. 1) представляет сечение корабля вертикально поперечной плоскостью, проходящей через центр тяжести егоG,DK— пересечение диаметральной плоскости с плоскостью чертежа.
Фиг. 1.
При прямом положении корабля диаметр. плоскость его перпендикулярна к горизонту водыHH1и тогда центр давленияС0, совпадающий с центром тяжести вытесненного объема воды и называемый в теории корабля центром величины, располагается на одной отвесной линии с точкой G, вес же вытесненной воды равен весу корабля. Пусть (фиг. 2)A1B1Kпредставляет тот же корабль наклоненным около продольной оси на угол θ.
Фиг. 2.
От этого форма подводной части корабля изменилась, ибо частьA1QAвышла из воды, часть жеBGB1вошла в воду, вследствие этого центр величины из положенияС0переместится в другое положениеСи уже не будет находиться на одной отвесной линии с точкойG.В точкеОприложен вес корабляР, в точкеСравнодействующая давления водыQ;обе эти силы направлены вертикально, первая вниз, вторая вверх, и если при наклонении водоизмещение не изменилось, тоQ=P, и тогда эти силы составляют пару, момент которой равенP.Gz,и которая, в зависимости от относительного положения точекGиС, стремится или вернуть корабль к прямому положению, если центр величины будет вС, или еще более накренить корабль, если центр величины переместился не вС, а вС1.В первом случае корабль остойчив, во втором неостойчив. При наклонении на данный угол перемещение центра величины зависит только от обводов корабля, положение же центра тяжести егоGот распределения на корабле грузов — значит О. зависит от обеих этих причин. Вместо того, чтобы рассматривать относительное положение точекGиС, из которых первая постоянна для данной нагрузки корабля, положение же второй изменяется с наклонением, продолжают направление силыQдо пересечения в точкеMс диаметральной плоскостью, тогда видно, что корабль остойчив, если точкаMлежит выше центра тяжести корабляGи неостойчив в противном случае. Оказывается, что для малых углов наклонения (для высокобортных судов до 10°, для низкобортных — пока палуба их не начнет уходить в воду) положение точкиMпостоянное, независимое от наклонения корабля. Эта точка называетсяметацентроми условие О. выражается тем, чтобы центр тяжести корабля лежал ниже метацентра. Положение метацентра зависит только от обводов корабля и вычисляется, пользуясь теоретическим чертежом корабля, для всякого его углубления, для чего наносят соответствующую грузовую ватерлинию и вычисляют при ней водоизмещение корабляV(по объему) и положение центра величиныС0— метацентр находится над ним на той же отвесной линии в расстоянии . Входящая в эту формулу величина представляет собою момент инерции площади грузовой ватерлинии относительно продольной оси и вычисляется обыкновенно по одной из приближенных формул квадратур трапеций или Симсона, т. е.J= (2/3)h[(1/2)y13+ y32+ y33+... + y3u-1+ (1/2)y3n] или жеJ= (2/3)(h/6) [y31+ 4y32+ 2y33+ 4y34+... 4y32k + y32k + 1], гдеhесть промежуток между ординатами, а y1, y2... ординаты, т. е. полуширины грузовой при соответствующих шпангоутах, число которых при пользовании второй из этих формул должно быть нечетное. Мерой О. корабля служит моментPGzвосстановляющей пары, но плечо ееGz=GMsinθ. ПолагаяC0G=a, видно, чтоGM= ρ —α, так чтоPGz=P(ρ — α)sinθ =Р(J/Vα) sinθ.
Величинаaвозвышения центра тяжести корабля над его центром величины вычисляется при составлении проекта корабля и, кроме того, непременно определяется из опыта, сущность которого состоит в том, что поперек корабля перемещают грузp, составляющий около 1/100 водоизмещения корабляPс одного борта к другому, и замечают по длинным отвесам происходящие от этого наклонения корабля θ, тогда величинаGM= ρ— a= (pl/P)cotgθ, где 1 есть перемещение грузар. Эта величина для больших паровых судов составляет около 2 1/23 1/2 фт. При больших углах наклонения величина ρ, входящая в формулу восстановляющей пары, не может считаться постоянной, и эта формула не имеет места. Поэтому, чтобы судить об О. корабля и для углов, больших указанных выше пределов, проводят ряд ватерлиний, отсекающих данный подводный объемVи наклоненных к грузовой ватерлинии под углами 10°, 20°, 30° и т. д. и вычисляют соответствующее каждой из них положение центра величины, а по нему и плечиGzвосстановляющей пары. Результаты такого вычисления представляют графически, откладывая по одной оси углы наклонения θ, а по другой соответствующие плечиGzили моментыP.qz.Полученная кривая называется диаграммой статической О. или диаграммой Рида, предложившего ее. Имея такую диаграмму, можно тотчас же найти угол наклонения корабля под действием данной кренящей пары, для чего, отложив момент этой парыONпо оси моментов (фиг. 3), проводят прямуюNLпараллельно оси θ до пересечения с кривой в точкеL; соответствующий уголn0и будет искомый, в котором корабль, под действием данной пары, будет находиться в равновесии.
Фиг. 3.
Если кренящая пара не будет постепенно и медленно возрастать отОдо величиныON, а будет сразу приложена полностью, как, например, при действии порыва ветра, то корабль перейдет за положение равновесия и наибольший угол наклонения его будет неn0, а иной, который определится из того условия, чтобы, при наклонении до него, работа кренящей пары равнялась работе пары восстановляющей. Действительно, пока корабль, под действием внезапно приложенной пары с моментомON,наклоняется до углаn0, кренящая пара больше восстановляющей и, значит, корабль, повинуясь разности их, будет вращаться ускоренно и, дойдя до углаn0, будет иметь такую угловую скорость, при которой живая сила вращательного движения его равна разности работ кренящей и восстановляющей пар (пренебрегая сопротивлением воды). На диаграмме эта работа изображается площадьюONL.Вследствие приобретенной скорости, корабль перейдет за положение равновесия и при этом его дальнейшем наклонении восстановляющая пара больше кренящей, значит, движение будет замедленное и продолжится до тех пор, пока угловая скорость не станет равнаО, т. е. пока живая сила, которой обладал корабль при наклонении наn0, не сравняется с разностью работ восстановляющей и кренящей пар, т. е. пока площадьLRSне станет равнойONL.Таким образом, корабль наклонится на уголn01, который обыкновенно больше в два раза превосходит такой уголn0, при котором корабль этой парой удерживается в равновесии, ибо диаграмма обращена выпуклостью вверх.
Фиг. 4.
Работа восстановляющей пары при наклонении корабля служит мерой так наз. динамической его О., на которую стали обращать внимание после гибели, в 1870 г., англ. броненосца "Captain"; при первом же пробном плавании "Captain" был опрокинут налетевшим шквалом, не принесшим никакого вреда другим кораблям эскадры, что и было за полтора года перед тем предсказано Ридом в его докладе англ. обществу корабельных инженеров Institution of Naval Architects. Из 550 человек команды "Captain"'а спаслись только 17. На фиг. 4 представлены диаграммы О. "Captain"'a и "Monarch"'a, одинакового с ним по размерам и водоизмещению, но имевшего надводный борт высотой в 14 фт., тогда как у "Captain"'а было всего 5 1/2 фт.; как видно, шквал, который накренил бы "Monarch"'a до 25°, достаточен, чтобы опрокинуть "Captain", между тем для малых углов "Captain" был остойчивее "Monarch"'a. Способы вычисления О. излагаются в сочинениях по теории корабля, напр., Pollard et Dudebout, "Theorie du Navire"; Schmidt, "Stabilität von Schiffen"; их можно также найти в справочных книгах для инженеров, напр., Johow, "Hilfsbuch für den Schiffbau"; "Die Hütte" и пр.
А. Крылов.

  1. остойчивостьОСТОЙЧИВОСТЬ судна способность судна противостоять внеш. силам вызывающим его крен iили дифферент и возвращаться в первонач. положение равновесия после прекращения их дей...Большая советская энциклопедия
  2. остойчивостьсудна способность судна противостоять внешним силам вызывающим его Крен или дифферент и возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения их действия о...Большая Советская энциклопедия II
  3. остойчивостьж. мор.estabilidad fчная остоuйчивость estabilidad transversal...Большой русско-испанский словарь
  4. остойчивостьсущ. жен. рода только ед. ч. с.х....Большой русско-украинский словарь
  5. остойчивостьж. мор. stabilit f...Большой русско-французский словарь
  6. остойчивостьж. мор.stabilit f...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  7. остойчивостьсудна способность судна отклоннного внеш. моментом от положения равновесия возвращаться в исходное положение после прекращения действия этого момента одно из важнейших м...Большой энциклопедический политехнический словарь
  8. остойчивостьи ж. мор.em Способность судна выведенного из положения равновесия воздействием внешних сил качки шторма и т. п. возвращаться в прежнее положение по прекращении этого возд...Малый академический словарь
  9. остойчивостькорень ОСТОЙЧИВ суффикс ОСТЬ нулевое окончаниеОснова слова ОСТОЙЧИВОСТЬВычисленный способ образования слова Суффиксальный ОСТОЙЧИВ ОСТЬ Слово Остойчивость содержит с...Морфемный разбор слова по составу
  10. остойчивостьНачальная форма Остойчивость винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  11. остойчивостьостойчивость ж. Способность судна плавать в прямом положении и выпрямляться после наклонения....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  12. остойчивостьостойчивость остойчивость и мор....Орфографический словарь
  13. остойчивостьостойчивость остойчивости остойчивости остойчивостей остойчивости остойчивостям остойчивость остойчивости остойчивостью остойчивостями остойчивости остойчивостях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  14. остойчивостьОрфографическая запись слова остойчивость Ударение в слове остойчивость Деление слова на слоги перенос слова остойчивость Фонетическая транскрипция слова остойчивость [а...Полный фонетический разбор слов
  15. остойчивостьдержксть стйксть кости....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  16. остойчивостьостойчивость и мор.em...Русский орфографический словарь
  17. остойчивостьЖ мн. нет dniz. lpy davamllq gminin yralanmadan dz zm qabiliyyti....Русско-азербайджанский словарь
  18. остойчивостьintact platform stability...Русско-английский морской словарь
  19. остойчивостьstability мор.u суднаem stiffness остойчивость ж.u суднаstabilityаварийная остойчивость damaged [impaired] stabilityдинамическая остойчивость dynamic metacentric stabi...Русско-английский политехнический словарь
  20. остойчивостьостойчивость ж. мор.istability...Русско-английский словарь
  21. остойчивостьж....Русско-английский словарь по физике
  22. остойчивостьАстойлвасць...Русско-белорусский словарь
  23. остойчивостьмор.i астойлвасць жен.i...Русско-белорусский словарь II
  24. остойчивостьestabilidad...Русско-испанский автотранспортный словарь
  25. остойчивостьж. суд. stabilit f динамическая остойчивость конечная остойчивость начальная остойчивость отрицательная остойчивость поперечная остойчивость продольная остойчивость стат...Русско-итальянский политехнический словарь
  26. остойчивостьж. мор. оодарылбай бир калыпта жр алуучулук мис. кеме....Русско-киргизский словарь
  27. остойчивость....Русско-китайский словарь
  28. остойчивостьnoturba stabilitte...Русско-латышский словарь
  29. остойчивостьstovumas...Русско-литовский словарь
  30. остойчивостьж. Kenternsicherheit f...Русско-немецкий автомобильный словарь
  31. остойчивостьавтомобиляамфибииem Kenternsicherheit...Русско-немецкий автосервисный словарь
  32. остойчивостьсуднаem Kippsicherheit Stabilitt мор.u Unkenterbarkeit...Русско-немецкий политехнический словарь
  33. остойчивостьж морu estabilidade f...Русско-португальский словарь
  34. остойчивостьтехн. остйнсть ност аварийная остойчивость динамическая остойчивость поперечная остойчивость предельная остойчивость продольная остойчивость статическая остойчивост...Русско-украинский политехнический словарь
  35. остойчивостьОСТОЙЧИВОСТЬ остойчивости мн. нет ж. тех. мор. Способность судна плавать в прямом положении и выпрямляться после наклонения....Толковый словарь русского языка II
  36. остойчивостьОСТОЙЧИВОСТЬ ж. Способность судна плавать в прямом положении и выпрямляться после наклонения....Толковый словарь русского языка
  37. остойчивостьУдарение в слове остойчивостьУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове остойчивость...Ударение и правописание
  38. остойчивостьRzeczownik остойчивость f stateczno f...Универсальный русско-польский словарь
  39. остойчивостьспособность плавающеготела судна выведенного из положения равновесия возвращаться вновь кисходному положению после прекращения действия возмущающих сил. О. судовзависит о...Физическая энциклопедия
  40. остойчивостьостойчивость остойчивости остойчивости остойчивостей остойчивости остойчивостям остойчивость остойчивости остойчивостью остойчивостями остойчивости остойчивостях Источник...Формы слова
  41. остойчивостьСочиво Соч Сост Соотво Сойтись Сойти Сойот Совий Сито Сист Сивость Свч Свить Свитч Свист Отчий Отто Сочить Твист Тис Отстой Отсос Отойти Отит Отво Ось Тиссовой Тит Ость О...Электронный словарь анаграмм русского языка